Интервью с Годхантом! Был лютым задром в MMORPG; верит в дуэт с Каспером (и Вилатом); в CS – не пойдет
Виктор Волков дал обещание читателям Sports.ru!
Годханта знают все. Но как много людей знают Виктора Волкова? Я поговорил с комментатором Maincast о его работе, профессиональном росте и... MMORPG. Предупреждаю: RPG будет много, так как Виктор – большой фанат жанра. Впрочем, и о Доте разговор вышел объемным.
* * *
– Ты – один из самых опытных кастеров в СНГ, 8 лет в эфире. Чем отличается комментатор Godhunt из 2013 года от Годханта из 2021-го?
– Более сдержанный, это точно. Гораздо проще стало под любого комментатора подстроиться – раньше очень узкий пул был, комментировал с Вилатом, Каспером, Версутой только.
– Сейчас на Maincast много молодых талантов. Подходят ли они к тебе за советом и оценкой?
– Да обычно все ограничивается разговором: «Как чувствуешь, нормальный эфир? Много забираю или мало?» Мне кажется, комментирование – это полет души, и пытаться прийти к стандарту – не лучшая идея. Важно быть собой, свои эмоции показывать.
– Я не про подражание, а про оценку со стороны опытного кастера.
– А как оценить творческую деятельность? Это все равно, что подойти и попросить оценить музыку или фильм. Кому-то нравится, кому-то – нет. Ты можешь со своей колокольни посмотреть и сказать: «Не, братан, ты куда-то не в ту степь воюешь», а это будет совсем не так.
Яркий пример – комик Щербаков, которого выгоняли с юмористических шоу и говорили ему: «Твой юмор – не комильфо», а сейчас он один из самых известных комиков в стране.
– А ты сам любишь Щербакова?
– Не прямо люблю, но то количество шуток, которые он извергает за одну минуту... Он берет количеством. Одна из пяти окажется смешной, и тебе нормально. А он их в минуту пять и выдает.
– Твой первый эфир в дуэте – с Каспером. И так получилось, что до сих пор ваша пара одна из самых узнаваемых. У вас не возникает проблем с тем, что вы оба – play-by-play комментаторы?
– Вообще нет проблем на самом деле. Проблемы, может быть, у зрителя! (смеется) На самом деле, я сам за то, чтобы аналитик + play-by-play комментатор были на важных матчах, но я сторонник идеи «киберспорт – это шоу».
Если бы были профессиональные аналитики, которые действительно по драфту могли бы всегда предсказывать, что произойдет, они были бы миллиардерами из-за ставок. Но так не происходит, потому что Дота – слишком гибкая игра, и оценить действия игрока в определенный момент очень сложно. Ты не знаешь задумку, не знаешь колла, и так далее.
И даже когда аналитик тебе говорит: «Вот здесь сделано неправильно», это еще не значит, что он прав. Если аналитик готов подстроиться под настроение эфира, под темп play-by-play, это вообще идеально. Скажу так: мне не мешает каст от двух play-by-play, если они заводят зрителей и держат градус. Мне смотреть это интереснее, чем размусоливание, когда стоило нажать Глиммер.
– Ты сам сказал несколько минут назад, что стал гораздо сдержаннее. У тебя нет ощущения, что Дота и киберспорт в целом уходит в сторону серьезности?
– Конечно, да. Костюмчики, рубашки – все это связано, как мне кажется, с новыми спонсорами и инвесторами. Они привыкли платить за такой формат проведения. Опять же, это поднимает дисциплину – в свое время все расхлябаннее к этому относились, и построить работу было сложнее.
Я не могу сказать, что я – фанат этого. Как по мне, студия аналитики должна быть веселее, но это лишь мое мнение. Я не бизнесмен, я простой комментатор.
– Вилат в подкасте с Шадоувехом после первой DPC-лиги обещал, что Maincast постарается не ставить двух play-by-play комментаторов. Если ты сегодня узнаешь, что больше никогда не выйдешь в эфир с Каспером, сильно расстроишься?
– Расстроюсь, но я почти уверен, что этого не будет. Я же, получается, и с Вилатом не буду комментировать тогда, и с большинством других кастеров? Я не думаю, что это правильно, потому что синергия комментаторов важнее тонко подмеченных моментов с аналитиком, если они вообще будут.
Опять же, это нужно спрашивать у зрителей. Нужно проводить опросы, собирать фидбэк о том, что больше нравится зрителю. Заводной эфир или тонкий разбор моментов. Интересно ли аудитории в пятницу вечером после карты разбор полетов?
– А ты часто собираешь фидбэк о себе со стороны?
