Интервью с Лазарем до того, как он стал спортивным директором Virtus.pro: про переход из баскетбола в Доту, коллег по Рухабу и восточную философию
Мартовская беседа с новым спортдиром VP.
От редакции: В марте Александр Чернышев побеседовал с бывшим баскетболистом ЦСКА Иваном Лазаревым, который перешел в RuHub. 7 августа Virtus.pro сообщила, что Lazar’ стал спортивным директором клуба, поэтому мы вновь показываем вам это интервью.
* * *
Бывший центровой ЦСКА Иван Лазарев присоединился к студии RuHub в качестве комментатора по Dota 2. Мы связались с ним и узнали:
- Как в жизни баскетболиста появился киберспорт;
- Сколько у него MMR;
- Как близкие отнеслись к смене рода деятельности;
- Три главных принципа восточной философии, которым Lazar’ старается следовать.
– Привет, как дела вообще, как твой день?
– Нормально. Сегодня с утра проснулся, позавтракал как следует, пошел в тренажерный зал, позанимался. Пытаюсь привести себя в форму – недельку болел жестко. Какой-то вирус. Малой видимо что-то подхватил в саду.
– Как в твоей жизни появился киберспорт?
– Нужно понимать, что профессиональный спорт – постоянный бег по кругу. Проснулся, позавтракал, потренировался, вернулся с тренировки в обед, покушал, уснул, проснулся после дневного сна, поехал опять на тренировку – и все по кругу. Вернулся, поел и отдыхаешь. В таком графике вообще тяжело на что-то найти время, но вот посидеть вечером, посмотреть какие-то стримы с туриков всегда нравилось. Все началось с Доты – мне сложно говорить о других дисциплинах, потому что я практически за ними не слежу. Где-то что-то краем уха слышал, но вот Дота появилась в моей жизни, когда мы поехали на сборы с U-18. Тогда еще первая Дота была – не помню точно, какая модификация. Но вот товарищи по команде играли, я посмотрел такой – и все, сразу начал вникать. Так что можно сказать, что я олд! Я играю давно, но мне никогда не хватало достаточно времени, чтобы очень сильно углубиться, заморочиться, поднять MMR, вот это вот все.
– А сколько у тебя рейтинга сейчас?
– Ой, я не буду говорить. Это у меня табу даже на стримах. Я пока никому не рассказываю. Я когда приведу это в хоть какую-то более-менее божескую форму, тогда и расскажу.
– Четырехзначное число хотя бы?
– Да, безусловно. Просто знаешь, как мои игры складываются? Классический мой ап MMR: захожу, играю 2 игры, мне надо куда-то бежать, я выхожу. Две игры проигрываю и ухожу. -60. Я возвращаюсь через день к Доте – играю 3 карты, 2 из них проигрываю. -30. И вот так все время. Я первый раз калибровался на 3500 или 3600, но все это время происходил бесконечный дебуст.
– Дебуст. Знакомо. А во время карьеры вообще сколько времени удавалось уделять Доте? График профессионального спортсмена достаточно напряженный.
– Ну тогда [во времена сборной U-18] все было совсем по чуть-чуть. Мы еще на сборы ездили, с пацанами по локалке играли 3 на 3 в первую Доту. Потом появилась вторая, сразу захотелось инвайт. Уже не помню, кто мне его дал. Все равно, находишь в неделю один день, когда ты можешь – например – 4 катки сыграть, иногда чуть больше. Иногда на сборы уезжаешь – берешь с собой компьютер. Вечерами делать нечего, можешь каждый вечер играть. То есть Дота была в моей жизни всегда, но по чуть-чуть.
– Смена рода деятельности далась сложно? Баскетбол – вся твоя жизнь, ты этим занимался с детства. А тут – грубо говоря, пришлось все начинать с нуля.
– Знаешь, когда ты всю жизнь занимаешься одним делом, то не всегда получается посмотреть по сторонам и уделить чему-то другому внимание. Я не зарекаюсь, не говорю, что навсегда закончил свою профессиональную карьеру. Мне 30 лет, можно еще минимум 5 лет играть спокойно. Сезон странный выдался – прошлый закончился из-за коронавируса раньше времени, нас распустили. Этот вроде начался в штатном режиме, но у моей мамы были проблемы со здоровьем – из-за этого я не мог уехать в команду на сборы. Мне поступали предложения от разных клубов, но я их всех морозил, потому что не мог уехать.
В итоге в какой-то момент я начал комментировать баскет – мы с ребятами собрались, написали в Федерацию баскетбола, и они подумали, что это хорошая идея. Мы комментировали вторую российскую лигу и всем зашло. Как-то это так естественно получилось с баскетом – я его знаю. Нельзя сказать, что «от и до», но ты меня ночью разбуди в любое время, в любом состоянии и скажи «Вот этот матч прокомментируй» – никаких проблем. Сели, рассказали – с огоньком, весельем.
А в Доте нужно очень много вещей знать, очень много механик. Плюс фокус. В баскетболе фокус на мяче, игрока с мячом, его защитника, какое-то взаимодействие. А здесь у тебя 10 персонажей, у каждого по 5-6 кнопок. Ты должен вычленять из замеса что-то важное, что-то неважное опускать, успевать эту всю информацию увидеть, обработать и выдать зрителю. В этом плане немного тяжеловато, поэтому я сейчас на второй позиции, на подхвате.
Но я стараюсь больше стримить. Я вообще открытый человек, люблю поболтать – мастер-классы, интервью, любые движухи с социальными активностями – мне это всегда легко давалось. Не боюсь ни камеры, ни людей, ни аудитории. Когда играешь против «Жальгириса», где 10 тысяч человек тебе улюлюкает (это выглядит действительно страшно), или где-то в Сербии просто кидаются с трибуны разными предметами, то работать на онлайн аудиторию не так уж и страшно.
– Ничего не прилетит, по крайней мере.
– Как минимум, да. Мне еще многому нужно учиться, работать над собой, но я не боюсь работы. Все по кайфу будет. Главное – верить в то, что ты делаешь.
– Над чем работаешь больше всего сейчас?
– Правильное произношение персонажей. Очень много сейчас споров о том, как говорить – ТрОлля, ТроллЯ. Вот эти все вещи. Ну и просто стримлю для двух-трех человек – просто тренировка, практика. Нарабатываю навык. Не работал каким-то специальным образом с голосом, вроде бы речь у меня всегда была грамотная, с интонациями тоже проблем не было. Нужно вкатываться. Планирую дальше стримить, практиковаться, все запоминать.
Еще есть качество понимания – можно смотреть футбол там с пивасом, а можно сидеть и разбирать футбол серьезно – почему нападающий стоит здесь, почему он во время комбинации бежит туда. И так далее. В аналитическом компоненте мне нужно сильно прибавлять, а для этого у меня есть отличные тиммейты по Рухабу. Я просто подрубаю стрим, сажусь и слушаю, что они говорят. Что-то выписываю даже – какие вещи нужно отмечать в пиках, в драфте. Стараюсь больше всего сейчас впитывать от ребят.
– Слушай, а как вообще семья и ближайшее окружение отнеслись к твоему новому увлечению, работе?
– Не совсем просто. Не все до конца понимают, что это такое. Я вижу это как огромную, растущую индустрию, которая сейчас – как и любой другой вид спорта – набирает обороты. С огромной аудиторией молодой, с заинтересованными людьми, плюс сейчас в киберспорт начало приходить все больше профессионалов. Не просто людей, имеющих какой-то респект в кибертусовке, а людей из бизнеса, которые реально знают, как строить команды, как строить медиа и так далее. Приток классных менеджеров, управленцев и профессиональных людей.
– Не отговаривали? Не говорили «Что ты глупостями занимаешься, в игрушки играешь»?
– Говорили. Если бы я еще не мог играть – это одно. Если бы были какие-то травмы, проблемы со здоровьем и так далее, но у меня все нормально, я сейчас играю в любительской лиге, бегаю, занимаюсь спортом активно. Я сейчас в офигенной форме – наверное, даже в лучшей, чем в прошлом сезоне. Многие говорят: «Может, ты еще поиграешь?» А у меня получилось так, что я половину сезона занимался с мамой, потом подумал – у меня есть вот такое предложение.
Знаешь, возникает этот момент. Он возник случайно, но я понимаю – хочу попробовать, хочу действительно этим заниматься, потому что мне это нравится. Возможно, это можно было бы сделать через какое-то время, когда я еще поиграл в баскет, но тогда этой возможности могло бы и не быть.
Плюс мы понимаем, что аудитория молодая – и пока я могу с этой аудиторией говорить на одном языке. Через пять лет – уже вряд ли. Может, в 35 лет я уже буду таким жестким занудой, который вообще никому не будет интересен. Я и сейчас такой периодически, но пока еще что-то посередине. Я решил запрыгнуть в этот поезд и с кайфом в нем поехать дальше. Если все будет складываться отлично – я с удовольствием свяжу с этим какую-то часть своей жизни. Если что-то не пойдет – ничего страшного, выходов и входов в разные сферы деятельности у меня много, но к Доте лежит душа. После спорта сложно найти такой род деятельности, к которому ты будешь относиться с таким же азартом и интересом.
– Как вообще попал в тусовку, получил предложение?
Случайно. Ходил на турниры, смотрел с удовольствием. Два раза на Эпицентрах был, потом на афтепати съездил. Знаешь, я был просто около. Всегда следил за индустрией, активно общался в твиттере и старался вливаться в тусовку.
