Все аниме Синъитиро Ватанабэ от худшего к лучшему
Не только «Ковбой Бибоп».
Синъитиро Ватанабэ – гений, немного безумец и рок-звезда, самый эклектичный, музыкальный и кинематографичный из культовых режиссеров аниме. К выходу его нового сериала «Лазарь» мы покопались в таком разном творчестве японца. Разбираемся, как он смешивал джаз и сай-фай, хип-хоп и самурайский боевик, поп-музыку и жанр меха. И доказываем, что Ватанабэ – это не только «Ковбой Бибоп».

8-е место – Макросс Плюс
Жанр: меха
Год: 1994
Сюжет. Далекое космическое будущее. Два пилота-испытателя новых мехов в прошлом лучшие друзья, а теперь непримиримые враги. Их соперничество перерастает в настоящую войну, когда они встречают школьную подругу, в которую были влюблены. Теперь она продюсер виртуального поп-айдола Шэрон Эппл, и скоро искусственный интеллект выйдет из-под контроля.
Классическое аниме 90-х: мехи, будущее, пара ложечек киберпанка, сильные мужские персонажи и сексуальные женские. Так еще во франшизе «Макросс» смешан фан-сервис для мальчиков с приманками для девочек: поп-идолы, музыка и драматичная история любви.
«Макросс Плюс» – качественное аниме, но не шедевр. Впечатления смазывают предсказуемый и не очень внятный сюжет и отсутствие эмоциональной глубины.
Видно, что Ватанабэ тесно в рамках коммерческой франшизы. К тому же ни о какой творческой свободе здесь не было и речи. Все ключевые решения принимал Сэдзи Кавамори, культовый дизайнер, сценарист и мэтр жанра.
Впрочем, «Макросс Плюс» все равно оказал огромное влияние на карьеру Ватанабэ. Именно тогда вокруг него собралась команда мечты: сценаристка Кэйко Нобумото, художник Тосихиро Кавамото, композитор Еко Канно и другие. Через несколько лет именно они подарят миру «Ковбоя Бибопа».
📌Аниме по Devil May Cry не хватает стиля. Лучше бы я перепрошел игру
7-е место – Ковбой Бибоп: Фильм
Жанр: научная фантастика, экшен, нео-нуар
Год: 2001
Сюжет. Экипаж «Бибопа» пытается помешать загадочному террористу, грозящему уничтожить все население Марса. Погоня за преступником приводит к раскрытию государственного заговора, паре комичных ситуаций и философским размышлениям о жизни, памяти и чувстве вины. Действия происходят между 22-м и 23-м эпизодами оригинального сериала.
Фильм сохранил все, за что полюбили сериал, так еще и анимация явно дороже, плавнее и детализированнее. Атмосфера нуарная и меланхоличная, экшен сочный, музыка Канно качает, экшен вперемешку к отсылками к поп-культуре, детектив рука об руку с экзистенциальной драмой.
Проблема в том, что полнометражный «Ковбой Бибоп» – не самостоятельное и не цельное произведение. Он ощущается как набор эпизодов, каждый из которых сам по себе прекрасен: приключения Эд и Эйна уморительны, со Спайком все на джеймсбондовском уровне, Фэй невразумительно прекрасна. Избавиться от всего лишнего да пересобрать в виде трех-четырех связанных серий – вышла бы чуть ли не лучшая арка сериала.
В итоге фильм – необязательный и затянутый спин-офф, который ничего не добавляет к лаконичному и законченному сюжету «Ковбоя Бибопа». Ватанабэ согласился снять полнометражку только на фоне огромного успеха сериала на Западе и чтобы помочь коллегам по «Бибопу», которые недавно основали студию Bones.
📌«Лазарь» – стиль, драйв и апокалипсис. Новый аниме-сериал от создателя «Ковбоя Бибопа»
6-е место – Космический Денди
Жанр: комедия, научная фантастика, пародия
Год: 2014
Сюжет: самовлюбленный, глупый и помешанный на женских прелестях ловец редких инопланетян путешествует по Вселенной и попадает в самые нелепые ситуации.
На релизе «Космический Денди» многих разочаровал. От Ватанабэ ждали стильного и грандиозного научно-фантастического полотна о Вселенной и контакте с инопланетными цивилизациями. А получили абсурдистскую пародийную комедию без связанного сюжета, стилистический винегрет и местами откровенно идиотский юмор.
В этом как раз уникальное обаяние «Космического Денди» и его главная проблема. Обилие красок, буйство фантазии и нарочитая несерьезность возвращают наивную легкость старой приключенческой фантастики вроде сериалов о Флэше Гордоне. А сам Денди – еще более сумасбродная и обаятельная версия Зафода Библброкса.
Однако «Космический Денди» слишком перегружен. Здесь всего в избытке: слишком сюрреалистичный, аляповатый, несдержанный. Сюжеты никак не связаны, философские размышления соседствуют с бесконечным повторением пошленьких и не очень смешных шуток. Кажется, что работать над «Денди» было чуть веселее, чем в итоге его смотреть.
📌Описываю свою жизнь – через топ аниме. Как был скуфом, нетакусиком и преподавателем
5-е место – Кэрол и Тьюздей
Жанр: мюзикл, научная фантастика
Год: 2019
Сюжет. Будущее, Марс. Сирота Кэрол и Тьюздей из богатой семьи создают музыкальную группу. Они должны не только изменить музыкальную индустрию, в которой правят алгоритмы ИИ, но и освободить население планеты от диктатуры.
Музыкальная часть великолепна: все композиции написали и исполнили популярные в Японии и на Западе артисты. Тут приставучие поп-хиты, проникновенные баллады, экспериментальная электроника, грувовый хип-хоп, зажигательные концертные номера. Фоном достаточно реалистично (с поправкой на сеттинг) показаны будни молодой группы: от мук творчества до бесчеловечной природы шоу-бизнеса.
А вот с социальной критикой современности (именно туда явно метил Ватанабэ) получилось слишком банально. Опять злые корпорации, творчество против бездушной, но коммерчески успешной AI-продукции, свобода самовыражения против диктатуры. И конечно, чтобы все исправить, достаточно песни, которая достучится до сердца каждого.
Впрочем, если убрать за скобки все эти революционные потуги, получится трогательное, стильное и красивое аниме о дружбе и любви к музыке. Так еще и свой Дэвид Боуи есть, а это автоматически делает сериал идеальным.
📌 Любимые аниме редакции Кибера. Кому нравится «Наруто», а кто без ума от «Фрирен»?
4-е место – Эхо террора
Жанр: триллер, драма, фантастика
Год: 2014
Сюжет. Двое подростков устраивают серию терактов в Токио – но не из жажды разрушений, а чтобы раскрыть правду о жестоком правительственном эксперименте. Им противостоит гениальный, но неуравновешенный детектив.
«Эхо террора» – самый серьезный и мрачный проект Ватанабэ. История детей, брошенных и отвергнутых миром взрослых, одиночек, использующих террор как форму протеста.
Сильная, зрелая и социально значимая работа, которая стоит особняком в творчестве Ватанабэ. В ней нет привычных музыкальных шоу, самурайских дуэлей или космических кораблей, зато есть отчаянный человеческий крик в тишине.
Визуально сериал невероятно красив: чистая, холодная, реалистичная анимация, точная архитектура Токио, игра теней и света. За саундтрек снова отвечает Еко Канно: на этот раз с мрачными композициями, вдохновленными исландской музыкой и пост-роком. Музыка здесь – отдельный персонаж: меланхоличная, пронзительная и тревожная.
📌 5 лучших аниме для начинающих. Гайд для новичков жанра
3-е место – Аполлон: Дети на холме
Жанр: драма, музыкальный, повседневность, романтика
Год: 2012
Сюжет. Застенчивый старшеклассник Каору переезжает в новый город и знакомится с милашкой Рико и дерзким Сэнтаро – талантливым барабанщиком, увлеченным джазом. Это история про дружбу, музыку и первую любовь.
Самый реалистичный и на первый взгляд простой проект в фильмографии Ватанабэ. Обычная школьная повседневность, которую иногда разбавляют джазовые джем-сейшены или поездки за город (да, здесь есть пляжный эпизод). Саундтрек вновь от Еко Канно: оригинальные композиции соседствуют с джазовой классикой Арта Блэйки, Джона Колтрейна и Билла Эванса. Визуальная стилистика – любовно и достоверно воссозданные японские 60-е.
Но в этой чистоте и простоте скрывается пронзительная, искренняя и удивительно глубокая история взросления. Не зря название оригинальной манги и сериала – оммаж главному роману мировой литературы о подростковом бунте и одиночестве – «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.
Все мы в юности были романтиками, у всех замирало сердце при виде первой любви, все искали настоящую дружбу и боялись не найти свое место в мире. «Дети на холме» не дают верного ответа, не рассказывают, как надо, а лишь задают вопрос – а не было ли это время лучшим в твоей жизни?
2-е место – Самурай Чамплу
Жанр: исторический
Год: 2004
Сюжет: девушка Фуу отправляется на поиски «самурая, пахнущего подсолнечником» и нанимает двух сопровождающих: своевольного агрессивного бойца без стиля Мугэна и дисциплинированного невозмутимого ронина Дзина.
Если бы существовало абсолютное произведение искусства, то это был бы «Самурай Чамплу». Потому что там есть: самураи, гейши, история мести, Япония эпохи Эдо, ниндзя, хип-хоп, бейсбол, зомби, стрит-арт, театр Кабуки, Ван Гог, дружба, пираты, неблокируемые удары, боевая хореография в стиле брейк-данс, детектив о контрабанде порножурналов, пародия на Энди Уорхола, дуэли, в которых решает один удар (обязательно с метафорой про расстояние толщиной в лист бумаги), якудза, трагичные смерти, рэп-батлы, восточная философия, обворожительные женщины, шутки про еду, милая Фу, лед и пламя, Дзин и Муген.
Если бы существовало абсолютное произведение искусства, то вы бы пересматривали его каждый год.
1-е место – Ковбой Бибоп
Жанр: научная фантастика, нео-нуар, приключения
Год: 1998
Сюжет. Экипаж космического корабля «Бибоп» путешествует по Солнечной системе, пытаясь примириться с ошибками прошлого.
О том, что «Ковбой Бибоп» – великое аниме всех времен, написано и снято так много, что весь сериал уже давно разобран на молекулы. Но вот свежая метафора: представьте, что Тарковский вместе с Тарантино сняли сериал про космических охотников за головами по сценарию Станислава Лема под джазовый саундтрек Еко Канно. И вам все нравится!
От «Бибопа» никто ничего не ждал. Студии Sunrise просто нужен был еще один сериал, который продает игрушки. Ватанабэ дали полную свободу – лишь бы космический корабль из будущего набора мелькал в кадре. Съемочная команда тоже явно не настраивалась на шедевр. Канно рассказывала, что делать «Бибоп» было очень весело: люди приходили на работу, расслабленно растекались в креслах, шутили, смеялись, спорили и делали, что им нравилось.
И именно в этой непринужденности и искренности скрывается магия «Бибопа». Его создавали раскрепощенные художники, которым было что сказать миру. Они не делали культовое аниме – они просто рассказывали истории.
* * *
Меня тревожит второй сезон «Одних из нас». Но не из-за того, о чем вы подумали
















