Это просто паразительно. Черная комедия «Метод исключения»
Южнокорейский фарс от автора «Олдбоя».
«Я глава семьи. Я воскресну, как феникс. Я снова найду работу», – монотонно повторяет Ю Мансу (Ли Бенхон, тот самый фронтмен из «Игры в кальмара»), постукивая себя по лбу. Вокруг него еще с десяток таких же мужчин. Все они потеряли работу. Ю отдал 25 лет бумажному производству, но попал под сокращение после перехода фирмы под управление американских партнеров. Выходное пособие быстро заканчивается, поэтому семейству Мансу приходится подужаться: два ретривера отправляются к родственникам («нам не прокормить столько ртов»), количество детских кружков сокращается до базового минимума. На полставки в стоматологическую клинику даже выходит красавица жена (Сон Еджин).
Все бы ничего, да только под угрозой оказывается и дом, ипотеку которого уже не потянуть. А это не просто дом — Ю провел в нем детство, а после выкупил его с трудом. И вроде как на горизонте маячит симпатичная и подходящая должность для Ю. Однако на нее есть еще несколько кандидатов, к тому же более сильных, чем Мансу. Ю решает устранить своих конкурентов — причем буквально.

Главное о фильме «Метод исключения»:
Дата выхода: 4 декабря 2025 года
Жанр: черная социальная комедия
Режиссер: Пак Чханук («Олдбой», «Решение уйти», «Служанка», «Сочувствие господину Месть» )
Актеры: Ли Бенхон («Игра в кальмара», «Чрезвычайная ситуация»), Сон Еджин («Игра в переговоры»), Ли Сонмин («Помнить»), Пак Хисун («Игра в кальмара», «Ведьма»), Ем Херан («Воспоминания об убийстве», «Малышка на драйве», «Телефонные мошенники»), Чха Сынвон («Хваюги», «Обрушение»)
Где смотреть: в кинотеатрах
О чем фильм: мужчина теряет работу и становится убийцей
За последние два десятилетия южнокорейский кинематограф настолько выкристаллизовал (и популяризовал) свою идентичность, что та узнается влет. Все будто бы свелось к единому набору тезисов, что кочуютиз фильма в фильм (и вполне успешно). Острая социалка, критика капитализма, культ карьеризма, иерархичность общества и деньги, деньги, деньги. Чуть ли не все знаковые ленты плавают в этих водах. От «Решения уйти» (все того же Пак Чханука) и «Пылающего» (пускай и снятого по рассказу японца Мураками) до «Паразитов» Пон Джунхо.
И именно с последней работой «Метод исключения» хочется соотнести после просмотра. Тут совпадения в деталях. Все та же большая (по корейским меркам) семья со своими финансовыми проблемами, все тот же радикальный и циничный метод преодоления. Да даже слегка мифическая фигура дома, как символа успеха и состоятельности, на месте. Но если и стоит кричать «Да это же новые Паразиты», то с небольшой осторожностью.

Отличия «Метода исключения» от культовой работы Пон Джунхо в двух корневых составляющих. Первая — фокус на проблему. «Паразиты» изучали южнокорейскую среду всецело, с небольшой высоты. Семья становилась проекцией на все общества, каждый член которой олицетворял определенную функцию. Персонажи в руках Пон Джунхо лишались субъектности и лишь воспроизводили его хитровымышленную структуру. Короче говоря, «Паразиты» были именно что острой социалкой с ее типичным калейдоскопом аллюзий.
А вот «Метод исключения» смотрит на проблему изнутри. Пак Чхануку интересны именно его герои и то, как они будут существовать в предложенных условиях. Поэтому картина наполнена деталями о семействе Мансу. Ю ревнует свою жену к молодому и симпатичному доктору, мучается от зубной боли и уже девять лет в алкогольной завязке. Главный герой,как и все члены его семьи, очень естественен и натурален. В него легко поверить и соотнести с собой (даже если живешь не в Сеуле, а в Саратове). Он не настолько циничен и уверен, как герои «Паразитов». Выйдя на тропу войны, Ю постоянно сомневается и рефлексирует. Чего и говорить, если он трижды приезжает к дому своего первого конкурента, прежде чем решиться на убийство. Да и то происходит преступление скорее по воле случая, который так обставлен, что зритель увидит одну из самых смешных и абсурдных сцен за весь киногод.

Но, кстати, не стоит думать, что это некий новояз для Пак Чханука. Подобным он занимается практически всю карьеру. Создает ярких и выпуклых персонажей, помещает их в необычные ситуации и наблюдает, как они из них будут выбираться. Вспомните хотя бы все того же «Олдбоя».
Второе отличие «Метода исключений» от «Паразитов» в жанре и структуре. Лента Пон Джунхо — вполне себе триллер, пусть и не лишенный фирменного южнокорейского абсурда. Но вот Пак Чханук возвел этот самый абсурд в абсолют. «Метод исключения» — самая что ни на есть настоящая комедия. Количество сцен, что доводят зрителя до истерического смеха, здесь запредельное. Ю пытается высосать кровь из ноги после укуса змеи, вырывает себе зуб в алкоугаре, пробирается на танцевальный вечер в костюме английского морского офицера, а его жена решает проблемы, просто сняв лифчик. Ну, а каждая попытка убийства превращается в череду нелепости, неловкости и трагичного фарса.

И отдельно стоит сказать: как же все сочно снято! Пак Чханук распаковал к этому фильму ларчик с киноприемами. Параллельный монтаж, необычные склейки, насыщенный деталями интерьер и какое-то бесконечное число интересных ракурсов. Кадр из бокала пива обречен на референсы. Все это доводит и без того бодрый темп фильма до совсем уж аттракционного уровня. Приятно радует и Ли Бенхон. Кто бы мог подумать, что слегка пластмассовая мимика распорядителя из «Игры в кальмара» будто создана именно для этой гримасы боли, неловкости и сомнений.
Но не стоит думать, что социалка в «Методе исключения» существует лишь фоново. В картине находится место для критики — легкой, ненавязчивой — и капитализма, и жилищной катастрофы в Южной Корее, и губительного давления на мужчину как главу семейства. А под финал неожиданно выскакивает и тематический скример с ИИ — заменят нас всех, и этого конкурента уже не устранить. Просто Пак Чханук не изучает все эти темы под лупой, а лишь помещает в них своих героев. Там уж как-то выкрутятся.

Оттого, кажется, и веришь куда сильнее. А вроде бы позитивный для героя финал воспринимается так тоскливо и чуть ли не трагично.
* * *
Рептилоиды-капиталисты с плоской земли: какой получилась «Бугония» Йоргоса Лантимоса

























