С балансом доты происходит бред. Valve, опомнись!

Как Valve шли к балансу

Откровенно говоря, раньше было не лучше. Гораздо скучнее, да – правда, мы этого тогда не понимали.

Я помню, как в январе 2014-го читал жадно читал патч 6.80 прямо на паре в университетском компьютере, а затем – на телефоне у теплой батареи в коридоре. Не заглядывая в ченджлоги, вспомню, что Reddit потом целыми страницами обсуждал +40 к урону от Сноубола Туска и +3 армора Свену. Самыми крупными изменениями патча были реворк сайленса Дроу, 1000 мувспида для Войда в Хроно (да, раньше он ходил по ней пешком и даже смешно натыкался на отдельных врагов) и минус манакост для Блинк Даггера. 6.80 считался крупным патчем – из тех, что выходят раз в четыре месяца. Сейчас такие выходят каждые две недели.

Не было изуверских изменений в механике: Valve не осмеливалась кромсать золото, стрики, экспу, строения и прочее. Ключевые элементы в течение года менялись либо факультативно, либо не менялись вообще: для этого существовали патчи после The International. Сейчас такие... Тоже выходят каждые две недели.

Было скучнее. Мета выглядела как смена исполнителей на рок-фестивале: в этом квартале для вас сыграют Гирокоптер, Визаж и Батрайдер, а в этом – Инвокер, Шадоу Демон и Кентавр. Коммьюнити спорило, стремится ли Valve в принципе к балансу, или же просто устраивают для нас ротацию. Забегая вперед, скажем, что в происходящем как минимум прослеживалась логика – а именно ее отсутствие в последнее время пугает больше всего.

Путь к идеальному балансу все-таки прокладывался. Вспомните, чего добилась Valve за годы развития Dota 2.

  • От клейма PUB TRASH избавились Зевс, Рикимару, Хускар, Бладсикер и Некрофос. Valve заставила профессионалов найти применение всем героям в игре.

  • После TI4 глобальные изменения стали вводиться смелее – помните патч с системой камбэков?

  • В сезоне-2015/16 добавили 18 (!) новых предметов. В игре стало куда меньше безвыходных ситуаций.

  • С 6.86 оперативнее и жестче нерфили дисбалансных персонажей: Инвокеру ослабили Алакрити спустя всего две недели, а потом резали еще дважды в буквенных патчах.

  • С 6.86 же Valve стала чаще и сильнее менять карту.

  • Мы пережили 7.00 и сохранили лучшее от его изменений. Таланты стали дополнительной возможностью мягко балансировать персонажей.

И к The International 2017 Valve достигла идеальных пропорций.

  • На турнире было задействовано 106 героев.

  • Из них меньше трех карт сыграли только 7 персонажей.

Мы видели и Хускара с Ораклом, и Ликана с Бистмастером, и Войда с Инвокером, и Тролля с Магнусом, и Бэтрайдера с Найт Сталкером и даже Снайпера с Бладсикером. Все это, обратите внимание – уже к концу турнира, когда мета обычно черствеет. Команды побеждали через фаст-пуш, через пик-оффы и контроль карты, через выход в лейт, через 4+1 и тайминговый заход на ХГ – работал даже уже миллион раз понерфленный Алхимик. Для идеального баланса Valve оставалось ослабить зеленый кансер, поднять совсем непопулярных персонажей и убрать не прижившееся изменение с дополнительным крипом в миду. 

И как все просрали

Но что же случилось после TI7? Распоряжение свыше срочно что-то менять и всячески веселить недовольную уходящую аудиторию? Перераспределение ресурсов под Artifact? Может, и то, и другое? Герои, которые остро нуждаются в изменениях, – игнорируются месяцами, балансные – выворачиваются наизнанку, хотфикс меты влечет за собой еще больше побочных ошибок баланса, как в плохо написанном программном коде.

Что ж, давайте хотя бы по пунктам.

[прим.: статья писалась незадолго до выхода 7.17. Мы решили не вносить правки, а, напротив – оставить вам возможность самим оценить, насколько новый патч решает описанные проблемы]

Реворки, которых никто не просил

Morphling

На The International 2017 Морф занял 58-е место по сумме пиков на групповой и основной стадии. Но герой не был плох. Его любили в пабах, он неплохо справлялся с популярными Шейкером, Веномансером и Некрофосом. Да, на стадии лайнинга ему, как и всем хардкерри, было очень трудно, но если команда с Морфом затягивала игру в лейт, это означало практически верную победу.

На TI7 мы видели с этим героем очень красивые игры: например, матч Virtus.pro и OG, где при итоговом счете 63-25 игра затянулась более чем на час. Ana на Морфлинге под гиперопекой тиммейтов – не сдавался.

Или один из лучших матчей всего турнира вообще: противостояние Миракла на Террорблейде против Морфлинга от Монета. Помните нетворс Морфа в первые 10 минут?

А как LGD потом не чуть совершили великий камбэк?

Морф был прекрасен таким, каким он был. Пара совсем легких баффов могла бы добавить ему популярности, а нерф грязной меты облегчил бы жизнь. Но Valve решила наотмашь переработать персонажа: сначала поменяла сигнатурный многофункциональный ультимейт, затем запретила перекачиваться в стане. Вы скажете, что на момент второго изменения герой был слишком силен?

Лучший герой доты прямо сейчас

Так оно и есть – но дело в цифрах, в уроне от Adaptive Strike, в приросте ловкости и в других показателях, которыми Valve буквально заставила пробовать нового Морфлинга. И вместо отката изменений – создала в итоге другого персонажа. Представьте, что у Найт Сталкера в наказание отберут возможность видеть ночью, а у Бистмастера – оглушать сквозь БКБ. Перекачка Морфа в стане уже много лет была его неотъемлемой способностью и прекрасно подходила под его текучий изменчивый образ: как Найксу подходит Rage, а Бладсикеру – Rupture.

Поймите меня правильно. Изменения – это круто. Но в нужное время и в нужном месте. С момента TI7 (да, задумайтесь, прошел уже целый сезон!) – Арк Варден с Алхимиком играют роль ряженых Деда Мороза и Снегурочки: появляются раз в год и в них никто не верит. Meepo теперь не заходит даже на ластпик. Phantom Assassin берется лишь в ультра-редких случаях, когда команды вдруг решили забанить по 5 керри. Да, это тонкие, труднобалансируемые герои. Но почему бы не бросить все силы на их возвращение, чем дробить балансных персонажей ради пары инфантильных идей?

Anti-Mage

Герой, который оставался образцом баланса на протяжении долгих лет. С ним все просто – подходит темп игры, подходит популярный пул героев – и он найдет свое место. К TI7 Valve сделали Антимагу очень крутые таланты: на каждом уровне можно было выбирать напрямую усиляющие DPS ветки, а итоговое комбо с +20 к урону, +20 к скорости атаки, +10 к статам и +25 к ловкости превращала Антимага в сильнейшего, но все еще крайне ситуативного хардкерри.

Как и в случае с Морфом, высокий стартовый темп на TI7 не позволял выбирать его часто, и Антимаг закончил турнир на 43-м месте и с винрейтом в 50%. Как и в случае с Морфом, мы видели очень красивые игры с камбэками: например, игра Liquid с Virtus.pro, когда Миракл 35 минут ускользал от камнедробительной связки Magnus + Void + QoP.

Как и в случае с Морфом, после TI7 Антимаг пережил абсолютно инфантильный реворк: талантов.

Откуда вообще взялся талант на иллюзию после блинка: сломанный, нелогичный и дико раздражающий? Кому пришло в голову добить Антимагу общий магрезист до 80% на 25-м уровне – так, что определенные матчапы он просто не мог проиграть? И, самое главное – у кого хватило смелости вносить хоть какие-то изменения в таланты Антимага, когда в том же патче на порядок выросла цена на крипов, а BattleFury получил невиданный бафф?

Эти изменения пугали не просто сами по себе. В действиях Valve пропало уважение к тонкой экосистеме игры. Новые таланты Антимага – разворошенный муравейник, который Valve уже через две недели спешно забросала песком. После множества нерфов Антимаг слаб и на старте, и в лейте, а сверху давит мета агрессивных линий.

«Если Антимаг проиграет и эту игру, я сдаюсь». Он проиграл

Riki

Рики интересен тем, что уже не раз переживает реворк. Последний – в патче 6.86 – совпал с реворками Outworld Devourer и Death Prophet. Все те новые механики в итоге стали неотъемлемой частью этих героев. Конкретно Рики раскрылся как роумер с выходом в полукерри, ульт с высоким потенциалом для красивых мувов и очень подходящий для командных столкновений. Это – пример, как персонаж с нерабочим в современной доте концептом (керри-убийцы) получает нужный реворк и раскрывается по-новому.

Рики – снова король пабов. Что с ним делать?

