Ваш ход: почему Dota 2 — шахматы 21 века

Дисклеймер: если вы не хотите все это читать или вам наскучит в процессе, в конце этой записи есть сокращенный вариант.

В каком-то смысле шахматы можно назвать далеким предком Dota 2, как и всех стратегических или околостратегических игр в целом. Несомненно, можно найти нехитрую параллель между тем, что составляет основу шахмат, а именно – набор различных фигур, отличающихся своими свойствами и, так образом, «боевыми качествами» друг от друга, и героями Доты. Иногда эта схожесть порождает до забавного прямые ассоциации, вроде того, как ультимейт Vengeful Spirit, позволяющий ей поменяться местами с другим героем похож на шахматную рокировку короля и ладьи. Или, более образно, как шахматные пешки в сущности похожи на приручаемых существ или даже банальный крипов в Доте. Это простое и понятное сопоставление на самом деле не имеет никакого (или почти никакого) отношения к тому, что на самом деле имеют в виду люди, заявляющие о схожести этих двух видов спорта.

Важно начать с того, что в сущности природа сравнения лежит не в том, что эти игры похожи друг на друга в прямом смысле этого слова. Шахматы – это понятный и доступный образ очень глубокой стратегической игры, для партии в которую не нужно ничего, кроме доски с фигурами, но при этом необходимы уникальные аналитические способности, память, самоконтроль и желание уделять годы на изучение теории для достижения настоящего успеха. В то время, как уже в этом определении можно найти немало сходств с Дотой, важно понимать, что основной целью такого сопоставление является возможность наглядно показать, чем Дота отличается от игр-конкурентов, таких как Legaue of Legends и Heroes of the Storm. Конечно же, в них тоже есть немало элементов, соответствующих данному ранее определению шахматам как роду деятельности, но невооруженным взглядом очевидно, что в Доте их значительно больше (что необязательно должно означать, что она – лучше). Таким образом, первое, что нужно помнить: сравнение Доты с шахматами главным образом несет в себе образное, а не непосредственное значение.

 

Нет, не поэтому...

Разумеется, на этом все не заканчивается. Скептик легко скажет, что даже если Дота и больше похожа на шахматы, то все-равно все эти компьютерные игры от них бесконечно далеки. Давайте отбросим детали и правила шахматной игры чтобы уйти от того, о чем говорилось выше – прямого, бессмысленного по сути, сопоставления, и возьмем как мерило верности сопоставления уровень комплексности игр. Думаю, что любой человек, хотя бы примерно представляющий шахматы и слышавший про великих гроссмейстеров и их встречи прошлого и настоящего, не будет спорить с тем, что это – очень глубокая игра. Предлагаю взять это емкое определение и попробовать примерить его к Доте. Является ли Дота очень глубокой игрой? И если да, то, все-таки, не достаточно ли правомерным получается ее сравнение с шахматами?

Приступим к этому вопросу с оценки самых основ, простых цифр.

Во-первых, в Доте более ста героев и десятки предметов. У каждого из героев не только по 4 способности (обычно), но и масса параметров, активно влияющих на протяжении всей игры на их эффективность как в тактическом, так и в стратегическом смысле. В их числе: базовые скорость передвижения, скорость разворота, скорость атаки, наносимый урон и величина его вилки, прирост трех основных атрибутов, радиус ночного видения и так далее. На большинство из этих параметров можно влиять как способностями – своими или чужими – так и предметами.

Все предметы

Все предметы игры прошлого патча. В новом добавили еще несколько. 

Во-вторых, на карте несколько линий, каждая из которых совершенно непохожа на остальные, вкупе с которыми идут несколько возможных (но не определенных достаточно строго/формально) позиций в духе того, кто будет наносит основной урон, кто поддерживает более мощных героев заклинаниями, помогает команде с видением карты, увеличивает количество доступных для убийства монстров и так далее.

Не все сочетания героев, предметов, линий и ролей возможны, но даже если взять только те, что могут эффективно работать, мы получаем десятки тысяч. Пока просто запомним это.

Теперь к более сложному. Это – командная игра 5х5. Настоящая Дота (режим капитанов) позволяет одному человеку возглавить команду и не только набрать 5 подходящих под свое видение стратегии героев, но и не дать врагу взять пять других. Таким образом, количество возможных комбинаций переходит как минимум в область шестизначных значений. Даже если это игра со случайными людьми и нет одного капитана, набирающего героев для своей команды и банящего героев для другой, каждый берет часть этой ответственность на себя. Смотреть на героев врага, визуализировать то, как они распределятся по карте, какие роли будут у каждого и как будут проходить сражения и, таким образом, как можно этому наиболее эффективно противостоять, не забывая о том, что нужно выбрать вариант, которые будет подходить еще и к выбору героев своей команды – задача абсолютно каждого игрока.

