«Микки 17» – гоголевский блокбастер от режиссера «Паразитов». Большое концептуальное кино, которое не цепляет
17 смертей Роберта Паттинсона.
В российских кинотеатрах вышел «Микки 17» – фантастическая комедия оскароносного корейца Пон Джун-хо («Паразиты») с Робертом Паттинсоном в главной роли. Каким получился один из самых ожидаемых фильмов года и почему это интересное, но совсем не обязательное кино – читайте в нашем отзыве.
Далекое и совсем не радужное будущее: космический корабль поселенцев летит к заснеженной планете Нифльхейм, названной в честь мира скандинавской богини смерти. Возглавляет экспедицию политик-неудачник Кеннет Маршал (Марк Руффало) – любитель надувать губы, произносить пафосные, бессмысленные речи и ни разу не пародия на Дональда Трампа.
На другом краю пищевой цепочки – Микки (Роберт Паттинсон). Местный Иванушка-дурачок и гоголевский «маленький человек», работающий расходником – сотрудником, который должен постоянно умирать ради науки и выживания экспедиции, чтобы его затем вновь отпечатали на 3D-принтере для выполнения очередного смертельного задания.
После этой завязки в «Микки 17» начинается стандартная для Джун-хо какофония из тем, идей и сюжетов. Здесь и критика капитализма, корпораций и общества потребления – в этот раз корейский гений вслед за классиками неомарксизма повторяет, что отчуждение человека зашло так далеко, что ему даже собственное тело не принадлежит. В общем, гоголевский герой в тисках замятинской диктатуры.
Сатира на современную демократию, где лидерами и кумирами становятся те, кто уверенно говорит воодушевляющую чушь. Антиколониальное высказывание и экологическая повестка. Мрачное антиутопическое будущее и бунюэлевский памфлет на высший класс, нуждающийся в подтверждении собственной избранности настолько, что готов совершить геноцид ради тв-рейтингов и экзотики – аддикция Илфы Маршал (Тони Коллетт), местной Мелании.
Много экранного насилия и экзистенциальная драма на фоне откровенной буфонады, идиотского юмора (Илфа – милфа) и сатиры на действующего президента США. Иронично, что в фантасмагорическом мире фильма Маршал дважды проиграл выборы, а в нашем – победил.
А еще «Микки 17» – нежная, проникновенная история любви Микки и Наши (Наоми Аки). Все собрано вместе в узнаваемом стиле Джун-хо, как всегда, с практически идеальным балансом между откровенным трэшем и большим кинематографом.
Видимо, поэтому «Микки 17» достаточно просто описать через синефильские ассоциации – это смесь «Бразилии» Терри Гиллиама, «Скрытого обаяния буржуазии» Луиса Бунюэля, «Сквозь снег» и «Окчи» Джун-хо.
Правда, звучит этот набор референсов гораздо лучше, чем то, какой в итоге получилась картина, потому что «Микки 17» чего-то не хватает. Вроде бы все есть для идеального рецепта соуса – премиальный шеф-повар, большой бюджет, правильные ингредиенты (Паттинсон давно доказал, что большой актер, Руффало – и подавно), сатира на капитализм – хорошо, политиков – отлично, нашу собственную глупость – великолепно. Однако все равно получилось скорее какое-то подогретое месиво, лишенное цельности и завершенности.
Сатира какая-то пресная. Ну да, главный злодей – самодур, популист, идиот, чудовище, а его избранница ничем не лучше, но даже при всех талантах Руффало и Коллетт они какие-то уж слишком заурядные политические животные. Не чета, к примеру, персонажу Тильды Суинтон в «Сквозь снег».
Да, это антиутопическая фантасмагория, но она слишком долго притворяется серьезным сайфаем, чтобы было по-настоящему абсурдно смешно, и слишком несерьезная, чтобы было «1984».
«Микки 17» не хватает пространства, воздуха, динамики: ни тебе лихой погони, несуразной драки или другого экшена. Вроде и бюджет 150 миллионов долларов, а все основное действо – разговоры в узких коридорах и небольших комнатушках. Даже какой-то особой изобретательной сцены или кадра, который навсегда останется в памяти, нет. Странно такое писать о фильме режиссера «Паразитов» и «Воспоминания об убийстве».
А вот диалогов и особенно внутренних монологов персонажа Паттинсона в «Микки 17» переизбыток, и не сказать, что они какие-то запоминающиеся, смешные или важные. Местами, напротив, откровенно скучное повторение одного и того же.
Да и истории с моралью уж слишком банальны – власти плохие, простой человек несчастен, любовь – хорошо, гигантские пушистые тихоходки – местные эвоки.
При этом, конечно же, «Микки 17» лучше большинства современных голливудских блокбастеров, как минимум потому, что это настоящее искусство, а не очередной продукт для бездумного, комфортного потребления.
Это концептуальное кино с отличными актерскими работами, в котором почти нет компромиссов (где вы еще увидите такую постельную сцену на троих?), которое развлекает и одновременно незаметно пытается поговорить на важные темы. И здесь уж от человека зависит, что он услышит и какие выводы сделает.
Только выйдя с сеанса, я понял, что вообще-то все комичные сцены со смертями Микки – это калейдоскоп страшных пыток. И как после этого на работу ходить?
* * *
7 главных аниме-сериалов весны 2025
10 самых популярных российских фильмов за рубежом
Кринж-кринжский: посмотрел «Универ: Молодые» – перезапуск культового сериала ТНТ
Я не смотрел трейлеры, и до середины было очень стремно с этими жутиками, ненавижу насекомых и насекомоподобных тварей!