7 мин.

«Ведьмак» стоил почти миллиард долларов. Посчитали, что можно было снять вместо него!

Netflix переплатил чеканной монетой.

30 октября 2025 года на Netflix выходит четвертый сезон сериала «Ведьмак».

Адаптация книжного первоисточника стала не только одним из самых проблемных и мемных многосерийных проектов, но и попала в число самых дорогих. По подсчетам, Netflix вложил во франшизу свыше 700 миллионов долларов – за четыре сезона основного шоу, спин-офф про банду Крыс и приквел «Происхождение». И это без учета инфляции, маркетинговых затрат и анимационных полнометражек: «Кошмар волка» и «Сирены глубин». С ними бюджет всего «Ведьмака» приближается к баснословному 1 миллиарду долларов (~900 миллионов).

Я упростил расчеты и посчитал, сколько можно было переснять известных сериалов за эти деньги. Спойлер: вы не поверите, во сколько раз бюджет современного «Ведьмака» от Netflix превосходит одноименный польский телесериал 2002 года.

0,5 «Игры престолов»

В открытых источниках бюджет всего эпохального проекта от HBO оценивается примерно в 630 миллионов долларов за 8 сезонов, но без учета не менее важных рекламных вложений и инфляции. С ними общая сумма превышает 1,5 миллиарда, что при заданных 900 миллионах «Ведьмака» укладывается как минимум в половину экранизации Джорджа Мартина. Для сравнения – по данным Variety, один только первый сезон «Дома дракона» стоил не менее 200 миллионов.

Таким образом, на деньги «Ведьмака» мы могли бы вновь застать лучшие сезоны «Игры престолов» (с 1 по 5), а на проблемный финал средств бы уже не хватило. А ведь именно он отчасти и стал причиной столь дорогостоящего производства.

1 «Очень странные дела»

Учитывая, что у Netflix сейчас не так много долгоиграющих блокбастерных франшиз, «Очень странные дела» стали таким же локомотивом стриминга с растущими вложениями, как и «Ведьмак». Если первый сезон 2016 года официально стоил 48 миллионов долларов, то четвертый 2022-го – уже 270. А финальный пятый, выход первой части которого запланирован на 26 ноября 2025 года, по слухам, обошелся в 400-480 миллионов.

Все это в совокупности и с поправкой на курс приближает общий бюджет «Очень странных дел» к тому же 1 миллиарду долларов, что и у франшизы «Ведьмак». Netflix определенно стоит пересмотреть распределение средств, ведь на эти деньги можно было бы подарить зрителям полноценные новые «Очень странные дела» вместо ведьмачьих кляуз.

1,5 «Остаться в живых»

Общий бюджет культового сериала за 6 сезонов составил приблизительно 360 миллионов долларов, что при учете инфляции с 2004 года – почти 600 миллионов по сегодняшнему курсу.

За бюджет «Ведьмака» мир бы увидел еще полтора «Остаться в живых» – 9 сезонов выживания на таинственном острове в Тихом океане вдобавок к 6 уже имеющимся.

2 «Мандалорца»

Disney обнародовали лишь затраты на первый сезон своего шоу во вселенной «Звездных войн» – 15 миллионов долларов за эпизод.

Если взять эту сумму за основу и посчитать с учетом изменчивости валюты – выйдет теоретические 440 миллионов за 3 сезона. Ведьмак обеспечил бы 6 сезонов своему собрату Мандалорцу из наемнического ремесла.

3 «Во все тяжкие»

Ориентировочно на один самых высокооцененных телевизионных проектов в истории было затрачено телеканалом AMC около 200 миллионов долларов, по 3 миллиона на эпизод.

Мы упустили целых 3 «Во все тяжкие» – 186 новых эпизодов поверх 62 уже существующих. Хорошо, что у нас был «Лучше звоните Соулу», и потеря ощущается не так остро.

4 «Ванды/Вижн»

Не считая ранние проекты в сотрудничестве («Агенты “Щ.И.Т.”», «Сорвиголова»), Marvel дебютировал в эпизодическом формате громко – «Ванда/Вижн» входит в списки самых дорогих сериалов. Шоу стоило примерно 225 миллионов долларов. А в «Сокола и Зимнего солдата» было вложено чуть меньше – 170 миллионов.

С учетом небольшой инфляции из-за сравнительно недавнего выхода, 225 миллионов становятся 250 – это почти четверть от прогнозируемого конечного бюджета «Ведьмака». Мы не получили продолжение одного из самых удачных шоу Marvel, поэтому увидеть еще 4 амбициозных сезона о сходящей с ума Алой ведьме звучит заманчиво. Особенно, если вспомнить «Мисс Марвел», в которую вложили 150 миллионов.

5 «Фоллаутов»

Экранизация популярной постапокалиптической серии видеоигр обошлась Amazon в 160 миллионов долларов – это практически соразмерно бюджету разработки Fallout 4.

За 900 миллионов можно было бы адаптировать чуть ли не каждую часть франшизы – на 5 сезонов. Хватило бы экранного времени для переноса как оригинальных изометрических игр, так и всех последующих от Bethesda. Но это в идеальной картине мира – не выжженной метриками и контентом нейросетевого качества со стримингов.

100 польских «Ведьмаков» 2002 года

Уже немногие помнят первую экранизацию творчества Анджея Сапковского в формате сериала. Польский «Ведьмак» 2002 года был низкобюджетным – его вложения оцениваются в 19 миллионов польских злотых, что при пересчете на современный курс доллара составляет всего 8 миллионов за весь проект.

Бюджет версии Netflix позволил бы переснять этого «Ведьмак» более ста раз. Да, без Генри Кавилла с Лиамом Хемсвортом и масштабной компьютерной графики, но зато с какой-никакой душой. Возможно, 100 итераций такого калибра хватило бы авторам, чтобы наконец понять собственные ошибки при работе над ныне актуальной франшизой.

* * *

Нельзя отрицать, что производство сериалов дорожает. Но тенденция сверхзатрат на спорное многосерийное фэнтези рано или поздно заставит продюсеров и студии пересмотреть приоритеты. Иначе миллиардные бюджеты «Ведьмака», «Властелина колец: Кольца власти» и их аналогов однажды перестанут перекрываться ростом подписок.