Если лошадь сдохла – слезь. В чем проблема Team Liquid
Team Liquid входила в новый сезон как одна из самых многообещающих команд. Этому способствовали неплохие результаты на Major-турнирах, успешная игра весной и именитый состав. Хотя не самое выдающееся выступление на The International 6 немного подкосило команду, никто не предполагал, что Liquid станут выступать так слабо и не попадут на The Boston Major.
Трансферы, которые провела команда, разделили поклонников на два лагеря. Одних обеспокоил уход JerAx и FATA, другие были в восторге от появления Miracle – лучший игрок мира в составе команды подействовал как успокоительное. А вот появление BuLba мало кого осчастливило – слухи о «проклятии BuLba» никуда не делись. Все же, вера в команду не угасла, потому фанаты с нетерпением ждали первых матчей нового состава Team Liquid. Но их ждало разочарование. Вместо инвайта на осенний Major и легких побед в квалификациях, Liquid терпели одно поражение за другим. Команда проиграла везде, где можно. Так в чем проблема нового состава Team Liquid?
Во всем виноват Сэм
После первых неудач команды многие решили, что во всех проблемах виноват именно BuLba. Аргумент был железным: до его прихода Liquid играли хорошо, Miracle не может играть плохо по определению, значит виноват Сэм. К подобному игрок привык: такое было с ним во времена игры в EG и Secret. Да, BuLba не самый популярный игрок, он не обладает огромным количеством титулов, но если посмотреть правде в глаза, то в текущем составе Liquid Сэм был лучшим.
Его переход беспокоил с самого начала. Не потому, что он слабый игрок, просто в данном составе ему очень сложно раскрыться. Сэм – типичный саппорт-нянька, который обеспечивает своего кор-героя всем необходимым, умеет обезопасить его на линии и всегда готов пожертвовать собой. Но когда у команды есть два жадных героя, которые требуют полноценного «вынашивания», возникают проблемы. Сэм тратил уйму золота на свитки телепорта, летал по всей карте, стараясь не только привязываться к одному герою, но и помогать на других линиях. Это было абсолютно не в стиле BuLba, хотя с этим он справлялся качественно. Просто Liquid нужен был совершенно другой саппорт с иным видением игры. Им нужен был полноценный роумер, который сможет перемещаться на всех линиях, своего рода замена JerAx. И Сэм мог бы с этим справиться, если бы ему дали возможность чаще играть на агрессивной роли саппорта четвёртой позиции. Чего только стоит его роумящий Nyx Assasin (4-0-8) в матче против . В том самом, где Miracle играл на Rubick и Liquid уверенно переиграли «медведей». Один из экспериментов KuroKy, который полностью себя оправдал
Средний КДА BuLba на отборочных к осеннему турниру – 2.77. Безусловно, это не самый высокий показатель для саппорта. Вот только наивысший КДА в составе «жидких» имел Matumba – 3.39. КДА Miracle – 3.37. Намного больше, чем у Сэма? Сравним показатель BuLba с саппортами Ad Finem и Virtus.Pro: SsaSpartan – 2.96, Solo – 2.44. Но про этих ребят говорят, что они тащили изо всех сил и вообще большие молодцы. Спорить с этим сложно – оба отыграли отлично, но Сэм был не хуже. Зато кор-герои как в греческой команде, так и у «медведей» имели показатели КДА близкие к 7. Это как два кор-героя Liquid вместе взятые. Конечно, это всего лишь цифры и в Dota они не всегда решают, но в данном случае они наглядно показывают, что проблема «жидких» была не в BuLba. И винить его за неудачные выступления стоит в последнюю очередь.
Жадность – это плохо
Liquid образца прошлого сезона выделялись не только своим спокойствием и умением наказывать за ошибки, но и за одну из лучших в мире snowball-доту. Ключом к этому были FATA и JerAx. Сложно переоценить их вклад в успехи команды: самостоятельность немецкого мидера полностью развязывала руки JerAx, который мог на пару с KuroKy устраивать ганки по всем линиям. Получив определенное преимущество, «жидкие» начинали давить своего соперника, не оставляя им шанса в драках. На первые роли снова выходили FATA и JerAx: отличная инициация от первого сопровождалась большим импактом и грамотным фокусом от второго. Обычно, в такие моменты MC уже набирал нужные артефакты и полностью переключался на командные бои, нередко выполняя роль инициатора на Faceless Void и Beast Master.
У нынешних Liquid с этим большие проблемы из-за жадности кор-героев. С подобной ситуацией сталкивались Secret после очередного подписания Arteezy. Matumba, Miracle и MC сильно зависят от артефактов, при этом выигрывать для них достаточно времени попросту некому. Cоперники активно прессингуют Амера, который в середине игры плетется во второй половине таблицы по нетворсу. «Жидким» попросту нечем крыть подобное и, в итоге, команда начинает сдавать по всем линиям, позволяя более активным соперникам доминировать на протяжении всей игры.
