Обзор «Последней дуэли». 2,5 часа средневекового виктимблейминга за 100 млн долларов

Рецепт финансового самоубийства.

18 ноября до российского проката добралась историческая драма «Последняя дуэль», снятая небезызвестным Ридли Скоттом. В американском и мировом прокатах фильм вышел давно и с треском провалился: при производственном бюджете в 100 млн долларов (почти сольная картина Marvel Studios) кассовые сборы составили чуть больше 26 млн долларов. Если разобраться, что это за кино, то такие показатели не удивят – впрочем, дело не в том, что «Последнюю дуэль» незачем смотреть. Все чуть сложнее.

«Последняя дуэль» – кино, которое могли бы позволить разве что такому именитому человеку, как Скотт. Вопреки гигантским производственным бюджетам, это не исторический эпик с масштабными сражениями, снятыми в многочисленных декорациях и с минимальным использованием CGI, а самая настоящая костюмированная драма, целиком посвященная очень местечковой (пускай и исторически значимой), но, к сожалению для всех нас, систематической несправедливости и мизогинии.

В самом дорогом фильме «Нетфликса» есть смешная клюква: солдат лайкает фото Путина на медведе

Действие разворачивается во времена Столетней войны, преимущественно во Франции. Только фильм вовсе не об успехах или поражениях чьих-либо армий на фронте, а о нескольких конкретных исторических личностях. Жан де Карруж (Мэтт Деймон) – будущий рыцарь с пылким темпераментом и жаждой поступать «правильно», даже если это идет вопреки приказам. Жак Ле Гри (Адам Драйвер) – давний боевой товарищ и лучший друг Жана, на первый взгляд безобидный, но все-таки амбициозный оппортунист. Наконец, Маргарита де Тибувиль (Джоди Комер) – умница и красавица, которую Жан де Карруж избрал в качестве своей жены.

Понятно, что это очень поверхностное и архетипичное описание персонажей, которые в действительности совсем не так однозначны. «Последняя дуэль» – как раз-таки история об исключительной важности нюансов, перспектив и полутонов. Ведь в центре сюжета здесь вовсе не Столетняя война, а резонансное судебное разбирательство: пока Жан де Карруж воевал, Жак Ле Гри переспал с Маргаритой де Тибувиль. Последняя публично обвинила его в изнасиловании – прекрасно понимая, что если суд уличит ее в клевете, то Маргариту незамедлительно отправят на костер.

Собственно, искать истину Ридли Скотт предлагает в похожей на слушания манере: фильм последовательно показывает все три версии произошедших событий. Сперва рассказ идет от лица Жана, где зрителю заодно дают всю необходимую экспозицию и вырисовывают основных действующих лиц такими, какими они кажутся при недолгом знакомстве. Затем мы узнаем поближе Жака – он по-настоящему раскрывается только тогда, когда находится вне тени своего воинственного товарища. Наконец, последнюю версию «рассказывает» сама обвинительница Маргарита де Тибувиль.

Прием с намеренным повторением истории два раза подряд мог бы наскучить, если бы не точный сценарий и блестяще сыгранные ключевые сцены. «Последняя дуэль» потрясает как раз банальной визуализацией того, насколько по-разному можно рассказывать (и воспринимать) одни и те же события и факты, меняя лишь свое восприятие, но не их самих. Максимальный эффект, разумеется, в эпизоде совокупления (изнасилования) Жака и Маргариты: в первый раз происходящее похоже на заигрывания, во второй – именно что на насилие. К слову, даже на фоне блистательных коллег (тут еще есть потрясающий граф Пьер Д’алансон в исполнении Бена Аффлека) игра Джоди Комер в фильме получилась просто душераздирающей: удивительно именно то, как ей удалось создать аж три версии одной и той же героини, причем каждую сделать похожей на истинную.

Только вот под конец «Последняя дуэль» напоминает, что это все-таки не детектив или фильм, открытый для интерпретации: в то время как версии мужчин представляют надписями «Правда Жака» или «Правда Жана», глава «Правда Маргариты» превращается в «Правда».

Все-таки вопроса о том, подвергаются ли женщины сексуальному насилию, нет – есть только проблема, актуальная уже несколько веков, а на самом деле намного дольше. Комментарий фильма о систематической мизогинии вряд ли сейчас кого-то шокирует. Тем не менее примечательно, какой бессмысленной и даже абсурдной показана сама финальная дуэль (блестяще поставленная), результат которой почему-то должен определить истину. Зрителю, как и самой Маргарите, положено болеть за защитника своей чести и радоваться в случае его победы, стараясь игнорировать отвращение от этого бессмысленного способа поиска «справедливости» – она, вообще-то, против него. То есть даже этот исторический подвиг для прав женщин во всем мире – на самом деле с примесью сексизма.

* * *

Сходить на «Последнюю дуэль» в кино все-таки стоит – как минимум потому, что это почти наверняка один из последних фильмов такого рода. Учитывая сегодняшние тенденции, подобные сложные исторические драмы, заставляющие думать и дискутировать о неудобных темах, в будущем будут либо гораздо более бюджетными, либо выходить сразу на стримингах. И даже Ридли Скотту уже вряд ли позволят снять что-то подобное – мало кому нравится терять десятки миллионов долларов ради «умного кино».

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Обзор «Охотников за привидениями: Наследники». Ностальгический трип по просьбам фанатов

Появятся ли Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд в «Человеке-пауке: Нет пути домой»? Собрали главные намеки

-2

Опрос

голосов
7 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
виктичто?
чел иди в ныттер свои высеры пости
+2
0
+2
Очень хорошая статья от сойджека Стаса. Высосал повестку по максимуму, нашел угнетенных, укорил угнетателей. Ставлю австралийский лайк тебе за профессиональный и незаангажированный высер !
+2
-1
+1
Ай порадовал автор! А если бы он ещё слышал о "Воротах Расёмон" Куросавы, то мог бы написать, что в фильме Ридли Скотта не просто наблюдается преемственность в развитии темы "чьей правде верить будем?" , но и рассматривается она на следующем витке - " и что с этим делать?". Но для аудитории, незнакомой со словами "виктимблейдинг" и "мизогиния" это очевидный перебор, конечно.
+2
-1
+1
прикольное слово викт.. что?

легкий минус для сжв скама
+4
-4
0
"Не понравилось: местами слишком пошлый киноязык" — можно расшифровку для чайников? Из текста рецензии вообще не очевидно, что именно не понравилось, и почему киноязык местами слишком пошлый
0
0
0
Фильм прекрасный, даже ради одной дуэли стоило пойти в кино
0
0
0
Обзор получился на диви нормальный, но зачем такой дебильный заголовок, который сразу тебя заангажирует?! Виктимблейминг, виктимблейдинг…словарный запас миллениала. За что, за какие грехи мы должны читать такие «обзоры» на киберспортивном сайте?! Автору со своими словечками и детсткой наивностью давно пора на vanity fair
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости