«Родители и жена читают, какой я бесполезный и расстраиваются». Инсайды и планы Романа Дворянкина
Рассказал про критику, фанатов, зарплаты и Artifact.
Сегодня на Канобу вышло большое интервью Романа Дворянкина. В нем генеральный менеджер Virtus.pro разъяснил, почему прощание с составом по CS было слишком долгим, высказался о ситуации на MDL Macau, поделился мыслями по поводу Artifact и Apex. Полное интервью вы можете прочитать по ссылке, а мы подготовили для вас выжимку наиболее интересных моментов.
Про отношение к критике
Я к этому отношусь в общем и целом совершенно нормально. Это обычная часть работы. По этому поводу больше всего переживают мои родители и жена, потому что когда они заходят почитать комментарии, какой я бесполезный и ужасный человек, они расстраиваются. Я к этому отношусь нормально, где-то эта критика бывает оправданной, когда действительно бывают какие-то недоработки, где-то эта критика связана с тем, что люди не всегда понимают процесс, что на самом деле происходит в какой-то ситуации.
Пусть лучше давление будет на меня, чем оно будет на игроков. Например, перед прошлым The International я проиграл нашему тренеру спор. По условиям проигравшему надо было покрасить волосы на неделю в ярко-розовый цвет. И я ходил неделю с розовыми волосами. Это была временная краска, я ее каждый вечер смывал и утром наносил обратно, иначе это было бы совсем надолго. И как бы понятно, что было много шуток на эту тему, которые чуть-чуть сняли напряжение с ребят на групповом этапе. Если так можно сделать еще раз, то я сделаю.
Про состав по Artifact
[...] История была очень простая — мы понимали, что это первая игра Valve за довольно большое количество времени, мы понимали, что она базируется на героях «Доты», мы понимали, что на рынке карточных игр есть еще место для хорошей сильной игры, мы были абсолютно уверены, что Valve сделает что-то действительно крутое. К сожалению, у них пока не получилось. Говорю пока, поэтому мы оставили одного игрока, у нас есть определенные надежды на то, что игра еще изменится, поэтому будем смотреть.
DrHippi и Harleen покинули состав Virtus.pro по Artifact
Про фанатов в киберспорте
Традиционный спорт сейчас сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается киберспорт. Понятно, что с «Реалом» ничего глобального не случилось, когда от них уходил Зидан, Рауль, Криштиану Роналду и куча других футболистов, потому что клуб — это, очевидно, больше, чем эти личности. Я уверен, что и с «Барселоной» ничего не будет, когда уйдет Месси. Но при этом нужно понимать, что больше и больше людей начинают следить за клубами, исходя из того, какие игроки играют в этих клубах.
Примеры Неймара и «ПСЖ», того же Роналду и «Ювентуса» — это история о том, что ты покупаешь себе громкое имя, и к тебе приходит довольно много глоров; она абсолютно типична для киберспорта.
С ядром спортивной аудитории ничего не случится: ушел Суарес из «Ливерпуля», некоторые болельщики отписались от «Ливерпуля» и перестали следить за этим клубом, потому что он там больше не играет — вот доля таких болельщиков становится все больше. Та же итальянская «Серия А» стала продавать права дороже, потому что появилось больше зрителей, которые смотрят «Ювентус» только из-за Криштиану. Это нормально.
Соответственно, киберспорт по сравнению со спортом более уязвимый. Большая часть людей, которые в Dota 2 поддерживают Virtus.pro, делают это по большей части из-за результатов текущего состава, а не потому что там была древняя история с NS’ом и великими игроками недавнего прошлого, потому что индивидуальность этого клуба во многом зависит от личности игроков.
Мы стараемся от этой зависимости уйти, самый лучший способ — это время, но это не значит, что нам не нужно самим делать какие-то вещи в этом направлении. Момент, когда кто-то из текущего состава перестанет играть за VP, безусловно настанет, и наша задача сделать так, чтобы новый состав был так же интересен людям благодаря упаковке их в привычную аудитории контентную историю, которая никак не зависит от людей.
Про ситуацию на MDL Macau
Эта история очень хорошо характеризует, насколько сильно аналитики могут влиять на мнение людей. Моя работа встать на защиту команды — и я встал. А оказалось, что за этим стояла совершенно понятная история, и после этого я даже немножко выглядел идиотом, потому что потом сам написал, что мы не убивали медведя не потому, что хотели порофлить, а потому что у нас такая тактика. Написал я это, доверившись мнению аналитиков, а оказалось, что у этого мува было конкретное тактическое обоснование, о чем потом и рассказал Noone. Мы всегда открыты к вопросам. Главная проблема в том, что, к сожалению, аналитики очень редко приходят и что-то спрашивают. То есть, не было такого, чтобы они написали: а почему, ребят, вы сделали так? Хотя у них есть эта возможность. Это печально, но, надеюсь, мы сможем это поправить. В последнее время у нас гораздо лучше стала строиться коммуникация с RuHub.
«Начните играть или собирайте манатки и уезжайте». Все спорят про слабую игру Virtus.pro
Про зарплаты в VP
[...] Что касается нас, то мы здесь, в отличие от многих видов спорта, открыто говорим, что некоторое время назад зарплата игроков Virtus.pro составляла порядка $10 тыс. в месяц. Сейчас эта сумма чуть побольше.
Про главное достижение и главную ошибку
Какие-то истории были очевидными, вроде той истории с Роджером, какие-то — не такими заметными. Но я приложил очень много усилий для того, чтобы ребята из Dota-состава все еще играли вместе на высочайшем уровне. И мне кажется, тот факт, что на протяжении этого времени у нас есть команда, которой можно гордиться — я знаю, что я для этого очень много сделал.
Главная ошибка — то, что мы недостаточно быстро и радикально делали изменения в нашем составе по CS:GO. И из-за этого затянулся этот переходный период. Он мог быть более коротким и безболезненным.
По поводу предпоследнего абзаца, "Что бы было с Дотой, если бы не ВП?". Отвечу за себя, я бы бросил её ещё году в 2016, если бы не появились ВП, команда, за которую я болел почти на всех мэйджор турнирах последних нескольких лет, команда, которая пробивалась вплоть до финалов и давала мне офигенный стимул смотреть и топить за своих.