Как показала практика, Matu и Miracle играют в слишком схожем стиле, что фактически отнимает возможность разнообразить игровые стратегии. Оба игрока любят и умеют фармить, поэтому если у одного все хорошо – то у другого все рушится.
Пожалуй, именно такая ситуация привела к тому, что в итоге KuroKy пересел на керри и сместил Matumba на роль саппорта.
Как завещал Puppey
Однажды Клемент «Puppey» Иванов сказал фразу: «FIGHT ME» «Если ты хочешь быть лучшим, ты должен уметь играть на любой роли». KuroKy это хорошо усвоил и наглядно всем показал. Сам Куро заявил, что не хотел таких перемен. Но это было необходимо для реализации определенных героев. Подробностей он не раскрыл, но ответ достаточно очевиден.
«Жадность» команды нужно было как-то разбавить, добавив в игру нечто новое. Целью игры Куро было не убивать всех и вся, а создать как можно больше пространства для Miracle, что, в общем-то, удавалось. Но самое главное – в тимфайтах капитан Liquid вёл себя не как Амер и Лассе. Куро не лез в драку напрямую, зато очень удачно ловил соперника на ошибках, аккуратно вырезая их по одному. Возможно, это связано с тем, что он играл лишь на Luna и Drow Ranger – не лучших героях для того, что бы «торговать собой». Но несколько успешных матчей команда в таком лайн-апе провела. Ко всему прочему, BuLba мог больше времени уделять ганкам, с чем неплохо справлялся. Так что подобное решение со стороны капитана было вполне оправданным.
Что касается Matumbaman, то он, кажется, не особо расстроился смене роли. Он бодро отыгрывал на Shadow Demon или Warlock, но любовь к фарму у него никуда не пропала. Поэтому он нередко «ковырял» крипов и умудрялся вынести себе дорогие артефакты. BuLba от такого не страдал – свое золото он получал с убийств, а потому 12 добитых крипов к концу игры не были чем-то страшным для Сэма.
И все-таки было видно, что игроки не привыкли к такому стилю. Коллектив не был готов к подобным экспериментам морально, так как результат был превыше всего. Должно пройти время, пока пока Matumba полностью вольется в роль саппорта. Но нужно ли это? Matu – один из лучших керри мира и все, что ему нужно – активные действия от команды и немного (много) времени. Так или иначе, подобная задумка не спасла Liquid от поражения на отборочных к The Boston Major.
Ливанская надежда
В последних матчах вместо BuLba за команду выступал Марун «gh» Мерхей. Говорить о том, насколько крут этот игрок пока не будем – слишком мало матчей он провел в Liquid. Но стоит признать, что он сумел зарекомендовать себя.
Марун занимает 6 строчку в рейтинге европейского MMR с показателем 8705. Так что сейчас в составе Liquid играют сразу 3 человека, которые находятся в топ-10 региона по этому показателю. Удивительно, что ливанский игрок до сих пор защищает цвета E-LAB, но сейчас речь не об этом.
В ливанской команде Мехрей занимал роль саппорта четвёртой позиции, ту самую, которая так нужна Liquid. Конечно, в таком составе можно поиграть с расстановками: попробовать связку саппортов Matu + Kuro, передвинуть Miracle на роль керри, а GH поставить на среднюю. Но на данный момент Марун хорошо зарекомендовал себя как роумящий агрессивный саппорт, так что если Liquid смогут вписать ливанского игрока в свою стратегию, то из этого может получится нечто очень интересное. По крайней мере, с ним Liquid выглядели бодрее и активнее. Сейчас ливанец играет в качестве замены, но фанаты просят, чтобы он остался. Посмотрим, какой выбор сделает KuroKy.
В ожидании чуда
Амер «Miracle» Эль Баркави должен был стать главной силой нового состава Team Liquid. Но это не сработало. Амер с трудом вписывался в задумки команды, не понимая, когда нужно идти вперед, а когда отступать. На линии он находился под мощнейшим давлением соперников, теряя фарм и опыт. За 16 матчей на квалификации к The Boston Major средний КДА Амера составил всего 3.37 при 5.63 убийствах. Явно не этих цифр ждали поклонники команды от лучшего игрока минувшего сезона.
Главная проблема Miracle – слишком завышенные ожидания. Когда ты лучший игрок мира результат от тебя требуют здесь и сейчас. С такой ситуацией сталкивался Suma1l после The International 5 – когда ты достиг определённой планки, ты не имеешь права отыгрывать хуже. Любой матч, где ты не убиваешь в одиночку пятерых героев соперника будет считаться провальным, а о тебе начнут говорить, что ты уже не тот. Сейчас Амеру надо пережить всю критику и спокойно вливаться в коллектив, что бы стать тем самым «чудом» для Team Liquid. Другого от такого игрока и не ждут.
К сожалению, проблема Амера с прошлого сезона сохранилась – стадия лейнинга далека от идеала. Пожалуй, это самое слабое место игрока: тут он может начудить, нафидить и вообще проиграть линию. Это приводит к неприятной ситуации в середине игры: дележка леса между Matu и Miracle. Лассе специфичный игрок, и в середине игры он обычно идет фармить. Но и Амер, проигравший линию, тоже не против получить лишнее золото. Да, Miracle может быть гением в принятии решений, у него невероятная реакция и в тимфайтах он творит настоящее шоу. Но для этого ему нужны артефакты. Без них Амер умирает раньше, чем сможет прожать хотя бы пару кнопок.
В данном случае все снова упирается в роумящего героя, который смог бы прикрывать и сейвить Амера на средней линии. BuLba не мог физически уследить за всем, а Kuro зачастую делал ставку на убийство врага вместо сейва своего тиммейта. Если у Miracle будет хоть какой-то подсейв на линии, он снова может показывать весь своей арсенал.
«Сложные» проблемы
Из оставшихся игроков старого состава Liquid больше всего пострадал оффлейнер команды MinD_Control. Игрок не раз выходил из себя в самом начале игры. Причина проста – неудачный пик и сражение против триплы на линии, когда саппорты соперника не дают тебе даже подойти к крипам.
Моменты просветления в игре MC наступали лишь при использовании…роумящего героя. Будь то JerAx или BuLba – роумер заставлял саппорта противника приходить на помощь к тиммейтам, что давало достаточно пространства болгарину. Таким образом, он мог получать доступ не только к стаку нейтралов, но и «понюхать» крипов на линии. А с определенными артефактами MC не раз переворачивал тимфайты команды. Без них он лишь бледная тень самого себя.
Сейчас ему сложно дается стадия лейнинга. Он очень много умирает, ганкают его регулярно, ему просто не позволяют ничего сделать. Его нетворс часто оказывается чуть выше, чем у вражеских саппортов, а сам MC может психануть, продать все, купить Iron Talon и пойти фармить лес. Сейчас, если Liquid планируют реанимировать игру болгарина, им просто необходимо или активнее ему помогать, как делали Na’Vi в минувшем сезоне, когда SoNNeiKo часто наведывался к GeneraL в линию, или же играть через активного полноценного роумера. Иначе болгарину будет сложно проявлять себя в команде.
В ногу с метой
Говорить о драфтах сейчас сложнее всего. Когда у команды нет должной сыгранности, а ошибки видны невооруженным глазом, то пик не важен. Шансов на победу мало. И все-таки выбор героев от Kuro не раз вызывал вопросы.
Пожалуй, самый главный момент – попытка Куро навязать свою собственную Доту. К примеру, несколько раз выбором для Miracle оказывался Batrider – герой, который не подходит для игрового стиля Амера.
Куро старается во всем придерживаться меты. Выделяется лишь его любимый Rubick (14 матчей, 71% побед). Но иногда все выглядит так, будто немецкий капитан просто старается забрать всех популярных героев, не обращая внимания на их синергию. Да, Куро никогда не был гениальным драфтером, часто любил «закинуть», особенно в различных финалах – чего только стоят его драфты против Team Secret на Shanghai Major. Но, в целом, он знает, как сделать эффективную связку и найти ей полноценное использование – при правильной реализации его драфты вполне могли бы приносить команде успех.
Сам KuroKy не зря играл с Клементом – у него он научился многому. Он не боится экспериментировать, стоять на своем и вообще драфтить так, как хочет именно он. Раньше Куро мог взять жадных саппортов четвёртой позиции типа Beastmaster или Clockwerk, что не всегда приносило плоды. Его, как капитана, часто критиковали – например, на The International 6, в начале этого сезона. К подобному он привык и вряд ли это подорвет его морально. Сейчас ему необходимо дождаться нового патча и уже от него начинать строить игру команды. Возможно, в нем Куро сможет полностью раскрыть свой потенциал капитана.
Как жить дальше?
Возможно, Liquid будут строить новую команду вокруг Kuro. Возможно, в команду вольется GH. Особо горячие головы на полном серьезе сватают в команду Акбара «SoNNeiKo» Бутаева. Этот вариант может быть вполне оправдан – Акбар может играть в совершенно разных стилях, в том числе в виде роумящего саппорта. Именно на этой роли и стоит сфокусироваться Liquid – без нее команде будет тяжело выйти из кризиса.
И, конечно же, такому коллективу необходимо время. Когда-то ppd потратил почти 3 месяца, чтобы связка из двух жадных кор-героев дала свои плоды. Puppey это задачу провалил. Как это получится у KuroKy – можно только догадываться. Но смотреть за этими ребятами никогда не будет скучно. Да, сейчас команде очень не хватает JerAx, который блистает в OG и был движущей силой Liquid в минувшем сезоне. Но теперь у ее есть Miracle. Тот на кого многие надеются и в кого верят. Ведь если верить в чудо, оно непременно случится.
а про кда лучше вообще не писать - слишком сильно статистика зависит от стиля команды, он может быть и 2, а винрейт стопроцентный.
текст был бы лучше, если был бы раза в 2 короче, однако, в целом, написан хорошо)