Основы драфта героев в режиме капитанов от Virtus pro

Пик (выбор героя и, в сущности, роли и будущего плана его сборки) – важнейшая часть Доты, но это – не все, что подразумевается под стратегией и тактикой. На этих моментах стоит остановиться отдельно, так как именно они подчеркивают глубину игры больше, чем сухие, пусть и впечатляющие цифры. Я сделаю это в следующей части материала, а сейчас тезисно подведу итоги того, что было сказано выше (tl;dr):

1. Сравнение Доты и шахмат проводится прежде всего для того, чтобы подчеркнуть большую глубину игры на фоне ее конкурентов, а не потому, что между самими играми есть большое количество сущностных сходств.

2. Таким образом, я предлагаю временно отбросить слово «шахматы» и использовать емкий термин «очень глубокая игра», чтобы подойти к анализу этого сравнения предельно объективно и сухо.

3. Количество комбинаций героев, из которых каждый игрок может и часто должен выбрать для себя одну – ту, что, на его взгляд, приведет к победе в конкретной игре исчисляется десятками тысяч.

4. Количество комбинаций команд/групп героев, из которых должен выбирать капитан/которые должен понимать и принимать участие в выборе каждый игрок с этой же целью еще на два порядка выше.

5. Тем не менее, скорее качественные, а не количественные показатели являются той особенностью игры, которые позволяют ей быть по-настоящему глубокой и о них во второй части.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
87 Off Ln, Gladstone, Qld
+31
8 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ Bornikkeny
Dota 2 и cs:go - флагманы киберспорта!
Как и Starcraft 2 и League of Legends )))

А по поводу самого текста - ребята, ну все эти сравнения с шахматами выглядят как попытка оправдаться. "Я играю в Dota/LoL/HoS - это такие современные шахматы". (Дота в тексте в первую очередь). Поэтому это полезное оправдание перед старшими

-Сынок, что это ты все в какую-то ересь играешь, нервничаешь, кричишь? Волосы рвешь на голове, когда проигрываешь...

-Папа, да это шахматы такие современные.

Надо быть самодостаточными. Мы играем в MOBA потому что нам это нравится, это сжирает кучу времени, и мы ловим от этого кайф. Да, тут надо много думать, но и рефлексы играют очень большую роль.
+1
0
+1
Вы хорошо объяснили, что Дота - комплексная и сложная игра, которая требует серьезных навыков для выступления на высоком уровне. Но при чем тут (а точнее, зачем тут) шахматы, я из текста так и не понял. Мне кажется, это вообще лишний элемент в конструкции, в этом смысле я согласен с Владиславом.
+1
0
+1
Dota 2 и cs:go - флагманы киберспорта!
0
0
0
Как и Starcraft 2 и League of Legends ))) А по поводу самого текста - ребята, ну все эти сравнения с шахматами выглядят как попытка оправдаться. "Я играю в Dota/LoL/HoS - это такие современные шахматы". (Дота в тексте в первую очередь). Поэтому это полезное оправдание перед старшими -Сынок, что это ты все в какую-то ересь играешь, нервничаешь, кричишь? Волосы рвешь на голове, когда проигрываешь... -Папа, да это шахматы такие современные. Надо быть самодостаточными. Мы играем в MOBA потому что нам это нравится, это сжирает кучу времени, и мы ловим от этого кайф. Да, тут надо много думать, но и рефлексы играют очень большую роль.
Собственно, одно другому не мешает.
0
0
0
Ответ icey_punk
http://images.gameskinny.com/gameskinny/7f767689ac0590f8411c27b473841a8f.jpeg
Да, Хончик норм игра, жаль умирает( физика классная.
0
0
0
Вы хорошо объяснили, что Дота - комплексная и сложная игра, которая требует серьезных навыков для выступления на высоком уровне. Но при чем тут (а точнее, зачем тут) шахматы, я из текста так и не понял. Мне кажется, это вообще лишний элемент в конструкции, в этом смысле я согласен с Владиславом.
Хороший вопрос. Отвечу на него прямо сразу во второй части текста.
0
0
0
Если шахматы - это спорт, то Старкрафт - это величайший Король спорта всех времён.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости