Трибуна
6 мин.

Мэддисон ошибается, и вот почему

Обвинил весь ру-Твич в накрутках.

Всем привет. В моем уютном бложике мы занимаемся аналитическим разбором утверждений о накрутках, стримерах и прочем. Я стараюсь говорить о высказываниях с позиции фактов и цифр. Сегодня мы разберем некоторые высказывания и подсчеты Ильи Мэддисона, чтобы внести ясность и уточнить некоторые цифры.

Важно отметить: я положительно отношусь к деятельности Ильи и в определенной степени даже был к нему приближен не так давно. Более того, я считаю, что те позиции, которые он занимает в конфликте с ру-сообществом стримеров, могут быть некорректными, но кажутся мне справедливыми. В целом его скепсис мне импонирует. 

Тем не менее, когда речь идет о количественных оценках, я беру на себя ответственность проверить цифры с опорой на данные. 

Кстати, подписывайтесь на мой Твич, Ютуб и тг-канал – там можем обсудить детали и раскрыть некоторые более пикантные подробности циферок и таблиц (сейчас прохожу New Vegas впервые).

Сегодня мы не будем использовать данные с моего собственного сервиса, а проанализируем открытые данные из сети. 

Проверяю оценку аудитории Твича в России

Начнем с недавнего высказывания, которое касается пересчета реального онлайна ру-стримеров, исходя из процента аудитории (обсуждение вот этого поста из тг). 

Цитата Ильи:

💬 «Недавно Твич опубликовал статистику, с которой невозможно спорить. Даже чат ГПТ со мной согласился и так же посчитал. <...> 30 процентов всех зрителей Твича – из США и 3 процента – из России. <...>  Реальная накрутка на Ру-Твиче ровно x10. Вот все онлайны можете смело делить на 10.

То есть любой отечественный онлайн по этой формуле накручен в 10 раз. Это абсолютно реалистичная цифра».

Неизвестно, какую именно статистику опубликовал Твич (насколько я знаю, таких публикаций нет). Но есть оценки от различных аналитических агентств на эту тему за разные периоды.

  • По оценкам Backlinko и Increv, Твич имеет примерно 240 млн активных пользователей в месяц, среди которых от 3,5% до 4,75% из РФ (т.е. от 8,4 до 11,4 млн) на июль 2025 года. При этом за последний месяц доля российского трафика в связи с известными событиями (премией Slay и миллионом зрителей) выросла до 9,75%, по сути достигнув показателя в 24 млн человек, или примерно трети трудоспособного населения России.

  • В отчете Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы упоминается цифра в 36 млн уникальных зрителей на апрель 2024 года (возможно, это показатель за год, в отчете нет ни пояснений, ни ссылок), что равно примерно половине мужского населения России.

  • Similrweb показывает примерно 77 млн уникальных пользователей за последний месяц, 9,7% из которых из России (т.е. примерно 7 млн уникальных ip адресов) . Сколько это одновременных зрителей? 

  • По данным эксперта E-Promo, число одновременных зрителей Twitch на сентябрь 2025 может составлять 200 тысяч человек. Как получена эта цифра – не до конца понятно, и вполне возможно, что он просто посмотрел на Twitchtracker. И так как речь идет про накрутку, то, вероятно, лучше посмотреть опросы живого населения.

  • По российскому региону есть крайне обрывочные данные от Mediascope о 30% мужчин до 30 лет, которые «регулярно заходят» на Twitch (т.е. примерно 5 млн человек минимум (15,3*0,3)). 

Отталкиваясь от этой цифры и предполагая, что это в среднем за месяц, можно прикинуть ежедневную аудиторию и возможные пиковые значения. Получается, что в категории мужчин до 30 примерно 1,5 млн ежедневных пользователей (около 30%) и примерно 150-300 тысяч онлайна (по средним показателям для стриминговых платформ). По сути это минимальная цифра, от которой можно отталкиваться в вопросах реальной аудитории Твича из России. 

Теперь переходим к следующим расчетам и сравнению с США. Еще одна цитата и скриншот Мэддисона:

скрин из тгк «Maddyson» развлекательный телеграм канал!»

💬 «Это железобетон, с этим могут спорить только совсем отбитые. После таких пруфов тема закрыта. Скриншоты не врут. Наконец я снова всех победил. Я победил Карпина, ботов, крыс. Только геморрой не сдался против моей мощи. Так что помните, малые, Илюха Мэд – база».

Предлагаю побыть «отбитыми» и прикинуть следующие цифры. Используем Twitchtracker. Если открыть раздел с языками, то можно четко увидеть дисбаланс между русскоговорящими каналами и зрителями (благодаря ботовойнам, естественно, доля аудитории на русскоговорящих каналах увеличилась, но нас интересует иной показатель).

Математика с аудиторией, меньшей в 10 раз (что неправда), компенсируется количеством стримеров, которых меньше в 10 раз. В российском информационном поле удивительное раздолье, и кажется, что онлайн действительно может быть перетянут в какую-то одну точку. 

Источник – https://twitchtracker.com/languages  (я попытался совместить картинки в пеинте)
Общая картина по разным регионам

В те же 10 раз отличается количество стримов, запускаемых на английском и на русском. При этом соотношение пиковых показателей к средним выглядят действительно аномально.

Слева русскоязычный, справа англоязычный сегмент Твича

Важно, что даже если мы возьмем нижнюю реальную оценку в 150к одновременных зрителей, российские стримеры все еще выглядят более перспективными с точки зрения набора большой аудитории на одном канале. Исходя из открытых данных, на одного стримера в России в среднем приходится в 2 раза больше зрителей, чем в США.

Поэтому получается, что реально итоговая формула выглядит следующим образом:

что мы примерно и видели на премии Slay… 

Заключение

Мэддисон – очевидно база Твича. У него очень много опыта и инсайдов. Однако он смотрит на общий объем аудитории, игнорируя ее плотность. Да, рынок США глобально больше, но это не значит, что ру-сегмент не может ставить рекорды без ботоферм. Просто рекордные цифры на топ-трансляциях – это следствие дефицита контент-мейкеров при высоком спросе.

И пока Мэддисон пытается считать на пальцах, я предлагаю проверяемые пруфы и прозрачную методику. Сейчас я доделываю комплексный анализ Твич-накрутки по 30 конвенциональным показателям из научной литературы по всему миру. Потом обучу по ним нейронку для анализа качества аудитории ру-Твича. Результаты опубликую (с нее на стрим придет 2 школьника, с которыми мы обсудим домашку). 

* * *

Мужики, какой сервис для накрутки посоветуете?

П.с. Интересно, во сколько раз 1000 зрителей на англоязычном стриме дороже в рекламе, чем 2000 зрителей на русском)