5 мин.

Русы против монголов: стоит ли смотреть «Злой город» – эпик с массовыми баталиями

В разы лучше «Гладиатора 2».

Войска Батыя пронзали Русь словно раскаленный клинок. Крупные и хорошо укрепленные Рязань и Владимир взяли менее, чем за неделю. Тем временем маленький Козельск, которым правил 12-летний князь Василий, простоял 49 дней. В чем секрет? В погодных условиях, самомнении монголов, толике удачи и героизме защитников.

30 января в прокат вышел «Злой город», исторический эпик про оборону Козельска. Я уже посмотрел фильм и остался доволен!

Главное о фильме «Злой город»:

  • Премьера: 30 января.

  • Жанр: история, военный, драма.

  • Режиссер: Константин Буслов («Калашников»).

  • Актеры: Алексей Гуськов («Серебряные коньки»), Александр Метелкин («Блиндаж»), Владимир Любимцев («Сердце Пармы»).

  • Где смотреть: в кинотеатрах.

  • О чем фильм: войско Батыя осаждает Козельск, но встречает жестокое сопротивление.

1238 год. Армия Батыя одержала на Руси множество побед и возвращается в степь. Перед передышкой монголы решают захватить Козельск и пополнить припасы. По сравнению с побежденными Рязанью и Владимиром, город маленький и слабо защищенный. Вот только внутри отборные герои, которые отдадут жизнь, но не ступят ни шагу назад.

Завоеватели лезут на стены, долбятся в ворота, пускают дождь из стрел, метают осадными орудиями камни – и неизменно несут потери. Их победа неизбежна, но советник Батыя говорит: «Ты добьешься своего, но славы не получишь. Она достанется Козельску».

Основа фильма – кровопролитная осада. С битвами на стенах, горящей смолой, ночными вылазками по душу осадных орудий и сотнями статистов. Снято все так зрелищно и мастеровито, что штурм из начала «Гладиатора 2» кажется любительской поделкой.

Если перед просмотром почитаете про Козельск, будете знать, что в этой конкретной атаке монголы обломают зубы. И все равно каждая стычка ощущается предельно напряженной. Потому что израненные воины вопят, ворота горят, бесчисленное войско Батыя, над которым эффектно парит камера, кажется непобедимым. Cделать побоища столь интересными в условиях исторической предсказуемости – работа мастера.

Экшен поругаю лишь за отдельные дуэли. Местами режиссер слишком рьяно полагается на монтажные склейки, убивая ощущение потока. Местами оператор так трясется, что начинает укачивать. Портит ли это общие впечатления? Ни капли.

📌 Содерберг снял хоррор от лица призрака. Идея крутая, но смотреть смертельно скучно

Интерес во многом держится на ярких персонажах. Вот бывалый воин Ратша, который служил монголам, вызнал их военные секреты, а теперь рубится за Козельск. Его душа раздавлена чувством вины, а взор направлен к богу и искуплению. Сильный образ.

А вот юный князь Василий, которому монголы пророчат не смерть, а участь запертой в клетке собаки. Дамоклов меч не мешает ребенку проявлять характер и быть местной Лианной Мормонт. Порой его пронзительные речи пробирают до мурашек.

Еще сильнее впечатляет Весняна. В начале фильма это очаровательная девушка со страстью к военному делу. В середине – надломленная валькирия, ангел смерти, всадница Апокалипсиса. Только ради ее холодного взгляда и яростных воплей над телами монголов «Злой город» стоит смотреть.

Возможно, персонажей слишком много, и не каждого успевают раскрыть. К примеру, арка монгольского воеводы, который некогда считал Козельск домом, поверхностна и чересчур стремительна. Зато любой, в том числе самый незначительный сюжет, доведен до конца и имеет свою кульминацию. Душераздирающая драма есть даже у городского слабоумного. Мужик вроде бесполезен, и все равно имеет свой звездный час. Чего говорить о ключевых героях!

Переживания за русов усиливает кровожадность монголов. Они тут хуже ящеров: рубят детей, насилуют женщин, отправляют пленных на погибель – и в любой момент могут пустить кровь вашим любимцам. Соседи по залу то и дело сокрушительно стонали, когда кто-то из хороших ребят бездыханно падал.

Стоит смотреть?

«Злой город» – замечательный исторический фильм. Дорого выглядит, впечатляет батальными сценами, влюбляет в героев. Недостатки есть, но на фоне всеобщего эпика они меркнут.

* * *