9 мин.

«Больше всего к эфирам готовился Nix, а в CS – фристайл». Обсудили комьюнити-касты с тем, кто за них отвечает

Артем Савельев все объяснил.

Комьюнити-касты уже неотъемлемая часть киберспортивных трансляций, и часто аудитория у них больше, чем на официальных эфирах. О том, как устроена эта сфера, мы поговорили с Артемом Савельевым, руководителем киберспортивного направления BetBoom: как менялось восприятие комьюнити-кастов в индустрии, сколько человек требуется за кадром, кто выбирает комкастеров и сколько они готовятся к трансляции.

За помощь в организации интервью и инсайды о внутреннем устройстве комьюнити-кастов выражаем благодарность пресс-службе BetBoom.

– Как изначально появилась идея комьюнити-кастов?

– Само явление комкаста не новое. Но я считаю, что лишь относительно недавно к нему поменялось отношение – он стал отдельным продуктом, в который начали инвестировать деньги и ресурсы. Если раньше это был просто один человек, который подрубал трансляцию, то сейчас зачастую за ним стоит уже полноценный продакшн, а сам комкаст конкурирует с основной трансляцией.

Мы по-другому начали смотреть на комьюнити-каст где-то в 2022 году, когда плотно начали работать с Никсом. Мы видели цифры, которые он собирал во время своих трансляций турниров, и нам было интересно, как может развиваться комьюнити-каст, если его разгонять: усиливать продакшен, наполнять эфир контентом, где-то пробовать готовить сценарий. По сути мы собирали ему команду под полноценную трансляцию.

Вторая история, которая нас интересовала, – влияние отсутствия задержки на онлайн стримера. Тут хочется выразить уважение студии FISSURE, которая пошла в этом вопросе навстречу и тем самым дала сильный импульс развитию киберспортивной индустрии в нашем регионе. 

Это сейчас комьюнити-кастом уже никого не удивишь. Но раньше студии старались вставлять палки в колеса комьюнити-кастерам, потому что те «сжирали» их аудиторию. Сейчас это параллельный продукт. Большую роль играют букмекерские компании, которые тоже вкладываются и развивают свои активы. Это стало нормой – инвестировать и делать классный альтернативный каст.

– Нужно ли согласовывать комкастера с турнирным оператором?

– Допустим, права на освещение на русском языке получает студия FISSURE: она и регламентирует правила. Мы с ней договариваемся, кого хотим видеть среди кастеров, сколько их будет. Иногда договариваемся о физическом присутствии на арене.

– Есть кастеры в теневом бане от Valve?

– Про теневой бан я не слышал. Есть публичные баны. Например, Саша Zoner забанен как тренер, и он не может соприкасаться с продуктом мейджора. Но это не мешает ему участвовать в освещении других турниров – от BLAST, ESL и так далее.

– А кто несет ответственность за комкастера? Вы, студия или Valve?

– Если комкастер нарушает правила, то в первую очередь прилетит ему. Студии могут сказать: «Вот этих кастеров больше не одобряем».

У студии есть права, она устанавливает правила комкаста и решает, кого допускать, кому разрешать стрим без задержки и т.д. 

– А как формируется список комкастеров? 

– Как такового списка нет. У каждого есть возможность отправить запрос и получить право стримить на своем канале, главное соблюдать правила КК. Студия как правило их анонсирует заранее.

Мы со своей стороны тоже отправляем запрос – включаем всех, кто кажется нам интересным для освещения конкретного турнира и не запрещен. Отдельно решаем, кого будем «усиливать» продакшеном. 

Иногда стримеры сами приходят с идеями: «Мы хотим собраться на арене, позову того-то и того-то». И мы смотрим, как можно эту историю развить.

Дальше – организационные вопросы: можно ли сделать на арене, тянет ли интернет, есть ли место. 

У нас были примеры, когда мы брали ребят, которые стримят не топовые турниры по Доте, и давали им возможность кастить со стадиона – без сильного продакшна, но с возможностью ходить по арене между картами и снимать контент. Это их хорошо бустануло.

У стримера в кадре может быть 3-4 человека, но за ними стоит команда из 20-30 человек. Мы стараемся оказать всяческую поддержку. 

– А есть условный KPI у комкастера? Как вы оцениваете его работу?

– Отдельно не оцениваем. Смотрим на стримеров как на performance-активы. Понимаем, сколько тратим, сколько получаем в виде трафика, регистраций и так далее. Есть некоторые рыночные бенчмарки, на них ориентируемся. 

Но обычно стримеры, у которых и так все хорошо, получают только дополнительный буст на крупных турнирах. Например, Shadowkek собрал бы много и из дома, но на арене можно сгенерить топ-контент в моменте – игрок может подойти в кадр, и это дает прирост.

– Как проходит подготовка к комкасту на арене? Сколько человек задействовано? 

– В сравнении с официальной трансляцией: там – сценарий, прогон, режиссер, в общем, все по плану. У комкаста такой же техперсонал, но больше фристайла, нужно просто быть начеку и реагировать на то, что в кадре.

По количеству человек в команде – от 5 до 30 в зависимости от масштаба. Операторы, режиссер, титровальщики, менеджеры по талантам и так далее. Они приезжают заранее, все тестируют. Стримеры приходят позже, но если у них есть необычные идеи – обсуждаем заранее, но не без спонтанности. Может случиться полная вакханалия, но в этом прикол комкастов. 

Без них невозможен киберспорт. 5 историй от людей, которых вы не знаете

– Комкастеры вообще готовятся к эфиру? Или по фану приходят за 10 минут до старта?

– На моей памяти, больше всего к эфирам готовился Nix. Потому что он перфекционист. В остальном, особенно в CS, зачастую фристайл полный. 

– А что самое сложное при организации комкаста с арены?

– Интернет. Особенно на первых итерациях наших комкастов. Еще – пространство, так как за кадром стоит много людей и нужно всех удачно разместить. Сейчас добавились визы – они могут вообще определить, доедет ли стример до арены.

– Если, например, режиссер не получил визу – как быть?

– Думаешь об этом заранее. Обычно есть время переподать на визу, но и продумываешь запасной план. Иногда приходится искать на месте, но контактов много, поэтому в любой точке кто-то кого-то посоветует. Впрочем, бывает, что кому-то приходится на месте отрабатывать за двоих.

– В чем разница между организацией комкаста в Китае и США?

– Критических отличий нет. Процесс везде одинаковый: узнаешь схему арены, договариваешься получить себе уголок, отправляешь ТЗ и обсуждаешь с организаторами все свои хотелки. Потом идет креатив: планировка студии, количество камер, гарнитур и так далее.

Разница в основном в визах. В Китай их получить проще, в Штаты – все на нервах. Если визу не получит кто-то ключевой, концепцию придется менять: делать не на арене, а в Белграде или из дома.

– У комкастеров бывают райдеры?

– Именно на арене особо нет. Просят воду, еду – и то без конкретики. Вне арены – кто-то просит привезти жену. Но как такого райдера нет. 

Нужно учитывать еще, кто с кем в каких отношениях. Иногда начинается: «Этот слишком много говорит» или «С ним некомфортно». Это нужно учитывать уже индивидуально.

– Кто решает, кого звать на интервью после матча?

– Это самое сложное. Игроки – ценный элемент, и официальные трансляции бронируют их заранее. Комкастеров редко включают в брони, и нам очень сложно вклиниться. Мы стараемся договариваться, чтобы хотя бы один крупный комкаст был в списке у организаторов.

На практике многое зависит от отношений и дружбы. Например, Overdrive за руку привел Donk к Shadowkek. Dyrachyo часто по дружбе залетал. Сейчас стараемся проговаривать все заранее.

– Что для тебя стрессовее – подготовка или сам эфир?

– Для меня – подготовка. Во время подготовки ты понимаешь, случится это или нет. Люди, которые глубже в процессе, думаю, стрессуют и во время подготовки, и во время трансляции.

– Какие у комкастера есть красные линии? 

– Запретов как таковых нет. Если все в рамках – делай, что хочешь. Это твой стрим, твоя аудитория. Главное – бан не получи. Мы смотрим на продукт, цифры, отзывы аудитории.

Мы работаем в киберспорте, и поэтому чуть проще относимся ко всему, что происходит в эфире, но, думаю, для многих белых брендов Twitch сам по себе – это уже «красная линия».

– Как ты в целом оцениваешь опыт организации комкаста с арены?

– Это супер. Мы были одними из первых, кто начал это качать – еще в 2022 году. Тогда все рубили комкастеров, а мы их, наоборот, лоббировали. У нас был свой интерес, конечно, но мы хотели подружить комкастеров и студии.

Сейчас это база. На любой трансляции крупного турнира есть комкастер без задержки на арене, со студией, со своим продакшном. Аудитории это нравится. Мне лично интересно сравнивать официальную трансляцию и комкастеров, именно цифры: как растут, как падают, что собирает больше.

Зачастую комкастеры набирают больше, чем официальная трансляция. Но студии тоже выросли. Комкастеры не всегда стримят регулярно – по настроению. Официальная студия обязана освещать все, комкастер может в любой момент не подрубить.  

На официальную трансляцию все равно пойдут люди, которые хотят посмотреть цивильный контент. Условно, если мне мама скажет скинуть ссылку на матч, я ей, конечно, не буду кидать ссылку на комкаст.

– А почему тогда не сделать «цивильного» комкастера? Вместо официальной трансляции.

– Это утопия. Все комкастеры сильно отстаивают свои границы. Они добились успеха своим форматом, и если предложить им сменить стиль – скажут: «Я лучше постримлю что-то другое, но как привык. Чтобы быть со своей аудиторией».

Уверен, что сейчас при подписании амбассадоров букмекеры оценивают, может ли человек быть комкастером и какой у него потенциал при освещении турниров. Это один из ключевых элементов. Если ты спонсор трансляции, ты можешь помочь и договориться на стрим без задержки – это большой плюс.

Даже мы так размышляем. Человека, которого пять лет назад не подписали бы, сейчас рассматриваем через призму освещения турниров. Это новый способ активации контрактов стримеров и это сильно меняет дело.

* * *

На мейджоре в Остине зритель может выбрать из множества комьюнити-кастеров: Shadowkekw (с Эвелоном, Овердрайвом и Базом), Aunkere, Deko, Rachelr, Hooch и Mager, Ct0m, Skywhywalker, Степа CS2News, RelaxCIS и Neo.

* * *

Мегагайд к мегамейджору по СS

Кто-то подделал автографы игроков! Отличишь настоящие?

«Бывшие тиммейты что-то выигрывают, а ты стоишь на месте». S1ren вернулся на мейджор спустя 3 года