Обзор мини-сериала «Ирма Веп». Это ремейк о съемках ремейка (!)
Алисия Викандер играет чистое зло.
Недавно в Амедиатеке полностью вышел сериал HBO «Ирма Веп» c Алисией Викандер в главной роли. Для меня новый проект Оливье Ассайаса – самое умное и радикальное телевизионное шоу прямо сейчас. Это сериал о съемках ремейка немого фильма «Вампиры», хита 1915 года, который стал ориентиром для всех остросюжетных и супергеройских фильмов. Рассказываю, как устроена игривая «Ирма Веп» и почему ее нужно смотреть.
Частенько кино о кино воспринимают со скепсисом – как развлечение для узкого круга зрителей, ушибленных синефильством и тайнами съемочного процесса. Конечно, не без этого. Но главное, что в таких фильмах на первый план выходит витальность героев и динамизм жизни в закрытом сообществе (вспомните «Американскую ночь» Франсуа Трюффо). Перед нами возникает суперувлекательный сюжет – с комическими выпадами, хлесткой сатирой, служебными романами и рефлексивными диалогами. Такими универсальными штуками наполнена и новая «Ирма Веп».
Почему новая? В 1996 году Ассайас уже снимал одноименный фильм о съемках ремейка «Вампиров» – получилась малобюджетная, но очень стильная картина, моментами граничащая с экспериментальным кино и пропитанная французским независимым духом. И вот спустя 26 лет Ассайас снял телевизионный ремейк собственного фильма.
В сериале Ассайас учитывает и инкорпорирует опыт работы в 1996 году. В итоге получается многоярусная композиция, от которой в хорошем смысле кружится голова. Здесь нет ничего удивительного, поскольку Ассайас в начале карьеры работал кинокритиком – если раньше он осмыслял кинематограф через тексты, то теперь – снимая кино.
Главная героиня сериала − голливудская актриса Мира Харберг (Алисия Викандер). Она прилетела в Париж на съемки ремейка «Вампиров» после премьеры бессмысленного научно-фантастического блокбастера. Мире опостылели большое кино и глянцевые журналы, которые сделали ее мировой звездой, и теперь она хочет поработать с нишевым режиссером Рене Видалем (Венсан Макен). Видаль – альтер-эго самого Ассайаса. По сюжету Видаль тоже снимал в 1996 году низкобюджетный ремейк «Вампиров», но в этот раз он занят полноценным покадровым ремейком для телевизионного канала.
Перед тем как Мира наденет черный костюм роковой Ирмы Веп из настоящего немого сериала, мы узнаем о ее проблемах в личной жизни. Ее бросила девушка − личная помощница Лори. Но скрыться в Париже от бывшей не удается: она будто преследует Миру.
Впечатляет сцена, когда Лори, приехавшая на первый день съемок, сексуальным тоном приказывает Мире позировать в костюме. И последняя не в силах отказать. Вообще, гомоэротизм между женщинами преобладает в новой «Ирме Веп». Более того, вопрос политкорректности секса в кино – один из главных лейтмотивов сериала. Поэтому ждите остроумные перепалки от участников съемочного процесса о движении Me Too.
Рене Видаль оказался прав, выбрав голливудскую актрису на роль зловещей и сексуальной воровки. Мира совершенно не уступает героине Мэгги Чун из «Ирмы Веп» 1996 года. Как только Мира надевает черный комбинезон из мягкого бархата, она погружается в образ. В шагах появляется кошачья грация, а в изгибах тела чувствуется роковая сексуальность.
В этой истории о безумном закулисье, где каждый из участников преследует эгоистичные цели, Ассайас прячет размышления о кинопроцессе. Мира Харберг и Рене Видаль образуют сильный творческий союз и превращают «Ирму Веп» в нечто большее чем просто телепроект, который заткнет дыру в контенте стримингового сервиса. Именно благодаря американской звезде и полузабытому французскому режиссеру дух Ирмы Веп живет. Так Оливье показывает различие в подходах к созданию искусства и контента.
Для Ассайаса «Ирма Веп» – это масштабный и личный проект. В новый сериал он вложил все темы, которые поднимал в предыдущих работах. Кто управляет творческим процессом – индустрия или художник? Как на французское современное кино повлияли голливудские блокбастеры? И главное: где заканчивается реальность и начинается магия кино? Последний вопрос особенно беспокоит Ассайаса. В какой-то момент героиня Викандер, надевая костюм Ирмы Веп, начинает ходить через стены в реальной жизни, подслушивая разговоры друзей и воруя их личные вещи.
Больше всего поражает эклектичность визуального стиля. Ассайас разбавляет повествование о съемочном процессе оригинальными кадрами из «Вампиров» Луи Фейада, сценами из своей старой полнометражки, отснятым материалом ремейка и исторической реконструкцией событий, которые происходили на съемках «Вампиров». Звучит слишком путанно, но на деле – кристальная и глубокая работа. Эти переключения дополняют и комментируют друг друга.
Повторюсь, это не синефильский сериал. «Ирму Веп» можно включать без всякой подготовки – в увлекательности сюжета и юморе проекту не занимать. Но вот какой вопрос меня мучает больше всего: стоит ли ждать от Ассайаса настоящего ремейка «Вампиров» Луи Фейада? Если да, то это будет большое кинособытие.
Оценка: 8 из 10.
* * *
5 лучших фильмов с Беном Аффлеком
«Троя» − это «Мстители» с античными супергероями. Старый фильм недооценивают