Реклама 18+
CS:GODota2
ESL One Stockholm Major 2022. 13:00. Завершен
OG
2 0
Thunder Awaken
ESL One Stockholm Major 2022. 16:35. Завершен
TSM
2 1
Tundra
ESL One Stockholm Major 2022. 20:45. Идёт
OG
0 0
Gladiators
LIVE
PGL Major Antwerp 2022. 17:29. Завершен
Team Spirit
0 2
Faze Clan
PGL Major Antwerp 2022. 21:25. Идёт
Natus Vincere
0 0
Ence
LIVE

Обзор «Матрицы: Воскрешение». Поностальгировали и баиньки

Погорский рассказывает о фильме без спойлеров.

В 1999-м «Матрица» Ланы и Лилли Вачовски совершила революцию в кинематографе: таких одновременно зрелищных, умных и захватывающих блокбастеров мир раньше не видел. Да и сюжет о том, что мы, возможно, живем в ненастоящей реальности, тогда был достаточно оригинальным. Многие как раз боялись, что в 2000 году произойдет нечто ужасное, а «Матрица» придавала страхам конкретики: мол, человечество уже проигрывает в невидимой войне с технологиями, а вы даже не подозреваете.

Первая часть «Матрицы» стала мировым хитом и вошла в историю как одно из главных киберпанк-произведений. Сиквелы сработали хуже: они хоть и собрали не меньше денег в мировом прокате, но уже не восхищали. Финальная «Матрица: Революция» вообще мало кому понравилась, ведь там изобретательный блокбастер окончательно деградировал до посредственного и вторичного боевика с односложным и избитым сюжетом.

Поэтому само существование «Матрицы: Воскрешение» – полноценного продолжения трилогии, вышедшего спустя 18 лет после ее завершения, – удивляет. Будто у Warner Bros. вдруг стало настолько туго с деньгами, что студии пришлось вернуться к популярной когда-то серии вопреки здравому смыслу, надеясь заработать хоть что-то. На самом деле «Матрица 4», к счастью, появилась исключительно по инициативе одной из создательниц оригинала, Ланы Вачовски (без участия Лилли): так постановщица решила справиться с недавней утратой отца и матери. Мол, раз умерли родители, то хотя бы любимых Нео и Тринити можно воскресить – Warner Bros., понятное дело, только рада.

Хотелось верить, что за эти годы Лана придумала достаточно интересную идею для непрошеного сиквела. Вместо этого режиссерка скорее прониклась трендом на «мету» – добавление слоев повествования, которые вот-вот сломают четвертую стену между фильмом и зрителем. «Матрица: Воскрешение» не просто продолжает сюжет хронологически, но и показывает события «со стороны». Уже первые минуты фильма – это ремейк вступительной сцены с Тринити (с другой внешностью) из «Матрицы», за которой наблюдает новая героиня Багз (Джессика Хенвик). Подобных отсылок в фильме навалом, и они оправданы сюжетом.

Самого Нео (Киану Ривз) снова представляют мистером Андерсоном – он не то чтобы вернулся в ту же исходную точку, с которой начиналась «Матрица» 1999-го, но его сюжетная линия во многом повторяет события оригинального фильма. Не буду рассказывать, что именно придумала Вачовски, но вот пример, насколько метаиронично новая часть относится к наследию трилогии: Нео встречается с Тринити (Кэрри-Энн Мосс) в кафе, которое называется Simulatte (игра слов «симуляция» и «латте»), а в одной из сцен персонажи обсуждают посыл оригинальной «Матрицы».

Было ли это метафорой трансгендерности, критикой капитализма или чем-то еще? Отвечать на это Лана, конечно, не планирует – да и это было бы лишним. Тогда новый фильм обесценил бы любимую нами трилогию, а так он на протяжении двух с половиной часов только и делает, что восхваляет ее: как же круто Нео тогда уворачивался от пуль на крыше, как эпично герои летали, как здорово, что в сюжете увидели столько глубоких подтекстов!

Несмотря на зашкаливающее количество заигрываний с «Матрицей» как культурным феноменом, суть «Воскрешения» осталось той же: это зрелищное и в конечном счете оптимистичное кино о силе любви и борьбе с системой. Современная компьютерная графика выглядит убедительнее, чем 20 лет назад, но каких-то новых фишек самой Матрицы сценаристы не придумали – Нео разве что развил свои навыки телекинеза и стал почти джедаем.

Принципиально новых идей в фильме тоже не просматривается: немного продвинулись арки отдельных культовых персонажей, глобальный лор вселенной оброс новыми деталями, но в целом ничего не поменялось.

* * *

Вот и получается, что «Матрица: Возрождение» больше всего похожа на новомодные продолжения-однодневки культовых произведений вроде «Друзей», «Секса в большом городе» и «Гарри Поттера». Они в целом совершенно необязательны, но приятны – это все равно что встретиться с давними хорошими друзьями на Новый год, чтобы обсудить важнейшие новости и узнать, как у кого дела.

Секрет успеха таких взаимодействий в том, чтобы знать меру. Поэтому будет прекрасно, если «Матрица: Возрождение» не превратится в еще одну затянутую трилогию, а останется единственным ностальгическим аттракционом в любимом сеттинге и со знакомыми героями.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Проклятье сестер Вачовски: после успеха «Матрицы» снимают дорогие и провальные блокбастеры

Обзор «Человека-паука: Нет пути домой». ###### разнос

+12

Опрос

голосов
Популярные комментарии
Денис Шатинский
+8
Первая строка и сразу ошибка: "В 1999-м «Матрица» Ланы и Лилли Вачовски".
Не Лана и Лилли, а Лоренс и Эндрю на тот момент))
Игорь Школа
+3
Ну про " человечество уже проигрывает в невидимой войне с технологиями, а вы даже не подозреваете." был Терминатор: Судный день в общем то, хотя немного другое, в Матрице гуманней, людей хоть не уничтожали. Ещё "13 этаж" был, считают предвестником Матрицы, там вопрос где виртуал, а где реальность.
зубами щёлк
+2
"Вместо этого режиссерка скорее прониклась трендом..", Стас. Если уж есть салат вилкой, то режиссер прониклась трендом, врач выписала рецепт.
Ответ на комментарий Стас Погорский
Нет, просто трансженщин некультурно называть именами, которые у них были до перехода.

Если кто-то ест салат вилкой, а не руками, вы тоже говорите, что человек «что есть сил заигрывает с этикетом»?
Написать комментарий 31 комментарий

Новости

Реклама 18+