Как распределяют фарм в Доте? Что значит 2-2-1 и pos 3,5?
Виталий Дьяконов про основу игровых стилей.
Распределение фарма во многом определяет игровой стиль команды, из него понятно на каких героев играет команда и какие пики их силы использует в плане на игру. Именно через взаимодействие пиков силы разных героев друг с другом проявляется базис плейстайла – под какие катапульты выходит команда, в какие тайминги использует смоки для выхода на территорию противника и когда забирает первого Рошана.
В этом тексте мы собрали 5 самых популярных схем распределения фарма на про-сцене, а также коротко объяснили – кто так играет, в чем суть схемы, какие герои под нее подходят, а также показали примеры драфтов. А за основу взяли команды из Европы и СНГ.
4+1 – классическая игра на одного героя
Кто так играет? Nigma, Alliance, Team Empire, Live to Win, NAVI.
В чем суть стратегии? Вся игра команды строится вокруг одного героя, который и обозначается «1» (pos 1). У такого героя хороший лейт-потенциал, и за счет своего фарма он способен в один из пиков силы сделать разницу в тимфайте.
Пока «1» фармит, остальные четыре героя («4») совершают активные действия на карте – выходят в смоках, реализуют катапульты и защищают зоны фарма своего керри. Также задача «1» – постоянный пуш линий в свободной части карты и сплитпуш во время тимфайтов.
Какие коры подходят под схему?
- На «1»: Спектра, Лансер, Медуза, Антимаг и прочие керри с упором в лейт.
- На «4»: основные требования к мидeру – нужен спейс-герой вроде QW-Инвокера, Войд Спирита, Тини, Квопы или Пака.
А как выглядит драфт?
- Лансер – зависимый от предметов керри с отличным лейт-потенциалом.
- ДП и Сикер – два кор-героя, способных драться сразу после линий за счет урона способностей.
- Никс и Титан – не самые жадные саппорты.
2-2-1 – два оффлейнера
Кто так играет? OG, Tundra Esports (Mudgolems), No Techies.
В чем суть стратегии? Сверхбыстрая вариация 4+1, где на две линии берутся плотные герои с ранними пиком силы – с 15-й по 25-ю минуту, а на 3-ю линию темповый керри, способный быстро собирать фарм без предметов, рано драться с командой и (опционально) быстро ломать здания.
В такой стратегии два кора перетягиваются на одну из линий (обычно мидер в оффлейн) под первую катапульту и сносит Т1, открывая часть леса противника. Дальнейшие действия – агрессивный захват территории противника и реализация катапульт по максимуму для сноса вышек. Самая наглядная реализация – OG на ESL One Los Angeles с 33 в составе:
OG переизобрели агрессию на ESL One. Играли с двумя оффлейнерами и без мидера
В такой стратегии нет классических pos 2 и pos 3, но есть два героя pos 2,5, которые примерно поровну делят фарм друг с другом после линий. Иногда один из них берется в мид, чтобы быстрее получить важный уровень под первую катапульту.
Какие коры подходят под схему?
- На pos 2,5: Марс, Брю, Слардар, Кентавр, Бистмастер, Пугна, ДК.
- На pos 1: Эмбер, Джаггер, Бладсикер, МК, Рики.
А как выглядит драфт?
- Дровка – керри с уроном по строениям, способный драться без множества предметов.
- Марс – мидер, способный эффективно сместиться на одну из боковых линий под первую катапульту с ультом и сломать вышку благодаря пассивке.
- Брю – темповый оффлейнер, способный драться почти без предметов.
- Земля – темповая четверка, способная начинать ранние драки.
- ЦМ – глобальная Базилка.
2-1-2 или 3+2 – игра на двух кор-героев под мидгейм
Кто так играет? Virtus.pro, Team Secret, NAVI, Team Liquid, OG.
В чем суть стратегии? Одна из двух доминирующих стратегий в текущей мете – примерно равное распределение фарма между мидером и керри, а также утилити-оффлейнер вроде Магнуса. Оффлейнер обеспечивает комфортный фарм двум корам (стаки, баффы, пространство) и собирает командные предметы.
Отличительный признак – игра на свой фарм во время линий, а также в период примерно до 20-й минуты, когда команда, использующая подобную схему, атакует противника преимущественно ради временного захвата важной области фарма (треугольник, часть большого леса). Примерно к 20-й – 25-й минуте два главных кора выходят на пик силы, а команда заходит на Рошана и с Аегисом зажимает противника в его базу, а после заканчивает карту с перефармом в 1-2 слота.
