Эми Ли – королева готик-рока. Как она построила империю Evanescence
«Из боли рождаются красивые вещи».
Эми Ли 43 года. Больше половины жизни она фронтвумен Evanescence – группы, которую критики по-разному описывали как «ню-метал с элементами классики», «готик-рок» и «саундтрек для эмо-подростков». Она классически обученная пианистка с сильным вокалом, которая выходила на одну сцену с Linkin Park и Korn. Икона альтернативной сцены, важная для нового поколения так же, как и для подростков 2000-х.
В декабре 2025 года она выступила на церемонии The Game Awards в Лос-Анджелесе, а несколькими днями позже, 13 декабря, отметила свой день рождения. В честь этого мы решили вспомнить ее заслуги и то, через что Эми прошла вместе с Evanescence, одной из самых влиятельных рок-групп 21 века.

Эми Линн Ли родилась 13 декабря 1981 года в Риверсайде, в семье диджея Джона Ли и Сары Каргилл. Детство девочки не было безоблачным: когда Эми было всего шесть лет, ее трехлетняя сестра Бонни умерла от неустановленной болезни. Это полностью изменило то, как Эми воспринимала жизнь. Она начала страдать от тревожности и депрессии, а в поисках исцеления обратилась к музыке. Процесс создания дарил ощущение покоя, в котором она так нуждалась.
Открыто горевать Эми себе не позволяла. Она не хотела причинять боль родителям, поэтому уходила в творчество – писала стихи о вечности и одиночестве, проводила часы за фортепиано. Когда ей было десять, Сара прочла стихи дочери и предложила ей обратиться к терапевту – настолько мрачными они были. Но Эми отказывалась. Она не могла позволить антидепрессантам повлиять на ее творчество.
💬 «Смерть моей сестры показала, насколько жизнь коротка, и заставила меня действовать, – говорила Эми, вспоминая о своем детстве. – У меня есть список из 50 целей, которые я хочу достичь. Не обязательно в музыке, просто личные вещи. Хрупкость жизни толкает меня вперед».
Музыка стала для нее способом справиться с болью, и эта связь между утратой и творчеством сохранилась на всю жизнь.
Первые аккорды горя
До того, как о ее песнях узнал весь мир, путь Эми был длинным.
В шесть лет она впервые услышала, как мать играет на фортепиано, и захотела делать то же самое. В восемь посмотрела фильм «Amadeus» и увлеклась Моцартом, особенно Lacrimosa из его Реквиема. Позже к этому добавились Бетховен, Дэнни Эльфман и Ханс Циммер. Все они повлияли на музыкальное мышление, которое она выбрала для себя в будущем.
Самое важное открытие произошло на занятиях классическим фортепиано. Эми заметила, что технически сложные фрагменты Баха по структуре похожи на хэви-метал. Это наблюдение легло в основу будущего звучания Evanescence – соединение несоединимого, классика и тяжелая музыка в одной системе.

В одиннадцать лет она написала первую инструментальную композицию Eternity of the Remorse. В восьмом классе появилась первая песня с текстом – A Single Tear, которую Эми записала на кассету для школьного задания. Она играла на гитаре, а подруга из хора пела бэк-вокал.
Семья Ли часто переезжала из-за карьеры отца – из Калифорнии во Флориду, затем в Иллинойс, пока не обосновалась в Литл-Роке, штате Арканзас. Тринадцатилетняя Эми поступила в Академию Пуласки, частную школу, но стала там аутсайдером:
💬 «Я была единственной, кто одевался действительно странно. У меня были зеленые ботинки, шляпа в стиле сериала Blossom и все эти глупые аксессуары. В старой школе это было круто, но в этой все носили одно и то же: рубашки Banana Republic, Birkenstock и носки», – рассказывала она.
Однажды в школе Эми обнаружила, что кто-то вырвал все страницы из ее альбома для рисования. Оказалось, сверстнице не понравился ее стиль, и она решила ее наказать. Эми отказалась меняться – она до сих пор диктует собственную моду и сама разрабатывает сценические костюмы.
Отдушиной для нее в то время был школьный хор. Эми пела альто и в шутку называла себя «хоровым задротом». Поначалу она ценила не столько само пение, сколько возможность облечь свои тексты в конкретную форму. Однако хор научил ее видеть силу в собственном голосе.
В старших классах Эми стала президентом хора и написала композицию Listen to the Rain, которую в будущем сама дирижировала на выпускном.
Изначально Эми планировала стать композитором классической или киномузыки, но по мере взросления ее вкусы становились темнее. Она слушала альтернативу, гранж, индастриал, дэт-метал и электронику – от Björk до Nirvana.
В 1994 году в христианском молодежном лагере она познакомилась с Беном Муди. К этому моменту у нее уже было четкое представление о том, что и как она хочет делать. Эта встреча придала ее мечте форму, в которой она наконец смогла начать работать.
Bring Me to Life
Бен был старше всего на год старше и, как Эми, чувствовал себя чужим в атмосфере лагеря. Оба поняли, что сходятся в своей любви к музыке, и стали проводить время вместе. Пока остальные занимались спортом, она играла на пианино, он – на акустической гитаре. Эми показала Бену кассету со своей песней, и они начали работать над новыми композициями – уже у нее дома.
Вскоре они начали выступать с акустическими сетами в книжных магазинах и кофейнях Литл-Рока. После экспериментов с названиями вроде Childish Intentions и Stricken группа окончательно стала называться Evanescence – то был 1995 год. Эми объясняла, что слово переводится как «исчезновение» или «угасание» – ей нравилась его мрачность и неопределенность. Такое звучание сразу создает образ в голове слушателя.
Идея Evanescence с самого начала строилась на маловероятных сочетаниях – кинематографическая и классическая музыка, металл и электроника. Эми и Бен сосредоточились на сочинительстве, а не на концертах. Демо они записывали у Бена и на чердаке Эми, используя ее 16-дорожечный рекордер и клавиши, которые имитировали струнные, хоры и ударные. Бен вспоминал, что они могли исчезать на полгода, писать и записывать музыку каждый в своем углу, а потом выступать всего один или два раза в год.
Для живых выступлений они привлекали друзей-музыкантов в качестве сессионщиков, но сама группа оставалась дуэтом. Дело было не в том, что группа не желала принимать чужой вклад – вдвоем было банально удобнее.

В 1998-1999 годах напарники выпустили несколько мини-альбомов крошечным тиражом, около 100 и 50 копий. Бен не называл их официальными релизами – это были диски, которые продавались на концертах ради куска пиццы. Тем не менее именно эти записи попали на местные радиостанции Литл-Рока и помогли сформировать первую фан-базу.
В декабре 1999 года к ним присоединился композитор и клавишник Дэвид Ходжес. Втроем они начали работать над более масштабным материалом. В 2000 году, после окончания школы, Эми вместе с Беном и Дэвидом записала демо-альбом Origin. Запись отвезли в Мемфис, в Ardent Studios, где сделали мастеринг, а затем диск оформили и начали рассылать лейблам. Тогда же Эми поступила в Государственный университет Мидл Теннесси, где изучала теорию музыки.
Origin вышел 4 ноября 2000 года через местную компанию Bigwig Enterprises и разошелся тиражом 2000 копий. Bigwig продвигала релиз как дебютный альбом Evanescence, хотя сама Эми позже не раз подчеркивала, что это были демо, упакованные ради профессиональной обертки. В будущем она еще не раз назовет этот альбом «смущающим», прямо как личный дневник.
💬 «Я всегда немного кринжевала с него – с тех пор, как мы сделали настоящий студийный альбом, отточили свое звучание и стали Evanescence с Fallen, я была типа: «Ладно, все, что было до этого – просто тренировка», – признавалась Эми в беседе с billboard, целых 16 лет спустя. – Но многим фанатам нравится Origin, они говорят о нем и хотят, чтобы его выпустили официально. Я была против 13 лет, но, кажется, впервые могу отделить себя от этого и подумать: «Знаешь что? Я понимаю, почему он крут. Как фанату, мне тоже хочется послушать».

У фанатов альбом действительно пользовался популярностью. Главный сингл Whisper активно крутили на радио Литл-Рока, а диски продавались на концертах в барах вроде Juanita’s Restaurant и Vino’s. Иногда группа играла в пиццериях за ужин, и так Evanescence стала одной из самых заметных групп региона.
В 2001 году лейбл Wind-Up Records услышал их My Immortal и решил подписать контракт. Эми и Бен переехали в Лос-Анджелес и наконец начали работу над полноценным дебютным альбомом.
После переезда в Лос-Анджелес группа два года готовилась к большой карьере. Эми, по натуре интроверт и замкнутый человек, работала над собой и сценическим присутствием, занимаясь с тренерами и коучем по актерскому мастерству. Она бросила университет спустя семестр, чтобы сосредоточиться на музыке. Wind-Up Records действительно инвестировали в Evanescence, прежде чем решить, что они готовы, и связать их с продюсером для создания первого альбома Fallen.
Именно тогда между лейблом и группой возник первый серьезный конфликт. От Evanescence потребовали добавить рэпера в одну из песен Эми – Bring Me to Life, которую она написала еще в 19 лет. Это нужно было, чтобы сделать музыку более продаваемой. Эми была категорически против – она не хотела мужского вокала в их музыке и не желала, чтобы группу воспринимали как женскую версию Linkin Park. Казалось, будто для того, чтобы их музыка считалась настоящей и продаваемой, нужно присутствие мужчины.
💬 «Было действительно тяжело. Идея исходила от лейбла – вдруг все закрутилось вокруг Bring Me to Life. Они решили, что это должен быть главный сингл. На самом деле я так не думала. Я хотела, чтобы первой была Going Under», – рассказывала Эми.
Wind-Up Records хотели ввести постоянного вокалиста для большинства песен. Когда Эми услышала об этом, она почти не думала, прежде чем отказаться – какой смысл, если группа потеряет индивидуальность? После этого финансирование у Evanescence забрали, и Эми пришлось возвращаться домой к родителям.
Но на этом ее история не закончилась.
Через несколько недель лейбл снова связался с Эми и предложил вариант: песня попадет в фильм «Сорвиголова», а приглашенный вокалист выступит разово. Для драматической сцены такой дуэт подходил идеально. Эми еще раз попыталась: попросила сделать первым синглом Going Under, опасаясь, что слушатели воспримут мужской вокал как фишку Evanescence. Но Wind-Up Records настояли на своем.
Гостевым вокалистом стал Пол МакКой из 12 Stones. Эми в итоге полюбила песню, но волновалась за первое впечатление. Было нелегко дебютировать с ощущением, что пришлось пойти на компромиссы. Но благодаря этой жертве Evanescence дебютировали с оглушительным успехом.
Темная сторона успеха
Альбом Fallen вышел в марте 2003 года и сразу взорвался. Он разошелся шестью миллионами копий в США и семнадцатью миллионами по всему миру, провел 43 недели в топ-10 Billboard 200. Сингл Bring Me to Life поднялся на пятое место в Billboard Hot 100, другой сингл – My Immortal – пересекла границу и попала в чарты adult contemporary.
В феврале 2004 года Bring Me to Life получила Grammy за Best Hard Rock Performance, а сама группа забрала награду как лучший новый артист. Но за успехом скрывалась история, о которой знали немногие.
Эми и Бен Муди – дуэт, с которого все и началось, – были вместе с 2000 года. Их связывало не только творчество: они состояли в отношениях и даже успели обручиться. Но этот союз разрушал Эми. Бен бил ее и унижал, а она стеснялась говорить об этом остальным. Музыка рождалась внутри этих отношений и запоминала чувства Эми. Так, например, Going Under, песня о попытке выбраться из разрушительного круга, стала гимном ее мучений. Bring Me to Life, напротив, была посвящена Джошу Хартцлеру, единственному человеку, который видел настоящую Эми и интересовался, счастлива ли она на самом деле.

Тогда Эми не называла публично, о ком именно пишет песни. Но в 2005 году, увольняя менеджера Денниса Райдера за домогательства и финансовые махинации, она написала в документах прямо: была в жестоких отношениях с Беном Муди и не намерена больше работать с людьми, которые так себя ведут.
Тем временем дома, в Литл-Роке, болел младший брат Эми – Робби. Он жил с тяжелой эпилепсией с детства, и приступы случались регулярно. Эми постоянно колесила по миру и не могла быть рядом. Внутри группы тоже все было не так гладко – конфликты вспыхивали все чаще, а творческие разногласия превращались в личные обиды. Она улыбалась на камеру и заливалась речами перед журналистами, хотя внутренне ощущала, что рухнуть все может в любой момент.
Так и случилось. 22 октября 2003 года, в середине европейского тура, Бен Муди неожиданно покинул группу, сообщив об этом через менеджмент. В тот день Эми страдала от вирусного бронхита и была слишком слаба, чтобы вмешиваться. Бен улетел утренним рейсом без объяснений.
Только в 2010 году он рассказал, что произошло: хотя поначалу их дружба была для него самым важным, к моменту тура в поддержку Fallen отношения с Эми уже разрушились. Они расстались и с Дэвидом, который стал для Муди как брат. Обиды накапливались с обеих сторон, и преданность Evanescence сыграла против них – они не замечали, как отравляют то, что любили.

В дальнейшем Эми вспоминала, что уход Бена подарил ей – и всей группе – облегчение. Она не ненавидела его и не считала воплощением зла, но признавала, что больше не хочет его никогда видеть.
💬 «Мы дошли до точки, когда внутри группы стало по-настоящему нездорово. Я не могу это нормально объяснить, потому что сама до конца не понимаю, что именно тогда происходило, но мы с Беном делали вид, что мы друзья, хотя на самом деле были просто деловыми партнерами», – объясняла она. «Мы не разговаривали. Мы никогда не ездили в одном автобусе. Мы не были друзьями. Мы были ими, когда познакомились, мне было 13 лет, но… ты не ожидаешь, что такие отношения доживут до твоих 22-х».
«Когда-то я даже не могла поднять взгляд на людей. Теперь я готова ко всему»
После ухода Бена Эми отказывалась отменять концерт. Она быстро собрала группу и пригласила Джона Лекомпта временно заменить Бена, и тур продолжился. Чуть позже, уже на постоянной основе, его место занял Терри Бальзамо из Cold, который разделял с Эми музыкальные взгляды. В ноябре 2004 года вышел концертный альбом Anywhere but Home, символически завершивший эпоху Fallen и закрепивший статус группы.
💬 «Когда-то я даже не могла поднять взгляд на людей. Теперь я готова ко всему», – заявила Эми в интервью Blender весной 2004 года.
При этом Эми была измотана. После двух лет почти непрерывных гастролей, давления лейбла и разрыва с Беном нужна была пауза. Девушка вернулась домой, отключила телефон и почти год посвятила музыке, рисованию и терапии.
Первым альбомом после перерыва был The Open Door, вышедший в октябре 2006 года. Это также был первый альбом без Бена Муди: без необходимости себя больше ограничивать Эми добавила орган, хоры, экспериментировала со звуками. Альбом дебютировал на первом месте Billboard 200, а критики отмечали, что уход Муди пошел группе на пользу.

В этот период рядом с Эми был Джош, ее давний друг. Он вдохновил Bring Me to Life и, будучи терапевтом, помог Эми честно взглянуть на токсичность ее отношений с Беном. В январе 2007 года они объявили о помолвке, а поженились уже в мае. Джош стал ее творческим партнером и поддержкой. В 2014 году у них родился сын Джек, чье рождение дало Эми новый смысл и заставило взять паузу в карьере – она даже выпустила детский альбом Dream Too Much, чтобы петь колыбельные для него и других детей.
В том же году Эми рассталась с лейблом Wind-Up Records, отсудив невыплаченные роялти, и стала свободным артистом. В 2017 году выпустила Synthesis, альбом с оркестровой и электронной обработкой, который мечтала сделать еще с детства. Группа отправилась в тур с живым оркестром.
5 января 2018 года умер Робби. Это была вторая потеря в ее жизни. В шесть лет она потеряла сестру Бонни. Теперь, в 36 – брата.
Робби любил музыку, как и вся семья Ли. Его любимой группой были The Beatles. Он записал вокал для детского альбома Эми Dream Too Much. После его смерти Evanescence добавили в концертный сет кавер на Across the Universe – в память о нем. А Эми сделала свою первую татуировку: три сердца из видеоигры The Legend of Zelda, которую они оба любили.

Работа над пятым альбомом началась в 2019 году. Эми писала, выходя из горя, и погружалась в него заново через музыку.
💬 «Каждый раз, когда приходит горе, ты должен сделать выбор между жизнью и смертью. Между тем, чтобы встать, и тем, чтобы остаться лежать», – делилась она.
В январе 2020-го группа вошла в студию. Через несколько недель мир закрылся из-за пандемии, и по группе ударила еще одна трагедия – дочь басиста Тима МакКорда покончила с собой. В марте 2021 года вышел альбом The Bitter Truth, в котором песни посвящены потере веры после смерти близких. Когда Эми впервые сыграла альбом семье на Рождество 2020 года, ее отец расплакался.
💬 «Я не хочу забывать их. Я навсегда останусь их сестрой. Часть этого – боль, потому что я все еще так сильно их люблю. Но другая часть – смех от воспоминаний. Я не хочу помнить тех, кого потеряла, только по их смерти. Я хочу помнить их жизнь».
В марте 2021 года, после пандемии, Evanescence вновь вернулись к гастролям. Осенью они отправились в совместный тур с Halestorm по США. Эми и фронтвумен Halestorm Лиззи Хейл подружились еще на туре Carnival of Madness в 2012 году, сразу найдя общий язык и начав вместе петь. Их музыкальная связь сохранялась многие годы, и во время тура с Halestorm совместные выступления, включая Break In, вызывали особый отклик у публики. Позже Эми записала с Лиззи и другими рок‑вокалистками песню Use My Voice, посвященную праву женщин на голос.

В 2022 году Evanescence отправились в туры с Korn по США и европейский Worlds Collide с Within Temptation, почти все билеты были распроданы. Весной 2023 года они гастролировали с Muse по Северной Америке и выступали на крупных фестивалях. Параллельно Эми занималась сольными проектами, включая озвучку в мультфильме Metalocalypse и дуэт с Линдси Стирлинг.
11 декабря 2025 года Evanescence выступили на церемонии The Game Awards в Лос-Анджелесе с песней Afterlife, написанной для аниме Devil May Cry. За кулисами Эми сфотографировалась с Хидео Кодзимой. Оба были рады этой встрече: Эми – как фанатка игр, Кодзима – как фанат ее творчества.

Через два дня, 13 декабря, Эми исполнилось 43.
В том же месяце она подтвердила, что шестой альбом Evanescence выйдет весной 2026 года. Группа объявила мировой тур с Spiritbox, Poppy, Nova Twins и K.Flay – всеми женщинами-фронтвумен, которых Эми лично выбрала.
«Самые большие боли приводят к музыке»
За свою карьеру Evanescence продали почти 32 миллиона альбомов. Fallen получил бриллиантовую сертификацию RIAA за 10 миллионов проданных копий в США и остается шестым самым продаваемым альбомом 21 века. Клип на Bring Me to Life набрал больше 1,6 миллиарда просмотров на Ютубе.
Но для Эми цифры никогда не были главным.

💬 «Музыка – это терапия. Самые большие боли в моей жизни обычно приводят меня к музыке. Тяжело это признавать, но именно они создают лучшую работу».
Эми регулярно сталкивалась с сексизмом в индустрии. Женскую фронтвумен там часто воспринимали как удачный ход для продажи, но никак не полноценного автора. Журналисты и представители лейбла сомневались, что она сама пишет музыку, и вслух предполагали, что за нее это делают мужчины. Wind-Up Records пытался навязать ей более сексуализированный образ, но Эми отказывалась и настаивала на своем готическом стиле.
За это отчаянное желание сохранить творческий контроль пресса быстро приклеила к ней ярлыки вроде «дивы» или «снежной королевы», которые к мужчинам в похожих ситуациях почти не применяли. Со временем Эми начала все чаще говорить о положении женщин в рок-музыке и поддерживать других артисток.
💬 «Когда мы видим, что кто-то справляется с невообразимым, это дает надежду, что справимся и мы. Я понимаю, что сама была таким примером для других, и для меня это много значит. Благодаря этому самые тяжелые моменты моей жизни обретают смысл. Превратить трагедию в помощь другим оказалось для меня самым исцеляющим. Из боли могут рождаться красивые вещи – и именно это стало для меня главным в том, что значит Evanescence».
* * *
Lev Radin / ZUMAPRESS.com / Global Look Press // Kika Press / ZUMAPRESS.com / Global Look Press // IMAGO/Andy Shaw / www.imago-images.de / Global Look Press // Boston Schulz / Keystone Press Agency / Global Look Press // Gettyimages/Frank Micelotta // East News/AP Photo/Reed Saxon // East News/Bryan Bedder / Getty Images North America / Getty Images via AFP // East News/AP Photo/Mark Humphrey
* * *
«Аватар: Пламя и пепел»: Джеймс Кэмерон готов сорвать кассу
Сгонял на Фандом Фест ВКонтакте – и вылечил тоску
Умер Бьерн Андресен – «самый красивый мальчик в мире» и прототип героев аниме
















