Мипошка думает о завершении карьеры, вспоминает Инт. Все главное из интервью Марпл
Подробный рекап.
Мария «Marple» Ермолина выпустила на Ютуб-канале почти трехчасовое интервью с ушедшим в отпуск капитаном Spirit Ярославом «Miposhka» Найденовым. Они обсудили:
Инт и причины инактива;
как Ярик познакомился с Дотой;
какие истории были в Empire;
Никса и депрессию из-за него;
и как расстался с девушкой.
Собрали все самое важное в одном материале.

Как покупал ключ второй Доты
«Мне кажется, я начал играть в первую Доту где-то в 2008 году. Потому что в 2011-м я прямо точно помню, как прошел первый Инт. Я его немножко смотрел, тогда еще не так сильно был увлечен Дотой. Тема турниров мне вообще была далека.
Когда первый Инт прошел, я играл в Heroes of Newerth где-то месяца три. Вот прямо все лето. И потом в сентябре у знакомого одноклассника появилась вторая Дота. Я как-то к нему в гости пришел, он мне показал, я такой: «##### [Жесть], это же вообще другая игра. Это вообще не как первая Дота» Там все намного четче, плавнее. Все движения приятнее. И мне прямо понравилось.
Cпустя время мы с ним договорились. Я узнал, как он ключ получил. Он сказал, что просто какому-то челу на телефон 100 или 300 рублей кинул, и ему дали ключ. Вообще халява. А я тогда помню, что нашел где-то в интернете возможность. С каким-то человеком списался, перевел ему деньги на карту, у меня деньги снялись, но ему они так и не пришли. Но он надо мной сжалился и просто так ключ дал. Я тогда скинул 700 или 800 рублей, что-то около того.
Напиши мне, если смотришь это интервью, я верну должок (смеется). [Как его зовут, ты помнишь?] Вообще нет. Это было ну очень давно».
Про алкоголь на тестах и зарплату в Empire

«Так как в первый день [тестов] я очень волновался, я подумал: «Надо что-то с этим сделать, постараться избавиться от этого волнения, хотя бы на чуть-чуть, хотя бы каким-то эффектом плацебо». И что я сделал? У меня был то ли вискарь, то ли еще что-то дома, припрятанное еще от родителей. И я пару стопочек бахнул и печенькой закусил. Ничем другим не догадался, конечно, закусить. И погнал играть.
Первые две игры прошли очень сомнительно. Я их вообще не помню, но отчетливо помню третью игру. Я играл на Earth Spirit под Дарк Сира. Это был один из моих самых сильных героев. Третью игру я на нем сыграл очень хорошо. На всех трех линиях нашел киллы, всю карту загангал, много чего сделал. Мы вообще ######### [развалили] уверенно. И меня реально взяли [в команду].
[...] Жизнь тоже чуть-чуть поменялась, как только я попал в Empire, потому что появились контракт и зарплата солидная, для меня так вообще. [Сколько тогда была зарплата?] Ну ладно, раз контракта нет, то уже можно сказать. $1500, тогда это было 100 000 руб. Я до этого в PRIES зарабатывал где-то 15 000 рублей. До этого вообще ничего не зарабатывал.
Но для меня тогда это сумасшедшие уже деньги были. Получается, появился контракт и мне говорят, мол, пора ехать на буткемп, тренироваться. Тут я понимаю, что все, киберспорт начинается. Надо брать академ в универе и забивать на учебу».
Про выход на сцену босиком и неловкое шоу с китаянками
«Помню, как на мейджоре в Маниле босиком на сцену вышел. Потому что я был в тапках, зашел в кабинку, и нам говорят: «Бегом, бегом, надо выйти». Такой я думаю: «Ну, наверное, сейчас выйдем, что-то скажут, зайду обратно». Я выхожу, а нас просто повели за кулисы. Потом я выхожу на сцену, а все это я босиком делал. Потому что я был в тапках, а там ну вообще жара. А я еще не понимал, как все устроено, и легко к этому относился. И это было очень мемно.

Потом был турнир в Киеве, WePlay Dota2 League Season 3. Тоже очень хороший турнир. Я тогда решил создать для себя фишку – выходить босиком на сцену. Но потом мне Димон или кто-то сказал: «Ярик, это, конечно, прикольно, но у тебя так грибок может образоваться. Ну или еще что-то ты подцепишь. Я такой: «Ну, наверное, да, отменяем эту фишку».
[...] До мейджора в Маниле мы отобрались на Nanyang, турнир в Китае. Там очень много всяких прикольных активностей было. Одна – вообще шок для меня. К нам подходят и говорят: «Не хотите в шоу принять участие?» Мы такие: «Ну, давайте». А мы уже вылетели, если я не ошибаюсь, делать нечего. Приходим, а там сидят китаянки, топ-модели вообще, 10 из 10. Я не уверен, что встречал китаянок красивее. Они ну вообще прямо с обложек журнала. Вот прямо подготовленные, все такие в форме. И заходим мы, чисто деревенщины. Дотеры в шортах и грязных поло. Сразу понятно – с деревни ребята.
И суть шоу: садятся парень-девушка, парень-девушка, вот так за стол вокруг. И вам дают бумажку. Берешь бумажку в рот и передаешь. А она должна откусить. Кусаете вот так по очереди, а кусочек становится все меньше и меньше.

Когда кто-то или не откусывает, или отказывается, он проиграл. И проигравший должен был с девушкой пойти и лопнуть шарик. Допустим, вот я сел, а шарик вот сюда положил (Кибер: показывает руками область около паха), и она должна сесть и лопнуть его. Было здорово, я так скажу.
[Ты был смел с этими бумажками? Ты дошел до конца бумажки?] Нет, конечно. Я очень смутно помню, как оно все происходило, но уровень неловкости был запредельный. Мы же еще дотеры, максимально асоциальные. Я вообще был в шоке, помню. Но было прикольно».
Про Никса и депрессию из-за него
«Я с ним очень мало успел в Empire поиграть. А потом спустя время уже после Singularity меня позвал Алагон. Мы списались, он говорит: «Йоу, давай залетай, вот командочка, вот такой составчик». И тогда я начал играть с Никсом. Мы очень успешно начали играть паблики. Стрик у нас был 22 или 23 победы, прямо вообще разносили. Потом начали играть уже КВ-шки как команда. Вот так все и началось.
На самом деле с Саньком [Никсом] всегда было очень приятно проводить время, вне игры как минимум точно. Мы всегда столько историй там травили, рассказывали, всегда классно смеялись, шутили, очень классно проводили время.
Но в игре, конечно, Санек другой человек. Я думаю, что он излишне нетерпим порой к другим и сам всегда при этом прикладывал очень много усилий для победы. Он, мне кажется, брал больше, чем мог сам осилить. Он драфтил, коллил, играл на многих героях, пытался давать различные советы, постоянно решал какие-то спорные моменты.
[Есть ощущение, что это перфекционизм чуть-чуть на грани одержимости?] Да, можно так сказать. Вот он мог работать именно в таком состоянии, но недолго.

Когда мы, будучи в HR, во время ковида на 3 месяца застряли на буткемпе в Киеве, первые три-четыре недели все было неплохо. Рабочие моменты, все разрешалось, все довольно терпеливо, спокойно, адекватно. Еще и Роджер очень хорошо играл, прямо много коллил. А он только после VP [пришел], на опыте, уже приобрел какую-то мудрость. И мы на этой волне первый месяц хорошо двигались. Не особо что-то выигрывали, но неплохо играли.
Потом начался сущий кошмар. Саня стал менее терпеливым. Я прямо помню, как он жестко горел во время каких-то игр, когда что-то шло совсем не по его плану. Вован Роджер меньше стал говорить, меньше коллить. Он игрок вайба в моем понимании. И вот поэтому как только Саня начал как-то негативно влиять, он тоже резонировал и не мог уже поддерживать и свой уровень игры, и доброжелательность.
А Саня реально где-то мог даже перегнуть. Он очень прямолинеен порой в высказываниях. А также прямолинеен к тиммейтам, за словом в карман не лезет. Мог очень грубо высказываться о каких-то ситуациях, о чертах характера. О молчаливости, о неуверенности, о неумении брать ответственность, об отсутствии дисциплины. Он все это подмечал и всем высказывал. И команда наша довольно быстро развалилась. А это было только начало второго месяца. А нам еще нужно было два месяца как-то просуществовать.
Как сейчас помню, как мы играли официалку. Он в моменте встал, ##### [ударил] по столу, ##### [ударил] по стулу, что-то крикнул, вышел просто на улицу. Мы вообще в #### [шоке] такие сидим, мол: «Блин, Санек, подыши там, как-то выдохни».
Меня Никс до депрессии в какой-то мере довел. Саня очень часто коллил и драфтил, но он играл на единичке, а я играл на пятерке. А я не был человеком, который и драфтит, и коллит. По сути я себя таким не считал и не уверен был, что у меня это получалось. Я пытался в силу своих возможностей, было не очень.
А с Саньком это еще и в разы сложнее. Потому что если ты чего-то не делаешь, когда ему кажется, что ты должен делать, он об этом обязательно скажет. Если ты сделаешь что-то плохо, он тебе обязательно об этом скажет. И ты думаешь: «Что-то сделаю – плохо, ничего не сделаю – плохо». И в итоге он просто закапывает тебя таким образом.

[...] Я никогда не рассматриваю ситуацию в черно-белых цветах. Как оно было, так и вышло. Но я бы сказал, что он точно один из ключевых персонажей в моей жизни, которые повлияли на становление меня таким, какой я есть.
Не сказал бы, что он сильно повлиял на мой игровой опыт. Учил драфтить? Мы вместе учились. Да, он точно пытался передать какие-то свои знания, паттерны, логику. Но я бы не сказал, что прямо вот что-то перенял. Даже не могу чего-то конкретного вспомнить. Где-то у меня что-то получалось, где-то у него получалось. Мы просто в тандеме работали. Были периоды, когда я драфтил и когда он драфтил. На каком-то турнире я говорю: «У меня что-то не получается, давай ты подрафтишь». На каких-то квалах наоборот – он говорит мне те же слова. Мы в этом плане друг друга поддерживали, но я бы не сказал, что он был жестким ментором по игре».
Про становление Yellow Submarine
«Мы поиграли первые два дня, и я не могу сказать, что выделил кого-то по общению. Но мы играем КВ-шки и бац – в один момент выиграли, бац – еще раз. Это даже для меня оказалось довольно внезапно. То есть обычно я мог уследить за динамикой игры, развитием. А тут играем и бац – убили, выиграли. Даже неожиданно было.
И потом я еще отмечал какие-то микромоменты, где они нейтралками могли обменяться. Какие-то вот микропотные фишки у них были уже на тот момент. И я это прямо отметил, что стало для меня удивлением. Как ни посмотрю, у них шмоток что-то дофига – у Маги, у Илюхи, [причем] постоянно. Играем, прокликиваю шмотки, а у них просто дохрена. Я думаю: «Блин, так вообще должно быть?»
О подготовке к TI14
«За неделю до турнира [FISSURE Universe 6] мы узнали, что Дениса [Larl] не будет по состоянию здоровья. Мы думали, что как минимум начнем турнир с заменой, не знали, когда Дэн вернется в строй. Кандидатов было немного, но мы поиграли с Маратом [Mirele], он хорошо себя показывал. Играли довольно неплохо, были в форме после Рияда.
[...] Начали проявляться проблемы: где-то с пулом героев, где-то с уверенностью. Турнир играли хорошо, не считая финала. Но именно с этого гранд-финала, как мне показалось, мы начали терять хватку.
С Дэном до конца было неясно, мы рассматривали замены. Один день могли играть с одним, второй – с другим игроком. Мне было достаточно некомфортно от этой ситуации. В моем понимании это повлияло на процесс тренировок и сыграло роль на Инте.

📌 Larl не виноват. Он герой – рискнул здоровьем ради Инта
Я думаю, мета не была проблемой. Я не чувствовал, что нам не хватало героев. Мы спокойно относились к мете и адаптировались к ней. Просто на Инте была другая система. Да и в целом, говоря за себя, с режимом были проблемы. Был завтрак, потом спешишь сыграть паблик, затем – bo3, еще два часа перерыва. Не совсем понятно, что можешь сделать: вроде и поесть нужно, но надо и готовиться. Затем играешь, далее – еще два-три Bo3, чтобы понять, с кем ты играешь завтра, как подготовиться. Было тяжело».
Про итоги TI14
«Так вышло, что этот TI – один из худших турниров для меня. Лично со своей стороны. Я бы не сказал, что я как-то иначе подошел к турниру. Я много времени уделил драфтам и подготовке. Но на этом турнире все было сложнее. Было тяжелее находить в себе силы. Я сидел, у меня слипались глаза. Не понимал, что делать: идти спать или нет. Такое было только на этом турнире.
[Можно ли сказать, что ты выгорел? Потерял искру?] Я много думал, почему на этом турнире было сложнее. И пришел к тому, что я настолько устал и выгорел, что не нашел в себе силы. Просыпаться и идти играть было трудно.
Поражения на нас сильно сказывались. После Xtreme [в группе] у нас начали проявляться разногласия, в моем понимании. [...] У нас начались разногласия, которые превращались в снежный ком. Я думал, в будущих сериях это проявлялось бы все чаще. [...] Я считаю, что все связано, нельзя говорить, что проиграли из-за драфта или чего-то еще одного. Если проигрываете, то из-за совокупности факторов».
Что было после поражения на TI14?

«В первые минуты я был опустошен. Для себя я понимал, что это не просто проигранный для меня турнир – это турнир, после которого у меня начнется немного другая жизнь. Я думал, что все, вот так и уйду в отпуск. Но я как-то выдохнул, потому что турнир проходил очень тяжело. Это был турнир, где я такой: «Со мной не согласились? Ну ладно, пойти спорить и доказывать?». Мне кажется, мы не смотрели как команда в одну сторону.
[...] Вопросы, которые у нас оставались нерешенными, оказывались решающими. Этот TI не стал исключением. Мне кажется, все по-своему выдохнули, потому что мало кто хотел играть. Я не ощущал огня, никто из нас не стал свечой, которая зажигала бы других. Мы как-то потихоньку гасли, но это мне так кажется.
Я думаю, что шанс моего возвращения больше того, чем что я не вернусь. У меня уже множество идей, как бы я хотел изменить подход к играм, сезону. Много идей».
Про причины отпуска и завершение карьеры
– До анонса, который вышел, ты неоднократно говорил, что на 99% точно возьмешь перерыв. Это про усталость или про что? Почему ты решил, что пора?
– Я решил это еще год назад, а задумывался – два года назад. Но, как я говорил, год назад я узнал, что мои тиммейты собираются брать перерыв до Нового года. И я понимал, что будут новые игроки, так что это показалось интересным – поиграть с другими людьми, посмотреть на себя в новом амплуа. И я решил найти в себе силы.
– Никто тебя не уговаривал не уходить? Ты это сам решил?
– Я точно прям не помню, но да, скорее всего, что сам. Мы с Корбеном обсуждали это, он говорил, что ребята уходят [в отпуск], и дал мне время подумать и решить, чего я хочу.
– Ты не обсуждал это с Мирой или Ильей [Yatoro]? Я прекрасно помню, что они до ухода в отпуск говорили, что он тебе очень нужен. И я помню, ты не взял перерыв, а у вас были нон-стопом игры.
– Ну, я 5 лет в Spirit без какого-либо перерыва, не пропустил ни турнира. Вообще не помню, чтобы я хоть один турнир пропустил по какой-либо причине. Я даже в коляске [инвалидной] ездил, но не пропустил.

– На дистанции, как сейчас, можешь сказать, что это было неграмотно? Может, отпуск бы на что-то повлиял?
– Я в целом никогда ни о чем не жалею. Это не очень профитно. Я получил какой-то опыт, определенные эмоции. Но все равно было классно, особенно период с новыми игроками. У нас еще какое-то время отсутствовал тренер, так что я взял на себя чуть больше обязанностей. Потом небольшое время работали с другим тренером. Мне тот период понравился.
Помню, что было тяжело, когда вернулись ребята, на фоне наших блогов у всех создалось впечатление, что я устал. Отчасти так и было, я это осознавал. Но этот период, пока ребята не вернулись, я точно вообще не жалею ни о чем. Были трудности. После Нового года я чувствовал, что подустал, но потом была DreamLeague 25, которую мы выиграли, а там уже пошло-поехало, турнир за турниром. Короче, вообще не жалею.
– А в этот раз решение об отпуске тяжело далось? Или ты понял, что уже пора?
– Я понял, что уже пора, еще год назад. Но такая возможность подвернулась, я решил ее не упускать. Тогда я понимал, что еще год – и беру перерыв в любом случае. На какой срок? Тогда не определился. С этим я определился, наверное, перед Риядом. Руководство обозначило нам, что надо заранее дать мнение, кто как хочет провести время после Инта. Уже тогда я подумал и решил взять отпуск, отыграв Рияд и Инт.
– Как фанатам стоит воспринимать твой отпуск? Как шаг в сторону завершения карьеры или как кулдаун?
– Определенно шаг. Я в Доту играю уже 15 лет. За это время практически не было полноценных перерывов. Было что-то такое, но там я просто без команды остался, когда окончательно ушел из Empire. Тогда я думал, что передохну и выделю себе время. Но там в первый же месяц мне написали и пригласили поиграть в другой команде.
А так я играю 15 лет, поэтому уже на пути к началу нового этапа. Я рассматривал вариант «до Нового года», как и ребята [из Spirit] в том году, но подумал, что времени не хватит для отпуска. Я решил, что за год можно многое успеть, попробовать новое, посмотреть на свою жизнь без Доты. Пока не могу сказать, что адаптировался [жить без Доты], нужно время.
А так это точно как шаг. Я еще буду думать, возвращаться ли, но сейчас могу сказать, что уходить на такой ноте точно не хочется. Ну, на ноте, на которой закончился наш последний турнир».
Про расставание с девушкой

«Мы с Дианой уже расстались. Это произошло после второй победы на The International в 2023 году. Я долго думал, стоит ли предавать это событие огласке. Даже с психологом нашим, с Саней, обсуждал эту тему. Он простую вещь сказал: «Хочешь – делай, не хочешь – не делай». На самом деле так и есть. Но я не нашел в себе ответ, хочу ли я – и решил, что не буду. Не могу сказать, что сейчас я готов как-то раскрывать, делиться событиями из жизни. Хочется сохранять какую-то интимность в этом плане. Чтобы это было чем-то сокровенным, чисто твоим.
Для меня вообще это были первые отношения, которые начались, когда мне 19 или 20 лет было. И они продлились 5 лет, мы продержались. Мы вместе с ней росли, созревали как личности, многому учились друг у друга, вместе познавали этот мир. Конечно, были разные ситуации – и приятные, и неприятные. Но я ни о чем не жалею, все, что было – было абсолютно прекрасным.
Отчасти мы расстались, может быть, не на самой хорошей ноте, но спустя время, когда от всего отошли, мы списались. И она уже поняла, почему так произошло – инициатором [расставания] был я. Она, как любой человек в отношениях, не совсем была с этим согласна, ей хотелось все продолжать, и она не понимала, почему так. А я, может быть, не до конца хорошо смог объяснить, либо она местами была не готова. Но спустя время мы списались и очень тепло повспоминали, что было. Все осознали уже, поняли, как это все бывает устроено. Люди сходятся-расходятся, это абсолютно нормально, и мы не стали исключением».
Об аскетизме, финансах и покупках квартир
«К какой-то финансовой свободе еще хочется прийти. Это когда твой пассивный доход превышает твои расходы. Звучит прекрасно.
[Но ты вообще деньги не тратишь] Вообще да. [Ты аскетичный человек: не флексишь шмотками, не транжиришь деньги] Да, нет желания просто. Возможно, сейчас что-то изменится – появится больше свободного времени. Из таких покупок – я купил квартиру в Питере, которая еще строится. Это самая большая покупка. Плюс купил несколько квартир в районе под сдачу – это чисто инвестиция была.
Одежду практически не покупаю. Можно отметить еще сферу развлечений и досуга – но тоже не такие большие суммы, и это точечно и редко. Задонатить в Доту можно – и то, сейчас даже Компендиума нет, чтобы задонатить.
Думаю, в будущем можно будет что-то изменить. Потому что деньги лежат. С одной стороны, они отчасти копятся, но с другой – лежат без дела. Задумываюсь какую-то недвижимость в Сербии приобрести, так как у меня уже есть тут определенный капитал за границей, и в виду обстоятельств я не могу воспользоваться ими где-то в России. Получается, мой капитал сейчас немного разделен.
И я не задумываюсь о заработке сейчас. На самом деле я чуть ли не с появления первых денег в Empire уже об этом как-то не задумывался. А с первой победой на The International моя парадигма изменилась».
* * *


