По темпу исполнения схема находится между 2-2-1 и 4+1. Шикарный пример реализации – Virtus.pro и их игра после линий и до первого Рошана:
Virtus.pro выигрывает матчи за 25 минут: байтят под смоки и играют от треугольника
Какие коры подходят под схему?
- Pos 1: Войд, Фантомка, Урса, ВК, МК, Дровка, Морф.
- Pos 2: Кункка, Квопа, Войд Спирит, Шторм, ДП, ЦК, Марс.
- Pos 3: Магнус, Вайпер, Тимбер, Слардар, Тайд, ЦК, Марс.
А как выглядит драфт?
- Войд – МоМ + Манта/Молнии/МКБ = сильнейший Купол на первом Рошане.
- Лина – быстрый мидер с отличным уроном в Хроно, который к первому Рошану имеет Еул+Бладстоун/БКБ.
- Тимбер – платформа для покупки любых командных артефактов.
2+3 – агрессивный драфт через трех семи-коров
Кто так играет? Team Secret, Vikin.gg, Team Spirit, Team Liquid, No Techies.
В чем суть стратегии? Вторая доминирующая стратегия текущей меты. Три-кор героя примерно поровну делят фарм (с небольшим уклоном в сторону керри), а пики силы этих героев находятся близко друг к другу.
От 3+2 отличаются фармом у оффлейнера, к которому в ранней игре смещается мидер под первую (редко) или вторую катапульты, открывая тому маленький и большой леса противника для фарма. Также оффлейнер чаще забирает золото с линий, отпушивая пачки, или получает больше пространства в безопасном лесу. В такой стратегии условный Марс с оффлейна скорее купит себе быстрый Дезоль, чем быстрый Пайп.
Пример реализации схемы фарма – Team Spirit, которые в раннем мидгейме играют от фарма и действий своего оффлейнера:
Yellow Submarine – лучшая тир-2 команда в СНГ. Теперь ее подписала Team Spirit
Какие коры подходят под схему? Аналогично 3+2, но в оффлейн добавляется Акс, Бист и Фурион.
А как выглядит драфт?
- МК – керри с вариативной сборкой, через Молнии+БКБ хорошо делит фарм с остальными корами.
- ОД – мидер, не способный забирать много фарма с карты. Для эффективной игры достаточно Метеора и БКБ.
- Фурион – один из самых гибких героев Доты в плане фарма карты. Имеет множество сборок, здесь может позволить себе выйти в семи-кора через Орчид и Witch Blade.
Что самое важное – все три героя раскрывают себя в мидгейме благодаря предметам средней стоимости, поэтому ими легко забирать первого Рошана и захватывать карту с Аегисом.
1-2-2 – когда оффлейнер равен четверке
Кто так играет? Team Liquid, Team Secret, Alliance.
В чем суть стратегии? В такой схеме часто берется оффлейнер, способный стоять линию в соло, а на четверку – либо жадный герой, либо роумер. Из-за не лучшей линии стандартный оффлейнер редко получает много золота в начальной игре, а четверка за счет своего фарма или перемещений, наоборот, имеет больше обычного. Поэтому в команде де-факто нет ни классической pos 3, ни классической pos 4, но есть две pos 3,5.
Чаще всего такие стратегии сводятся к давлению на противника через общую плотность пика и пассивный оверфарм, ведь:
- У команды с такой стратегией сразу 4 героя способны хорошо бить крипов.
- Четверка с первых минут может встать в триплу к керри, обеспечив тому отличный фарм, или создать разницу в центре.
- Оффлейнер стоит соло-линию и получает много опыта, а опыт после линий чаще полезнее золота. Этот опыт он способен реализовать в пространство для фарма команды.
Какие коры подходят под схему?
- Оффлейнер: Энигма, Тайд, Тимбер, Бладсикер, Панго, SK.
- Четверка: Войд Спирит, Энигма, Бэтрайдер, Панго.
А как выглядит драфт?
- Sand King – оффлейнер, способный стоять соло-линию за счет Песка.
- Mirana – активная четверка, способная хорошо фармить крипов Старштормом и Стрелой.
- Пятерка-Магнус – дополнительный буст фарм-потенциала команды.