Сколько стоит провести турнир по Доте
Основные статьи дохода и проблемы операторов.
Несколько дней назад бывший редактор cybersport.com и автор гайдов для доты Майкл «TorteDeLini» Коэн выпустил обширный блог, в котором описал основные затраты турнирных операторов и проблемы, с которыми они сталкиваются во время проведения турниров. Мы перевели основные тезисы Майкла и обратились за комментариями к Starladder, который в этом году проводит три DPC-турнира.
«В зависимости от региона, турнир по доте может стоить 2 до 3 миллионов долларов. Эта сумма учитывает призовой фонд в 500 тысяч – еще 500 тысяч добавляет сама Valve. Наибольшую часть затрат составляет производство турнира, перелеты и размещение персонала и команд. Распределение бюджета может быть различным и зависит от турнирного оператора, места проведения и переговоров. Суммы могут серьезно различаться, и это стоит принять во внимание.
Как видно из диаграммы, наибольшая доля затрат – это вовсе не зарплаты комментаторам и аналитикам и не призовой фонд, а продакшн, организация, перелеты и проживание. Для турниров по доте эта сумма действительно велика, ведь на мейджоре принимает участие 16 команд, а значит, организаторам нужно оформить визы, оплатить билеты, проживание, тренировочные комнаты и трехдневное питание для 112 людей на срок в 12-13 дней (командам нужно приехать до начала группового этапа).
Например, на мейджоре MDL Disneyland Paris игроки размещались в отеле Newpay Bay Club, ночь в котором стоит от 325 до 450 долларов (до различных переговоров и скидок). Это значит, что только на проживание организаторы потратили около 580 тысяч долларов. Другой пример – ESL One Katowice, во время которого игроки и комментаторы останавливались в Atlus Prestige, ночь в котором стоит 150 долларов. Таким образом, размещение для этого турнира обошлось ESL One в 218 тысяч долларов. Эта сумма не включает более дешевое жилье для персонала и иные расходы, необходимые для размещения.
Поэтому стоимость организации турниров высока из-за большого количества присутствующих игроков, а необходимого для проведения количества дней».
– Насколько верно соотношение затрат на турнир?
Сергей Перун, руководитель медиа Starladder: «В целом все верно, изменения в пропорциях зависят от разных обстоятельств».
Проблемы
«Участие Valve в организации мейджоров все больше ориентировано на опыт игроков и зрителей. Нельзя сказать, правильно это или нет, но в перспективе это сильно влияет на затраты турнирного организатора. Некоторые из правил Valve включают:
- Практически двухнедельный лан-турнир. Как было сказано, это увеличивает некоторые затраты на проведение турнира.
- Обязательное участие в квалификациях для всех шестнадцати команд. Организаторы турнира теперь не могут приглашать популярные команды на свои ивенты напрямую, что может сократить аудиторию. Квалификации требуют организационных затрат, времени и сил сотрудников.
- Фанаты могут смотреть турниры в игре. Ранее цифровые билеты в магазине доты позволяли дополнительно увеличить призовой фонд;
- Статус мейджора утверждается только за 3-6 месяцев до проведения турнира. Некоторые турнирные операторы бронируют места проведения на необходимые даты еще не зная, утвердит ли Valve их как организатора турнира. Но без статуса мейджора сложно привлекать спонсоров.
- Запрет на рекламу азартных игр и ставок. Такие спонсоры платят от 30 до 50% больше.
- Valve разрешает рестримы. С одной стороны, это увеличивает количество просмотров их игры, но с другой – снижает количество зрителей на официальных трансляциях и, как следствие, рыночную стоимость для брендов. Операторы вынуждены придумывать различные фишки, дополнительный контент, показывать больше, чем просто игру. Но все это упирается в дополнительную стоимость.
- Зарплаты комментаторов и аналитиков основываются на их предыдущих ставках, потому что операторы стремятся сократить расходы на проведение.
.
– Сергей, насколько актуальны перечисленные проблемы ? Что нужно сделать Valve, чтобы организация стала более прибыльной для турнирных операторов?
– Мы посмотрели статью и ценим ее призыв к более открытому обсуждению затрат и проблем, связанных с проведением событий Dota 2. Касательно отсутствия инвайтов, этот шаг направлен на развитие сцены. И нужно понимать, что это в какой-то степени перекрывается ростом внимания к квалификациям. Что касается запрета букмекеров, как правило речь идет об одном спонсоре. Все остальные остаются. Что же касается решений Valve, в течение многих лет мы активно работали на про-сцене Dota 2, несмотря на ее взлеты и падения, и надеемся продолжать делать это в будущем.
– Проведение турниров по CS и Dota 2 приносит Старладдеру прибыль?
– Мы работаем в сфере киберспорта уже почти 20 лет, и за это время компания увеличилась в несколько раз, расширила поле деятельности и географию турниров. Все это говорит о том, что мы вполне успешны с точки зрения бизнеса.
Проблемы возникают не только у турнирных операторов, но и у тир-3 сцены
Рейтинг DPC: у Европы почти наверняка 5 слотов на Инте, командам из СНГ нужен топ-6 Эпицентра
Фото: Starladder