17 мин.

Про CS простым языком: аналитик BetBoom Team разобрал игру и рассказал о профессии

Федя Хван побыл студентом.

Топ-клубы все чаще прибегают к помощи аналитиков. Тренеру уже не хватает времени на разбор демок, так как он постоянно занят своей командой, поэтому специальный человек заранее изучает материал и находит важные паттерны соперников.

При этом аналитику часто открывается дорога в тренерство – такой путь уже прошли Innersh1ne и Swani. Я поговорил с Dmrr из BetBoom Team и узнал все про тактики и демки в CS.

Как попасть в киберспорт, не имея связей и высокого скилла

– Давай начнем не с BetBoom Team, а с твоей прошлой команды – Insilio. Расскажи, как ты туда попал. У тебя же не было опыта работы?

– Конкретного опыта не было. Я решил, что буду аналитиком, поэтому работал с одним капитаном с аматорского уровня. Это капитан Влад Fak1e, у которого забрали Делидеза в Hard Legion, а Ломика с Резальтом – в VP.Prodigy. 

Мы с ним обсуждали CS, был состав, который продержался один сезон. Потом мы очень долго собирали новый, месяца три.

Затем появилась возможность перебраться в Insilio. Я сразу же ушел. Раньше мы работали просто потому, что это прикольно, а переход в организацию – нечто новое, большой плюс. И потом я всегда мечтал [перейти в Insilio]. Как зритель я следил за Олегом еще тысячу лет назад, смотрел видео про зону реакции, зону концентрации. Лет 9-10 этим видосам.

В 2022 году команда вынуждена была поменяться: ушел тренер, остался только Никита DaDte (команду покинули тренер Wolf и два игрока: Malkiss и Foben – Кибер).

Я внимательно следил за всеми пабликами: и Insilio, и игроков. Тогда еще вся связь в ВК была. И вижу по постам Никиты, что он все делает один. Он и праки забивает, и теорию готовит, и сам готовится. Короче, все брал на себя.

Я понял, что это мой шанс – почему бы и не попробовать? Написал Олегу [RachelR], пообщался с ним. Олег сказал, что им аналитик не нужен, потому что они еще не на том уровне. Я начал продавливать позицию, он сказал: «Окей, я передам пацанам». Я подумал, что не передаст, поэтому начал спамить игрокам в паблики ВК (тогда они уже открыли личные сообщения в группах).

Я всем написал: Дадте, Каслу, Хантеру. Потом узнал, что взяли Пипва и Зигазагу, я и им написал. Все получали большие, заранее подготовленные тексты. 

Никита мне ответил, дал тестовое, я сделал, ему зашло. Потом два месяца делал им аналитику – просто кидал Никите, но никуда не заходил. Только где-то к концу сезона меня начали звать в тимспик, а уже в июне, спустя два с половиной месяца, позвали на постоянку.  

– Что за тестовое? 

– Тестовым был разбор атаки Furia на Mirage. Я делал огромную презентацию, потратил на нее 15 часов. Я очень-очень хотел попасть, поэтому максимально подробно все пытался расписывать. Сейчас, конечно, я бы сделал по-другому.

– Сколько времени занимает разбор соперника? 

– На одну карту уходит от полутора до трех часов. Три часа, когда очень тяжелый соперник. А в среднем 1,5-2 часа на карту уходит.  

– Как ты перешел из Insilio в BetBoom Team?

– У Insilio тогда был спад, мы были ниже сотого места в рейтинге, а BetBoom Team была в топ-30.

Мне написал тренер BetBoom Team RAiLWAY и узнал, хочу ли я перейти в команду. Очевидно, я сказал, что мне это интересно.

Было 2 тестовых турнира, делал аналитику для Градыча. Тест длился дольше обычного, потому что все могло закончится за полторы недели, а растянулось на месяц. Все из-за игры Insilio на LanDaLan, где я был еще в аналитике трансляции. 

Заранее всем все пообещал и попросил Градыча возможность на другом турнире доделать тест, он согласился. Отработал квалификацию в Бухарест, пришлось задоджить Даллас, вторым турниром была квалификация в Астану после которой мне сообщили, что меня возьмут в команду.  

– Чем отличается подготовка к соперникам в Insilio от BetBoom Team?

– У меня работа не поменялась. Просто к концу моего нахождения в Insilio было гораздо проще готовиться к соперникам, потому что уже был опыт, и я понимал, на что смотреть. А когда я перешел, то попал абсолютно на новый тир команд. 

Некоторые вещи, которые работали в Insilio, здесь бесполезны. На текущем уровне никакую полезную информацию не возьмешь с гранат. 

На уровне, где мы играем, по гранатам можно понять гораздо меньше, чем в ESEA Advanced. Потому что в ESEA Advanced все очень просто: на пару гранат смотришь, и уже важные вещи подмечаешь. 

– Насколько тяжело тебе морально дался переход из Insilio в BetBoom Team?

– В Insilio я пробыл три года, больше тысячи дней. Как будто из родительского дома уходил, потому что надо дальше расти. Я понимал, что это мне нужно, но было грустно, так как я там все знал. 

Я очень много связанного с игрой впервые прожил там. Буткемпы, первые перелеты… Я вот первый раз летал на самолете на буткемп в Москву. Первые выходы на HLTV, взлеты и падения, победы на турнирах. Это все я прожил с Insilio в первый раз. И уходить было нелегко. 

– Можешь рассказать, как проходит рабочий день аналитика? 

– По-разному. Когда идут турниры, я стараюсь вообще никаких тяжелых дел по жизни не планировать. Я даже стоматолога переношу на другие даты, чтобы не пропадать на пару часов. 

Просто минимально делами занимаюсь, потом сижу и готовлюсь – занимает 6-8 часов перед матчем.

А если день тренировочный, можно посмотреть демки с утра, потом тренировка, и уже затем свои дела. Но у меня плюс три часа от Москвы, поэтому обычно все дела успеваю закрыть утром, а вечером тренировка до полуночи. После нее просто час сижу, кушаю и ложусь спать. 

– В чем заключается твоя роль во время тренировок? 

– На тренировках я пытаюсь подметить, что можно улучшить. Но это именно у меня так. Я знаю аналитиков, которые вообще не приходят на праки или их не пускают команды. У всех все по-разному. 

Когда я только пришел в Insilio, то просто сидел и слушал почти все время, потому что надо было поднять понимание игры. В BetBoom Team я первые два-три месяца тоже не особо много говорил. 

Сейчас – после отпуска – решил, что надо включаться. Игроки все-таки опытные, они понимают, когда человек говорит что-то полезное, а когда нет. Я думаю, что [они] прислушиваются ко мне. Надеюсь на это. 

– Логичное развитие карьеры аналитика – переход на позицию тренера. Такой пример был у Иннершайна. У тебя есть мысли или амбиции в будущем стать тренером?  

– Есть, но я бы хотел сначала поработать в топ-5 команде мира. Понять, как думают игроки, как они общаются, как ведет себя тренер. Впитать в себя как можно больше информации перед тем, как переходить на роль тренера.

Как ты сказал, есть яркий пример – Innersh1ne, но у него, по мнению комьюнити, не очень получилось в роли тренера в BetBoom Team, и он в итоге вернулся ко второму слоту что в Furia, что в NRG. 

Есть и хороший пример – Swani. Это аналитик, который работал во многих командах, c 2017 года, и в итоге в 2022-м стал тренером G2. Поднял с командой три трофея. Это крутая карьера, когда человек без опыта игры стал аналитиком и потом превратился в тренера. Правда, затем он перегорел: Swani теперь в «Амазоне» аналитиком работает, он ушел из CS. 

– Ого, не знал про «Амазон».

– Хочется стать тренером, потому что это интереснее: от тебя гораздо больше зависит, и ты можешь на большее влиять. Думаю, это произойдет не раньше 2028 года.

Еще один свежий пример – Флэши. Он был игроком, потом был тренером женской команды, потом аналитиком NAVI – отработал 2 года с Блэйдом. И сейчас будет тренером Liquid. Это тоже успешная карьера человека, но опять же, он играл, это тоже важно. 

– А с кем в команде ты общаешься? Это только тренер или еще и капитан или вообще все игроки?

– При подготовке к матчу я общаюсь только с тренером, он уже сам решает, что говорить игрокам, а что нет. В BetBoom Team так. 

–  А в Insilio как было? 

– В Insilio было в разные времена по-всякому. Когда у нас был состав с Польтом и Fps, я говорил аналитику между картами, но когда мы взяли молодых ребят – Двушку и Келлиана, – то решили, что знать аналитику должны только тренер и капитан. Они сами решают, что доносить команде. 

– Как вообще к тебе пришла идея попробовать себя аналитиком? Это ведь довольно необычная роль.

– Я, очевидно, пытался играть, но в какой-то момент понял, что у меня очень маленькие шансы пробиться. В 18 лет у меня было 2400 эло, плюс мне нравилась жизнь помимо компьютера. Я всегда что-то активно делал: соглашался поехать на футбол, окончил музыкальную школу. 

Я понимал, что не смогу сидеть за компом 15 часов в день всю жизнь, это слишком тяжело. Но CS бросать не хотелось из-за спортивного ощущения и эмоций. 

В итоге смирился с тем, что тренер из меня не выйдет, потому что у меня совсем нет опыта игры. А в аналитике это возможно, потому что я просто буду выезжать за счет упорства. И вот видишь, в аналитике можно подниматься по карьерной лестнице независимо от результатов команды, в которой ты работаешь. Просто из-за своих личных качеств.

Если ты тренер и твоя команда плохо играет, то ты никак не апнешься, это почти невозможно. Тренера судят по результатам, а аналитика так не рассудишь. Аналитик вносит слишком маленький процент в победы и поражения. 

Поэтому я понял, что можно апаться по карьерной лестнице, плюс это полностью онлайн-работа, я могу быть хоть на Мальдивах, главное, чтобы у меня был интернет и компьютер. Я не завишу от пинга и могу находиться где угодно.

Стыдные вопросы про аналитику в CS

– Можешь простыми словами объяснить, что такое дефолт?

– Дефолт – раунд, при котором каждый игрок занимается своей зоной, и у вас нет заранее оговоренного плана окончания раунда. Раунд может играться как угодно, то есть когда ты играешь заготовку, то там все понятно: граната, граната, перетяжка игрока к игроку. Каждый знает, куда он идет и что будет делать.

В дефолте каждый понимает, что он будет делать, но вся команда готова реагировать на происходящее на карте. В скрипте либо ты его доделываешь, либо, если что-то на карте происходит уникальное, ты его отменяешь и переигрываешь. А в дефолте ты просто расходишься по зонам и решаешь, что делать дальше в зависимости от происходящего на карте.  

–  Что сложнее тренировать: несколько скриптов или научиться правильно играть дефолт?

– Дефолт играть гораздо сложнее, потому что очень важна коммуникация. В скриптах не нужно принимать решения, ты просто заучиваешь, что тебе нужно делать.

Есть команды, которые только скриптами играют, но выше топ-50 очень тяжело так подняться.  

– Если спросить у любого про-игрока, как лучше понимать игру, то он ответит, что нужно смотреть демки. Дашь совет, как это делать правильно?

– Да, у меня уже есть давно заготовленный ответ на этот вопрос. Нужно задавать вопросы и искать ответы только на эти вопросы. 

Представим Ancient, я опорник Б за КТ. И вот я не понимаю, когда мне пушить рампу до ворот, то есть идти вперед собирать информацию. И еще я не понимаю, почему опорники Б стягиваются на мидл в окно. Выписываю себе эти два вопроса. 

Так что когда я смотрю демку, то ищу ответы только на эти вопросы. Если там эко, ты перелистываешь, тебе неинтересно, пистолеты – тоже неинтересно. Но вот видишь раунд, в котором игрок стянулся в окно. Ты такой: «Ого, это тот раунд, который мне нужен». И пересматриваешь его. 

Смотришь: так, атака заняла мид, отогнала моего друга в пончике, поэтому команда захотела перезанять мид, и позвали меня в окно. Все, теперь я понял, когда я хочу стягиваться. Находишь 3-4 примера и понимаешь, в каких ситуациях нужно стягиваться в окно, а в каких нет. Задавая себе вопрос, ты развиваешься гораздо быстрее, чем просто смотря демку.

Смотря демку целиком, ты в основном видишь хайлайты. Фишки и гранаты можно на Ютубе найти, это гораздо быстрее, чем искать их в демках.

– Как ты находишь, какие раунды играют соперники? Вот ты сказал, что на продвинутом уровне, если они кинули гранаты, то это уже какой-то знак. Но на уровне выше это не работает. Тогда как понять? Какие подсказки и ключи находятся?

– Все равно есть паттерны у команд. Есть команды, которые на Anubis за атаку занимают мид. И сразу понятно, что они, скорее всего, закончат на Б. Это уже более сложные вещи, когда важно понимать, что на карте происходит. 

Не только: «О, прилетела граната, я понимаю, куда это выход и что за раунд». Ты должен смотреть на передвижение противников и понимать, что они делают. 

Я пытаюсь найти инфу, которая поможет в игре. Допустим, мид заняли, но продолжения в миде от атаки нет, мы понимаем, что они, скорее всего, пойдут на Б. Конечно, может быть и другая разыгровка, но я пишу про ту, у которой наибольшая вероятность. 

– Занимаешься ли ты подготовкой контрстрат к сопернику?

– Если у меня есть готовое решение, я его предложу, а дальше решает тренер.

Я такой человек, что не умею придумывать вещи. Мне это тяжело дается, но я очень хорошо все запоминаю и умею подмечать. Я вижу, что делала Vitality против Spirit и напишу про это. 

–  Как понять демку? Как понять, где команда играет по заготовке, где по скрипту, где она разыгрывает обычный дефолт, а где это просто импровизация?

– Скрипты, если не брать очевидные раши, быстрые выходы и раскидки, видно по уникальной идее, когда каждый игрок знает, что ему нужно делать. 

В импровизации наоборот. Сразу замечаешь, что игрок может побежать в одну сторону, постоять, посмотреть на тиммейтов, подумать, потом побежать в другую сторону. Или в моменте они играли одну заготовку, но потом появилась новая неординарная информация и был переколл. Это просто приходит с пониманием.

Как вырваться из самого неблагополучного района Омска и работать в школе по CS и студии аналитики?

– Как я понимаю, ты работал и в школе Insilio. Можешь рассказать подробнее про свою роль в этом проекте?

– Это прекрасный и уникальный проект. Я занимаюсь двумя вещами: персоналом и сбором обратной связи от учеников. То есть я отвечаю за всех тренеров, менеджеров и собираю фидбек через форму обратной связи, плюс менеджеры регулярно опрашивают игроков. 

– Уже есть результаты по самому яркому прогрессу ребят, которые через эту школу прошли?

– Да, конечно! Есть тренер Aurora Young Blood. Человек на бета-тесте тренировал 1500 эло ребят, потом на основном потоке уже 2-2,5 тысячи, а в конце работал с лучшими игроками. В итоге стал тренером нашего состава Insilio School. И потом его забрала Aurora.

Мы не стали препятствовать, просто сказали: «Да, давай, Илюх, удачи». Сейчас он вывел состав в ESEA Advanced. Я считаю, это хороший результат. Я спрашивал у него во время школы про перспективы в CS – он их совсем не видел, думал об обычной работе. А теперь вот как сложилось.

Также есть игроки. Klonnez, зовут его Андрей, сейчас ему 14 или 15 лет. Пришел к нам еще на альфа-тест, у него было 1000 эло. Спустя полтора года у него было 2900 эло и контракт с Quazar. Еще есть Shineccc, ему 14 лет, и у него контракт с Virtus.pro, играет в Virtus.pro Future.

Maun666 из Spirit Academy тоже был нашим учеником. И скоро туда должен перейти еще один наш ученик.

– Если тренер не сможет попасть с командой на турнир, то ты сможешь его заменить?

– Если убрать все проблемы вне CS – визы и так далее, – то, мне кажется, что если я буду за спиной, то это будет лучше, чем ничего. Вовремя тайм-аут поставить, что-то сказать попробовал бы, это точно. 

– Как ты думаешь, игроки прислушаются к коллам человека, который до этого не был тренером?

– Скорее всего, слепой веры в мои коллы не будет. Если я предложу что-то авантюрное, шанс того, что это отменится, выше, чем если бы это сказал тренер.

Нужно, чтобы у колла была логика. Надо будет это обосновать.

– А как часто ты сам играешь в CS? 

– В июне ни разу не запускал, но могу за 3 дня сыграть 10 игр. Просто если хочется и есть время, почему бы не поиграть. Я 2000 эло герой, не отпускает меня эта цифра ни вперед, ни назад. 

– Как давно у тебя 2 тысячи эло?

– Я с 2019 года на этом уровне. Когда аналитиком стал, перестал играть. 

– А расскажи про студию аналитики, я совсем не знал этот факт про тебя. Как тяжело работать в лайве перед камерами?

– Опыт совсем небольшой, я работал на двух Hard Cup и двух LanDaLan. Когда был на LanDaLan, переживал в первом эфире. Работал с Алмазом, он мегаприятный, с ним легко находить общий язык, стало легче. 

В моменте, после первой карты, сильного мандража уже не было. У меня есть музыкальное образование, я выступал на сцене в омской филармонии перед большим количеством людей. Конечно, какой-то эффект стана есть, но я не путаюсь в мыслях, могу говорить. 

– Есть желание дальше развиваться в этом направлении?

– Ты знакомишься с людьми не только из компетитива, а и с людьми за кадром. Новый опыт: куда-то слетать, побыть на турнире, посмотреть. Я не люблю смотреть игры в лайве, я больше по демкам, но на лане прикольно с кем-то рандомным садиться, смотреть, обсуждать.

Ну и финансовая составляющая влияет, это дополнительный заработок. 

– А что выгоднее – быть аналитиком в команде или на трансляции?

– Смотря какой уровень. Если ты работаешь в FISSURE как Зонер или Хуч… Хуч зарабатывает больше, чем когда он был тренером, мне кажется. Если ты хороший аналитик, тебя на каждый турнир приглашают, то ты зарабатываешь больше, чем в команде.

Хотя, конечно, смотря какой аналитик. Я знаю некоторые зарплаты – есть аналитики, которые получали $11 тысяч. 

– Не про Swani речь?

– Нет-нет, это про EG.

Дефолтные цифры на трансляциях больше. Если бы у меня был выбор между студией и спортом, то я выбрал бы спорт. Соревноваться все равно интереснее, хоть там и финансовая составляющая лучше – меньше работаешь, нет стресса.

Без компетитива будет хуже.

– Когда я готовился к интервью, заметил, что ты из Омска.

– Да, я из Омска.

– Я тоже из Омска. Полистал в ВК, прикинул, что ты из Порт-Артура. Это довольно неблагополучный и опасный район (по статистике 2017 года, Порт-Артур считался самым неблагоприятным районом Омска – Кибер). Насколько комфортно там жилось и как твои друзья-знакомые относятся к твоей карьере в CS? Ты ведь вырвался в крутую тусовку.

– Успех в CS – везение. Не считаю это своей заслугой на 100%. Карьере есть куда расти, надеюсь, это не ее пик. 

Я жил на окраине Порт-Артура ближе к ЖД. Я знаю истории с моего района, что там много плохого делали за долги, как постоянно предлагали что-то плохое разносить школьникам, очень часто такое есть… Но мне повезло, у меня был крутой класс в местной школе. Потом я перевелся в лицей в девятом классе. Там были ребята другого уровня. 

Сижу на первых уроках и слушаю, что люди говорят: «В Испании был, не зашло мне, грязно там, люди на английском не разговаривают». Я думаю: «Куда я попал, что тут вообще происходит». Я в тот момент максимум, где был с семьей, это Казахстан. 

У меня с Порт-Артура остался только один друг: мы были одноклассниками, но особо не общались. После перевода в лицей нас с ним свела CS, с тех пор мы вместе. Думаю он за меня рад, как и я за него. Он тоже афк не сидел: получил высшее образование с красным дипломом и сейчас в «Газпроме» работает. Очень ему благодарен за все, что мы вместе прожили.

 На арене в Кельне тащил хоккеист Панарин. Он вкладывался в киберспорт, но закрыл бизнес