Но что случилось в конце мая? Почему персонаж, которого так трудно балансить под пабы, получает реворк ульты в сторону соло-килл потеницала? На что вообще рассчитывала Valve, если роам давно мертв, и, более того – способности Рики, которые помогали ему роамить (например, скорость бега и сильная туча на первом уровне), давно занерфлены? Новая ульта, однако, оказалась настолько сильна, что все Рики стали по 15 минут в одиночку фармить диффуза (доводя свою команду до отчаяния), а следующие 15 минут фармили врагов и доводили до отчаяния уже их. И, разумеется, на просцене такой геймплей был невозможен: на DAC 2018, уже после баффа, Рики вновь не выбрали ни единого раза

Cамые непопулярные герои этой меты

IceFrog решил проблему в стиле холостяка, который кидает носки под диван: просто ослабил Рики ультимейт. Нужно ли пояснять, что Стелс Ассассина мы не увидим минимум до осени?

Io

А работает ли IceFrog над дотой до сих пор? И если работает – контролирует ли происходящее? Достоверно известно, что в доте существует команда людей, занимающихся балансом (их сообщения периодически всплывают на анонимных бордах). Также известно, что IceFrog интересуется мнением профессиональных игроков: Inmate рассказывал, что предложения ALWAYSWANNAFLY по Enchantress полностью реализовали в 7.12, а ранее всплывала переписка Айсфрога с EternaLEnVy. Но тогда – какого черта?

RAMZES666: «Висп – самый сильный герой в доте»

Любому сильному игроку было ясно, что Висп крепко войдет в мету дабл-лайнов. Без всяких баффов. Покажите того гения, кто превратил шарик в раковую опухоль просцены и дивайн-пабов. Хотя нет, лучше не показывайте – иначе не избежать насилия. Его винрейт – выше 50% на всех рангах, начиная с 3к (да, мы говорим о том самом герое, заточенном под командную игру, который имел 30% винрейта в паблике и все равно был ситуативно прекрасен в продоте). Его банят в каждой игре. Его проклинают на каждом стриме. Он попросту провоцирует токсичность в пабах. Через месяц выходит патч, где ему – герою, который не покупает сапог – нерфят базовый мувспид и меняют местами таланты.

IceFrog, если тебя держат в плену, запости в твиттере кожуру от манго.

Неконтролируемый эффект бабочки

Помните пример с уроков биологии о хрупкости экосистемы? В национальном парке Йеллоустоун уничтожили волков, чтобы увеличить популяцию оленей. Оленей стало так много, что почти вся фауна парка оказалась уничтожена: пострадали деревья и даже русла рек, и, конечно, мелкие животные. Ситуацию исправили всего 14 заново запущенных волков: олени перестали объедать растительность и экосистема восстановилась.

В доте все то же самое. И в последнее время Valve решает проблемы баланса грубо и без учета переменных.

Предметы

  • Scythe of Vyse

Бафф полузабытого Хекса в 7.07 («больше невозможно задиспелить») пробил Сларком самое глубокое морское дно. Сларк в том же патче не получил никаких баффов.

  • Spirit Vessel

Новые механики – это круто. Но камон! Вессел поставил крест на возвращение Некрофоса и Алхимика. Тот же Морфлинг имеет возможность сбросить эффект Вессела ультом. Почему бы сразу не добавить подобную механику Некрофосу или ввести подходящий Алхимику предмет на Диспел?

  • Battlefury и Sange&Yasha 

Да, когда эта сборка хорошо сидит на Лансере и даже Террорблейде – с предметами что-то не так. Но почему из-за общего нерфа на целых 700 золота должны страдать абсолютно балансные Джаггернаут и Тролль, для которых эти предметы до сих пор остаются самой стабильной сборкой? За что дополнительные трудности Антимагу, который в сумме за 9 DPC турниров весны появился в 9 играх – и проиграл из них 5?

  • Sentry Wards

Мы ведь говорили, что Рики не будет до осени? Никса тоже не ждите. А Трент? Часто видите этого героя? Valve, почему вы баффаете Сентри, когда нужно просто не постесняться точечно занерфить Сларка?

Глобальные изменения

Представьте, что владелец Йеллоустоунского парка – Господь Бог, и вместо того, чтобы запустить обратно волков, он льет с неба дождь, снег и прочий пресипитейшн, включает и выключает солнце и пускает ветер в разные стороны. Именно этим занимается Valve последние полгода каждый месяц (двухнедельные патчи чередуют изменения героев и общих механик). Мелкие результаты такого варварства как, например, переработанная система атрибутов, очевидны даже на первый взгляд:

Terrorblade стал еще сильнее, а мы и не заметили

  • Террорблейд на пике мощи получил бонус к эффективному ХП

  • Тимберсо, как силовик, полагающийся на интеллект, стал еще слабее

  • Один из слабейших героев в дабл-лайнах – Хускар – получил вместе с остальными силовиками нерф ключевых параметров на линии: брони и скорости 

Но настоящие последствия тут предсказать сложно даже профессиональным игрокам – именно поэтому мы видим иллюзию баланса, когда на турнирах выбирается в общем и целом много персонажей. Команды просто не успевают понять, какие герои по-настоящему сильны в свете изменения рун, золота, опыта и строений. Им не дают.

