13 мин.

Киберспортивная Олимпиада: как к ней шли-шли-шли – и почему так и не дошли?

Долгосрочные планы разрушились.

Киберспорт, несмотря на все проблемы, давно заметное явление. Даже в контексте Олимпийских игр. На протяжении 10 лет чиновники никак не могли определиться, как относиться к увлечению молодежи, которое с каждым годом либо ставило рекорды по просмотрам и посещаемости спортивных арен, либо впечатляло церемониями открытия и перформансами.

Этот текст – попытка зафиксировать отношение Международного олимпийского комитета (МОК) к новой индустрии. Как к киберспорту относились сначала? Как и когда его приняли? В какой момент МОК захотел по-настоящему провести киберспортивную Олимпиаду? И почему из затеи ничего не получилось?

Олимпийские игры и спорт в целом теряют популярность уже много лет

Новые поколения все меньше и меньше интересуются традиционными видами спорта. Например, мы съездили в Орехово-Зуево и обнаружили, что главного таланта РПЛ Алексея Батракова там знают хуже, чем топ-киберспортсмена Илью «M0nesy» Осипова. 

Малюсенький факт масштабируется на страны и континенты. ТВ-рейтинги Олимпиады в Токио 2021 года стали рекордно низкими в истории США: они упали на 60% по сравнению с Рио-2016. Согласно опросу SuperJob, самыми активными зрителями Олимпиады в Токио среди Россиян были люди старше 45 лет, а самый низкий интерес наблюдался у молодежи до 24 лет.

Проблема Олимпиады глубже, чем появление видов спорта и тиражирование другого контента: фильмов, сериалов, стримов, роликов на видеоплощадках и тиктоков. Новые поколения воспринимает Игры иначе. Согласно исследованию Ipsos, интерес к Олимпийским играм в Италии среди американцев до 50 лет заметно ниже, чем у более старших поколений. Даже с учетом цифровых привычек разрыв сохраняется. 

Чем старше люди, тем реже они отвечали, что будут смотреть Игры прежде всего из-за национальной гордости за американских спортсменов. Молодые же (в возрасте от 18 до 34) отмечали, что просто следят за самими состязаниями.

Олимпийские игры больше не такое масштабное событие, как раньше. Чтобы его оживить, МОК постепенно стал присматриваться к киберспорту.

Поначалу к киберспорту относились скептически: глава МОК не видел смысла включать в программу ОИ игры, которые через 5 лет устареют

Первые разговоры, в которых киберспорт и Олимпиада стояли рядом, начались в 2017 году. От чиновников МОК неизменно звучало два тезиса: 

1. Невозможно игнорировать киберспорт из-за его масштабов.

2. Популярные соревновательные видеоигры не соответствовали Олимпийским ценностям. Прежде всего из-за элементов насилия, которые присутствуют в большинстве дисциплин.

Также подчеркивалось, что в киберспорте нет единого регулирующего органа, который бы следил за соблюдением всех правил. А Томас Бах, сейчас уже бывший глава МОК, уверял, что технологии будут развиваться так стремительно, что современные игры устареют через 5 лет, и им на смену придут VR – виртуальная реальность и AR – дополненная реальность. Поэтому МОК счел преждевременным включать киберспорт в программу ОИ.

(Сейчас очевидно: Бах был неправ. Хоть некоторые киберспортивные дисциплины и правда утратили популярность, в целом ландшафт не поменялся: никуда не делся Counter-Strike, Дота и другие привычные названия. VR и AR активно развиваются, но едва ли присутствуют в большом киберспорте.)

При всем скепсисе Бах подчеркивал: комитету нужно больше времени для изучения вопроса. А Тони Эстанге, бывший член МОК и трехкратный олимпийский чемпион в гребле, уверял, что молодежь интересуется киберспортом и что с ней нужно встречаться и общаться, чтобы лучше понять мир киберспорта и его успех. 

И уже на Олимпиаде в Пхенчхане в 2018 году МОК совместно с Intel организовал чемпионат по StarCraft 2. Это был первое официальное столкновение мира ОИ и киберспорта. И далеко не последнее.

Как МОК провел первые тестовые Игры: много странных дисциплин и подозрение в коррупции

Перед стартом Токио-2020 МОК провел Олимпийскую виртуальную серию – онлайн-соревнование по пяти дисциплинам. Бах называл ее новым уникальным цифровым опытом, который расширит взаимодействие с аудиторией киберспорта. «Серия поощряет участие в занятиях спортом и продвигает олимпийские ценности, уделяя особое внимание молодежи», – объяснял президент МОК.

В июне 2023-го мероприятие повторили с большим масштабом. Четырехдневный лан проходил в Сингапуре, количество игр увеличили. Но что это были за игры:

1. Zfiwt – велоспорт. Онлайн-платформа для велотренировок. Нужно физически крутить педали.

2. Tic Tac Bow – стрельба из лука. Мобильная игра.

3. Virtual Regatta – парусный спорт.

4. Just Dance – танцевальный спорт. Игра, где нужно повторять движения с экрана. 

5. WBSC eBaseball™: POWER PROS – бейсбол.

6. Chess.com – шахматы.

7. Tennis Clash – теннис. Мобильная игра.

8. ISSF Challenge на базе Fortnite – стрельба.

9. Gran Turismo – автоспорт.

10. Virtual Taekwondo – тхэквондо.

По картинке с сайта МОК так и не скажешь, что это киберспортивные соревнования.

Почти все игры повторяли реальные олимпийские дисциплины, часть – другие виды спорта. Но самое главное: большинство из них – непопулярные и неизвестные. Например, рейтинг Tic Tac Bow, которая вышла незадолго до старта серии, составлял 1,9 звезды в Google Play. Just Dance же развлечение для компании, чей соревновательный потенциал остался в прошлом. Издательство Ubisoft на протяжении 5 лет проводило чемпионаты мира. Но затем идея заглохла. И это объяснимо: отдыхать в игре интересно, а вот соревноваться и следить за этим – странно.

Counter-Strike, Дота, Valorant, League of Legends – прежде всего эти игры ассоциируются с большим киберспортом. Десяток других за ними – с киберспортом поменьше. А игры, предложенные МОК, – нечто из другого мира. 

В организации всегда подчеркивали, что киберспортивные дисциплины должны соответствовать олимпийским ценностям: быть максимально инклюзивными (в том числе с низким техническим порогом входа), иметь приемлемый гендерный баланс и избегать насилия. Поэтому и многие популярные игры – в тех же CS или Доте элементов насилия достаточно – не попали в список.

Могли быть и другие причины, почему определенные игры оказались в Сингапуре. Virtual Taekwondo и Tic Tac Bow разрабатывала Reflect Technologies, директор которой – сын высокопоставленного чиновника Олимпийского комитета Нг Сиар Мианга. На него даже подавали официальную жалобу в комиссию МОК по этике из-за конфликта интересов. Официальный ответ ведомства: «Мианг действовал в полном соответствии с Олимпийской хартией, и нет никаких доказательств обратного».

Столицей киберигр сделали Эр-Рияд. Саудовская Аравия активно вкладывается в киберспорт в рамках государственной стратегии

МОК назвал соревнования в Сингапуре успешными. После них Томас Бах поручил проработать вопрос о создании киберспортивных Олимпийских игр. А уже в июле 2024 года в Париже комитет утвердил соответствующее решение и для организации первой киберспортивной Олимпиады заключил 12-летнее партнерство с НОК Саудовской Аравии. В течение этого срока Игры должны были проходить в Эр-Рияде, первые – планировались на 2025 год.

Выбор именно Саудовский Аравии не случаен: в последние 4 года страна активно вкладывается в киберспорт в рамках стратегии «Видение-2030». Ее главная цель: повысить привлекательность страны. В январе 2022-го компания Savvy Gaming Group (финансируется публичным инвестиционным фондом правительства Саудовской Аравии – PIF) приобрела ESL и Faceit за $1,5 млрд. ESL – ключевой турнирный оператор: в 2026 году запланировано 8 топовых лан-турниров по СS (в том числе следующий мейджор) и 2 по Доте. А Faceit – главная площадка для каэсеров, которые играют выше среднего или хотят попасть в киберспорт.

В Эр-Рияде раз в год проводят флагманский турнир – Esports World Cup, трехнедельный мультигейминговый чемпионат. В 2025-м было представлено 25 дисциплин с общим призовым фондом в $70 млн. В Доте турнир уже стал главным после The International, в CS до аналогичного статуса еще не добрался, но в этом году разыграют $2 млн – рекордные призовые в истории шутера. На церемонию закрытия EWC 2024 и 2025 приезжал Криштиану Роналду, в прошлом году он стал глобальным амбассадором турнира.

📌В Рияде странные болельщики: держат плакаты вверх ногами и встают вместе, будто по команде

EWC организовывает Esports World Cup Foundation – некоммерческая организация, которая получает поддержку от PIF. Именно она должна была помогать в проведении первых киберспортивных Олимпийских игр, если бы все пошло по плану.

Киберспортивную Олимпиаду перенесли на два года: организаторы не хотели рисковать, издателей игр напрягала неопределенность

В начале 2025-го соревнования передвинули на 2027-й. Бах объяснял произошедшее так: не хотели рисковать ради вау-эффекта, вместо этого решили провести перед киберспортивной Олимпиадой несколько дополнительных ивентов. 

SportBusiness со ссылкой на свои источники писал о более конкретных причинах. Издатели игр, которые вели переговоры с МОК, были недовольны медленными темпами подготовки и недостатком информации о соревнованиях: не были известны ни конкретные даты, ни формат проведения. К тому же киберспортивный календарь турниров определен на несколько лет вперед, издатели не хотели или не могли подстраивать свое расписание в угоду МОК.

В комментарии для SportBusiness представитель Олимпийского комитета сообщил, что масштаб соревнований и создание новой системы финансирования требуют больше времени на подготовку. А организационная модель киберспортивных и привычных ОИ отличается. «Был создан совместный комитет МОК и Олимпийского комитета Саудовской Аравии, который провел заседание, где царило полное единодушие», – добавил представитель МОК.

Бах был за киберспортивную Олимпиаду, новая глава МОК – нет

23 июня 2025 года Томаса Баха на посту президента МОК сменила Кирсти Ковентри. В октябре, спустя четыре месяца, киберспортивные Олимпийские игры отменили, МОК и Саудовская Аравия прекратили сотрудничество. 

📌Вручила орден Баху и не торопится возвращать Россию: у нового босса МОК первая Олимпиада

По информации The Esports Advocate (TEA), между Ковентри и представителями саудовской стороны начались разногласия. Главное касалось важного пункта устава МОК: организаторы Игр, как правило, сотрудничают с мировыми федерациями представленных видов спорта. В киберспорте их две: IESF (International Esports Federation) и GEF (Global Esports Federation). Обе имеют минимальное влияние на киберспортивный мир, в котором правят издатели. Именно они диктуют правила в зависимости от дисциплины к дисциплине. Авторитетного международного органа вроде FIFA или того же МОК в киберспорте нет, не было и в обозримом будущем не будет.

Источники TEA утверждают, что саудовская сторона хотела упразднить обе федерации и создать собственную. И это притом, что бывший президент IESF – принц Саудовской Аравии, Фейсал ибн Бандар ибн Султан Аль Сауд, он же до сих пор почетный член правления GEF. А основатель этой федерации – сын высокопоставленного чиновника МОК, чья компания разрабатывала игры для соревнований в Сингапуре. В топ-менеджменте GEF – бывшие члены МОК, также там с момента основания работает муж Ковентри – Тайрон Сьюард.

Томас Бах не был против того, чтобы саудовцы создали свою федерацию, однако Кирсти Ковентри – возразила. Она считала, что таким образом страна будет полностью контролировать федерацию

Также саудовский НОК сопротивлялся попыткам назначить на руководящие должности женщин и настаивал на самостоятельности в определении участников Олимпиады. Хотели сами выбирать, какие страны могут приезжать на соревнования, а какие нет.

Есть другая версия, почему сотрудничество развалилось. Ее озвучил Министр спорта РФ Михаил Дегтярев: «Саудовская Аравия контракт с МОК расторгла во многом из-за того, что Россия предложила более рабочий вариант развития – фиджитал-движения, Россия провела первые «Игры будущего» в позапрошлом году, в прошлом были в Эмиратах, а в следующем – в Казахстане. Мы выступаем за соединение кибер- и физической активности. Саудиты пробовали развивать E-games и сдулись».

Однако, насколько это правда, сказать сложно. Чиновники Саудовской Аравии не комментировали высказывание Дегтярева.

В Саудовской Аравии уже сделали свою Олимпиаду. Первый запуск – в ноябре 2026-го

23 августа 2025 года – за два месяца до прекращения сотрудничества МОК и НОК Саудовской Аравии – анонсировали Esports Nation Cup (ENC). 

Киберспортивный турнир для сборных с общим призовым фондом в $70 млн впервые пройдет в 2026 году: с 2 по 29 ноября. Соревнования планируют проводить раз в два года – в Эр-Рияде.

Пока рассказали про 8 из 16 дисциплин. Среди них ключевые для Европы и Азии Counter-Strike и Дота.

ENC пройдет при поддержке крупнейших издателей и компаний

  • Electronic Arts – издатель и разработчик EA Sports FC. В сентябре 2025 года компанию за рекордные для игровой индустрии $55 млрд продали группе инвесторов: PIF, а также Silver Lake Management и Affinity Partners, которые принадлежат Джареду Кушнеру, зятю Дональда Трампа;

📌Саудовцы купят Electronic Arts за $55 млрд. Что это значит?

  • Tencent – владеет Riot Games, издателем и разработчиком Valorant и League of Legends;

  • Ubisoft – издатель и разработчик Rainbow Six Siege;

  • Krafton – издатель и разработчик PUBG.

Партнеры будут помогать с формированием национальных рейтинговых систем, проведением квалификаций и форматом самого турнира.

По сути, ENC и есть новая киберспортивная Олимпиада. С привычными для всех дисциплинами и немаленьким призовым фондом. Турниры сборных в киберспорте никогда не приживались, но таких масштабных попыток организовать подобное еще не было. 

Что с участием россиян? Не допустили (как и белорусов) на командные виды спорта. Разрешается выступать только в дисциплинах 1 на 1 под нейтральным флагом.

📌В большом киберспорте впервые отстраняют россиян! Бан на ЧМ сборных от шейхов

* * *

МОК и Саудовская Аравия полтора года готовили запуск киберспортивных Олимпийских игр и строили долгосрочные планы, которые обычно не сворачивают в одночасье. Однако смена Томаса Баха на Кирсти Ковентри и разногласия по поводу единой международной федерации киберспорта остановили большой проект

Обе стороны продолжат развивать киберспортивные инициативы, только теперь порознь. Как их реализует Саудовская Аравия, станет ясно осенью. МОК же пока не обозначил дальнейших шагов – и вряд ли сделает их быстро. 

Комитет мог бы повторить путь WCG – в прошлом турнира от Samsung, который в индустрии все называли киберспортивной Олимпиадой. Соревнования в Южной Корее стали феноменом на уровне наций и подарили миру огромное количество новых звезд, блогеров и инфлюенсеров, которые позднее популяризировали стриминг и помогли создателям Twitch построить целую империю. 

У комитета были все возможности, чтобы заметно повлиять на индустрию во всем мире и повторить успех. Но МОК раз за разом упускал свои шансы. И пока в комитете в очередной раз будут разбираться, как им относиться к увлечению молодежи, индустрия снова изменится. Но устареют не игры, как когда-то считал Бах, а представления чиновников о киберспорте.

Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, Andreas Rentz, Harold Cunningham

У России всегда была сильная сборная в CS. Как она играла?