Сюжет и объяснение концовки фильма «Долгая прогулка»
Фрэнсис Лоуренс вновь меняет финал.

18 сентября 2025 года в российский прокат вышла «Долгая прогулка» — антиутопический триллер по одноименному роману Стивена Кинга. Оригинальный текст был написан в 1966-м, тогда еще не мастером ужасов, а первокурсником — впечатленным юными добровольцами, уходящими на войну во Вьетнаме. Но издать книгу удалось лишь в 1979-м под псевдонимом Ричарда Бахмана.
Фильм-долгострой предварительно собрал благосклонную прессу и выходит на окупаемость, но расхождения с первоисточником застали фанатов врасплох. Режиссер картины Фрэнсис Лоуренс («Константин: Повелитель тьмы», «Я — легенда») в очередной раз переписал развязку адаптируемого материала.
Краткое содержание «Долгой прогулки», объяснение ее новой концовки и различия с книжным первоисточником — ниже.

Сюжет экранизации

После неизвестной войны, в альтернативных Соединенных Штатах расцвели полицейское государство и тоталитарный режим — под руководством некоего Майора (Марк Хэмилл). Каждый год тысячи юношей подают заявку, чтобы участвовать в его ежегодном правительственном соревновании «Долгая прогулка», транслируемом в прямом эфире. Из них случайным образом отбирают пятьдесят человек.
Тем выдают лишь воду и сухпай, а дальше — отправляют пешим ходом без остановок по заданному солдатами маршруту, пока не останется единственный участник в качестве «символа надежды в эти отчаянные экономические времена». Из правил: нельзя останавливаться, сходить с дороги и снижать скорость ниже трех миль в час (4,8 км/ч). Первое нарушение фиксируют словесным предупреждением, после третьего — расстрел на месте. Победителю достаются деньги и исполнение любого желания лично Майором.
Среди участников оказывается привезенный матерью на точку сбора Рэймонд «Рэй» Гаррати (#47, Купер Хоффман — сын Филипа Сеймура Хоффмана). В начале первого дня он знакомится с другими парнями и заводит дружбу с тремя из них, прозвав компанию «Мушкетерами» по принципу «один за всех и все за одного». Помимо Рэя, в «Мушкетеры» входят:
Питер «Пит» Макврайс (#23, Дэвид Джонссон из «Чужой: Ромул») — бывший музыкант-оптимист со шрамом на лице;
Артур «Арт» Бейкер (#6, Тут Нюот) — компанейский верующий, ищущий новых друзей и денег для своей бедной семьи;
Хэнк Олсон (#46, Бен Ван из «Каратэ-пацан: Легенды») — женатый бойкий ботаник с аллергией на консервы, любящий жвачку.
Начав путь, смерть не заставляет себя ждать — на 11 километре первым умирает самый юный идущий Керли (#7, Роман Гриффин Дэвис из «Кролика Джоджо»): у него свело ногу, отчего тот не смог выдержать темп даже с поддержкой Рэя. Потеряв чуть позже еще одного марафонца из-за припадка, нестабильный Баркович (Чарли Пламмер) под номером 5 провоцирует ссору, в ходе которой солдаты устраняют разбившего об асфальт лицо игрока. #5 становится изгоем из-за его подстрекательств и оскорблений — «Мушкетеры» всячески осуждают поступки того.
К наступлению ночи выбывает еще несколько человек: один от приступа диареи, но большинство — от усталости. Гаррати тоже выбивается из сил и практически засыпает на ходу со сновидением о матери, но его подталкивает Макврайс, несмотря на срыв Рэя в свою сторону. К 108 километру, на утро второго дня, остается всего 18 идущих. Но ненадолго: Олсону (#46) из-за бессонной ночи становится хуже, конспектирующий писатель Харкнесс (#49) сходит с дистанции из-за подвернутой лодыжки, прозванный «Суперменом» атлет Стеббинс (#38) простудился, а при проходе через городок с приветствующим граффити «100 миль» расстреливают сбежавшего паникера.
Оставшиеся на маршруте скандируют: «К черту „Долгую прогулку!“», чтобы поднять командный дух.

Миновав еще 100 километров без потерь, Рэй признается Питу, что собирается в случае выигрыша попросить у Майора карабин — чтобы им же его и убить, «отрубить голову дракону» в отместку за казненного отца. Майор лично явился в тот вечер по его душу из-за пропаганды «вредных материалов и идей» — музыки и книг старого мира. Но товарищ не разделяет план Рэя и заявляет, что убийца после свершенного не способен больше увидеть красоту в чем-либо — даже в дружбе.
Вскоре, после наезда бронетехникой на просящего помощи #4 и расстрела #24, на 323 километре Олсон в бреду кидается на солдат — ему стреляют в живот и оставляют умирать, на назидание остальным. На дороге остается 6 идущих, пока следующим днем обезумевший Баркович не вспарывает себе горло на глазах у всех. На 460-м герои проходят через родной город лишившегося обуви Гаррати, где того видит мать — парень пытается ее обнять, но под дулом автоматов вынужден подавленным вернуться с подмоги Пита в строй. Тот ему рассказывает историю своего шрама с фразой: «Ты идешь всего 5 дней, а я всю свою чертову жизнь». Будучи сиротой из-за войны, тот воровал и шлялся, пока не был порезан ножом — с тех пор он старается всегда выбирать свет и желает сделать что-то хорошее за деньги для финалиста, чего советует и Рэю.
Со временем круг сужается. Один за другим ребята падают на дорогу: на 500-м Колли Паркер (#48) нападает на конвой и совершает самоубийство, Артур (#6) останавливается из-за внутреннего кровотечения, а измученный болезнью Стеббинс (#38) на мосту пригорода признается, что он — незаконный сын Майора и хотел использовать приз, чтобы тот признал его. Он благодарит за дружбу и позволяет себе перестать идти. Рэй и Пит остаются вдвоем.
Пройдя бок о бок 532 километра, между ними рождается почти братская связь. В окружении фанатов, Питер падает, чтобы Рэй вернулся к матери. Но Гаррати делает иной выбор — уговаривает друга идти дальше, а сам незаметно останавливается. Солдаты сразу же ликвидируют его. На глазах у всей толпы Питер выполняет желание Рэя — он просит карабин солдата, чтобы «однажды подарить его своим детям». Макврайс выстрелом в упор убивает Майора. После чего бредет по пустынной улице одиноко в дождь.
Объяснение концовки

Когда в финале остаются только Рэй Гаррати и Питер Макврайс, зрителю кажется, что именно первый должен выйти с дистанции победителем — он главный герой: предыстория, мотивация и мировоззрение раскрыты глубже остальных, а путь с его перспективы дался особенно нелегко.
Но он сознательно делает шаг назад: останавливается и принимает смерть ради полной жизни Питера и шанса на лучший мир руками новоприобретенного друга. Это его выбор — уйти на своих правилах, отказавшись от роли «символа надежды», навязанного режимом Майора. Он умирает, признав, что неспособен подобно Питу излечиться от тяжкого прошлого и начать видеть прекрасное — но способен напоследок сохранить любовь к матери и верность дружбе. Поэтому предпочитает сделать свой последний поступок во благо, чтобы запечатлеть то немногое прекрасное, что не готов растерять в случае убийства. Это рифмуется с последними словами его отца: «Помни, кто ты, Рэй» — не подобный Майору винтик в системе насилия, а живой человек.
Дойдя до конца, ошарашенный жертвой товарища Макврайс получает шанс исполнить любое желание. Но он использует приз не ради денег, свободы или созидания, а чтобы убить самого Майора. Этот поступок становится кульминацией — герой, которого заставляли идти до изнеможения ради зрелища, лишает диктатора власти. И Макврайс, научившийся верить в лучшее после череды травмирующих событий в жизни, ломается из-за смерти Гаррати — тем самым обрекая себя на то, от чего пытался предостеречь напарника. При этом воплощая его изначальный план.
Ему теперь нечего терять — он остался один. Убийство Майора было актом справедливости и освобождением общества, но в то же время Питер пожертвовал собственными идеалами ради его осуществления; в сути — это было даже не его желание, но он проникся им после сближения с Рэем, чья кончина сработала как спусковой крючок. Собравшаяся ради зрелища толпа вряд ли мгновенно превратится в революционную силу, а на месте Майора может появиться новый диктатор. И подобно горечи и злобе Гаррати после казни отца, Макврайс заражается ими же после расстрела друга — отомстив тем самым за всех, но пожертвовав собственной душой.
Пит остается один в дождливой пустоте, словно продолжая свою дорогу в никуда.
Различия с книгой

В экранизации «Долгой прогулки» есть ряд моментов, отличающихся от первоисточника Стивена Кинга.
Помимо сокращенного практически вдвое количества участников маршрута (с 100 до 50), упущения и сплетения воедино некоторых деталей (пускай, большинство — пушечное мясо), была так же снижена скорость их ходьбы — с 4 (6,4 км/ч) до 3 миль в час (4,8 км/ч). Сам Кинг одобрил новый темп, признав, что перегнул с заданной планкой в тексте. Там же акцент повествования смещен с Гаррати на 17-летних «Мушкетеров» (с иными вводными: Рэй тосковал по девушке, а не матери, а Питер пошел на «Прогулку» из суицидальных побуждений), а у Стеббинса была большая роль — именно он сошел вторым.
В оригинале образ Майора подан почти абстрактно — как холодная и отстраненная фигура, которая лишь незримо присутствует и почти не участвует в событиях прямо. Если там он является символом власти и госаппарата, то в картине же его превращают в экранного антагониста с явными замашками Дональда Трампа и риторикой о «великой Америке вновь».
Самое кардинальное различие — финал. В романе побеждает истощенный Гаррати, но его победа неоднозначна. Лишенный рассудка и шествующий на автопилоте, он продолжает с чьей-то рукой на плече двигаться за некой черной фигурой — ни то живым Майором, ни то самой Смертью. Ценой погибели своих друзей и увиденной жестокости, никакой приз того больше не заботит. То отсылает на его страх, что погибшие на дороге остаются на ней навсегда, вынужденные бесконечно следовать дальше. В фильме же развязка политизирована и перевернута — пессимистичный Гаррати жертвует собой, чтобы победил верующий в лучшее Макврайс, а тот использует приз, чтобы застрелить Майора. Это превращает конец истории из маленьких философских размышлений в большой бунт.
В итоге, книга и фильм расходятся на своем пути. У Кинга — это медитативная притча о молодости, смерти и бессмысленности борьбы; вдохновленная войной во Вьетнаме, с которой юноши возвращались навсегда изувеченными телесно и духовно. И для части из них смерть там была бы милосерднее возвращения в таком состоянии домой. В экранизации же история становится эмоциональной драмой о дружбе, жертвенности и революции — классической Голливудской адаптацией: верной общим чертам первоисточника, но расходящейся в ключевых посылах.
Картина провела косметические изменения в угоду повествования и хронометража, но развязка полностью отличается от каноничной, рокируя посыл. При это сохраняя неопределенность финиша: победитель в каком-то роде все равно остается проигравшим.
* * *
Несмотря на следование букве оригинала в «Голодных играх», режиссер картины Фрэнсис Лоуренс в очередной раз переписал концовку — как делал это с «Я — легенда», под корень сменив нарративы. Надеемся, с его видением BioShock это обойдет стороной.
В остальном — «Долгая прогулка» оказалась удачной экранизацией, несмотря на спорный финал.