– У меня все соцсети открыты, поэтому те, кто хочет донести фидбэк, они заходят туда или на стрим и говорят. Опять же, какие-то заметки по качеству эфира я с удовольствием приму, а заметки о том, как надо вести эфир, я обычно игнорирую. Если пытаться изменить стиль и ход комментирования, тут уже непонятно, что от тебя останется. Так можно и Гугл-мужика поставить в эфир.
Виктор очень любит MMORPG. Начинал с локалок Lineage 2, добавил в топ-3 MMO «Бойцовский клуб», верит в RPG от Amazon
– В Дота-сообществе нет большего знатока жанра MMORPG, чем ты. Как ты познакомился с этим жанром?
– Мне кажется, как и все остальные – это был Lineage. У кого-то был WOW еще (у меня тоже), но Lineage зацепил куда сильнее. Проблемы с интернетом в маленьких городах в мою эпоху взросления привели к тому, что играть возможно было только на локальных серверах. Была какая-то сетка на Владимирскую область с безлимитом, и там играли в Lineage.
Как узнал? Прихожу к другу, он мне показывает: «Смотри, я тут бегаю, есть другие люди». Я такой: «Другие люди?! Ни хрена себе!» Пошел на х1 сервер, докачался до 18-го уровня за неделю. Потом узнал, что есть «соски» [Soulshot и Spiritshot, повышающие характеристики персонажа], разорился на них... В общем, затянуло сильно.
В основном я играл во фришки до последнего момента. Это сейчас фришки живут неделю-две, а раньше могли существовать по 2-3 года. Создавалось огромное сообщество, был высокий онлайн. Я познакомился с огромным количеством людей, с которыми до сих пор общаюсь. Огромная благодарность за это миру MMORPG. В Москве гуляли, помогали друг другу – это здорово.
– То есть в MMORPG тебя больше всего привлекает социальная составляющая?
– Да, я любитель всех этих кланов, пачек. Со временем, конечно, устаканивается количество людей, с которыми ты играешь. Вы просто переходите из проекта в проект и вы вместе играете. В последний год играл в Lineage 2 Essence – классно провел год! Новые люди, новые знакомства, новые эмоции. Все мы играем в игры ради эмоций.
– Сколько ммо-шек ты перепробовал?
– Точно не вспомню... Навскидку – около десяти, но редко какая заставляла задерживаться дольше, чем на неделю. У меня есть такая привычка, я [погружаюсь] в омут с головой. Если я начинаю играть, то начинаю люто задротить. Драйверы, все дела, персонажи 24/7 онлайн. Поэтому большинство MMORPG очень быстро проходятся, а дальше игра просто заставляет тебя заходить ради ежедневок – это ничего не дает. Довольно быстро перестаешь в нее просто заходить.
– У тебя есть любимый класс персонажа?
– А нет такого. В момент создания персонажа происходит какой-то тик, и я выбираю, будет ли это маг, даггерщик или лучник. Обычно я не люблю милишников – у меня, видимо, детская травма. На персонаже ближнего боя надо добежать, пока тебя уже бьют. Ты с каким-то мечом бежишь на лучника, а он в тебя 20 выстрелов дал. Потом он отступает и снова настреливает... Меня это триггерит.
Я болею за Empire с 2013 года. Это как жить вечной зимой
– Назови свой топ-3 MMO.
– Lineage: Chronicle 4, Interlude [Sports.ru: Виктор назвал две разных главы истории Lineage, по сути – два разных аддона]. Правда, с хрониками дело может быть не в самой игре, а в самых теплых воспоминаниях. New World еще не вышла, но я ее пощупал в ЗБТ, и она мне сильно понравилась, поэтому мы ее в топ-3 забрасываем.
А вот третья... А мы «Бойцовский Клуб» относим к MMO?
– Ничего себе ты вспомнил! Окей, давай тогда это будет он.
– Олдов будет немного, кто это вспомнил. Но те, кто застал Dial-Up интернет, должны понять. Ну и давай еще WOW добавим как равнозначный вариант. У меня не было никогда желания прямо заходить и задротить его, но он заслуживает тройки лидеров.
– Ты назвал New World, и мой следующий вопрос как раз косвенно про нее. Расхожее мнение: жанр MMORPG мертв. Тем не менее, сейчас появляются новые игры. Какой должна быть игра в этом жанре в 2021 году, чтобы от нее не пахло нафталином?
– По мне, создать новую классную MMORPG невозможно. У нас очень сильно поделилось сообщество на «ведер» и «работяг» – олды поймут. Есть люди, которые заходят работать в игру 24/7, и с ними невозможно конкурировать тем, кто играет два, четыре часа. Есть те, кто играют 8 часов и думают, что это много. На самом деле, это в три раза меньше, чем играет тот, кто пришел работать. Потому что есть игра по сменам, драйвера и так далее – его персонаж всегда будет в разы сильнее.
