Красота и одиночество по-французски: рецензия на фильм «Самурай» с Аленом Делоном

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Путь воина – он и в Париже путь воина

«Самурай» не просто так попал в подборку картин, сочетающих жанровые сюжеты и высокое искусство. История здесь довольно проста и типична для криминальных фильмов. Есть киллер-одиночка, который выполнил очередное своё задание не очень гладко и попал в передрягу. С одной стороны, на нём висит полиция, с другой – замышляет недоброе недовольный заказчик. И, как и полагается, в гущу событий попадает несколько красивых (возможно, роковых) женщин.

В общем-то, много мы таких фильмов видели. Но... Во-первых, это 1967 год, и тогда подобные сюжеты не были настолько типичными, выглядели явно свежее, чем сейчас. Во-вторых, в деле Жан-Пьер Мельвиль и Ален Делон – классики французского кино, а это залог качества. Снят фильм, безусловно, очень сильно и стильно. Прекрасный образчик нуара.

Однако, не могу не выделить у этой картины, несколько, с вашего позволения, недостатков. Хотя, «недостатки», возможно, слишком громкое слово.

1. Детали образа героя Алена Делона (Жеф Костелло)

Он подаётся как хладнокровный профи, однако Жеф допускает некоторые весьма грубые ошибки, не слишком вяжущиеся с его статусом. Например, у него очень запоминающаяся внешность: и лицо (слишком красивое), и одежда (слишком стильная), и поведение (одновременно, и холодное, и театральное), а в его «профессии» важно быть максимально невзрачным и сливаться с толпой, быть как все, а не выделяться.

Современные фильмы и сериалы дают нам намного более продуманные в деталях образы, более совершенных преступников, когда ты чётко понимаешь, почему их не могут поймать. А нам не раз дают понять, что Жеф из числа неуловимых.

Полиция тоже действует несколько противоречиво. Вот вам жучки и датчики слежения (да, в 1967 году!), но, в то же время, мы наблюдаем полное отсутствие рядовой криминалистики вроде снятия отпечатков пальцев, обнаружения следов пороха, установления примерного роста убийцы, правша он или левша, вообще баллистической экспертизы как таковой. Многое упирается в ненадёжные свидетельские показания и чуйку следователя.

И это далеко не весь перечень вещей, за которые способен зацепиться глаз при просмотре.

Можно сказать, что это всё придирки, и отчасти так оно и есть. К тому же история рассказана, во многом, от лица Жефа, а не является полноценным взглядом сверху на всё происходящее. Однако, фильм позиционирует себя как достаточно реалистичный и суровый, и мы, зрители, часто любим примерять этот самый критерий реалистичности к современным фильмам. Так почему же нельзя это сделать для фильмов из предыдущих эпох? Чем они заслужили иммунитет от подобных разборов?

В итоге, Жеф больше похож на идею о человеке, чем на реального человека. Впрочем, наверное, так оно и должно было быть.

2. Нехватка диалогов, объясняющих происходящее

Всё-таки не совсем понятна линия с заказным убийством. Но это вкусовщина, ведь недосказанность допущена умышленно и придаёт фильму особый шарм. Излишне много этой недосказанности, или всё же в самый раз – вопрос дискуссионный.

3. Небольшая сумятица на втором плане

В «Самурае» многие второстепенные мужские персонажи носят однотипную одежду и причёски, а кино-то снято в приглушённой цветовой палитре... Признаюсь, несколько раз путался, сразу не понимал, что вообще происходит на экране. Но это может только у меня так, и, скорее, проблема современного зрителя, который привык к более контрастной картинке и более выпуклым героям.

Мораль фильма – это отдельный момент

Что нам хотел сказать Мельвиль, зачем он вообще снял это, безусловно, великолепное кино? Едва ли для того, чтобы осудить преступный образ жизни. Похоже, это всё же тот случай, где форма явно превалирует над содержанием.

«Вы зовёте людей на свой фильм не для того, чтобы учить их чему-либо, а чтобы удивлять их, доставлять им мюзик-холльное удовольствие, которым и является кино», – отметил однажды сам Мельвиль. Куда уж яснее, не правда ли?

«Самурай» – это картина, вдыхающая в классический американский нуар новую жизнь, осовременевающая путь воина, задающая тон кинематографу будущего (Джармуш, Ву, Тарантино, Финчер, Рефн). В этом её культовость. Однако, не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет. Многое в «Самурае» лежит на поверхности, а остальное является чем-то из мира метафизики и крайне сложно поддаётся чёткому объяснению.

🌟 Итоговая оценка: 8/10

🎬 Рекомендация: обязательно к просмотру

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Зеркало искусства
0
1 комментарий
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Привет! Посмотри, пожалуйста, почту, с которой была регистрация на Кибере. Отправили письмо 👀
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости