Virtus.pro – римский легион в Доте. Фантастическая (почти) дисциплина и выверенность действий
Виталий Дьяконов про сильнейшую сторону команды.
ВП – самая дисциплинированная команда в СНГ. Даже не так, Virtus.pro сейчас точно входят в топ-3 самых дисциплинированных команд мира – они никогда не торопятся с заходом на ХГ, не ввязываются в авантюрные драки у Рошана и не дайвят под Т2 в ранней игре. Если «Медведи» в чем-то не уверены, то не пойдут напролом, а методично отзонят противника от фарма, медленно, но верно лишив его даже шанса на хороший тимфайт от базы.
Такая дисциплина и методичность в действиях роднит нынешних Virtus.pro с легионами Древнего Рима – почти совершенным войском той эпохи, скоординированность когорт которого буквально вошла в легенды. Более того, некоторые перемещения и тимфайты VP очень напоминают сражения тех времен.
Дисциплина – основа стиля Virtus.pro
Virtus.pro не играют в YOLO-Доту. Если на каком-то этапе затея команды начинает походить на авантюру, то игроки останавливаются, разворачиваются и отступают. Все вместе, одной командой и в один момент. Часто это всего лишь тактическое отступление – через минуту VP восстановят ресурсы, расставят обзор, дождутся кнопок, встанут в идеальную атакующую позиционку и воплотят изначальный план:
Такие отступления прямо из Рошпита – признак высочайшей дисциплины внутри команды и полного доверия к коллам координатора: никто не задержался, все разом бросили Рошана и отступили в треуголку. Столь строгий подход к решению даже иногда локальных задач сводит к минимуму риск отдачи уже почти выигранной карты. Дисциплина – основа всего игрового стиля VP, и могут они далеко не только в грамотные тактические отступления.
Их атаки и контратаки на ранней стадии – отдельный вид тактической красоты. Мув на второй карте против Team Spirit и вовсе сравним с битвой при Фарсале. Тройка героев Спирит под Стампидом неслась за Фантомкой, как конница Помпея (ей тогда командовал один из бывших офицеров Цезаря) в обход единственной линии легионов Цезаря. Как Помпея тогда, так и Спирит сейчас ждал не самый приятный сюрприз.
В 48 году до нашей эры конница Помпея успешно оттеснила конницу противника и обогнула линию пехоты, но буквально налетела на пики резервной линии, закрывавшей фланг, для которой отступление союзной конницы – сигнал к контратаке. Spirit же встретили аналог четвертой линии – Колбу ЦМ и еще три сейф-ТП от VP. Они попытались отступить, но ВП смяли сначала атакующего Войда, а после и Оракла.
И ведь какая прекрасная координация телепортов:
- ЦМ, у которой минимальный касттайм на контроль-спелл.
- МК, обладающий мобильностью и станом, чтобы мгновенно догнать саппортов.
- ВР для чейн-контроля по отступающему Войду.
- Марс, чтобы накрыть сгруппировавшегося противника Ареной.
И все это в минимальные сроки – буквально 5-7 секунд. Скоординированность, достойная римского легиона. Но никогда армия Рима не стала бы великой без долгих и постоянных учений, что оттачивали взаимодействие когорт внутри легиона почти до автоматизма. Да, такой автоматизм сам по себе и без практики – ничто, но в составе группы он играет решающую роль. При таком подходе даже когорта новобранцев, впервые попавших в реальный бой, будет сражаться относительно (большинства противников) организованно, ведь в бою они – не толпа одиночек, а единый организм, способный инстинктивно выполнять указания координатора. И если когорту новобранцев автоматизм превращает в боеспособную группу, то ветеранов он трансформирует в настоящую машину смерти, готовую ко всему.
Virtus.pro – те самые ветераны, что сыграли десятки тысяч пабликов, тысячи скримов и сотни официалок. Они помнят великое множество игровых ситуаций, большинство из которых еще и проанализировали всей командой в ночь после матчей. Запредельный механический скилл + огромная база знаний игровых ситуаций (и путей их решения) – тот самый автоматизм ветеранов, превращающий VP в аналог 10-го легиона времен Цезаря, побеждавший при любых условиях за счет абсолютной координации:
«Медведи» заняли великолепную позиционку в треугольнике даже без полной инфы о позициях Gambit:
- Nightfall сразу отошел в безопасную позицию, чтобы избежать основного фокуса. Заодно он раскрыл позицию Тимбера и ЦМ.
- DM – поставил идеальную Арену, лишив Тимбера и Тускара мобильности. Также он отзонил ей двух кор-героев противника от активной области тимфайта. За счет этого мува VP создали локальную драку 2 на 4, где у Гамбит не было шансов.
- Эпилептик нашел еще одно слабое звено противника – ЦМ. Он убил Соннейко, оставаясь в полной безопасности. При этом Dream еще и атаковал его в этой позиции, слив ульт и Аганим в крипов, которые сзади прикрывали Сикера от такой опции.
- Дайв Джаггера создал еще один локальный тимфайт – 5 героев ВП на 1 героя Гамбит. Выиграть такое без кнопок невозможно.
Глобально VP находились в не самой лучшей позиционке, а поэтому моментально сымпровизировали, разделив всю драку на два локальных тимфайта и пару дуэлей. В каждом из сражений у ВП было либо силовое превосходство (Сикер – ЦМ), либо численное преимущество (Тимбер и Тускар). Без отточенной координации такое провернуть возможно только случайно. Но даже случайности не случайны.
С кем будет играть Рамзес? Ищем разные варианты
Терпение и игра с холодной головой – то, что отличает VP от большинства СНГ-команд
Дисциплина – это не только про жесткую координацию или про отсутствие авантюры, но и про самое обычное терпение. В военной истории Рима французский город Страсбург (находится прямо на границе с Германией) играет особенную роль – именно там в 357 году войска Флавия Клавдия Юлиана (в будущем император Рима) разбили армию алеманнов (древнегерманцев), превосходящую их числом почти в 3 раза.
В контексте терпеливости дисциплинированных войск нам интересно не все сражение, а лишь противостояние левого фланга римлян с правым флагом противника, происходившее в лесу. Хнодомар, командующий армией древнегерманцев, разместил свой правый фланг (если точнее – его часть) в лесу, чтобы с его помощью устроить засаду для атакующих римлян. Древнегерманцы превосходили левый фланг Юлиана и находились в выгодной позиции, но...
Все сражение началось с атаки этой группы древнегерманцев – несколько солдат просто устали ждать и первыми бросились на противника, раскрыв засаду. Римляне их оттеснили, а после смяли уже потрепанный фланг. Если бы алеманны проявили бы хоть немного терпения, то сражение могло сложиться куда лучше для них. А так они были разгромлены и потеряли примерно в 37 раз больше людей, чем римляне.
Возвращаемся обратно на DPC-лигу СНГ, в матч VP и Unique. Команда Бигнума штурмует Т2 в легкой линии, а VP прекрасно понимают позицию противника. Unique могут спокойно занять большой лес «медеведей», выфармливать его в три героя и контролировать отпуш верхней линии. Иными словами, сыграть терпеливо и от хорошей позиции, ведь для VP с Леориком в пике эта зона чрезвычайно важна (если потеряют ее, то команде придется воровать фарм у керри). Вместо этого Unique реконструируют Страсбург и выбегают из леса:
VP же спокойно встали в защиту – укрепили позиционку Вайпера Котлом, тот присуммонил Лиона идеально под файт, а позже примчалась и кавалерия в виде Тайда. Терпение и игра с холодной головой.
Абсолютное доверие к тиммейтам
А еще в истории Древнего Рима времен Гражданской и двух Пунических войн есть множество примеров героизма отдельных легионеров, когда один человек или небольшая группа солдат сдерживала превосходившего в несколько раз числом противника. То, что на английском языке называется «The Last Stand». И в истории VP на DPC-лиге тоже есть подобные случаи.
Лансер Найтфола в матче с Гамбит – не один герой, а легион, способный сражаться против целой армии. Даже когда все его товарищи пали, он не повернулся к противнику спиной, а бросился в бой. И победил. Иногда и один в поле воин:
Основа всех подобных примеров героизма – жертвенность ради общего дела. Готовность жертвовать собой ради других на пустом месте не появляется ниоткуда, она идет от уверенности и доверия к своим товарищам. От понимания, что каждый солдат легиона пошел бы на эту жертву ради остальных. И если надо удержать противника в Арене и выбить из него ресурсы до подхода основных сил легиона, то каждый легионер выполнит задачу. Даже если для этого придется пожертвовать собой:
* * *
Да, VP – все еще не идеальная команда, и даже с таким плейстайлом они редко, но все же закидывают игры (1-я карта против Team Spirit). И нет, они – не безэмоциональные машины, как условные PSG.LGD на TI8, просто посмотрите на их камеры после победы над NoTechies (да и вообще на вторую карту этого матча):
Но от этого их Дота выглядит куда более устрашающей – если с улыбкой на лице VP способны выигрывать за 15 минут с лесным Хускаром, то что же они покажут, когда улыбка уступит место концентрации? Думаю, что это мы увидим уже в ближайшем матче против NAVI 26 февраля в 20:00 по МСК.
Также Данила GPK Скутер
НУ ЗАШЕЛ В ТРОЙКУ НА ИНВОКЕРЕ И ЗАШЕЛ, ЧО)))
"Новые VP.Prodigy – кто они? Играют вместе с сентября, их Фурион – новый Бульдог" и прочая аналитики про ВПП
Но стоит заметить, что хоть они и проиграли 6 матчей, всегда играли 3 карты и откровенно слабее выглядели только против Winstrike (там почти весь див так выглядел). Во всех остальных матчах они могли зацепиться за победу, да и по качеству Доты выглядели лучше тех же Хастлеров (особенно в конце лиги)