Тренер Team Secret: «Раньше можно было готовиться к турнирам. Сейчас все держится на интуиции и удаче»

И правильно делают, потому что за месяцы издевательств под игрой должен был скопиться омерзительный дисбаланс, который без срочных патчей превратится в мету 15-20 сломанных героев, мертвых остальных и железных банов в первой стадии. Valve уже не пытаются собрать полный кубик Рубика, а просто наспех вертят новую сторону к очередному турниру – ломая собранные ранее.

А нужно было всего лишь запустить волков обратно.

Те самые волки

Это денаи. А точнее, изменение опыта после денаев, введенное сразу после TI7: вместо 70% опыта за денай противника стали давать только 25%. Изменение, которые на бумаге должно было ослабить оффлейн, вернуть в мету трипл-лайны, классических хардкерри и традиционное противостояние один на один в миду – в итоге лишь сжало вариативную игру до одной стадии – лайнинг. Уязвимый лайн превращается в десятки заденаенных крипов, моментальную разницу в несколько уровней и последующий сноуболл.

Кайл Фридман уже устал доказывать в каждом интервью (и не только), что корень однообразной меты в этом сезоне лежит в новых денаях. И именно поэтому Virtus.pro выглядит настолько феноменально круто и при этом стабильно. 

Kyle: «Самая большая проблема доты – невероятная важность денаев»

Kyle: «Изменение опыта за денай крипов – один из факторов успеха Virtus.pro»

«Я уверен, дело именно в денаях. Все носятся вокруг с этими манго, погибают только чтобы...[BSJ: чтобы забрать хоть пару ластхитов, убивают рендж-крипов через стан на Свене!] ...Да,именно. Может, не все это понимают, но момент, когда лайнинг-стадия стала самой важной частью доты – кто же стал доминировать? Ох, подождите, VP! Ведь они всегда круто стояли линии. И я не хочу их как-то принизить, они прекрасная команда, но когда вы сильнее всех в мире на линиях, и вдруг линии становятся ключевым этапом игры – вы сразу будете выступать стабильнее».

Что хотелось бы в дальнейшем

Сбавить частоту глобальных изменений

Для нововведений в системе атрибутов, золота, опыта и строений должен быть один патч в году: после The International. Разумеется, если нововведения оказались слишком резки (как это было с системой камбэков, или теперь – с денаями), их стоит в ближайшее время ослабить. Но не меняйте принцип работы игры по ходу сезона и уж тем более после каждого турнира. Лучше внесите коррективы в мету и дайте игрокам плавно адаптироваться к новой доте.

Заранее продумывать побочные эффекты изменений

И самое интересное, что в этом сезоне Valve уже это пробовала. Например, в 7.07с  – всего через две недели после основного патча – мы увидели нерф на перезарядку метаморфозы ТБ, который тогда еще совсем не набрал популярность. В том же патче похожий нерф получил ЦК (+к перезарядке Фантазма), что не помешало ему впоследствии занять определенную нишу. Были и промахи: патчем ранее, в 7.07b, Valve ослабила ауру Дроу, а также бонусную силу от ульта Свена, и в мету эти герои не вошли совсем. Но промахи – это нормально, особенно если потом они исправляются. Главной тенденцией была попытка предсказать взлет героев и превентивно их ослабить. 

Смелее работать с забытыми персонажами

Если заданный на сезон геймплей очевидно выключает из игры определенных героев (как, например, мета с акцентом на лайнинг выключила Алхимика), то именно их нужно сразу перерабатывать или хотя бы давать возможность бороться в новых условиях. Спектре, например, просто подняли некоторые цифры – и теперь она повляется, страдает и иногда даже камбэкает.

Больше работать с потенциально дисбалансными персонажами

Арк Варден и Мипо – абсолютные аутсайдеры этого сезона. За весь год Мипо и Варден получили всего несколько микроскопических баффов, и в итоге мы попросту не видим таких концептуально интересных персонажей. Да, их страшно баффать, потому что в любой момент они могут разрастись в кошмар хай-птс пабов, а в продоте станут автовином на последний пик. Но разве не находилась (Рамзес скажет, что и находится) еще недавно в таком же положении Бруда? И в который раз встает вопрос – почему тогда существует реворк Виспа?