Это пытаются урегулировать донатом, мол: «Раз человек много работает, он может компенсировать онлайн». К сожалению, в СНГ разработчики не видят стоп-крана донату. Однажды наступает момент, когда вопрос встает так: если у тебя есть лишние 300-500 тысяч рублей, ты будешь неуязвим даже для десятка работяг.
Возможно, когда-то придумают вселенную, где будет, чем заняться PVE-крабам – добывать мясцо, варить борщи для PVP-игроков, но пока к этому никто не пришел. Есть студии, которые пытаются ограничивать ежедневками, яркий пример – Revolation, но ты через месяц перестаешь заходить в игру, так как она превращается в День Сурка. Ты заходишь, выполняешь ежедневные квесты и закрываешь, потому что у тебя есть ограничения по очкам действий. Это попытка уравнять тех, кто играет 24 часа в сутки и тех, кто играет 3 часа, но через неделю и тем, и другим делать нечего.
Как найти баланс? Не знаю. Мне кажется, MMORPG сейчас слишком дорого стоит в разработке. Оптимизация и так далее... Есть люди, у которых проект выстреливает, но у них не хватило ресурсов на оптимизацию. Из последнего – Last Oasis. Там мир, где движется без перерыва Солнце, поэтому тебе нужно постоянно путешествовать на кораблях, которые там сам строишь. Затем ты берешь на абордаж такие же другие корабли. Это такая песочница, но очень красивая. Все было классно: очень топовая игра! Но как только на одной локации встречалось 100 человек, все на любом компьютере превращалось в лютое слайд-шоу, причем регионально зависимое. Человек из СНГ видит в пять раз больше лагов, чем человек из Европы. Мы сравнивали по стримам из одной драки. В итоге его онлайн упал на 99% спустя месяц после релиза.
Поэтому ждем, пока компании с безмерным количеством денег займутся этим. Сейчас вот Amazon пробуют с New World – посмотрим, что из этого выйдет.
Надеюсь когда-то увидеть вселенную по Гарри Поттеру.
– Я думаю, это мечта очень многих людей!
– Видишь, даже ребята с огромными деньгами не суются в это ремесло. MMORPG могло бы собрать десятки, а то сотни тысяч онлайна, но никто пока это не трогает.
– Если читатель захочет приобщиться к миру ммо-шек с нуля, что ты ему посоветуешь?
– Хе-хе. Во-первых, четко определить, сколько свободного времени он готов уделять игре. Во-вторых, желательно выбрать игру Buy-to-Play, где не будет, извиняюсь за выражение, анального доната. В-третьих, не нарушать рамки из первого пункта, чтобы мир MMORPG не поглощал тебя целиком, как это сделал со многими студентами и школьниками. Очень многие, думаю, были отчислены просто потому, что пропали.
Это в принципе касается всех игр, просто MMO чуть больше затягивает: новые друзья, новые эмоции, «го еще часик и го еще одного босса».
– У тебя есть MMORPG, которую все считают классной, а ты не понимаешь, за что?
– Нет, наверно нет. Есть бесконечный спор между фанатами Lineage и WOW, но я бесконечно уважают World of Warcraft за ее PVE-составляющую. Там появляются даже гильдии и профессиональные игроки, которые пытаются максимально быстро закрыть данжи.
Мне кажется, в жанре очень много кочующих игроков от игры к игре. Да и в СНГ не так много игроков в этом жанре в целом. Все эти игры, которые выходят, это все +- один и тот же пласт людей.
– Ты буквально заспойлерил мой следующий вопрос! Ты наверняка знаешь, кто такие Method и что они делают в WOW?
– Я тебе наверняка скажу, что не знаю! Я видел новости, как первый человек брал 60-й уровень в новом релизе WOW, смотрел на стриме вместе со 100 тысячами зрителей. Это безмерно круто, но чтобы понимать, что происходит на экране, нужно самому играть, а я не играю.
Рад за ребят, что они нашли себе такое увлечение и стали одними из лучших. Но пристально я за этим не слежу.
– У тебя есть медийка и опыт. Ты никогда не думал над тем, чтобы создать аналог Method в СНГ?
– Для этого надо очень много времени. У меня есть основная работа, дом, семья. Сидеть 18 часов в день и разрабатывать тактики, как убить очередного мобчика – здорово, но:
1. Это должно очень хорошо монетизироваться, чтобы забить на основную работу.
2. Мне кажется, это больше для подростков в СНГ, когда ты можешь кучу свободного времени потратить на это, а ответственности у тебя еще нет.
– Киберспорт в MMORPG – мертвая идея?
