О чем книга «Ходячий замок»? Ищем отличия от аниме Миядзаки
Сказка о трусливом нарциссе и рыжей ведьме.
Диана Уинн Джонс – главная фигура современной фэнтези-литературы. За свою карьеру женщина написала около сорока книг для детей и подростков. Ее «Ходячий замок» – самое известное произведение, хотя изначально книга не планировалась как международный хит. Джонс просто хотела написать историю о девушке, которая слишком рано решила, что ее жизнь уже прошла.
О чем пишется в книге?

Главная героиня книги – Софи Хаттер, старшая из трех сестер. Она работает в шляпной мастерской и считает свою жизнь предсказуемой: как старшая дочь, она обречена на скучное существование без приключений.
Все меняется после случайной встречи с Болотной Ведьмой: обиженная колдунья превращает Софи в 90-летнюю старуху. Проклятие вынуждает девушку покинуть родной город, после чего она находит убежище в Ходячем замке – странном механическом сооружении на четырех ногах. Там живут волшебник Хаул, которого все боятся (он «похищает» сердца молодых девушек), его ученик Майкл и огненный демон Кальцифер. И именно туда Софи устраивается уборщицей.
Хаул предстает тщеславным нарциссом, который часами торчит перед зеркалом и устраивает истерики из-за цвета волос (на нем тоже лежит проклятие). Кальцифер связан с Хаулом магическим договором: демон владеет сердцем волшебника и не может покинуть очаг. Постепенно между Софи и обитателями замка возникает привязанность, а сама девушка открывает в себе магические способности.
По сюжету книги Софи пытается снять проклятие с себя и понять природу договора между Хаулом и Кальцифером. Параллельно в стране начинается война: королевский двор требует участия волшебника в боевых действиях, но Хаул уклоняется и прячется. Сестры Софи – Летти и Марта – тоже связаны с магией, они меняются местами с помощью заклинаний и помогают старшей сестре. Болотная Ведьма преследует Хаула, потому что хочет заполучить его и Кальцифера для увеличения собственного могущества.
В финале главная героиня разгадывает природу всех проклятий, использует собственную магию и освобождает Хаула с Кальцифером. Демон, несмотря на новые обстоятельства, решает остаться с ними по собственной воле.
А что было в аниме?

Режиссер Хаяо Миядзаки выпустил анимационный фильм в 2004 году. Он взял базовую завязку книги, но переписал большую часть сюжета под собственное видение.
В аниме Софи – тихая девушка, которая живет скучной жизнью в шляпной лавке. Она встречает загадочного волшебника Хаула. Именно после этой встречи Ведьма Пустоши проклинает ее и превращает в старуху. Девушка покидает город и находит убежище в движущемся замке Хаула. Там она знакомится с огненным демоном Кальцифером и мальчиком Марком. Софи устраивается уборщицей и постепенно сближается с обитателями странного дома.
В стране так же идет война. Королева Сулиман, могущественная волшебница, требует от Хаула участия в боевых действиях. Тот не хочет сражаться до последнего, отчего бежит и скрывается. Однако ближе к концу он все равно становится участником противостояния, так как хочет защитить близких. Так он превращается в гигантскую птицу-монстра. Однако, как выясняет Софи, каждая трансформация отнимает у него человечность. Девушка пытается спасти Хаула от окончательного превращения в чудовище, разгадать тайну его договора с Кальцифером и вернуть ему сердце.
В конце замок разваливается, Софи находит дверь в прошлое Хаула и видит момент заключения договора с падающей звездой. Она возвращает волшебнику сердце и разрывает проклятие. Война заканчивается, и все герои счастливо собираются в новом летающем доме.
Книга и аниме: так в чем же разница?

Война как главная тема VS война на заднем плане
Миядзаки начал работу над фильмом в феврале 2003 года, когда США вторглись в Ирак при поддержке ряда стран, включая Японию. Как открытый пацифист, режиссер ввел в адаптацию шокирующие военные сцены и антивоенные мотивы. То был своеобразный ответ события тех дней. Когда его «Унесенные призраками» получили «Оскар» за лучший анимационный фильм в марте 2003-го, Миядзаки не приехал на церемонию. Он написал сдержанное заявление, в котором объяснил, что не может радоваться награде из-за трагических событий в мире. Лишь в 2009 году на Comic-Con он прямо заявил: «Я не хотел посещать страну, которая бомбит Ирак. Тогда мой продюсер заставил меня молчать».
В фильме военный конфликт занимает центральное место. Миядзаки показывает бомбардировки городов и разрушенные улицы. Хаул сражается с вражескими кораблями и превращается в чудовищную птицу. Война влияет на развитие сюжета и судьбы персонажей, а для режиссера она символизирует разрушительную силу государства.
В книге военная линия упоминается вскользь. Королевский двор хочет призвать Хаула на службу, но он уклоняется и скрывается. Сражений нет, сам конфликт остается за кадром. Диана Уинн Джонс охотнее сосредотачивается на описаниях личных переживаний героев, магических загадок и отношений.
Отсюда и различия в атмосфере миров. Миядзаки создал стимпанк-вселенную с дирижаблями, военными машинами и индустриальными городами. Улицы заполнены паром от фабрик, в небе парят бомбардировщики.
В романе Джонс читатель видит классический фэнтезийный мир с уютными деревнями, цветочными лавками и традиционной атмосферой. Здесь есть семимильные сапоги, плащи-невидимки и волшебные зелья, а магия – естественная часть повседневной жизни.
Замок парит, а не шагает

Джонс признавалась, что была удивлена видением Миядзаки: «Я не думала о замке с ногами. В книге он больше похож на судно на воздушной подушке, парящее в дюйме над землей. Но мне очень нравится замок Миядзаки. У меня дома есть несколько его моделей».
Конструкция на ножках появилась уже в голове Миядзаки, который опирался на собственные наброски и старые эскизы, где крупные машины стояли на тонких опорах и двигались неровно, как живые существа. Люди до сих пор спорят, что именно он имел в виду: одни видят в этом почти прямую отсылку к избушке на курьих ножках, другие – продолжение его интереса к странной технике. Несмотря на расхождения, все признают, что такая подача изменила образ замка и стала частью узнаваемого стиля фильма.
Софи – рыжеволосая ведьма

В романе Софи – острая на язык рыжеволосая девушка, которая не боится высказывать мнение людям прямо в лицо. У нее даже есть собственная магия – она вдыхает жизнь в предметы, когда просто разговаривает с ними. Ее трость становится волшебной палочкой, а поддельные заклинания, которые она продает горожанам от имени Хаула, реально работают.
Долгое время Софи не осознает свои способности и использует их случайно, заговаривая шляпки клиентов на удачу в бизнесе или браке. А к концу героиня принимает свой дар и благодаря ему разрывает договор между Хаулом и Кальцифером.

В аниме Софи поначалу тихая и неуверенная. Она не любит свою внешность, избегает внимания и явно не знает, чего хочет. Работа в шляпной лавке ее тяготит, а потому превращение в старуху парадоксально освобождает мятежную душу – теперь можно действовать смелее, ведь терять-то уже нечего.
Эта Софи раскрывается по мере того, как привязывается к другим людям и осознает собственную силу. Магией она явно не обладает – хотя фанаты спорят: не будь она ведьмой, удалось бы ей сохранить жизнь и Кальциферу, и Хаулу в финале?
📌 Как Воронеж снова стал аниме-столицей: 4 дня на старейшем аниме-фестивале России
Хаул – трусливый бабник или благородный защитник?

В книге Хаул – настоящий нарцисс и ловелас. Он проводит часы в ванной перед зеркалом, тратит состояния на модную одежду и косметику. Когда магическое зелье окрашивает его волосы в рыжий вместо золотого, Хаул устраивает настоящую истерику. Он рыдает о том, что жизнь кончена, покрывает ванную комнату зеленой слизью и вопит так, что слышит весь город. Жители собираются на другом конце улицы, пытаясь понять, что происходит. Софи с Майклом вынуждены сбежать из дома, пока Хаул не успокоится.
Но главное – Хаул почти что гиперболизировано труслив. Он постоянно выдумывает отговорки, чтобы избежать опасности. Когда Болотная Ведьма нападает на его семью в Уэльсе, Хаул убегает как напуганный мальчишка. За Софи он тоже прячется, позволяя ей решать проблемы и ввязываться в конфликты вместо него.

При этом волшебник – серийный сердцеед. Он ухаживает за девушками и добивается их любви, а потом бросает, как только они влюбляются. За год до событий книги Хаул встречался с Болотной Ведьмой и бросил ее – за это и вляпался в проклятие. За ним тянется целый шлейф брошенных любовниц – Джонс даже смеялась над тем, сколько читательниц писали ей: «Мне кажется, Хаул был бы одним из самых ужасных мужей, которых только можно представить. Но тысячи девочек пишут: «Хаул настоящий? Я хочу выйти за него замуж»».
Миядзаки оставил сцену с волосами, хотя Хаул у него получился совсем другим. В начале фильма он не готов к войне и сражениям, как и оригинальный Хаул, но с появлением Софи это меняется – теперь ему есть, кого защищать. Никаких бывших девушек с разбитыми сердцами у этого Хаула нет – зато есть пацифизм и тяга к знаниям. В результате образ в фильме получается заметно более романтичным и заботливым, чем в книге. Джонс, кстати, одобрила эти изменения.
Отношения Софи и Хаула

Софи и Хаул встречаются на улице в обеих версиях, но обстоятельства разные. В книге это происходит во время праздника Первомая. Хаул пытается заговорить с Софи, но она нервничает и убегает от него. В фильме идет война, к Софи пристают солдаты, и Хаул спасает ее, унося по воздуху в романтической сцене.
Книжная Софи постоянно препирается с Хаулом – они цепляются друг к другу абсолютно по любому поводу. Она отвечает на каждую попытку навязать ей свое мнение и не спешит подчиняться просьбам Хаула. Он же называет ее «ужасно любопытной, кошмарно властной, отвратительно чистоплотной старухой». Красноречивой Софи вообще палец в рот не клади – дай прокомментировать его самолюбивые выходки. «Некоторые люди полностью зациклены на себе», – подмечает она. Джонс показывает эти перепалки как проявление привязанности: на фоне постоянных споров редкие моменты искренней заботы особенно ценны.
В эту насыщенную и противоречивую динамику Джонс вплетает сцены ревности. Когда Хаул проявляет внимание к мисс Ангориан, учительнице из Уэльса, Софи мучается, хотя сама до конца не признается в своих чувствах. Только когда мисс Ангориан раскрывает истинную природу демона Пустоши и пытается украсть сердце Хаула, Софи окончательно понимает, что любит его. В конце Хаул предлагает Софи выйти за него замуж, и она соглашается.
В аниме отношения Софи и Хаула романтичные и нежные с самого начала. Они мило заботятся друг о друге и редко ссорятся. В финале они просто целуются на балконе летящего замка, не произнося слов любви – она кроется в деталях.
Проклятие Софи держится на ее комплексах

В романе Ведьма Пустоши оставляет лазейку в проклятии Софи: сила чар зависит от того, насколько она в них верит. Девушка принимает этот образ, когда видит себя старухой. Если Софи увлечена делом и действует без оглядки на комплексы, то снова молодеет. Хаул несколько раз замечает эти изменения и намекает, что Софи может сломать проклятие силой воли. Но она настолько убедила себя в собственной непривлекательности еще до проклятия, что подсознательно цепляется за образ старухи. Софи держит себя под заклятием из-за упрямства и неуверенности.
В аниме проклятие связано с эмоциональным состоянием Софи. Фильм никогда прямо не объясняет механику, но закономерность прослеживается: Софи молодеет, когда чувствует себя уверенно, и стареет, когда сомневается в себе. Например, во время встречи с мадам Сулиман Софи молодеет, горячо защищая Хаула, и стареет обратно, когда мадам Сулиман подмечает ее влюбленность к нему. Позже, в секретном саду Хаула, она резвится среди цветов и снова молодеет.

Когда она спит, разум отдыхает и не помнит о проклятии – и Софи возвращается к настоящему возрасту. В финале она вновь обретает молодость, но волосы остаются серебряными. Миядзаки оставил этот визуальный след как символ пройденного пути и новообретенной любви к Хаулу.
Болотная Ведьма убивает наставницу Хаула

В книге Ведьма выступает антагонисткой от начала до конца. Она преследует Хаула, потому что хочет заполучить его и Кальцифера для увеличения собственного могущества. У нее грандиозный план: собрать идеального мужчину из частей тел принца Джастина и королевского волшебника Сулимана, увенчать его головой Хаула, посадить на трон и править страной.
Ведьма убивает миссис Пентстеммон – наставницу Хаула, когда та отказывается выдать его местонахождение. Потом встречает Софи и хвастается: «Зачем идти к миссис Пентстеммон? Старая дева мертва. Она отказалась сказать, где кое-кто, кого я ищу. Она сказала: «Через мой труп!» – вот я и приняла ее на слово». Финальная битва происходит именно с Ведьмой. Хаул убивает ее и превращает в пепел и кости.
В аниме Ведьма Пустоши появляется в начале, когда проклинает Софи. Позже встречается с королевой Сулиман, которая забирает ее силу, и превращается в беспомощную старуху. Ведьма теряет память и остаток фильма проводит в замке Хаула как безобидный комичный персонаж. В финале возвращает Хаулу сердце, что выглядит как своеобразный акт искупления.
Сестры Софи меняются местами

Сестры Софи – Летти и Марта – почти не фигурируют в аниме. В книге наоборот: после смерти отца мачеха Фанни отправляет Летти в пекарню, а Марту – учиться к ведьме миссис Фэйрфакс. Сестры недовольны: это Летти хочет изучать магию, а Марта мечтает выйти замуж и родить десять детей.
Они тайно обмениваются внешностью с помощью заклинания и меняются местами. Летти становится ученицей ведьмы, Марта работает в пекарне. Майкл, ученик Хаула, влюбляется в Марту, думая, что это Летти. Хаул начинает ухаживать за ней, но на самом деле выпытывает информацию о Софи.
Кстати, именно из-за сестер Софи и попала под проклятие. Ведьма Пустоши видела, как Хаул флиртует с Летти, и перепутала Софи с ней, когда ворвалась в шляпную лавку. Она обвинила Софи в том, что та ведьма и скрывает информацию, а потом прокляла ее. И в книге, и в аниме Софи не может никому рассказать о проклятии, пока собеседник сам не догадается.
В аниме Ведьма прокляла Софи из ревности после того, как увидела с Хаулом. Миядзаки убирает большинство персонажей или радикально меняет их роли. Например, Летти появляется эпизодически в начале и не имеет сюжетно важной роли, а Марты вообще нет. Майкл превращается в маленького мальчика Маркла. Принца режиссер сделал пугалом по имени Репка – в книге пугало и принц Джастин были отдельными персонажами.
Хаул живет между двумя мирами

Диана Уинн Джонс раскрывает, что волшебник родом из нашей реальности – из Уэльса в Великобритании. Его настоящее имя – Хауэлл Дженкинс. В детстве он обнаружил портал между мирами и начал изучать магию в колледже. Дверь замка с цветными ручками ведет в разные места: в волшебный мир на пустоши, в приморский город Портхейвен, в столицу Кингсбери и в родной Уэльс.
В Уэльсе живет его семья – сестра и племянники. Они верят, что он учится в обычном университете. Хаул разрывается между двумя жизнями: буднями волшебника и обычного гражданина, который регулярно наведывается домой, играет в футбольной команде и навещает сестру.
Аниме полностью убирает линию с параллельной реальностью. Все события происходят в одном фантастическом мире, а Хаул родом из Ингари. Черная дверь ведет в прошлое Хаула – туда, где он заключил договор с Кальцифером.
Предыстория Хаула в фильме тоже другая: в юности он учился магии у своего дяди в скрытой долине, проявлял большие способности. После смерти дяди Хаулу остался коттедж с тайным цветочным садом. Он показывает его Софи и рассказывает, что здесь проходило его обучение. Это место должно символизировать прошлое Хаула и его связь с миром до договора с демоном.
Королева Сулиман – слияние двух книжных персонажей

Сулиман в книге нет. Миядзаки создал ее, объединив двух разных героев: миссис Пентстеммон, наставницу Хаула, и Королевского Волшебника Бенджамина Сулимана.
В книге король послал Сулимана в Пустошь разбираться с Ведьмой, когда та угрожала дочери короля. Ведьма поймала его и разобрала на части. Череп и гитару продала, тело собрала заново с частями пропавшего принца Джастина и превратила в собаку. Софи с Хаулом спасают его в финале.
Сулиман в фильме – могущественная придворная волшебница, которая служит королю и требует от Хаула участия в войне. Она воплощает государственную власть, использующую магов как оружие.
Кальцифер – капризный манипулятор

В книге Кальцифер показан капризным, язвительным и опасным. Он торгуется с Софи, пытается ею управлять и бесконечно жалуется. Демон не помогает без выгоды и все время требует что-то взамен. Он также довольно насторожен из-за того, что чувствует в Софи силу, которая может разрушить договор. Их общение завязано на спорах и угрозах, из которых со временем вырастает сотрудничество. Визуально в книге Кальцифер описывается с синим лицом, зелеными языками пламени вместо волос и фиолетовым ртом.
В аниме Кальцифер действует иначе и выглядит как оранжево-желтый огненный шар. Он вполне дружелюбен с первых сцен, и со временем отношение к Софи теплеет еще больше. Он мягко ворчит, много шутит, помогает по дому и напоминает скорее какого-нибудь домового, чем демона.
Сама основа договора в книге и в фильме одинакова. Хаул и Кальцифер связаны сердцем и силой. Отличается только то, как эта связь показана.

В книге Кальцифер – падающая звезда, которую Хаул поймал в болотах Портхэвена. Звезда знала, что умрет, как только упадет на землю, и ужасно боялась этого. Хаул пожалел ее и предложил контракт, который позволил ей выжить. Он отдал демону свое сердце, и оно стало источником жизни Кальцифера. Взамен Хаул получил доступ к его магии. Со временем оба понимают, что договор слишком тяжелый для них.
Без сердца Хаул не может любить. Он легко увлекается девушками и так же легко теряет интерес. Кальцифер, прикованный к очагу, чувствует себя запертым и мечтает выбраться наружу. Правила договора запрещают им говорить о его условиях напрямую, поэтому Кальцифер может только намекать Софи, повторяя, что Хаул «бессердечный».
Тогда Софи использует свою способность вдыхать жизнь в предметы, чтобы освободить Кальцифера. Она дает ему огромный запас сил, разрывает контракт и возвращает сердце Хаулу. Оба выживают, и Кальцифер остается в замке уже по собственной воле.
У Миядзаки условия договора почти не раскрыты. Зритель видит, как юный Хаул держит огненное сердце Кальцифера и проглатывает его. Со временем Хаул расходует слишком много магии и теряет человеческий облик, превращаясь в чудовище. В книге он даже без сердца остается человеком – это главное различие между тем, как договор работает в книге и в фильме.
Разные концовки

Финал книги скорее детективный. Софи с помощью семимильных сапог – волшебных ботинок, которые позволяют проходить около 17 километров за один шаг – добирается до крепости Ведьмы и находит там разрозненные части принца Джастина и волшебника Сулимана. Ведьма собирается соединить их тела с головой Хаула, чтобы получить управляемого «идеального» короля. Врывается заколдованное пугало, начинается схватка, а потом появляется Хаул и произносит заклинание, которое уничтожает Ведьму. Она рассыпается в кости.
Выясняется, что ее огненный демон скрывался под видом мисс Ангориан в замке Хаула. Софи чарует свою трость, и та выбивает из мисс Ангориан сердце Хаула. Софи берет Кальцифера на руки и желает ему огромный запас жизни, чтобы тот больше не зависел от сердца. После этого она возвращает сердце Хаулу. Он побеждает демона ведьмы, а Софи замечает, что ее волосы светлеют еще до снятия остальных чар. Кальцифер остается жить в замке по собственной воле, потому что теперь свободен. Софи и Хаул наконец могут спокойно строить жизнь вместе.

В аниме финал устроен по-другому. Софи вытаскивает Кальцифера из очага, пытаясь спасти всех, и замок рушится. После падения она попадает в прошлое, в тайный сад Хаула, где он когда-то поймал падающую звезду. Она видит момент заключения их контракта и просит юных Хаула и Кальцифера найти ее в будущем.
Эта сцена сильно вдохновила многих поклонников фильма, и они построили теорию о временной петле: в начале фильма Хаул спасает Софи от солдат, обнимает ее и говорит: «Вот ты где. Прости, что задержался. Я повсюду тебя искал». По версии фанатов, он искал ее после того, как Софи из будущего попросила его найти себя. А значит, их встреча была заранее предопределена.
В конце фильма Ведьма Пустоши, теперь уже простая старушка, отдает отобранное ранее сердце Хаула. Софи вкладывает его ему в грудь и тем самым спасает и его, и Кальцифера. Проклятие Софи исчезает, но волосы остаются серебряными. Пугало превращается в принца Джастина и отправляется домой останавливать войну. Мадам Сулиман, которая все это время наблюдала, тоже прекращает войну.
Что случилось с Хаулом и Софи после финала?

Мы до сих пор не знаем, что стало с Хаулом и Софи после событий фильма Миядзаки – можем только предполагать, что «жили они долго и счастливо». А вот Диана Уинн Джонс продолжила их историю после первой книги. Софи и Хаул появляются в трилогии: «Замок в воздухе» (1990) и «Дом на множестве дорог» (2008), где можно узнать о том, как складывалась их жизнь и какие новые приключения их ждут.
Например, в конце первой книги Хаул предлагает Софи выйти за него замуж, и она соглашается. В «Замке в воздухе», события которого происходят через четыре-пять лет после первой книги, выясняется, что Софи и Хаул женаты. Хаул стал Королевским Волшебником Ингари, а Софи развила свои магические способности и теперь умеет вплетать заклинания в предметы.
Когда начинается приключение второй книги, Софи уже беременна их первым ребенком. Во время спора о джинне, который собирается украсть замок, Хаул случайно превращает Софи в черную кошку по имени Миднайт. Она падает с летающего замка и оказывается в горах. В облике кошки она рожает сына Моргана, тоже котенком. Вместе они встречают главного героя книги, торговца коврами Абдуллу, и солдата-стражника. И лишь к концу книги раскрывается, что кошка Миднайт – это Софи, котенок Морган – ее сын, летающий ковер – Кальцифер, а капризный джинн в бутылке – сам Хаул. Волшебник Сулиман снимает заклятие и возвращает им всем человеческий облик.
В третьей книге, «Дом на множестве дорог», проходит еще три года. Морган, шумный и озорной малый, унаследовал магические способности родителей. Софи теперь 21 год, и ее приглашают помочь королевству Высокого Норланда найти пропавшую казну. Хаул не желает оставаться дома и маскируется под очаровательного мальчика по имени Твинкл, чтобы сопроводить ее вместе с Кальцифером и Морганом.
В финале третьей книги Софи помогает раскрыть преступление принца Людовика, который оказывается лаббокином – ворующим золото из королевской сокровищницы существом. Хаул находит местонахождение легендарного Эльфдара, древнего магического артефакта. Когда принц-лаббокин берет Моргана в заложники, Хаул сбрасывает маскировку и возвращается к своему настоящему облику. Вместе с Кальцифером он превращает злодеев в кроликов. В конце семья возвращается в замок, продолжает шуметь, спорить и ссориться – так они, похоже, счастливы больше всего.
Книга или аниме?
Адаптация и книга, конечно, разные. Но это неплохо. В книге почти все внимание уходит на Софи и Хаула, которые постепенно выбираются из своих заклятий и пытаются понять, как жить вместе. Война там упоминается мимоходом и не влияет на основную историю.
Миядзаки выбрал другой путь. Он сделал войну крупной частью сюжета и построил вокруг нее весь фильм. От романа остались базовые элементы: завязка, имена героев и тема любви, которая помогает справляться с проклятиями. Все остальное работает по правилам самого фильма, который развивает свои идеи и живет отдельно от книги.
В конечном итоге нет смысла выбирать что-то одно. Диана Уинн Джонс создала богатый мир с яркими героями и четкими конфликтами. Хаяо Миядзаки взял эту основу и перенес ее на экран по-своему, добавив к легкому флеру сказки собственное видение настроений и смыслов. Так появились две совершенно самостоятельные версии, каждая с уникальной атмосферой и сильными сторонами – и обе, определенно, заслуживают любви.
* * *
Смысл мультфильма «Унесенные призраками». Что значат имена и куда исчезла река Хаку?
Не пропустите «Могучую девятку» – фэнтези про драконов, падших богов и котиков
© AMPAS / ZUMAPRESS.com / Global Look Press






























