Обзор «Человека-паука: Нет пути домой». ###### разнос
Погорский увидел совершенство.
«Человек-паук: Нет пути домой», завершающий первую трилогию об известном супергерое в исполнении Тома Холланда, – праздник для фанатов Marvel уже как минимум потому, что MCU наконец вернулась с затянувшегося перерыва и снова движется вперед. Ведь ни сериалы на Disney+, ни последние три фильма («Черная вдова», «Шан-Чи и легенда десяти колец» и «Вечные») не ощущались «тем самым Marvel», ради которого стоит бежать в кинотеатр на первый же сеанс. Зато «Нет пути домой» – именно такое кино.
Все про игры и кино – в нашем телеграме! Подпишись
Развернуто писать про этот фильм вообще без спойлеров чертовски сложно, даже практически нереально: не зря почти во всех промо-материалах показывали одни и те же сцены, минимально раскрывая подробности сюжета. Так что тем, кто ищет рекомендацию, я советую посмотреть оценку в конце и вернуться к тексту после просмотра. Остальным постараюсь рассказать о фильме максимально размыто и аккуратно.
У «Человека-паука: Нет пути домой», учитывая масштаб происходящего в фильме, довольно нелепая завязка. Действие начинается ровно с момента, на котором закончился «Вдали от дома»: злодей Мистерио перед смертью обвинил Человека-паука в своем убийстве и сообщил всему миру, что под паучьей маской скрывается Питер Паркер.
В комиксах тоже была важная арка с раскрытием личности Паука, но она началась еще во время Гражданской войны, причем по инициативе самого Питера. Я рад, что в MCU твист приберегли на потом и изменили: вступительные полчаса «Нет пути домой» дают в полной мере прочувствовать последствия катастрофического для Питера события. В начавшемся хаосе героя добивает то, как происходящее сказывается на его близких: Эм Джей (Зендая) и Нед (Джейкоб Баталон) из-за тесной связи с Питером получают отказ во всех колледжах.
У Питера возникает гениальная идея: почему бы не попытаться все исправить магией? К сожалению, авантюризма Доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербетч) и его уважения к Питеру после событий последних «Мстителей» хватает, чтобы помочь и заставить всех забыть о личности Человека-паука. Вот только Паркер явно не продумал план: он несколько раз вмешивается в наложение заклинания и все идет к черту. Целостность мультивселенной нарушается, поэтому в MCU просачиваются попаданцы – злодеи из предыдущих частей «Человека-паука», например.
Всю завязку показали еще в первом трейлере и, как я и думал, она выглядит странно и в самом фильме – просто не хочется верить, что Питер Паркер поступил настолько глупо и безответственно. Впрочем, эта претензия оказывается лишь сиюминутной, потому что дальше «Нет пути домой», как раз благодаря этому сюжетному фундаменту, превращается в идеальный фильм о Человеке-пауке. Такой, который еще несколько лет назад – да что там, еще вчера – можно было принять за фанатскую выдумку. Казалось бы, кинособытия, сопоставимого по масштабу и эмоциям со «Мстителям: Финал», не случится еще много-много лет. Однако вот оно, вышло в прокат.
«Нет пути домой» – это кино, создатели которого не упустили ни единой большой возможности, что в отношении таких значимых франшиз, как «Человек-паук», можно сказать очень редко. Обычно подобные фильмы получаются либо отсебятиной (необязательно в плохом смысле), либо довольно натужной попыткой угодить аудитории (например, как «Охотники за привидениями: Наследники». Режиссеру Джону Уоттсу, тем не менее, удалось найти баланс: «Нет пути домой» вроде бы делает все то, что от него ждешь, но в то же время удивляет как минимум реализацией этих идей.
Фильм с пятью антагонистами было бы очень просто превратить в зрелищную экшен-мясорубку, но нет – сражений здесь куда меньше, чем можно себе представить. Вместо них множество эмоциональных и захватывающих, но при этом разговорных сцен. Не могу вспомнить ни одного кинокомикса такой продолжительности, которому удавалось удерживать зрительское внимание просто человеческим взаимодействием персонажей. Вот в «Вечных», например, герои тоже «наговорили» на 2,5 часа хронометража, но по ощущениям фильм шел многократно дольше и вгонял в сон. В «Пауке» же диалоги варьируются от «очень интересно» до «ничего такого не произошло, а я уже плачу».
Именно благодаря удивительной приземленности сценария в «Нет пути домой» Человек-паук Тома Холланда наконец становится полноправно обособленной версией персонажа – это во многом заслуга и мастерства Тома, выжавшего из персонажа все до капли. Да, мы говорим про актерскую игру в фильме Marvel Studios – поймете, когда увидите.
Так что экшен режиссер использует лишь в качестве катализатора событий. Тут всего две по-настоящему большие драки, зато ой-ой какие – всем бы так снимать. И да, после «Человека-паука: Нет пути домой» становится очевидно, что раскрывать супергероя нужно совсем не через зрелищные полеты и лихо поставленные сражения. Это скорее фансервис, которого в фильме, разумеется, навалом и на любой вкус.
Главное не подумайте, что «Нет пути домой» – веселый фильм. Как и предупреждал Холланд, картина сильно отличается от предыдущих двух по тону повествования. Здесь хватает драмы, которая бьет сильно и точно в цель, заставляя взглянуть на Человека-паука с непривычной, более взрослой перспективы. Самый молодой Питер Паркер – больше не мальчик. Это грустно в эмоциональном плане, но очень круто с точки зрения роста персонажа в киновселенной.
* * *
«Человек-паук: Нет пути домой» – не просто очередной претендент на звание «лучшего фильма Marvel», которое давно перестали воспринимать всерьез из-за слишком эмоциональных фанатов. Это эпохальная картина для Человека-паука как такового – нечто, в реальность которого мне сложно поверить даже сейчас, спустя несколько часов после сеанса.
Конечно, при желании можно придраться к каким-то техническим вещам: где-то графика недостаточно впечатляет, а ставить третий акт в темных декорациях – дурной тон. Вот только глобально все это ерунда, совершенно не сказывающаяся на общем впечатлении и эмоциях, которые переживаешь во время просмотра. Поэтому вывод такой: не пропускайте фильм ни в коем случае.
Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах
Не простой и не сложный тест по «Человеку-пауку»: из какого фильма кадр?
Девушки Человека-паука – живые метательные снаряды. Только и делают, что падают с большой высоты
но таких не будет, придется самому идти
В моей системе координат высокие оценки фильмов не зарезервированы под фестивальное кино, нувельваг или условный мамбл-кор. Зачем?
Не знаю, существуют ли критики порно и гей-порно – видел разве что издания, которые, например, берут большие интервью у порно-актеров и актрис. Наверное, рецензии кто-нибудь тоже пишет.
Не обзор, а сточная труба от какого-то соевого фанбоя