Как проходили турниры по CS:GO в 2012 году? Вспоминаем эстетику первых ланов
Ламповая ностальгия.
21 августа 2012 года CS:GO вышел в Steam, а первый LAN-турнир начался спустя всего 4 дня. Онлайн-матчи тогда не были распространены, поэтому практически все турниры проводились в офлайне. Чаще всего играли в компьютерных клубах, но иногда для ивентов арендовались совсем необычные помещения.
Первые ланы = посиделки с друзьями. Почти без денег и зрителей
Первым ланом, который активно рекламировался на многих сайтах, стал SteelSeries GO, проходивший в шведском компьютерном клубе Inferno Online. В клубе не было сцены, поэтому игроки играли на обычных компьютерах в общем зале. Но клуб и по современным меркам был очень обустроенным – в нем даже был полноценный бар. На видео – момент игры с турнира. Как видите – зрителей практически нет.
Фото из клуба Inferno Online, 2012 год. Сеть этих клубов работает по сей день – она самая популярная в Швеции.
Фаворитом того турнира была легендарная пятерка NiP, которая оправдала ожидания и легко выиграла турнир. За первое место состав получил 30 тысяч шведских крон (чуть меньше 5 тысяч долларов по тому курсу), в то время как другим командам раздали лишь утешительные призы – гарнитуры от SteelSeries.
Спустя месяц начался DreamHack Valencia – первый интернациональный LAN. Он проводился не в компьютерном клубе, а в известном испанском выставочном центре Feria Valencia. При этом зрителей вновь почти не было – это видно на фотографиях. Кстати, никакой сцены и экранов организаторы не предусматривали.
На первых турнирах устраивали шоу – перед награждением победителей на DreamHack Valencia показали эксперименты с разгоном процессоров.
Поощрительные призы для проигравших команд – гарнитура Steelseries.
Победители DreamHack Valencia 2012 – Ninjas In Pyjamas.
В это же время начинались квалификации на ESWC 2012 – турнир, где встречались команды со всего мира. На нем европейцы впервые в CS:GO встретились с игроками из Бразилии и Северной Америки. Чемпионат проводился в конференц-зале в центре Парижа, а призовой фонд по тем меркам был внушительным – 22 тысячи долларов.
За ESWC наблюдало больше зрителей, чем за Дримхаком и турниром от СтилСериес, было чуть больше 10 рядов стульев, при этом оставалось много свободных мест. В 2019 году на локальных тир-3 турнирах за неизвестными командами смотрело столько же зрителей, сколько и за грандами в 2012 году.
В перерывах между матчами игроков развлекали косплеями из других игр. На фотографии – Райден из Metal Gear Solid.
В это же время шли турниры и для команд второго эшелона. Например, финалы ESL Pro Series Germany проходили в уютной студии, где за матчами наблюдали лишь пару десятков человек. Сравнивая с аренами, на которых проходили последние LAN-ивенты, можно удивиться, насколько быстро киберспорт вырос из маленьких студий и конференц-залов до крупнейших арен в мире.
Турниры на 32 команды проходили за 2-3 дня, команды играли по 3-4 официалки в день
Все больше и больше игроков и организаций переходили в новую игру, поэтому и количество команд на турнирах увеличивалось, и все же составов было редко меньше 16, особенно на лане. Но датчане из Copenhagen Games решили совместить три очень далекие друг от друга вещи – 32 команды, LAN и 3 турнирных дня.
В первый день проводился групповой этап – 32 встречи в формате Best-Of-3, а на второй и третий день проходили игры плей-офф. При этом ни одна команда не возмущалась из-за необходимости играть по 2-3 игры в день. Сейчас же 2 игры в один день – большая редкость на тир-1 чемпионате.
Для этого турнира арендовали большое помещение, поэтому все матчи шли одновременно друг с другом. Несмотря на то, что сюда приехали все тир-1 команды, зрителей на турнире не было. Вернее, в роли зрителей выступали сами игроки, в перерывах между своими матчами.
В перерывах между матчами игроки и судьи турнира развлекались, играя в бир-понг.
Старый деревянный стол, за которым играли NAVI.
Многие игроки, сыгравшие на Copenhagen Games 2013, вскоре станут суперзвездами CS – среди них Гардиан, Зипникс, ПашаБицепс, JW и еще множество про-каэсеров.
Команды боролись за призовой фонд в 33 тысячи евро, при этом деньги были распределены только между восьмеркой лучших. 16500 евро и титул чемпионов с собой вновь забрали Ninjas in Pyjamas.
Первые 8 месяцев NiP были непроходимым соперником. Они поставили рекорд в 87 выигранных карт подряд на LAN. Прервать винстрик смог только СНГ-состав Virtus.Pro в апреле 2013 года – в финале 5 сезона Старсерии он победил NiP со счетом 2:0. Вспомнить этот момент можно в видео ниже, его комментирует легендарный дуэт Слэма и Страйка.
Финалы SLTV StarSeries – первый турнир, который проходил на территории СНГ. Начиная с 2013 года лига проводилась каждые несколько месяцев. Ее делили на несколько дивизионов, но внимание зрителей всегда было приковано к СтарСерии, где выступали лучшие команды мира. За 2 года прошло целых 9 сезонов турниров по CS:GO. После этого серию преобразовали в StarLadder i-League с увеличенным призовым фондом и большим количеством команд.
Но на первых турнирах играло по 4 состава. И зрители всегда болели за своих – кто-то за NAVI, а кто-то за Virtus.pro или Astana Dragons. К сожалению, порадовать болельщиков удалось лишь 3 раза, на остальных 6 турнирах чемпионский титул забирали европейские команды.
Каждый сезон SLTV StarSeries сопровождался шоу-турниром 1 на 1, в котором про-игроки и зрители показывали свой аим на игровых ноутбуках. Спонсором был ASUS, а главным призом были те самые ноутбуки. Спустя несколько лет на таком турнире впервые засветится s1mple.
В финале 5-го сезона играли Adren и Dosia, незадолго до этого обыгравшие NiP:
Почти любой турнир по CS всегда заканчивался афтепати. Несколько лет назад olofmeister рассказал, что когда он в первый раз познакомился с Досей на афтепати, то они вместе провели весь вечер, а Олоф даже считал Досю своим лучшим другом. Но уже на следующем турнире Дося даже не поздоровался со шведом, проигнорировав приветствие.
Первый мейджор: комментаторы-одиночки, шведы и сумасшедший призовой
От турнира к турниру команды, игроки и турнирные операторы прогрессировали. В игру приходило все больше новых лиц, конкуренция росла. Осенью 2013-го Valve анонсировала первый мейджор по CS:GO.
Призовой фонд в 250 тысяч долларов – огромная сумма для CS в 2013 году. На других турнирах редко разыгрывали больше 50 тысяч, поэтому все стремились пройти на мейджор и выиграть его. В то время продолжалась доминация шведов, но у NiP появился конкурент в лице Fnatic, которая в итоге и выиграла мейджор.
NAVI играют первый матч на мейджоре.
Зрители финального матча.
Чемпионы первого мейджора – Fnatic.
Турнир проводился в концертном зале, а в онлайне за мейджором можно было следить уже на 10 языках. Отдельного упоминания заслуживают комментаторы-первопроходцы. На русском языке первый мейджор комментировала неизвестная студия «GS Studio» (Twitch-канал удален, единственное упоминание студии в роли комментаторов содержится на Liquipedia). Последующие несколько мейджоров комментировались в одиночку: мейджоры 2014 года провел Сеня, а Клудж-Напоку полностью комментировал Leniniw.
За 8 лет в CS:GO многое поменялось – призовой фонд турниров увеличился почти в 10 раз, уровень команд заметно вырос, а за играми наблюдают 16 тысяч человек на стадионе и больше миллиона на трансляциях. И всего этого могло бы не быть, если бы в начале киберспортсмены не играли в полупустых залах за небольшие деньги и сувениры от спонсоров.
Лучшие посты по CS:GO – у нас
-
Топ-10 лучших каэсеров 2020 года по версии Sports.ru
-
Нож в Counter-Strike – один из главных символов игры. Раньше с него унижали соперников, а теперь это модный аксессуар
- Кеннис – звездный снайпер, который не попадает. Но в CS так нельзя
-
Главный читер в профессиональном CS:GO: он играл в полуфинале мейджора и уничтожал Пашу Бицепса, а потом потерял все
-
nomHume, как писали Bot tak в компьютерных клубах? Эта романтика до сих пор с нами
-
Оказывается, в CS:GO есть сюжет! В нем революционеры сражаются со спецназом и хотят взорвать Nuke
-
Карты с заложниками – классика CS. Это был первый режим в игре, но сейчас играть в него очень сложно
-
Воксик – топ-снайпер с самой большой сенсой на про-сцене. Как это возможно?