– Из-за роста нет неудобств во время трансляции? Недавно смотрел стрим, ты там примерно одного роста со своими сокастерами. Что за волшебство?
– Если честно, у меня там такой барный стульчик в самой нижней позиции, поэтому кажется, что я там самый-самый маленький. Я хочу какой-нибудь из эфиров начать стоя, но мне все не разрешают – говорят: «Иван, подожди, твое время не пришло. Когда-нибудь мы поставим тебя в аналитику – там все стоят. Будет красиво».
– Будет хорошая картинка, да. Ты комментировал уже с Адекватом, Милой и другими. С кем комфортнее всего работать?
– Слушай, так нельзя. Мне кажется, если я сейчас назову кого-то, другой обидится. Вообще нормальная синергия, как мне кажется, с Маелом – мы комментировали Северную или Южную Америку. С Адекватом, Морталесом, с Лексом, и девчонками тоже – и с Эйритель, и с Милой. Ко всем нужен свой подход, у всех разные интонации, тембр. Со всеми ребятами очень комфортно комментировать.
– Ты выиграл Евролигу – топ достижение в европейском баскетболе. Нет проблем с мотивацией? И как думаешь, что сложнее – выиграть Евролигу или попасть на Инт?
– Это я тебе смогу сказать, когда оба события произойдут, пока произошло только одно. С мотивацией проблем нет, есть цели. Для комментатора самое высокое достижение – попасть на Инт. Посмотрим, как это будет, нужно много работать. Не думаю, что кто-то может туда попасть в первый год. Как только попаду на Инт, я тебя найду и напишу, что было сложнее.
– Да я сам тебя найду, не переживай.
– Хах, хорошо!
– И все-таки про мотивацию – не было такого, что находясь уже на вершине, сложно заставить себя что-то делать?
– Нет. У меня никогда таких проблем не было. Да, я чемпион Евролиги, но дело в том, что я играл не так уж и много. В чемпионском сезоне я принял участие в 9 играх. Нельзя сказать, что я был неотъемлемой частью команды. Да, я выходил на замену, помогал команде, внес свой вклад. Я не считаю, что это какое-то сверхдостижение, что я из себя что-то родил невероятное. Я просто выполнял свою работу и делал это с кайфом.
– Какое-то дело, которое ты бы выполнял, даже если бы оно не было твоей работой?
– Да. Я тебе так скажу – это дело дает мне силу. Это как некоторые люди ходят в зал. Ух, пришел, позанимался, подзарядился энергией и пошел на работу дальше. Вот у меня также с баскетбольной площадкой. Прихожу в свое удовольствие, побросал, пообыгрывал, приехал в выходные с пацанами поиграл, повеселился – сильнее, крепче от этого становишься. А сейчас неделю болел дома и все. Все тело – никакое, настроение – никакое. А баскетбол и Дота – места силы.
Я очень крутые эмоции получаю от стриминга. У меня даже в описании канала написано что-то типа «У нас тут ламповая атмосфера, у нас тут про обмен знаниями, энергией, чем-то положительным». Обмен информацией, обмен энергией. Это тоже дает мне силу. Я что-то отдаю, что-то получаю взамен.
– У тебя прослеживается немного буддистский подход – созидательный, добрый. Как он появился?
– У меня есть очень хороший учитель. Я некоторое время занимаюсь цигун, хочу продолжать, есть кое-какие вопросики по этому поводу. Это восточная философия. Очень классная штука на самом деле. Там очень много принципов, которым я следую.
– Можешь три главных принципа выделить?
– Первое – делать все с удовольствием, второе – понимать, как, зачем и что ты делаешь. И последнее – мы учимся через других людей. То есть даже когда мы учим человека чему-то, мы через него можем научиться гораздо большему, чем мы научим его.
– Как ты пришел к этому? Интерес ведь не просто так появился?
– Проблемы со здоровьем. Часто бывает такое, что у тебя здесь не получается, там не получается. Очень многое идет от головы – есть такое понятие как психосоматика, и я очень подвержен влиянию мозга и разума на тело. А в спорте это очень сильно видно, сквозит иногда прямо из людей. Кто-то при любой травме думает, что встанет, пойдет и все сделает, а другой сам себе эту травму придумал, раскис и восстанавливается в три раза дольше.
Были проблемы, операция неудачная, и мне это очень помогло и помогало в течение двух лет. Сейчас ситуация немного изменилась, пока не занимаюсь, но стараюсь основным принципам следовать и следить за собой, держать себя в тонусе.
А игрок он достаточно приличный в целом.
И да, это неплохой пиар студии - если парень с ростом 210 будет удобоваримый контент клепать. Визуально это выигрышно будет выглядеть точно