«Комната без окон – ни белья, ни подушки». Главное из интервью Дурова: про заключение и трояны в телефонах
Американский журналист Такер Карлсон посетил Францию, где взял интервью у Павла Дурова. Основной темой разговора стало задержание основателя Telegram во Франции. Дуров также рассказал о переживаниях за семью, заключении в одиночной камере, об отношении к смартфонам и другие детали. Собрали для вас главное из этой беседы.
Содержание

Четыре дня в бетонной комнате без окон
Дуров подробно описал подробности 4-дневного заключения в полицейском участке на юге Парижа. Его поместили в одиночную камеру – пусть это и не была тюрьма в юридическом смысле.
«Это была комната площадью 7 квадратных метров без окон. Просто бетонный блок. Вот такая [маленькая] кровать. Ни постельного белья, ни подушки. Матрас толщиной с коврик для йоги. Может, 1 сантиметр. Немного раздражал мигающий свет. Дверь была надежно заперта. [...] Но с юридической точки зрения это не было тюрьмой», – Павел Дуров.
Несмотря на строгие условия, Павлу сделали исключение в плане питания. Дуров отказывается от мяса и фастфуда, и французские сотрудники полиции приносили ему рыбу. Этого хватало для физических упражнений:
«Я делал 200 подтягиваний утром и 200 приседаний, а потом повторял, потому что у меня не было доступа к спортзалу».
Здесь Такер Карлсон иронично поинтересовался, не успел ли основатель Телеграма вступить в банду за время заключения. Дуров с улыбкой ответил отрицательно.

📌 Наводим красоту: полный гайд по кастомизации телеграма
Дуров не понимает, в чем его обвинили
Дуров заявил, что не понимает, в чем именно его обвиняют во Франции. А также опроверг заявления местных властей о том, что Telegram игнорирует судебные запросы.
«Мне до сих пор не ясно, в чем именно меня обвиняют. Сначала говорили, что мы якобы не ответили на юридические запросы, но это не так. Они не соблюдали собственные процедуры, не пытались решить проблему цивилизованно. А когда они начали отправлять запросы, то им стали приходить ответы».
По его словам, с ним не пытались связаться ни по домашнему адресу, который указан в его французском паспорте, ни через консульство Франции. Это консульство находится на пару этажей ниже офиса Telegram в Дубае. При этом адвокаты Дурова были удивлены публичной активностью властей вокруг задержания – беспрецедентный случай, когда ежедневно выпускали пресс-релизы и давали комментарии по расследованию.
Дуров утверждает, что у него не было под рукой устройств, чтобы узнать, что пишут в новостях. Будучи под стражей, Дуров поинтересовался у полицейского, что пишут мировые СМИ по поводу ареста. Он цитирует: «Все, кроме правды».

Карлсон удивился, почему основателя платформы обвиняют за нарушения пользователей, и сравнил ситуацию с руководителями стран:
– Это то же самое, если арестовать Дональда Трампа за то, что кто‑то из 350 млн американцев совершил преступление. Или посадить Макрона за ограбление в Тулузе. Так почему вы же здесь, в чем же вас обвиняют?
– Все еще пытаюсь выяснить. Честно, все еще в замешательстве. Сначала они ответили: «О, вы не ответили на наши запросы, поэтому вы соучастник». Но, во-первых, это неправда, что мы не отвечали на юридически обязывающие запросы. А во-вторых, это широкая трактовка соучастия даже для французской правовой системы.
Честная монетизация Telegram
Дуров гордится, что Telegram удалось сделать прибыльным без злоупотребления личными данными пользователей, «как это делают конкуренты». Мессенджер заработал около $500 млн в 2024 году в основном за счет подписки Premium. При этом остался бесплатным сервисом с ненавязчивыми платными функциями:
«Мы обеспечиваем стопроцентную конфиденциальность наших пользователей. Например, фейсбук пользуется персональными данными пользователей, чтобы показывать им таргетированную рекламу, это их бизнес-модель. Нам не нужно этого делать, мы придумали другие способы монетизации».
По его словам, мессенджер передает IP-адреса и номера телефонов только подозреваемых в уголовных преступлениях. Однако это происходит при получении ордера, подписанного судьей.
Пользуется смартфоном дважды в неделю
Дуров рассказал, что не доверяет смартфонам. По его словам, спецслужбы хорошо знают об уязвимостях нулевого дня [Кибер: так называют уязвимости в софте, обнаруженные раньше производителя] на устройствах под управлением iOS и Android. А это большой риск для конфиденциальности:
«Если вы стали мишенью какого-либо правительства, очень вероятно, что они установят так называемый троян Pegasus. Восемь лет назад на моем смартфоне был установлен Pegasus».
На вопрос Такера, а где сейчас телефон Дурова, тот ответил, что его отобрали при задержании. Однако это не сильно беспокоит основателя Телеграма, так как он принципиально мало им пользовался и до ареста – только для тестирования приложения дважды в неделю. Дуров считает, что смартфон лишь отвлекает и вредит конфиденциальности, поэтому для работы и общения предпочитает ноутбук или iPad.

Переживает из-за мамы и детей, недоволен удаленкой
Дуров подчеркнул: хоть он и не сидит в тюрьме, ему запрещено покидать страну во время следствия. И это создает личные и деловые трудности. В момент задержания и из-за шумихи в СМИ он особенно беспокоился за маму:
«Быть запертым и думать о том, что происходит с моей мамой... Она очень волновалась, как я узнал позже».
Несмотря на то, что у Дурова позже появилась возможность общаться с родными, из-за ограничения на выезд из Франции он не мог с ними видеться:
«У меня есть дети в Дубае, которых я не могу не только видеть, но и законно заботиться о них, подписывая определенные документы, которые должен подписать. Это было очень стрессово для моей мамы, которая тяжело больна, и я не могу ее видеть».
По этой же причине Дуров недоволен неудобствами при управлении компанией. Ему разрешают изредка посещать Дубай, но в целом Дуров не может эффективно управлять компанией:
«У нас миллиард пользователей. Я вынужден делать это [управлять компанией] удаленно. Это не так эффективно. Доля пользовательской базы мессенджера во Франции составляет менее 1%, а более 99% находятся в других странах, таких как Индия или Индонезия. Это как-то нелогично для меня, что вся организация страдает из-за продолжающегося расследования во Франции. Учитывая тот факт, что оно движется так медленно и требует моего присутствия раз в несколько месяцев. Я считаю, что нынешние странные ограничения лишние и будут сняты в этом году».

Вернется ли Дуров во Францию в будущем
На вопрос Такера Карлсона, вернется ли Дуров в будущем во Францию, тот ответил, что сперва желает скорейшего завершения расследования и возвращения домой.
«Не знаю, когда будут ограничения сняты, но надеюсь позже в этом году свободно вернуться домой в Дубай. Я, вероятно, вернусь во Францию. Это прекрасное место, чтобы проводить тут время», – Павел Дуров.
* * *
Почему поругались Маск и Трамп?
Илон Маск (не)договорился с Павлом Дуровым об интеграции Grok в Telegram. Что изменится?





























