Что не так с «Пищеблоком»? Сериал критикует СССР – но получилось плохо
Кто пьет кровь трудового народа?
Садясь смотреть «Пищеблок», я боялся, что сериал будет идеализировать СССР и заигрывать с ностальгией. Ожидал увидеть знакомый каждому нарратив про мороженое за три копейки, бесплатную медицину, лучшие в мире балет, хоккей и образование. Оказалось, что сериал как раз критикует СССР, коммунистическую идеологию, быт и даже граждан шестой части суши.
Разбираемся, каким Союз показан в сериале, почему вампиры – это пародия на коммунистическую партию и почему в контексте сериала эта критика выглядит не очень обоснованной.
Посмотрели первую серию продолжения «Пищеблока». От визуала не оторваться
СССР в «Пищеблоке» – это бесполезные ритуалы и вседозволенность власти
Не мистическая, реальная жизнь в СССР, по версии сериала, держится на трех китах:
Во-первых, бессмысленная коммунистическая идеология. Флаги, галстуки, линейки, принципы ленинизма, коллективизм и вся официальная идеология показаны как пустая, ненужная мишура. Герои покорно исполняют советские ритуалы, потому что привыкли, потому что не понимают, что можно жить иначе.
Сюжет, герои и актеры «Пищеблока»: здесь все, что нужно знать о сериале
Сериал уделяет этому особое внимание: когда Валерка спрашивает свою возлюбленную Анастасийку, почему она его предала во время «товарищеского суда», девочка отвечает – так принято, все говорили, и она должна была.
Во-вторых, апатия и бездействие. Персонажи «Пищеблока» постоянно имитируют бурную деятельность, но на деле избегают ответственности и руководствуются принципом «лишь бы чего не случилось». Доктор Носатов знает, что каждый год гибнет 13 невинных детей – и просто пьет водку, чтобы заглушить совесть. Директор Колыбалов понимает, что лагерь захватили упыри, но считает, что все нормально, пока проверяющие довольны.
В-третьих, вседозволенность власть имущих. Главный носитель этой идеи – Саша Плоткин, жених Вероники и сосед Игоря по комнате. Он из семьи относительно крупных чиновников, поэтому ведет себя как хозяин жизни; другие перед ним пресмыкаются, его боятся. Саша прямо говорит невесте, что в случае отказа может разрушить ее жизнь.
– Сынок, кто пьет кровь детей?
– Пионеры
Диалог из «Пищеблока»
Принцип абсолютности власти реализован в сериале на каждом уровне – это пирамида угнетения: хулиганы издеваются над обычными пионерами, старшая вожатая Свистунова – над вожатыми, директор лагеря – над сотрудниками.
Вампиры в сериале – это пародия на коммунистическую партию СССР
В своих интервью Алексей Иванов, автор оригинального романа, напрямую говорит, что вампиризм – это метафора тоталитарной советской идеологии.
«Тоталитарная идеология оказывается прекрасным прибежищем для чудовищ, для вампиров. Это я и демонстрирую на примере пионерского лагеря»
Алексей Иванов
У вампиров в мире «Пищеблока» есть иерархия. На вершине находится стратилат. Он создает рядовых вампиров, которые полностью ему подчинены. Эти упыри пьют кровь и управляют ничего не подозревающими людьми.
Иерархия вампиров в сериале – пародия на политическую систему СССР. «Темный стратилат» – аллюзия на главу коммунистического государства, генерального секретаря ЦК КПСС. Не зря сцена, где стратилат Серп Иваныч окружен пионерами-вампирами, напоминает официальные фотографии генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева с детьми.
- Все комсомольцы вампиры?
- Нет, конечно, только некоторые
Диалог из «Пищеблока»
Рядовые вампиры-пиявцы – это партийные чиновники и руководители разных уровней. В первой серии нового сезона Валерка Лагунов говорит: «Вампиры встроились в систему. Им там хорошо, их никто не трогает».
Жертвы вампиров – простой народ, беспрекословно подчиняющийся государству.
Главные герои – диссиденты, борются с советской системой.
СССР в «Пищеблоке» – тоталитарное государство, в основе которого полное подчинение системе и абсолютная власть лидера-тирана.
В сериале вампиры, кусая человека, лишают его индивидуальности и свободы воли, то же происходит в рамках тоталитарной системы. Сами рядовые вампиры тоже полностью зависят от стратилата. Вероника говорит, что для Серпа Ивановича ей даже собственной крови не жалко.
В «Пищеблоке» есть еще одна интересная параллель между вампиризмом и советской идеологией. Стратилат может сделать вампиром только человека, который соглашается на это. Так и чиновниками в СССР могли стать только члены коммунистической партии.
При этом обычные люди – «корм», ничего не знают о вампирах, просто выполняют приказы кровососов.
Почему стоит смотреть новый сезон «Пищеблока»
Что не так с критикой СССР в «Пищеблоке»
Нет смысла спорить, насколько правдиво показан Советский Союз в «Пищеблоке» – это художественное произведение, оно не должно быть реалистичным.
Проблема «Пищеблока» в другом. Нам не объясняют, ради чего главные герои борются с вампирским тоталитаризмом, не раскрывают мотивы персонажей.
В сериале прослеживается четкое противопоставление коллективизма вампиров индивидуализму героев. Валерка говорит, что он лучше умрет, чем будет кому-то подчиняться. Но почему? Чего герой хочет? Чтобы его не трогали? Быть как все, но по-другому?
В финале первого сезона вроде бы изящный поворот сюжета: Валерка сам становится стратилатом, то есть герой теперь – потенциальный злодей. Кажется, что это идеальный задел на продолжение.
Только непонятно, чем Валерка до этого отличался от Серпа Ивановича. Не в плане классических приемов в духе «злодей – доппельгангер главного героя» или «с большой силой приходит большая ответственность». Какие у Валерки убеждения? Он хочет поступать хорошо и никому не подчиняться? А почему тогда сам Серп Иванович говорил, что они похожи? Потому что Валерка тоже знает, кто такие интервенты?
Самое интересное, что авторы сериала пытаются показать мотивацию главных героев, даже делают намеки, но не создают полноценный образ.
Игорь Корзухин – неформал, немного бунтарь, любит The Beatles и Дэвида Боуи, не любит советские газеты по утрам. Казалось бы, скоро нам покажут, как он ценит свободу и верит в уникальность каждого человека; как на него повлияли рассказы отца о других странах; дадут сцену, где он объяснит пионерам, что они не должны всегда ходить строем. Но нет, у нас тут просто рокер, разбирайтесь с его образом сами.
Другие персонажи такие же. В Саше Плотникове или пионервожатой Свистуновой нет глубины и противоречивости – они банальные, одномерные злодеи. Сериал прямо говорит: если герой верит в СССР – он плохой, но нам не объясняют природу его убеждений.
Противоречивость есть только в Серпе Ивановиче, но мотивы и здесь не объяснили. Почему он сдал брата и не хотел пить кровь? Из-за чего все-таки поддался вампирской жажде? Почему верит в советскую идеологию? На эти вопросы зритель не получил ответов.
Сериал показывает, что такое плохо, но ничего не говорит о том, что такое хорошо. Получается огульная критика, но нет никакой рефлексии, попытки понять эпоху. И мне непонятно, зачем создатели добавляли эту критику политической системы СССР к жанровому хоррору про вампиров и подростковый пубертат. Можно было обойтись перегибами на местах и «прекрасным далеко».
Еще о новых релизах