– Разве что какие-то аренки. У нас же были соревнования по World of Warcraft? Арена 3х3 вроде. Не уверен, где, но вроде на Дримхаке. Мне кажется, MMORPG как и Battle Royale киберспорт не нужен. Это же сессионка – побегал, сразился где-то. MMORPG – это про безграничное развитие персонажа, а для киберспортивной составляющей нужно всех загнать в рамки. А если есть рамки – то это уже не MMORPG.
Я сторонник того, что этим жанрам киберспорт не нужен. Из Battle Royale можно PUBG выделить – у их получилось [в киберспорт]. Он довольно медленный, поэтому есть время что-то показать, рассказать про команду. Может быть, PUBG еще подходит, но других игр в жанре я не назову.
Возвращаемся к Доте и Виктору Волкову. Или Вите Годханту?
– Ты был профессиональным игроком в Point Blank, активно играл в PUBG и другие шутеры. При этом ты игнорируешь Counter Strike, хотя твои сокастеры-дотеры спокойно сидят в двух студиях. Тебе не нравится эта игра?
– Думал, но всегда возникал вопрос: «А есть ли в этом смысл?» Сейчас у Maincast предостаточно турниров по Доте. Я бы не сказал, что у меня выходных – завались. То есть мне либо вместо Доты идти комментировать CS, либо в единственный выходной. Вместо Доты я явно не хочу, а в выходной у меня еще есть и личный стрим – мне нравится заниматься им. Если на одной чаше весов будет мой стрим, а на другой – каст Counter Strike, личный стрим сильно перевешивает.
Я хотел бы покомментировать Call of Duty, если он станет киберспортом. Я бы сел и покомментировал Battle Royale в CoD – я в него много наиграл, мне нравится темп игры. Counter Strike – я очень много в него играл, в Source. Даже играл за какую-то европейскую команду. Не сказать, что крутые результаты были, но сколько-то пострелял. Но я не скажу, что я хочу комментировать его – там хватает своих кастеров, которые занимаются только этой дисциплиной. Нужно провести тысячи игровых часов и отсмотреть миллион демок – посмотреть, какие раскидки; какие позиции правильные, а какие нет, чтобы сесть и поговорить об игре профессионалов.
– Ты не принимаешь особых усилий по прокачке медийки – я не помню от тебя горячего косплея, как у NS’а, не помню попыток сделать отдельное шоу, как у Маела и Друга. Я правильно понимаю, популярность для тебя – лишь побочный эффект твоей работы?
– Скорее да, чем нет. С одной стороны, чем ты популярнее, тем ты более востребованный. Насчет личного контента – у меня была пара блогов с The International, носился там с камерой. Но каждый раз сталкивался вот с чем: «здесь нельзя снимать», «здесь человек занят» и так далее. Слишком много сложностей.
А вообще, заспойлерю и замотивирую себя наконец этим заняться! Я планирую делать обзоры на игры – в основном, MMORPG. Возможно и мобильного гейминга коснусь. У меня есть к этому интерес, но мне нужен пинок, чтобы сделать старт. Самое сложное – начать, выстроить весь процесс от монтажа до публикации.
Но это не нацелено на повышение медийки, ни в коем случае.
– Теперь наши читатели будут напоминать тебе в соцсетях и на трансляции, если ты не запустишь канал!
– Я на это надеюсь! Может, так я сподвигнусь. Возможно, New World станет отправной точкой... Я очень люблю записывать обзоры крафтов, и все такое. Но это все нужно доводить до ума.
– Если бы ты выпускал собственный мерч с картинкой и фразой, что бы ты выбрал?
– Сложный вопрос... Фразу я, наверно, не выберу... Стоп, вообще-то у меня есть мерч! Он просто не продается, а разыгрывается за баллы канала. У нас есть рулетка: набираешь 50 тысяч баллов, покупаешь билет. Набирается 10 билетов и один счастливчик выигрывает футболку. Я тебе скину фотографию сейчас.
– Блиц-характеристика. Я буду называть черты характера, а ты будешь отвечать, относится ли это к тебе.
- Уверенность? Нет
- Амбициозность? Да
- Инфантилизм? Нет
- Беспечность? Нет
- Общительность? Да
- Консерватизм? Нет
- Оптимизм? Да
- Тактичность? Да
- Доверчивость? Да
- Честность? Да
– Где-то год назад один мой коллега сказал: “Если бы в мире не было Элайджи Вуда, мем про нестареющего человека сделали бы с Витей Годхантом. Даже когда он будет президентом ООН, для меня он будет Витей”. Я сейчас разговаривал с Витей Годхантом или Виктором Волковым?
– С Витей Годхантом.
5 героев, которых мы очень давно не видели на про-сцене
Летняя прямая линия с командой киберспорта и игр на Sports.ru
2003? 2004? 2005?
Как молоды мы были...
«Не можешь выиграть честно, выиграй хоть как - нибудь».