Разговорили Страйка. Он слушал храп Слэма, воевал со Старладдером и жалеет, что обижал Солека

Игорь Ларионов побеседовал с комментатором.

Если в киберспорте когда-то будет существовать зал славы для комментаторов, то Юрий «Strike» Терещенко точно попадет туда одним из первых. Уже 10 лет он освещает крупнейшие турниры по CS:GO и насыщает трансляции интересной аналитикой. Он – человек-спокойствие, который запомнился всем как часть великого дуэта «SL4M и Strike», а потом перешел в WePlay и переизобрел карьеру.

Мы провели час со Страйком и расспросили его об уходе из StarLadder, о дружбе со Слэмом и о любимой собаке. Веселые истории с трансляций прилагаются.

4 команды в CS:GO, которых истрепала онлайн-эра

Ушел со StarLadder из-за недостаточно высоких условий, выбирал между WePlay и Maincast, переживал из-за отсутствия практики

– На стриме StarLadder RMR ты сказал, что уже больше двух лет не комментировал матчи NAVI. Скучал по топ-трансляциям?

– Было бы странно, если бы я не скучал. Мы начинали комментировать CS:GO в 2012 году, с самого зарождения игры. Тогда призовой фонд стартовал с 10 тысяч долларов – StarLadder был одним из первых турнирных операторов, который поверил в CS:GO. Соответственно мы также подтягивали турниры, которые проходили в других странах – Швеция, Дания и т.д. Вместе с тобой шаг за шагом растет сцена, растут турниры и призовые, ты видишь, как все быстро и динамично развивается. И в 2018 году эта история для меня уходит в небольшую тень. Да, я соскучился.

– А тебе сложно втянуться в работу, если ты долгое время не комментируешь?

– Это, наверное, как мышечная память. У тебя уже есть какие-то наработки, не комментируя полгода-год, можно вернуться без особых проблем. Хоть я и пребываю в тени, но какие-то халтурки попадаются, и я что-то комментирую. Возможно, это не всплывает на общем фоне. Навыки я поддерживаю. «Мышечная» память хорошо работает. Достаточно провести одну-две тренировки – и ты уже в тонусе. Тут главное – оставаться в курсе всего происходящего. Если не следишь за сценой и выпадаешь, тогда это становится проблемой. Но это не про меня. Я люблю каэсик. Не могу сказать, что пристально слежу за тир 2 –  тир 3 сценой, но есть коллективы, трансляции которых регулярно посещаю.

Простейшая стратегия от G2 на Мираже – можно повторить в ММ, работает даже против топ-команд

– Расскажи поподробнее о своем переходе в WePlay.

– У нас со Слэмом были определенные требования к руководству. Мы хотели улучшения условий, причем это касалось не только финансов, но и обычного быта, который должен быть в студии. Хотелось улучшения качества трансляций, комфортных условий работы для кастеров и ребят, которые оставались за кадром. Между отношением к русскоязычным и англоязычным талантам есть большая разница. К примеру, у нас было по два экрана, а кастеры из англоязычной студии могли сказать: «Ребята, нам нужна еще одна плазма». Оп, пришли и у русских забрали. В итоге мы сидим и корячимся на одной плазме, а у буржуев их уже три. Ну, окей... Это банальный пример, но такое отношение прослеживалось сплошь и рядом.

Если быть откровенным, мы хотели изменений в лучшую сторону еще с 2015 года. Это затягивалось, были обещания, которые не выполнялись. Когда срок моего контракта подходил к концу, начали поступать предложения. Были предложения от Maincast и WePlay Esports. Финансовые условия были идентичными. Самым болезненным отличием было следующее: на Maincast нас звали вдвоем со Слэмом, а в WePlay, на тот момент, нужен был только я. Не знаю почему. Это нереально усложняло мой выбор.

Тест: назовите все команды, которым Gambit проигрывала в 2021 году

С ребятами из Maincast я уже работал. Львиная доля персонала – это бывшие сотрудники Старладдера, которые сначала перекочевали в RuHub вместе с Вилатом и Икстримчиком, а после этого создали Maincast. Не могу сказать, что этот фактор меня пугал, и я не хотел там с кем-то работать лично. Наоборот – это было для меня бонусом. Обе студии заявляли, что будут бороться за права освещать топовые турниры. У меня не было уверенности, что Maincast выиграет права на каст турниров ESL и Blast, как и не было уверенности, что это сделает WePlay.

Это был нереально сложный выбор. Зная, что мое решение склоняется в пользу WePlay, я понимал, что разрушаю наш тандем с Игорем. Это был тот самый камень преткновения. После месяца внутренних переживаний, когда я не знал, как это сказать, стоит ли это того, позвонил Игорю, все ему объяснил. Честно, я до сих пор корю себя за то, что у меня не было возможности забрать его с собой.

– Когда ты переходил, то понимал, что тебе, возможно, придется долгое время сидеть без практики, так как у WePlay не было прав на освещение турниров?

– На тот момент прав не было ни у WePlay, ни у Maincast. Отличие в том, что Maincast – это студия освещения. WePlay – в первую очередь турнирный оператор, который организовывает чемпионаты, при этом имеет собственную студию освещения. После знакомства с руководством и сотрудниками понял, насколько серьезные амбиции стоят перед нами. Это был новый вызов.

Было приятно, что они делились, всем происходящим в процессе переговоров и взвешенно принимали решения, при этом стараясь донести почему сделали именно так. В какой-то момент, драться за права на ESL стало бессмысленно. Было принято решение полностью вкладываться в свой продукт, а не за сумасшедшие деньги покупать права на трансляцию ESL. 

В середине июля 2020 года мы пропали с радаров как студия освещения. Нас не было нигде. Это был страшный период. Это тот момент, когда ты думаешь: «Вот я сижу, особо не жалуюсь, ведь мы получаем зарплату, при этом я не работаю, максимально неоднозначное чувство, на самом деле никому такого не пожелаю, это угнетает».

Но 2021 год открывает нам новые перспективы. Мы вклиниваемся в борьбу за права на трансляции. Выходят анонсы наших ивентов. (В июле стало известно, что WePlay Esports получила права на русскоязычную трансляцию мейджора PGL Stockholm, в июле и августе пройдет первый сезон WePlay Academy League с молодыми составами топовых организаций – Sports.ru).

Как сидят игроки на турнирах за сотни тысяч долларов: лезут в монитор, скрючиваются креветочкой или почти лежат

Война студий, бойкот от StarLadder, любимый образ с турниров WePlay

–  Было ли обидно, что через несколько месяцев после твоего ухода Старладдеру дали право провести мейджор?

– Да, конечно. Знаешь, есть пословица «Все, что ни делается, делается к лучшему». На тот момент я сделал свой выбор, и было бы глупо говорить, что я о нем жалел. Да, было неприятно, что я проделал длинный путь, а права на проведения мейджора получили ровно полгода спустя, когда я окончательно потерял веру. Представь, что с 2012 года по 2018 год вы проводите огромное количество ивентов, но вас как будто не замечают. Мы отправляем запросы, участвуем в тендерах, в ответ тишина. Уже был PGL, который получал права и на Dota 2, и на CS, хотя появился позже, чем StarLadder. Нас просто игнорировали. Было боязно, что это просто проклятие СНГ-региона, что Valve неинтересно проводить здесь ивенты. В итоге StarLadder получил права, но само событие прошло в Берлине. Это круто, но все же неоднозначное впечатление.

Конечно, я хотел бы его прокомментировать. Если бы остался в StarLadder, то с большой вероятностью комментировал бы финал. Обидно? Да! В тот момент мы с ребятами из WePlay приехали на мажор в качестве туристов. Мы пытались аккредитоваться, но получили полный игнор. Мне удалось попасть на застройку арены, поздоровался со всеми ребятами, которые там работали, пообщался с боссом – Романом Сергеевичем. Вопрос с аккредитацией решил не поднимать, в тот момент «стройка» была в самом разгаре. 

Он играл с Блейдом и Аксилем, был лучшим игроком в своей стране, а теперь – в топ-50 команде мира

– Я помню, что на том мейджоре работал, к примеру, Сеня, который был частью RuHub, а не StarLadder. Ты еще до турнира был уверен, что тебя не пригласят ради того же дуэта со Слэмом на сцене?

– Да, я понимал на 100%, что меня не пригласят. Тогда я открыто и прозрачно общался с руководством. Это не был удар исподтишка, как если бы я сказал Роме, что подпишу контракт, а потом ушел в WePlay. Нет, я приходил к нему, мы разговаривали, я был с ним откровенен и говорил, что у меня есть предложения, и я их рассматриваю. Мы хотели улучшений. Потеряв веру в светлое будущее, я сделал свой выбор. Рома прекрасно понимал происходящее, последние месяцы у нас был диалог. Но когда я все-таки сделал свой выбор в пользу WePlay, минимальное противостояние все-таки началось. Бойкот талантов WePlay, коалиции с Maincast... Таланты из WePlay туда вообще никак не вписывались.

Была даже интересная ситуация. Все мы знаем, что правами на BLAST владеют ребята из Winstrike. BLAST анонсировал остановку в Москве. Winstrike, не являясь ни студией, ни турнирным оператором, вынужден был обратиться за помощью к кому-то из крупных студийных игроков. Было принято решение призвать ребят из Maincast и Starladder. У Романа Сергеевича был колоссальный опыт в проведении LAN-ивентов, без его помощи, скорее всего, BLAST в Москве не состоялся бы.

Неожиданно нам поступило приглашение. На BLAST позвали комментировать меня и Лешу (уХo, – прим. ред). BLAST даже подготовил мерч – матрешки с лицами талантов. У нас уже были билеты в Москву, забронирована гостиница. Насколько я понимаю, Роман Сергеевич сказал, что если на турнире будут таланты WePlay, то он полностью снимается – либо мы, либо они. Понятно, что два человека, которые едут комментировать, и вся организация, которая отвечает за проведение ивента, не идут в сравнение друг с другом. Собственно, тогда я понял, что это война, и нас никуда не пустят.

Boombl4 и Nafany – два главных капитана мира. Но лидер Gambit выигрывает по всем личным показателям

И даже после этого, я уважаю Рому, потому что этот человек с 2004 года упорно верил, что из CS что-то получится. И когда все ходили и смеялись, Роман Сергеевич просто брал и делал. Ему огромный респект и уважуха. Возможно, без его вклада история CS:GO была бы совсем другой. Его решение я принял. Понимаю, что есть какая-то внутренняя обида, что я ушел, все такое, плюс еще была перепалка из-за того, что Леха пытался комментировать Берлинский мейджор... Короче, на BLAST нас не пустили.

Время идет, лед тает, сейчас мы уже приглашаем ребят из Старладдера и они с радостью приходят на наши ивенты. Это был первый шаг, после чего меня позвали на СНГ RMR, где я отработал четыре дня в аналитике и два дня на месте комментатора, покомментировал с Тафой и Слэмом. Было круто.

– Можно сказать, что оттепель уже началась?

– Я надеюсь. Мне довелось поработать во многих студиях, за исключением Maincast. У них на нас табу, которое продолжается по сей день. Негласная война с Вилатом все-таки есть. Мы открыты к диалогу. Он в свою очередь неоднократно заявлял, что у него к нам вопросов нет, но это никак не отображается на нашем возможном сотрудничестве. Ну ок, не зовешь так не зовешь. Это твое дело. 

У меня есть мечта. Мы видели, как работала англоязычная студия, где в комментаторской и в аналитике собраны самые крутые таланты, которые делают качественный продукт для зрителя. Все для того, чтобы он кайфовал от эфиров. В нашем регионе с этим беда, так как большинство не задумывается над качеством. Есть просто цель – отжать права, а потом будь как будет. У нас есть права – мы в шоколаде. Мечты о русскоязычном хабе в CS:GO остаются по-прежнему мечтами.

– За несколько лет работы в WePlay ты перепробовал немало образов на турнирах. Какой из них тебе запомнился больше всего?

– Буду откровенен. Мне не сильно зашел образ скаутов (первый сезон Forge of Masters, – прим. ред). Тем не менее сам турнир получился кайфовым. Очень зашла Дотка в стиле киберпанк. На самом деле сложно выделить какой-то конкретный. Все они были уникальны по-своему.

Эксперт по оружию сравнил пушки из CS с реальными экземплярами. Калаш почти идентичен, а дробовик – вообще мимо

– А к какому образу было труднее всего готовится?

– Как раз к скаутам. Это был LAN, в тот момент у нас регулярно проходили занятия по актерскому мастерству. Сразу скажу, у нас очень крутой преподаватель. Профессионал своего дела. Анжела, привет!

До этого мы были просто говорящими головами, которые включались на 30 секунд в кадре, а затем работали без камер. На Forge of Masters была конкретная история – мы выходили на сцену, у каждого был свой текст, это был настоящий спектакль. Признаюсь, это тот еще стресс. Церемония открытия запомнится мне на всю жизнь. Это был новый опыт. Вот это было круто.

Обожает комментировать со Слэмом, терпел его храп в поездках, сейчас не стал бы издеваться над Солеком

– Ты после долгого перерыва наконец-то прокомментировал несколько матчей вместе со Слэмом. Не потеряли синергию за то время, что не работали дуэтом?

– Я с Игорем не комментировал 2,5 года. Это тот самый человек, которого встречаешь, – и вы как будто и не расставались. Он четко понимает, когда я хочу вклиниться, я четко понимаю, когда он что-то хочет сказать. Мы можем подхватить любую тему, как-то ее развить. Это опыт долгих лет, который до сих пор работает на нас. После недавнего воссоединения обменялись теплыми словами: «Ну наконец-то. В очередной раз было приятно поработать».

Каким был CS:GO во время последнего турнира от StarLadder: Адрен – звезда, Gambit вне топ-30

– У Слэма же недавно появился YouTube-канал. Есть ли шанс когда-то там увидеть ваш коллаб в безбашенном формате, как раньше?

– В теории все может быть, почему нет? Возможно, это уже и было, я не буду говорить. Возможно, Игорь хочет или не хочет это анонсировать. Скажу так – предложений пока нет, я ничего не знаю.

– Расскажи, как вы вообще познакомились и где прокомментировали первый матч вместе.

– Что впервые прокомментировали, я точно не смогу вспомнить. Это был один из турниров по CS 1.6, в конце эры. Примерно конец 2011 года. До этого я был про-игроком, а Игорь уже был комментатором. Я знал, что где-то есть такой SL4M. После окончания карьеры я понимал, что мои аналитические знания по CS можно как-то использовать, и нам предложили попробовать такой коллаб – один шарящий и один заводящий. Это сработало.

– Вспомнишь какой-нибудь особо запоминающийся момент за все эти годы работы со Слэмом?

– С Соповым очень много таких моментов. Могу самые трэшовые рассказать, про трудности профессии. У StarLadder всегда было много дисциплин: Point Blank, танки, Bloodline Championship, CS, Dota. Студий было много, но CS была наименее финансируемой. Это была скорее личная любовь Романа Сергеевича.

На CS денег никто не давал, но были другие дисциплины, которые выступали как доноры. Условно, когда надо было проводить турнир по танкам, Bloodlines или PB, они давали деньги, которые потом инвестировались в чемпионаты по CS. Из-за этого дисциплина страдала, потому что все качественные студии забирали эти «киберспортивные» дисциплины, а каэсику доставалась каморка на втором этаже, куда бежали все тараканы с кухни. Лето, жарко, работать очень сложно. Мы могли прийти в 10 утра и работать до 4 утра следующего дня. Условный FACEIT частенько тупил, были проблемы с расписанием, ддосы.

В один из таких деньков мы полностью отрабатывали игровой день, и было уже примерно 10 вечера. Сопов тогда съел то ли шавуху, то ли что-то подобное. Мы комментируем, я поворачиваюсь и вижу, как Игорь снимает наушники, выбегает из-за стола, берет урну и начинает блевать. А в это время матч идет, на трансляции 40 тысяч зрителей! Потом он прибегает, садится и ведет себя, как будто ничего не произошло. У меня шок, смех, слезы.

И подобных историй было много. Во время наших путешествий, например. Храп Сопова – это вообще незабываемая вещь. Мы ездили в Киров на чемпионат, и нас вдвоем поселили в квартиру. Когда Сопов храпит – это как будто вепрь выходит на охоту. Такое ощущение, что этот дикий кабан сейчас ворвется и съест тебя. Игорь умеет отдыхать красиво. 

Изучили прицелы про-игроков: снайперам нравятся маленькие, Es3tag играет с динамическим, старики любят большие

– Мне не простят, если я не спрошу про ваш главный мем. История с Солеком – что это было и какие у вас были эмоции во время и после матча?

– Я не понимал, как такой человек вообще может играть. На тот момент я, как недавно закончивший карьеру игрок, смотрел и не мог поверить: «Как такое возможно? Что вообще происходит?» Мне было больно смотреть. Сейчас я бы, наверное, проще к этому отнесся. Тем не менее, от того количества промахов в одном конкретном матче у меня кипело, горело и полыхало. В итоге родился тот самый мем. Игорь подхватил эту тему, и мы начали прикалываться, вывели это на немного аморальный уровень. Многие спрашивали, прилетело ли нам что-то за этот матч. Нет, руководство на эту историю даже внимания не обратило. Откомментили и откомментили. 

Конечно, я для себя сделал выводы, что не надо так поступать. Там были обидные шутки. Мы говорили, что у него 4-кратный зум, на секундочку, Солек – парень в очках. Сейчас я бы этого не допустил. Тогда мы сильно перегнули палку, но аудитория отнеслась к этому со смехом. Никто не говорил про мораль. Справедливости ради нужно отметить, что Солек до сих пор поддерживает отношения с Игорем, немец получил огромное количество подписчиков благодаря нашим стараниям. Представляешь, у него реально появилась армия фанатов! Даже сейчас, в 2021 году, когда мы с Игорем начинаем комментировать, в чате постоянно мелькает этот ник – Solek. И это спустя плюс-минус 6 лет!

– Как думаешь, почему именно Слэма в сообществе считают главным голосом Counter-Strike?

– Он один из первопроходцев. Они начинали с Тафой примерно в одно время, но если Tafa – это про выдержку и дисциплину, то Игорь – это человек-мем. У него отличный голос и заразительный смех. Справедливости ради отмечу, что в нашем регионе есть два человека, работающих в продакшене с похожим смехом, – Сеня и Слэм. Но смех Сопова мне больше заходит. На карте может вообще ничего не происходить, случится безобидный, абсолютно несмешной момент – и истерический смех Слэма сделает все смешным. Можно рассказать несмешную шутку, но стоит Сопову засмеяться, и смеяться будут все. Не знаю, как это работает, но у него есть какая-то внутренняя магия. Как и у всех есть свои приколы, он настоящий, уникальный.

Valve, пересмотрите систему званий в CS:GO! Сейчас она работает неудобно и криво

Любит собак больше кошек, водил пса на выставки и на студию StarLadder

– У тебя в инстаграме много фотографий с песиком. Любишь собак?

– Я в принципе люблю животных. Не могу сказать, что это только собаки, но я давно хотел себе именно пса. У меня в детстве были спаниели, эрдельтерьер... Я понимал, что это позитивные эмоции, но и большая ответственность. Этот момент смущал меня, и все же я решился на этот шаг.

– На выставки его водишь?

– Да, но это была недолгая история. У меня достаточно редкая порода – тайский риджбек – поэтому, когда я брал собаку, у меня постоянно спрашивали: «Ты будешь ходить на выставки или берешь собаку для себя?». Я отвечал, что не знаю, нужны мне выставки или нет. Я могу попробовать, и если мне понравится, то, может быть, буду ходить.

Собственно, мы два года ходили на выставки, стали 4-кратными чемпионами Украины, чемпионами Северной Европы, все такое. Это приятно, когда у тебя супертитулованный пес. Дальше череда событий, и я все-таки понял, что это не мое.

Тренируем раскидку в CS:GO. Настраиваем карту и создаем конфиг

– Я тоже давно хочу завести собаку, но меня постоянно пугают, что мне не хватит времени на его дрессировку. Для тебя это было проблемой? Много ли ты времени тратил на дрессировку?

– Порода тайский риджбек – это охотник, примитивная собака. Примитивная в том смысле, что ее не нужно дрессировать, с ней нужно договариваться. Если ты его заинтересуешь, он сделает для тебя все. Если будет неинтересно, он банально не будет это делать. Если сравнивать с такими служебными породами, как овчарка или доберман, которых нужно дрессировать, ломать, то это не про риджбека. У нас это больше про диалог. Но как хозяина он меня признает полностью. Признаюсь, к нему есть вопросы: он плохо ведет себя с мальчиками, любит драться. Тот еще хулиган.

Мне повезло конкретно с Джорданом. Маленьким я его частенько брал на работу, а на Старладдере в тот момент работало огромное количество людей – только в одном помещении могли находиться 50-70 человек. Приводя Джордана, я максимально его социализировал. Он не боялся людей, постоянно с ними контактировал. Он просто у них требовал: «Почеши меня». Они чесали-чесали, а потом одни люди ему надоедали и он шел к другим, просил их почесать. И все это – пока я был в эфире. 

Единственный момент, о котором стоит задуматься – это выгул. Он забирает больше всего времени. Тебе нужно четко понимать, что если это какая-то крупная собака, которой нужно двигаться, как Джордан, то нужно гулять минимум два часа в день. Еще желательно разок в неделю выезжать, чтобы он просто бегал часа два. Все зависит от образа жизни человека. Я, например, очень любил гулять, но последние годы до Джордана были такие себе – сидел дома за компьютером, на работе. Мне хотелось вылезти – и Джордан меня вытащил. Я потом еще кучу раз об этом пожалел, но уже некуда было деваться. Если ты ответственный, то ты можешь не переживать и заводить собаку.

– Последний вопрос – классический. Собака или кошка?

– Собака. Кошка все-таки считает себя выше по классу. Она думает, что ты – раб и должен убрать за ней какашки, покормить, почесать, и то – если она этого захочет. С собакой наоборот – преданный друг и товарищ. Она ждет тебя, встречает, готова на все ради своего хозяина. У меня дома две собаки и кот, и когда ты приходишь домой, ощущаешь огромную разницу. Кот тебя встречает, когда голодный и понимает, что пришел тот, кто его накормит. А собака просто рада, что ты пришел.

Твиттер Игоря Ларионова

Лучшие посты по CS:GO – у нас

+14
3 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Спасибо за контент!
+4
0
+4
Очень крутой чел!
Только вчера пересматривал тот легендарный видос с "Пента ёпта спортс".
Что тут сказать, это слезы, это боль и это СОЛЕК!
+2
0
+2
Ответ CMART
Спасибо за контент!
Рад стараться =)
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости