«Крейвен-охотник» – плохой фильм о плохом русском. Стоит ли смотреть клюкву о враге Человека-паука?
Кое-что хорошее мы нашли.
Есть у меня такой фетиш – смотреть даже заведомо провальную супергероику. «Крейвен-охотник» дебютировал с рейтингом 16% на Rotten Tomatoes – хуже критики оценили только «Морбиуса» и «Мадам Паутину».
Поэтому я шел на «Крейвена» скорее посмеяться над очередной потугой Sony снять достойный спин-офф по вселенной Человека-паука. Что увидел в итоге?
- Идеальный выбор актера на главную роль;
- атмосферные русские народные песни;
- Юрий Колокольников и Рассел Кроу в одном фильме – оба хороши;
- шаблонный сценарий;
- критически мало экшена;
- затянутый хронометраж и много клюквы.
Получился полушпионский недобоевик про разборки русско-американской мафии с элементами супергероики и африканским колоритом. Но были и хорошие моменты – рассказываю об этом без сюжетных спойлеров.
Крейвен-охотник – антигерой, которому стоит дать еще один шанс. Но заберите его из рук Sony!
Главная драма строится на проблемах отношений отцов и детей. Рассел Кроу играет сурового главу семьи – это влиятельный русский бизнесмен, который хочет вырастить из двух сыновей настоящих мужчин. На протяжении фильма отец становится катализатором важных событий.
Аарон Тейлор-Джонсон – идеальный каст и попадание в Крейвена, как и Фред Хекинджер – в роль Дмитрия (он же сыграл императора Каракаллу в «Гладиаторе 2»). Сергей и Дмитрий разные по характерам, но всегда очень тепло относились друг к другу – именно их дружба сопровождает главные повороты сюжета.
«Крейвен-охотник» получился не таким пустым и нелепым, как «Мадам Паутина». Но выглядит безлико и просто обычно, а сейчас это даже хуже, чем вовсе не снять фильм. За 2 часа супергероика должна заставить зрителя хотя бы разок ахнуть, пустить слезу или насладиться картинкой – но в последних фильмах Sony ахать не получается.
Прыжки по стенам, передвижение в стиле зверя на четвереньках, точное метание ножей, драки в машинах на полном ходу, удержание вертолета с помощью физической силы – разве можно этим удивить в 2024-м? Весь экшен фильма сложно даже назвать экшеном – это элементарная база, которой показано маловато. Хотя и есть пару жестоких моментов.
В фильме, как и в комиксах, у Крейвена русские корни – он родом из Волгограда
Связи героя с Россией уделяется большое внимание. Создатели следовали канону и попытались окунуть зрителя в суровый русский антураж – получилось неоднозначно. Я посетил англоязычный сеанс, возможно, это помогло заметить чуть больше плюсов:
● Рассел Кроу классно говорит по-английски с русским акцентом. Слушаешь его – и веришь, что перед тобой действительно властный мужик из России. Жаль, что при переводе эта магия пропадет.
● Юрий Колокольников смотрится в кадре органично. Больше тут не скажешь без спойлеров.
● Есть несколько классных треков. Например, когда начинает играть «Баю-баюшки-баю» в нуарно-жуткой обработке – чувствуешь, как мелодия бережно обволакивает сердце.
● Постарались отрисовать животных – не все гладко, но лев и буйволы выглядят куда круче, чем макаки-людоеды в «Гладиаторе 2».
● Создатели привлекли на площадку побольше людей со знанием русского языка и культуры. Поэтому пару раз я даже забывал, что смотрю фильм на английском – настолько часто слышна русская речь и знакомые перлы: «Тебя хочет видеть пахан» или «Так кто тогда ##### убил его?». УАЗики, внешний вид актеров, бездорожье и леса добавили очков атмосфере!
● Актерам идеально дался... мат! Сразу видно, что над бранью работали профессионалы: все звучит четко, хлестко и без акцента.
И все же в фильме полно недостатков.
● Суровая тюрьма на севере России выглядит как аналог из США. Никто не заморочился изучить реальные постсоветские тюрьмы, поэтому многоуровневые этажи и просторный двор с тренажерами сбивают атмосферу.
● Браконьеры в России ездят на охоту на буйволов с АК-47. Недурно!
● Напрягает, когда сперва слышишь фразу на идеальном русском, а через мгновение кто-нибудь выдает «джагруджайтэ ых в гроджывык» (загружайте их в грузовик).
● Выше я упомянул тренажеры на зоне. Так вот Крейвен ложится жать штангу от груди, но тут подходят братки, которые тоже хотят позаниматься – завязывается нелепый диалог на русском:
– Это частная зона.
– Идите ##### [к черту].
– Ты за кого себя держишь, козел.
Вот так Крейвен угрожает врагу. Но по фразе кажется, что он выражает доверие:
– Как тебя зовут?
– Крейвен. Но уверен, ты никому не скажешь.
Во время застолья даже простейшие два слова не смогли выговорить:
– Ваши здоровиа [Ваше здоровье].
Главная проблема фильма, конечно, не в акцентах и не в том, что при наличии русских актеров на площадке Владимира упорно называют ВлодомИр. Просто на экране зрителю не предлагают ничего нового. Первый фильм КВМ, «Железный человек», вышел в далеком 2008 году – за 16 лет фанаты супергероики выросли и моментально видят халтуру.
Создатели пытались вытащить фильм атмосферой России, но местами вышло смешно и криво. Если наш зритель оценит знакомые мотивы, то остальной мир не поймет тонких отсылок. И тогда на авансцену выходит сценарий, который логически хромает – в итоге сюжет выглядит шаблонно, а главные злодеи совершают нелепые ошибки. Вот вам и 16% на Rotten Tomatoes.
Крейвена-охотника все еще можно органично вписать во вселенную Человека-паука – в фильме у Сергея доброе сердце, поэтому за него хочется переживать. В бою Крейвен мог бы победить Питера Паркера и нокаутировать Сорвиголову – потенциал антигероя огромен.
Очень хочется, чтобы Крейвена сохранили в КВМ, но передали в более умелые руки. Надежда есть – в конце фильма нам показали еще одного культового врага Человека-паука. Похоже, Зловещая шестерка все ближе к появлению на большом экране.
* * *
Это неплохо или ниже среднего?