«Ориентируюсь на Бэкхема». Адрен создал команду и хочет стать топ-тренером
«Пришло время мне что-то отдавать».
Адрен – легенда казахстанского CS, чемпион и MVP мейджора, а теперь – тренер. С февраля Даурен возглавляет команду Novaq, которую сам и основал. Мы встретились на BetBoom LanDaLan 2 в Москве и поговорили о том:
как совмещать тренерство и руководство командой;
что он перенял от Миши Кейна;
почему Нико круче Симпла;
в чем ошибки других организаций.
«В первую очередь я тренер». Как Адрен совмещает тренерство и руководство
– Что значит Novaq?
– Nova – как новая звезда, а q – это Казахстан, типа «новые казахи». У нас есть буква «қ» – это казахская «к». Поэтому ее переводят как «q» и пишут через «q» – Qazaqstan.
– Ты тренер и владелец. Как это совмещать?
– Здесь нужно построить команду, которая будет заниматься вещами, которыми я не занимаюсь. Прежде чем создавать команду спортивную, я создал себе команду людей вне игры, которая помогает с текучкой и микрозадачами. Команда хорошо справляется, а мне руководить легче: я раздаю задачи, тренируюсь, а они выполняют задачи вне игры.
– Какая роль для тебя приоритетнее сейчас?
– Тренер, конечно же.
– Сколько времени примерно уделяешь одному и другому?
– Скажем так, в неделю один-два дня уделяю процессам, которые происходят вне игры, все остальное время – я в команде как тренер.
– Летом прошлого года ты общался с моим коллегой, Даней Савкиным, и говорил, что не задумываешься о создании команды. «Сейчас у меня карьера аналитика, контент-мейкера – на это уходит много времени. Чтобы быть наставником и поднимать молодых игроков, нужно тратить еще больше времени. Плюс зарплата — жить на что-то надо». Что изменилось?
– Речь про карьеру тренера в целом: работать с другими организациями и командами. На тот момент я не задумывался о создании именно своей команды. В своей команде – другой подход, другое рвение, желание выступать как тренер. Результат зависит полностью от нас, от меня в первую очередь. Это и сподвигло меня.
Если бы мне предложили другие коллективы, скажем, не тир-1, то, скорее всего, я отказался бы. У меня нет должного опыта, чтобы просить большую зарплату, а заниматься тренерством за минимальную зарплату в каком-то тир-2/3 составе я бы не хотел, если бы это было не моим детищем.

📌«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». То самое интервью с Адреном
– Как зародилась Novaq?
– Ребята [игроки Novaq] показывали результаты около двух лет: они выигрывали почти все крупные турниры в Казахстане. И они напомнили мне себя в молодости: те же ребята, которые сидели в Казахстане, выигрывали, но у них не было возможности выйти на международный уровень. В свое время Арбалет [меценат из Казахстана] дал нам эту возможность. Сейчас я подумал, что пришло время мне что-то отдавать. Я увидел в них себя.

– У тебя давно созрела идея так закольцевать все?
– Эта идея мне часто приходила. В целом это логичное продолжение моей карьеры – создать свою команду и тренировать. Но решение я принимал долго, около четырех-пяти месяцев. Я сидел, разрабатывал идею, продумывал стратегии, как пойти, что делать. Потому что это новое для меня. Я никогда не был тренером, было много рисков и страхов. Когда все началось, стало полегче.
– Сколько примерно своих денег нужно вложить, чтобы создать команду?
– Зависит от аппетитов. Честно сказать, я не могу назвать точную сумму, но она вышла за все мои изначальные расчеты. Это как делать ремонт в квартире: ты рассчитываешь одну сумму, но всегда находятся мелочи, которые добавляют новую кучу денег.
– Кажется, и по физическим затратам это примерно как ремонт…
– И по силам также. Я все еще учусь – как руководитель, как основатель, как тренер. Сейчас много подводных камней всплывает, но я осознавал, на что иду.

– Допустим, проходит два-три года, и команда не выстреливает. У тебя есть план Б?
– Такой вариант не рассматривал. У меня не было задачи, чтобы наша команда была как Vitality – доминировала на всей сцене. Конечно, хочется. Но наша цель, чтобы мы стали командой номер один в течение двух лет. Впрочем, я не задумывался о плохих сценариях – когда они придут, тогда и будем думать.
– Реально есть цель – в течение двух лет стать топ-1 командой?
– Конечно.
– Амбициозно…
– Конечно! Но без таких целей никогда не взлетишь.
– Ты продолжаешь действовать по логике – ставить цель сильно выше, чем требуется? Как в книжке про Майкла Фелпса. [Адрен неоднократно рассказывал, что эта книга помогла ему выиграть мейджор].
– Да, но это даже не выше. Выше – доминировать на про-сцене.
– Выиграть 87 игр подряд?
– Ну, 87 много, но хотя бы 50. [смеется]
«Посади условного Донка на кресло – уже контент». Что Адрена не устраивает в других организациях и на кого он ориентируется
– В анонсе ты говорил, что хотел, чтобы организация была не как у других, а как ты сам видишь. Что тебя не устраивает в организациях, которые есть сейчас?
– У меня было много моментов в других организациях, когда мне приходили идеи. Например, снять ролик или отказаться от турниров и неожиданно отправить ребят на отдых, потому что видно, что они перегорели. Но зачастую эти решения не принимались – организации нужны были цифры. А нельзя забывать про ребят, они же люди, у них есть запас сил, нужно восстанавливаться. Я просто взял опыт из своей карьеры. Сколько раз я сам перегорал, и мне не хватало отдыха. Хочется немножко по-другому к игрокам относиться, хотя и про дисциплину забыть не получится.

Ну и я заметил, что мало организаций делают классный контент. Я всегда говорил, что надо коллабиться и делать команду популярнее. Особенно с теми ресурсами, что есть у команд. Когда Astralis доминировали – почему не использовали их звездность? Можно было снимать с ними ролики, раскрывать как персонажей.
– Пока ваша команда интересна только тем, что в ней есть ты. Планируешь ли это менять?
– Это зависит от ребят. Моя задача – раскрыть каждого как личность, чтобы они чувствовали себя уверенно на турнирах. Все, что я могу дать, – это свой 20-летний опыт. Отдаю от всего сердца. Если бы я был в другой организации, не горел бы этим так сильно.
– Допустим, у тебя будет игрок уровня Донка, который ни в какую не захочет заниматься медийкой.
– В разговоре я смогу донести, что в будущем ему это будет плюсом. Причем ему особо ничего не надо делать. Условного Донка достаточно просто посадить на кресло и делать что-то вокруг него – это уже контент.

– Ты делаешь ставку на игроков из Казахстана – это принципиально?
– Так получилось. Было четыре игрока из Казахстана – молодые ребята, которые уже играли вместе и побеждали. Для меня важна командная химия. Не хватало только опытного капитана. Nealan был идеальным вариантом. Не было цели брать именно казахов, но судьба так распределилась. Если в будущем кто-то захочет уйти или не будет дотягивать – будем рассматривать любых игроков независимо от страны.
– Что тебя уже успело разочаровать в процессе создания организации?
– Я перфекционист, но понял, что нужно смотреть на процесс в долгую. Каждый день становиться лучше. Вот, например, форму выпускали долго, первая получилась хорошая, но не идеальная. Со временем будем делать лучше. Так, возможно, мы станем командой, которая будет на показе мод [смеется].
– Есть ли спонсоры, от которых ты не готов брать деньги? Придет завтра рулетка со скинами – будешь брать?
– Нет, конечно. Но важен не какой-то определенный сегмент, а репутация. С плохой репутацией спонсоров не рассматриваем.
– На кого-то ориентируешься из владельцев в спорте?
– Первым в голову пришел Дэвид Бекхэм с «Интер Майами». Пока Месси у нас нет, но всему свое время. Бэкхэм его тоже не сразу привлек.
– Из тренеров на кого ориентируешься?
– Я не ориентируюсь на конкретных тренеров. Читал книги Фергюсона, Каваны – тренера Макгрегора, тренера Майкла Фелпса и беру по чуть-чуть от каждого.
– В Gambit у тебя плохо получалось быть капитаном. Почему в тренерстве будет иначе?
– В Gambit все было сложно. Я был на пике формы, а потом пришлось стать капитаном, и все порушилось. Начал много копаться в себе, хотя надо было отпустить ситуацию. Сейчас я пропустил многое через себя, понял ошибки. Все на самом деле было на поверхности. Нам нужно было понять, что это новая команда, и строить игру заново. А мы пытались делать то же самое, что делали с Зевсом.
«Зевс всегда верил в нас». Что Адрен перенял от капитанов и тренеров
– Давай я буду называть тренера или игрока, с которым ты играл, а ты скажи, что ты можешь от него почерпнуть. Начнем как раз с Зевса.
– Слушай, от Зевса я очень много могу перенять. Первое – игровая дисциплина. Настрой, когда ты живешь игрой. Второе – вера в свои силы. Он всегда верил в нас, в наши способности и давал нам делать то, что мы умеем.
– Джейм?
– Жека показал, что в игре есть очень много аспектов, микродеталей, которым нужно уделять внимание. Есть макроигра, есть микроигра, а есть еще микро-микро-игра, где ты на определенных отрезках карты понимаешь ситуацию и знаешь, как лучше распикать. Раньше я не углублялся в это и действовал по наитию.
– Блейд?
– С Блейдом немножко другая история была. Он пришел как раз в момент, когда в Gambit была перестройка. И он был не тем Блейдом, которым является сейчас. У нас взгляды отличались: он был более структурным в отличии от нас. Это как перенести немецкий футбол на бразильский. Но я могу почерпнуть его серьезность отношения к тренировкам и тактикам. Любую тактику можно разработать лишь на 90%, но всегда есть 10%, где чуваки выбегут и дадут тебе в голову. Как говорил Зевс: «Пока вы тренируете тактики – мы тренируем стрельбу». То есть нужно уделять много времени тактикам, но учитывать 10% тоже.

– Кейн?
– Кейн… Я долго думал об этом. Кейн дал мне легкость. Например, команда не в настроении, все ругаются, все плохо, а он спокойный. И он заражал этим спокойствием. Смотришь на него и думаешь: «Да ладно, проехали».

Я как тренер перенял такую тему от него, что я не парюсь. Для меня важны результаты, когда мы растем. Если я вижу, что мы проделали какую-то работу, и мы где-то стали лучше, то для меня это уже результат. Я не гонюсь за большими победами прямо сейчас. Потихоньку все.
– Ты застал капитанство Нико. От него можешь что-то перенять?
– С ним я понял, что можно быть и хорошим игроком, и хорошим капитаном одновременно. Капитан плохо стреляет – это предрассудки. Нико тому пример. Я вообще скажу, что Нико – лучший игрок, с кем я когда-либо играл в одной команде. Он во всех аспектах игры хорош. Сделать энтри – он может. Сыграть клатч – может. Заколлить раунд – может. Другие игроки не могут справиться с таким большим грузом, который на себе нес Нико.
– Но ты и с Симплом поиграл, правда в начале его карьеры. Нико круче?
– Да. Конечно, я с Симплом играл не в пик его карьеры. Для меня пиковый Саня – лучший игрок в истории. Круче нынешнего Донка или Зайву. Но Саня не капитанил и был снайпером. Нико огромную работу во всем проделывает. Он, помимо игры, еще ходит в зал, бегает по утрам и погулять успевает. Все может совмещать, и это круто.

– А когда был еще в Faze, ты не чувствовал какую-то зависть или даже пренебрежение от Нико, Гардиана, Рейна? Не было ли у них мысли: «Почему он выиграл мейджор, а мы нет?»
– Нет, такого не было вообще. Атмосфера была сразу такая, будто я пацанов долго знаю. Зависти никакой не было. Даже были шуточки свои. Олоф мог сказать: «Наконец-то к нам присоединился еще один MVP и чемпион мейджора. Что скажете, ребята?» Но это было дружелюбно.
Сложности были только с игрой на непривычных позициях и английском языке. Мне приходилось думать на английском, чтобы быстрее давать информацию, но пацаны мне помогали. Даже когда мы оставались в клатче с Гардианом, мы говорили на русском языке.

– Ты еще год назад говорил, что хочешь привезти крупный турнир в Казахстан и быть его частью. Скоро PGL в Астане. Получится ли быть его частью?
– Нет. К сожалению, на PGL в Астане мы не будем в качестве организаторов или помощников. Там PGL все делают сами.
– Они никак не связывались с тобой?
– Я сам связывался, предлагал свою помощь. Говорю: «Если надо чем-то помочь – я готов». Они сказали, что у них все схвачено.
– Ты будешь там хотя бы как зритель?
– Конечно, конечно. Как я могу пропустить такое событие?
«От матчей уже лысею. Очень сильно волнуюсь за ребят». Поймали Бустера на LanDaLan







































