Что будет, если доту полностью перевести на русский?
Любой уважающий себя дотер знает, что на ноябрь запланирован старт беты ККИ по вселенной Dota 2 — Artifact. Еще до релиза игра обзавелась собственным чемпионатом мира, номинальным аналогом The International, так что с киберспортивной составляющей у проекта все в порядке. И пока ветераны Dota 2 сдувают пыль с неудовлетворенных амбиций и заучивают наизусть характеристики карт, самое время поднять всегда актуальную тему: нужно ли переводить на русский умения и названия персонажей Dota 2?
Как и положено современном ААА-проекту, Artifact готовится к запуску сразу с несколькими языками на борту, так что борьба Сияющих с Ужасными вот-вот заиграет новыми красками, форумы наводнятся спорами о точности и литературности русскоязычной адаптации, а паблики выкатят партию мемасов о Безликом Потоке, который теперь собирает Клинок Рассеивания вместо Ярости Битвы. Шутки-шутками, но если локализация приживется, одним прекрасным патчем русскоязычные названия могут запросто перекочевать из Artifact в Dota 2. И увидеть привычные и близкие сердцу описания впредь можно будет только покопавшись в настройках Steam.
Что вообще может быть переведено?
Если коротко: все.
Да, имена собственные принято не переводить (как, например, фамилии: мы привыкли к ласкающему слух “Джонсону”, никому и в голову не придет назвать его “сыном Джона”). Тем не менее, существует масса примеров, когда в угоду атмосфере и смысловой нагрузке локализаторы пренебрегают этим правилом. Иллидан у нас все-таки Ярость Бури, а не Стормрейдж, а Тиранда — Шелест Вестра, а не Уиспервинд. И слава Метцену!
При определенной степени мотивации, таланта и способности к креативу у локализаторов, из англоязычной Dota 2 может получиться не менее героико-эпический русскоязычный вариант. Главной задачей переводчиков станет не скатиться в лубочно-былинных Царя Чертей и колдунье (и не скатиться на лифте из офиса Valve – правда, это уже совсем другая история).
Пройдемся по трем основным пунктам.
Персонажи
Легкий материал:
- Phoenix — Феникс
- Sven — Свен
- Sniper — Снайпер
Нормальный материал:
- Crystal Maiden — Ледорожденная
- Chaos Knight — Рыцарь Хаоса
- Lone Druid — Друид-одиночка
Сложный материал:
- Faceless Void — Безликий Поток
- Outworld Devourer — Потусторонний Опустошитель
- Centaur Warrunner — Кентавр Зачинщик
Умения
Легкий материал:
- Track (Bounty Hunter) — Метка
- Phantom Strike (Phantom Assassin) — Призрачная атака
- Nature’s Call (Nature’s Prophet) — Зов природы
Нормальный материал:
- Storm Hammer (Sven) — Громовой молот
- Assassinate (Sniper) — Ликвидировать
- Song of the Siren End (Naga Siren) — Песнь Сирены
Сложный материал:
- Plague Ward (Venomancer) — Чумной идол
- Borrowed Time (Abaddon) — Время взаймы
- Sunder (Terrorblade) — Разделение
Предметы
Легкий материал:
- Bottle — Сосуд
- Cloak — Плащ
- Necronomicon — Некрономикон
Нормальный материал:
- Black King Bar — Регалии Черного Короля
- Rod of Atos — Жезл Атоса
- Aghanim’s Scepter — Аганимов Скипетр
Сложный материал:
- Power Treads — Крепкие портянки
- Infused Raindrop — Заговоренные (заряженные) дождевые капли
- Demon Edge — Демонический осколок
Родная кибер-речь
Единственное, до чего не сможет дотянуться потенциальная локализация — термины профессиональной сцены. Здесь ситуация схожа с футболом: при вполне вменяемом “вне игры” намного чаще используется “офсайд”, кому-то “хавбек” нравится больше, чем “полузащитник”, а “голкипер” стоит на воротах получше “вратаря”. Чем хуже киберспортивные “нетворсы”, “колы” и “фиды”?
Тем не менее, солидный потенциал русификации есть и здесь. Главным апологетом литературного перевода и понижения порога вовлеченности незнакомого с дисциплиной зрителя остается Роман CaspeRRR Лепехин. Под его руководством вся студия StarLadder пополнила вокабуляр такими словами, как “эгида” и “камнеголовый”. И никаких “шрайнов” — только “святилища”!
Мы решили вдохновиться примером Романа и составили дотерско-русский словарь терминов. Теперь ты можешь представить, как звучала бы Dota 2 во времена Пушкина (ну или хотя бы раннего Пелевина).
Оставлять нельзя русифицировать!
Вопрос локализации, особенно в MOBA, которая к тому же разменяла второй десяток, довольно неоднозначный. Здесь нет крепкого сюжета, невозможно развитие персонажей, мало лора, да и с внутриигровыми предметами он связан слабо. Региональные профессионалы скорее всего останутся на английской версии, их поддержат зрители стримов и хардкорные игроки. К тому же почти все умения уже имеют русскоязычный вариант и вряд ли народная “гречка” когда-нибудь станет литературной “лавиной” (речь о первом умении Tiny — Avalanche). В таком случае стоит ли городить огород?
Зато в карточной игре весь вышеперечисленный нарратив может получить существенный апгрейд и принести в мир Dota 2 книги, комиксы, сюжетные арки и прочие сайд-проекты, о которых так давно просит сообщество. И вот здесь локализация смотрится максимально уместно. В конце концо,в не все же знают английский!
Остается третий вариант — тот самый компромисс, который уже зарекомендовал себя в Dota 2. Все предметы, способности и имена персонажей остаются в оригинальном виде, а остальной текст (меню, описания, техническая информация) переводится на русский. Для стороннего пользователя это, конечно, будет выглядеть странно, но где вы видели сторонних пользователей в Artifact?
Вот только, увидеть Секиру под протекцией Ледорожденной все же хотелось бы. Идея для Artifact Plus?..
Crystal Maiden - Ледорожденная??? А можно пальцем ткнуть где "лед", а где "рожденная"?
Поколению постарше до сих пор икается со всяких Торбинсов и Сумниксов, не говоря уже о Бродяге-Шире-Шаг... :D Ну, а те, кто помоложе, все еще пор негодуют с Огрида, Думбльдора, Злотеуса Злея, профессора Жукпук и Самогони, Психуны и прочих Вольдемортов.... Не понимаю, кстати, что Спивак остановило сделать из гг Гришу Чайникова – ух, было бы!.. ;)
Пример с Варкрафтом исключительно хорош и понятен, но Варкрафт в первую очередь фэнтезийная вселенная с огромным упором на лор и сюжет (который в доке2 имеет второстепенное значение). К тому же перевод вторых имён и прозвищ важных героев не создаёт проблем не в 1ой из игр этой великой серии. Игроки ВОВа вне зависимости от языка всё так же идут на Иллидана или Джайну, комментаторы Вар3 кричат о мувах Шарпов и важности выбора Лича для данной карты. Для моба игры ситуация же совершенно иная.
Но приведу пример Китая где постоянно играю. Там игроки привыкли использовать только локализированные названия, и им совершенно непонятно кто такой Трент, для них есть только 大树 т.е. большое дерево, в коммуникации с ними невозможно использовать такие имена как Морф, Эмбер или Сларк, ведь они привыкли к "水人водный человек", "火猫горящий кот" и "小鱼маленькая рыба"。 Конечно это не относится к 100% игроков, но к 80-90% (по моим ощущениям) это точно.
Локализация имён,скилов,предметов etc. в контексте MOBA игры создаст огромный межрегиональный разрыв между игроками, заметный тем более сильно чем больше новой крови будет вливаться в жизнь нашей любимой игры.
Давайте же не забывать что мы живём в век глобализации.
P.S. Приятного вам межрегионального общения.