Больше логики. Пожалуйста

Dota 2 – феномен как с точки зрения призовых фондов, так и вовлеченности коммьюнити. Эта игра заслуживает продуманный курс баланса и выделенную специально под эту цель команду сотрудников. Поговорите с нами, Valve. Объясните, куда вы стремитесь. Хотите ли вы в первую очередь удовлетворить про-игроков? Важно ли вам мнение обычных паберов? Стремитесь ли вы к реальному балансу, или тасуете персонажей под запросы зрителей? Хотите, чтобы разные сезоны проходили в разных классических стилях (дефбол, сплитпуш, акцент на соло-фраги и т.д.?)

Фанаты доты – в какой-то степени элитарная субкультура, которая очень дорожит глубиной и историей своей игры. Мы готовы принять (да, вот так) любую политику Valve, будь то ориентация на казуальные элементы, реворки ради новых механик и даже личную точку зрения Айсфрога (нет старому Лансеру, нет Наге через Радианс).

Но баланс Dota 2 в последнее время вызывает пугающе-реалистичные мысли об урезанной и попросту сменившейся команде разработчиков, где никто всерьез не понимает и не воспринимает игру. А такое принимать уже совсем не хочется.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
R2 DOTA 2
+57
29 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Играю с 6.27b. Каждый раз ноют, что раньше было лучше. Как человек с медицинским образованием скажу, что дело во времени, возрасте, отношении, а не в Доте, имхо. Анекдот по теме:

-Дед, а когда жилось лучше? Сейчас или при Сталине?

-Ха! Конечно, при Сталине!

-Но почему?..

-Дык у меня тогда х*й стоял.
+40
-2
+38
"Арк Варден и Мипо – абсолютные аутсайдеры этого сезона. За весь год Мипо и Варден получили всего несколько микроскопических баффов, и в итоге мы попросту не видим таких концептуально интересных персонажей" Мипо действительно не встречается в последнее время, а вот арка подняли достаточно ощутимо. С новым талантом (-8% перезарядки способностей на 10 уровне) арк начинает быстрее получать выгоду от мидаса, который берётся во всех играх, а бафф маелштрома (и мьёльнира), который абсолютно всегда берут все вардены, также позволяет арку немного раньше превращаться из бесполезного куска в ультимативного убийцу в тимфайтах. Берут его мало не потому что герой слаб, а потому что он достаточно сложен и специфичен в управлении и качественных исполнителей на нём не так много. Team Secret, у которых на нём играет Ace, нередко берут его и не только не проигрывают, но и зачастую даже выигрывают
+8
0
+8
а баланс или не баланс это все херня собачая. никакого баланса нет. ни в жизни , ни темболее в придуманной игре. Поймите если Миракл ебашит, то вы хоть что поменяйте а он будет ебашить. а раки ныть
+7
-1
+6
Мне кажется, что патчи ~ раз в две недели надо оставить, но что бы они были минорными, или нерфили уж совсем сломанных/апали слабых героев, а глобальных патча должно быть два: после инта и где-то зимой, что бы одно и то же не надоедало.
+4
0
+4
Классная статья, интересно. Бтв, есть несколько идей для статей, можно как то стать автором статей на сайте?
стать автором проще простого. Пишите в свой блог, если статья будет хорошая - попадет на главную. Если хороших статей будет много - попадете в команду
+3
0
+3
Да, хороший был патч на ти7
+3
0
+3
знаете, я предвидел подобные комментарии. Именно поэтому статья начинается со слов "откровенно говоря, раньше было не лучше"
Классная статья, интересно. Бтв, есть несколько идей для статей, можно как то стать автором статей на сайте?
+2
0
+2
Играю с 6.27b. Каждый раз ноют, что раньше было лучше. Как человек с медицинским образованием скажу, что дело во времени, возрасте, отношении, а не в Доте, имхо. Анекдот по теме: -Дед, а когда жилось лучше? Сейчас или при Сталине? -Ха! Конечно, при Сталине! -Но почему?.. -Дык у меня тогда х*й стоял.
знаете, я предвидел подобные комментарии. Именно поэтому статья начинается со слов "откровенно говоря, раньше было не лучше"
+2
0
+2
не думаете перевести и залить на Реддит?
+2
0
+2
Очередное олдфажное нытье
+2
0
+2
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости