2023-й – поворотный год для киноиндустрии. Голливуд вынужден серьезно измениться

Разбираем главные события последних 12 месяцев.

В 2023-м киноиндустрия пережила мощнейшую встряску – такую, которая бывает раз в несколько десятилетий. Сейчас мы находимся на стыке эпох: в текущей (то есть уже уходящей) были киновселенные и мегафраншизы, в будущей – более скромные бюджеты, творческие риски и искусственный интеллект.

Вспомним, что успело произойти за год – и почему это важно. А совсем скоро мы вместе с вами выберем лучшие проекты года на премии Кибер Best.

Marvel и Disney больше не короли индустрии

После выхода первого «Железного человека» в 2008-м корпорация Disney, которой принадлежит и Marvel Studios, стремительно наращивала прибыль и занимала все большую часть рынка. В 2019-м доминирование достигло пика после покупки 21st Century Fox – одной из немногих компаний, способных навязать «мышиному дому» хоть какую-то конкуренцию. Сложилась абсурдная, даже антиутопическая картина: Disney владела самыми прибыльными франшизами и выпускала около 10 картин с кассовыми сборами больше миллиарда долларов в год. Практически все места денежных рейтингов занимали проекты корпорации и ее внутренних студий. Все самые желанные окна для выпуска блокбастеров по умолчанию принадлежали MCU, «Звездным войнам», мультфильмам Pixar – конкурентам приходилось либо переносить свои релизы, либо бросать их под диснеевский поезд, надеясь на лучшее.

Но наступил 2023-й, и станок «Диснея» для печати миллиардов долларов вдруг стал пожирать деньги – сотни и сотни миллионов долларов улетали со скоростью света. «Звездные войны» перестали выходить на большом экране, а большинство запланированных спин-оффов так и не выбрались из производственного ада. Фильмы Marvel, некогда гаранты больших сборов, стали убыточными («Капитан Марвел 2» с трудом наскреб 205 млн долларов со всего света, не окупив даже производственный бюджет). Да и анимационные проекты разочаровали: недавнее «Заветное желание» – по иронии, выпущенное в честь 100-летия студии – заработало 148 млн долларов, а стоило 200 млн (плюс маркетинг).

Ах да, еще в этом году вышел скромный инди-фильм (ха-ха, простите) «Индиана Джонс 5». Его производство обошлось как минимум в 300 млн долларов, а на маркетинг потратили еще 100 млн. Собрали в кинотеатрах только 375 млн.

Франшизы умирают

Впрочем, в тыкву превратились не только драгоценные франшизы Disney. Зрители, кажется, в целом устали смотреть на одних и тех же персонажей по 10 раз – и это заметно по сборам. Скажем, «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» получила очень хорошие оценки от критиков и зрителей – это объективно отличный фильм. Но прокат боевик (тоже с бюджетом почти 300 млн) закончил на отметке 567 млн долларов. У предыдущей части – почти 800 млн.

Или «Трансформеры» – еще одна серия, каждая часть которой приносила около миллиарда. Что там с «Восхождением Звероботов»? Всего лишь 438 млн – перезапуск серии явно не удался.

Добавьте к этому прошлогодний провал «Фантастических тварей» и то, что происходит с последними блокбастерами DC – «Аквамен 2» стартовал даже хуже «Капитана Марвел 2» – и получите наглядный негативный тренд.

Конечно, есть шанс, что Marvel и DC успешно провернут «мягкий перезапуск» своих франшиз. И все-таки мы видим, что зрители больше не горят желанием бежать в кинотеатры ради знакомых названий.

Реалистичная анимация стала моветоном

Первая «История игрушек» стала революцией в анимации: раньше никто даже не мог представить, что несуществующие персонажи могут так убедительно выглядеть и двигаться. Тогда все студии постепенно ушли в похожий стиль: 3D-модели, реалистичные текстуры и реалистичный свет, бесшовная анимация и продвинутая физика волос.

Спустя почти 30 лет все это страшно надоело. Уже никого не удивишь большеглазым существом или пушистым животным «как в жизни». В 2023-м инициативу перехватил творческий подход к визуалу – как в «Человеке-пауке: Через вселенные», «Плохих парнях» и сиквеле «Кота в сапогах».

Даже Disney, по которой смена зрительских предпочтений ударила сильнее всего, спешно пытается перестроиться – в уже упомянутом «Заветном желании» привычные трехмерные модели сочетаются с акварельными задниками. Пока это выглядит как минимальное усилие, но студия явно ищет новые визуальные приемы.

Скорее всего, в ближайшие годы изобретательных мультфильмов станет кратно больше. Не все будут так хороши, как «Человек-паук», но все будут очень стараться попасть в эту категорию.

Барбенгеймер – потенциальный новый тренд

Кинособытие 2023-го – «Барбенгеймер». Два таких разных фильма вышли одновременно – и не только не помешали друг другу, а, напротив, помогли. А заодно создали крупнейший маркетинговый феномен года, о котором говорили месяцами из всех утюгов. Мемы, шутки, пародии, песни, совместные рекламные акции и, главное, более двух миллиардов кассовых сборов на двоих. «Морбиусу» такая виральность и не снилась!

Глядя на такой оглушительный успех, можно смело предположить, что студии как минимум попытаются его повторить. Но шансов мало, на то и феномен.

Забастовки против ИИ

И все же важнейшим событием года в индустрии стала совместная забастовка гильдий сценаристов и актеров – она продлилась 148 дней (актеры сопротивлялись меньше) и стала одной из самых продолжительных в истории. Протестующие добились выполнения ряда условий, которые касались улучшений условий труда и повышения минимального размера оплаты.

От предыдущих забастовок эту отличала волнующая всех тема – искусственный интеллект. К счастью для гильдий, удалось закрепить несколько важных положений в новом соглашении:

  • студии могут использовать ИИ для создания цифровых двойников актеров (будь то внешность или речь) только с формального разрешения актера или его законных представителей;
  • студии не могут обязывать сценаристов использовать в их работе нейросети;
  • если в написании сценария фильма используются какие-либо материалы, сгенерированные нейросетями, сценаристы должны быть поставлены в известность;
  • ИИ не может писать или переписывать литературные произведения, а сгенерированный нейросетями контент не может использоваться для преуменьшения заслуг писателей.

Если совсем просто, удалось как минимум отсрочить наступление киберпанк-будущего, в котором классическое кино потеснит «кино», сделанное без участия реальных актеров и сценаристов специально под предпочтения конкретного зрителя.

* * *

2023 год – самый тяжелый для Голливуда за несколько десятилетий. Даже сейчас, когда забастовки завершились, много неопределенности в индустрии. Студиям нужно адаптироваться под меняющийся рынок. Вероятно, бюджеты блокбастеров сдуются, оригинальные идеи будут финансировать так же охотно, как ненужные продолжения культовых серий, а полнометражные мультфильмы перестанут гнаться за реализмом и снова уйдут в творчество.

* * *

В этом году генеральным партнером Кибер Best стала Лига Ставок. Уже 28 января мы проведем трансляцию, где объявим победителей – будет 23 категории. А совсем скоро запустим голосование, где вы сможете выбрать лучшие фильмы и сериалы уходящего года!

+14
8 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Автор что-то исказил, о чём-то умолчал. Где-то сову на глобус натянул.
По франшизам - Форсаж и Стражи галактики всё также успешны, да и Миссия вошла в десятку самых кассовых фильмов прошлого года. Джон Уик 4 - опять же. И разве Человек-паук - не франшиза?
И что ждут в 2024 - Дэдпул 3, Балерину, Фуриосу, Дюну 2 и перезапуск DC.
Неакварельные "Братья Супер Марио в кино" обошли "Оппенгеймер".
Даже диснеевская Русалочка, при всей своей неоднозначности, и то откатала неплохо.

Поэтому вопрос не в названиях студий и франшизах. И даже не в качестве фильмов. Знал бы в чём - ушёл бы в продюсеры.
+7
0
+7
2023 год а сборы в кинотеатрах приравниваются к деньгам по прежнему. На деле 50 процентов в США, чуть меньше в европе и снг, не больше четверти в Китае. То есть сборы в мировом прокате в 200 миллионов это не более 100, вернувшихся студии. В случае с независимыми вроде Lionsgate и A24 все еще печальнее. То есть по факту производственный бюджет Капитана Марвел 2 это 250 плюс 100 маркетинг. Потери около 400 миллионов.
+2
0
+2
Внезапно человечество против тупизны?
0
0
0
Спасибо за статью. А может проблема еще и в кошельках потребителей? Не спорю, последние фильмы Марвел это рвота..
0
0
0
Автор что-то исказил, о чём-то умолчал. Где-то сову на глобус натянул. По франшизам - Форсаж и Стражи галактики всё также успешны, да и Миссия вошла в десятку самых кассовых фильмов прошлого года. Джон Уик 4 - опять же. И разве Человек-паук - не франшиза? И что ждут в 2024 - Дэдпул 3, Балерину, Фуриосу, Дюну 2 и перезапуск DC. Неакварельные "Братья Супер Марио в кино" обошли "Оппенгеймер". Даже диснеевская Русалочка, при всей своей неоднозначности, и то откатала неплохо. Поэтому вопрос не в названиях студий и франшизах. И даже не в качестве фильмов. Знал бы в чём - ушёл бы в продюсеры.
Удивительно, конечно, но ПОЧТИ всё дело в качестве продукта. При всех претензиях к Форсажу, на него идут именно ради духа Форсажа, а не ради духа Оппенгеймера. То есть, даже тот же Форсаж дает качество там, где от него ждут качество. Не говоря уже о тех же Джонах Уиках, Миссиях, Стражах, которые тоже дают качества там, где от них ждут качества.
0
0
0
Автор что-то исказил, о чём-то умолчал. Где-то сову на глобус натянул. По франшизам - Форсаж и Стражи галактики всё также успешны, да и Миссия вошла в десятку самых кассовых фильмов прошлого года. Джон Уик 4 - опять же. И разве Человек-паук - не франшиза? И что ждут в 2024 - Дэдпул 3, Балерину, Фуриосу, Дюну 2 и перезапуск DC. Неакварельные "Братья Супер Марио в кино" обошли "Оппенгеймер". Даже диснеевская Русалочка, при всей своей неоднозначности, и то откатала неплохо. Поэтому вопрос не в названиях студий и франшизах. И даже не в качестве фильмов. Знал бы в чём - ушёл бы в продюсеры.
«Стражи» – единственное исключение из всего MCU за год, да и те собрали чуть меньше второй части, несмотря на то что в сравнении с другими последними фильмами Marvel этот людей РЕАЛЬНО интересовал. «Форсаж» собрал терпимо, но, опять же, меньше предыдущей части. К тому же не секрет, что для фильмов с бюджетами 200-300 млн долларов давно установлена планка успеха в млрд долларов. Все, что меньше – это уже «так себе».

Конечно, люди больше всего ждут (сейчас) в следующем году продолжения серий – потому что это единственные фильмы, не требующие какой-либо рекламы для узнаваемости. При этом совершенно не факт, что эти фильмы хорошо соберут.
0
0
0
Удивительно, конечно, но ПОЧТИ всё дело в качестве продукта. При всех претензиях к Форсажу, на него идут именно ради духа Форсажа, а не ради духа Оппенгеймера. То есть, даже тот же Форсаж дает качество там, где от него ждут качество. Не говоря уже о тех же Джонах Уиках, Миссиях, Стражах, которые тоже дают качества там, где от них ждут качества.
Возможно, вам не довелось смотреть последний Форсаж, но качества там нет от слова совсем. То же могу сказать и про Стражей - с каждым годом графики становится всё больше, но при этом выглядит она всё хуже. А ещё в форсаже всё меньше и меньше машин, что абсурдно, автомобили из главных героев превратились скорее в бренд-маскот, который появляется то там то тут только ради небольшой изобретательной интеграции. А что до Стражей... Ну не знаю, чего люди ждут от этой франшизы, что заставляет их снова идти на неё, возможно все хотят вайба первой части..? Но его нет, и в сухом остатке это унылая супергероика, в которой режиссёр через экран говорит "я хоть убъю их всех, но больше фильмов не будет, Квилл срочно скучает по деду!"
Кстати, не видел чтоб кто-то затрагивал эту тему, но что стало с качеством дубляжа в кино? Неужели столько хороших актёров и титульных голосов уехало, что теперь Доминик Торетто выговаривает ещё меньше букв, чем раньше? Долгое время не был в кино, и такое разочарование испытал, как-то с домашним просмотром ничего не сравнится
0
0
0
Ответ Alexandro
2023 год а сборы в кинотеатрах приравниваются к деньгам по прежнему. На деле 50 процентов в США, чуть меньше в европе и снг, не больше четверти в Китае. То есть сборы в мировом прокате в 200 миллионов это не более 100, вернувшихся студии. В случае с независимыми вроде Lionsgate и A24 все еще печальнее. То есть по факту производственный бюджет Капитана Марвел 2 это 250 плюс 100 маркетинг. Потери около 400 миллионов.
База
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости