Как киберспорт увяз в деньгах Саудовской Аравии. И почему это плохо
Фил Попов нырнул в бочку нефти.
Недавно один из лучших российских киберспортсменов, Илья Монеси, перешел в Falcons – клуб из Саудовской Аравии. Полтора года назад его бывшая команда заявляла, что не продаст россиянина ни за какие деньги. Но рекордная сумма до 2,5 миллиона долларов, кажется, всех устроила.
Сегодня деньги из Саудовской Аравии становятся ключевой частью киберспортивного рынка. Разбираемся, почему это важно.

Монеси стоит $2,5 миллиона. А что еще можно купить за эти деньги?
Что делает Саудовская Аравия в киберспорте?
Саудовская Аравия – крупнейший экспортер нефти в мире. Чтобы снизить зависимость экономики от энергоресурсов, руководство страны разработало проект развития до 2030 года – Vision 2030. Главная идея – сделать страну привлекательной для инвестиций.
Одним из направлений стал киберспорт. Для религиозной страны без сильной игровой культуры идея выглядела необычно, но у киберспорта есть мощный покровитель – принц и де-факто правитель страны (совмещает пост премьер-министра и министра обороны) Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Он называет себя фанатом игр и считает киберспорт «одним из важнейших явлений современности».

Главный «кошелек» – Savvy Games Group, дочерняя структура суверенного фонда Саудовской Аравии (PIF), одного из крупнейших в мире. В 2022 году компания выкупила крупнейшего турнирного оператора ESL за миллиард долларов – немыслимую сумму для индустрии. Позднее еще за 500 миллионов фонд приобрел Faceit – ключевую площадку для соревновательных игр. Для аналогии: это все равно, что выкупить не только половину турниров Большого шлема в теннисе, но и право на проведение всех турниров на харде вместе с ними.
В том же году в Эр-Рияде стартовала серия соревнований, которая позже превратилась в Esports World Cup с общим призовым фондом в 70 миллионов долларов. Так в стране попытались объединить все крупные киберспортивные дисциплины и организовать чемпионат наподобие Олимпиады – только для киберспорта.
Кстати, от настоящей олимпийской серии саудовцы не отказываются. В 2027 году в стране проведут первые в истории киберспортивные олимпийские игры под эгидой МОК. Причем комитет уже передал стране право организовывать соревнования в течение следующих 12 лет.

Хоть федерации в киберспорте вещь условная, но важно отметить, что и руководитель Международной федерации киберспорта (IESF) – тоже член королевской семьи, принц Фейсал ибн Бандар Аль Сауд.

Если этого покажется мало, у Саудовской Аравии есть еще один козырь – проект Киддия: целый город, созданный для развлечений, спорта и игр.

В Киддии планируют построить киберспортивную арену на 70 000 зрителей.

Правда, пока изображения на сайтах выглядят куда красочнее, чем в реальности: по состоянию на 2025 год Киддия остается в основном районом пустырей и стройплощадок. Открытие первых объектов планировалось на 2023-й, но сроки сместились.

Почему Саудовская Аравия вкладывает деньги в киберспорт? И что с этим не так?
Увеличение инвестиций – не единственная цель Саудовской Аравии. Страна подвергается жесткой критике за ограничение свобод и прав человека, а также жесткие внутренние законы. Известны случаи применения смертной казни за политические преступления, а убийство журналиста Джамаля Хашогги в посольстве Саудовской Аравии стало глобальным скандалом.
Sportswashing – термин, которым обозначают отмывание репутации через спорт. Саудовские деньги уже поменяли футбольный рынок – теперь очередь киберспорта. И он куда уязвимее: экономика индустрии напрямую зависит от действий разработчиков.
Если компания Valve выпускает стикеры или компендиум – сцена получает инъекцию адреналина. Однако Valve все реже обновляет киберспортивную экосистему: призовые на The International падают, а стикеры могут висеть в меню по полгода без обновлений.
Поэтому индустрия без особых колебаний принимает нового покровителя, если у него много денег. Из-за огромных призовых турнир в Эр-Рияде котируется на равных с The International, который уже теряет статус главного события года в Доте.

Riot Games, издатель Valorant и League of Legends, в 2020 году отказался от партнерства с саудовским проектом NEOM после давления сообщества. Но в 2025-м компания уже спокойно выступает партнером Esports World Cup в Эр-Рияде.
Аналогичная история произошла с серией турниров по CS – BLAST: сначала отказ под давлением общественности, потом – турниры в ОАЭ и на Ближнем Востоке, но без реального интереса зрителей. На Reddit до сих пор гуляют видео пустых арен.
Из конкретных личностей – англоязычная комментаторша Фрэнки отказывалась работать с ESL после продажи компании Savvy Games. Но спустя год вернулась. Смена принципов обоснована рождением ребенка и ипотекой.

Как ислам и киберспорт уживаются в Саудовской Аравии?
На первый взгляд киберспорт плохо вписывается в строгие рамки исламской культуры. В исламе запрещены азартные игры, ставки и лотереи. На территории страны нет официальных казино или букмекерских контор.
Киберспорт часто переплетается с элементами гэмблинга: скин-беттинг, лутбоксы, виртуальные рулетки. Но в киберспортивных активах проблему просто игнорируют, разве что заставляют убрать спонсоров-букмекеров с джерси. Лутбоксы в играх вроде CS, Valorant или FIFA легализованы на уровне механики – как «внутриигровые покупки».

В публичной риторике инвесторы стараются не заострять внимание на таких деталях: акцент делается на «развитии креативной экономики», «спортивных проектах» и «поддержке молодежных инициатив».
Таким образом, киберспорт для Саудовской Аравии – инструмент имиджа и влияния, а вопросы соответствия строгим нормам шариата отодвигаются на второй план. Религиозные ограничения остаются на бумаге, пока бизнес-проекты работают на повышение статуса страны в глазах мира.
Почему киберспорт уязвим перед такими деньгами?
Саудовские деньги в киберспорте – не первопричина, а симптом хронических проблем индустрии. За двадцать лет киберспорту так и не удалось выстроить устойчивую бизнес-модель: большинство команд живет на деньги букмекерских компаний и щедрые чеки крупных инвесторов. Попытки выйти на IPO (Astralis, FaZe) провалились из-за слабого спроса на акции, а доходы от спонсоров и партнеров едва покрывают расходы даже у топ-организаций.
В итоге киберспорт остается гонкой за «толстыми кошельками» – от букмекерских контор до суверенных фондов – вместо зрелого бизнеса, способного существовать самостоятельно.
Фото: qiddiya.com; East News/Kazuhiro NOGI / AFP; Cao Can/XinHua/Global Look Press
Величайший клуб в CS умирает и продается за $2 млн.
Турнир ESL проходит на деньги американских налогоплательщиков.
Какие там деньги влияют на киберспорт негативно? Вы точно там об этом написали?
но главное, что это не деньги сбера или ржд
А то от предыдущего опуса про авторок и фанфики про донка и монеси все до сих пор в шоке сидят наверно)
Если саудитам надоест, а буков наконец-то зарегулируют как казино, то киберспорт от вальве откатится к году 2014-15 (для кса в меньшей степени конечно)
Почему-то статья не называется как-нибудь в духе «проблемы финансовой системы киберспорта»
Поэтому и остаются букмекеры, работающие на границе серой зоны, «ребята» у которых куча денег, но пока нет нормальных проектов и «ребята» у которых тоже куча денег, но они просто фанаты игры.