Реклама 18+
Реклама

Игроки vs «Ютуберы»: кто прав?

Вот и до меня дошла очередь завести свой блог на sports.ru.

Последние несколько месяцев я занимаюсь фриланс консалтингом и маркетингом в киберспорте, а до этого 4 года работал в одном из самых известных киберспортивных клубов в мире – Natus Vincere. Посетил более 30 турниров по Dota 2 и Counter-Strike в Америке, Азии и Европе, включая четыре The International`а. Спродюсировал три документальных фильма о Dota 2, занимался YouTube каналами, соцсетями, сэйлзами и маркетингом. В общем, имею наглость предполагать, что в теме киберспорта немного разбираюсь, а значит – имею право о нем писать :)

На этом со вступлением закончим и перейдем к основной теме блога: «Игроки vs Ютуберы – кто прав?». Напомню, что весь сыр-бор разгорелся из-за твита Людвига «zai» Волберга, в котором он обвинил популярного Ютубера NoobFromUA в нарушении авторских прав:

Эй @NoobFromUA, если ты хочешь делать ролики, вырезая видео/аудио из моих стримов, мог бы ты хотя бы попросить у меня разрешения, это уже не первый раз xd

Чуть позже к дискуссии присоединился Джеки «EternalEnvy» Мао, лаконично прокомментировав деятельность ютубера: «fuck you» (на момент написания блога Джеки удалил этот твит) и запретив создание видео со своих стримов. В итоге NoobFromUA извинился перед игроками и удалил с канала все проблемные видео.

Данный инцидент вновь разделил сообщество на два лагеря: кто-то рьяно поддержал игроков, другие начали защищать ютуберов. Давайте и мы попробуем разобраться, кто же на самом деле прав. Для этого рассмотрим три ключевых вещи:

1. Юридические права

Авторские права на любой контент из Dota 2 принадлежат компании Valve, о чем белым по черному написано здесь. При этом Valve вовсе не против размещения геймплея на YouTube и даже разрешают его монетизировать, о чем четко написано по этому адресу. Важным моментом является последний абзац:

Само собой, данная политика относится исключительно к контенту от Valve. Если вы включаете в свое видео чей-то еще контент, например, музыку, вы должны получить разрешение от его правообладателя. 

К этому пункту мы вернемся чуть позже.

2. Моральные права

Логично предполагать, что в процессе стрима игроки являются создателями контента: они общаются со зрителями, комментируют геймплей и всячески развлекают публику. Их контент уникален и неповторим: врывы на Пудже находятся на твич-канале Dendi, откровения молодого школьника можно увидеть на канале Sumail`а, а размышления о смысле жизни вы найдете на стриме EternalEnvy. Все эти игроки являются правообладателями созданного ими же уникального контента.

3. Реальность

Работая в должности Head of Video Production в Natus Vincere, как-то раз мне пришлось иметь дело с фейк-каналом Dendi на YouTube. Канал был достаточно жирный и наглый: более 100 000 подписчиков, иконка «verify» (канал подтвержден самим ютубом, как официальный), подпись «официальный канал Даниила Ишутина» и сотни украденых залитых видео со стримов Dendi.

К сожалению, по-хорошему решать дела владелец канала не захотел, и я обратился к нашему YouTube-партнеру. Вместе с ним мы составили таблицу соответствий между twitch и youtube-водами с указанием времени публикаций. Само собой, время создания twitch-водов было раньше, чем у видео с ютуба, что позволило сервису определить оригинального правообладателя видео. Канал нарушителя тут же получил около десятка страйков, а еще через пару дней бесславно умер от пожизненного бана.

Выводы

Как видите, на деле игроки имеют не только «моральное», но и вполне себе легальное право на свой стрим-контент. Еще раз вспоминаем примечание от Valve:

Если вы включаете в свое видео чей-то еще контент, например, музыку, вы должны получить разрешение от его правообладателя.

Какой контент есть в водах с твича? Правильно, комментарии игроков, а также созданный ими геймплей. Имеют ли право ютуберы заливать эти воды себе на ютуб и монетизировать их? Не имеют

Кто виноват и что делать?

К сожалению, сами игроки обычно не очень заморачиваются над публикацией своих стримов. Более того, почти все они сами нарушают авторские права, используя защищенную авторским правом музыку во время трансляции . Именно поэтому в твич-водах часто можно встретить большие куски с вырезанным звуком. Если игроки хотят дополнительно монетизировать свой контент, им стоит, во-первых, использовать copyright-free музыку (или же играть вообще без нее), а, во-вторых, регулярно вести и обновлять свои личные YouTube-каналы. Война с ветряными мельницами в виде ютуберов вряд ли будет здесь особо эффективна.

Сами ютуберы совершенно точно должны получать предварительно разрешение у игроков на публикацию их водов. Более того, моральный аспект подсказывает мне, что они вообще не должны монетизировать такие видео. Проблемы с хайлайтами и другими роликами, где используется контент с трансляций, я не вижу. Здесь ютуберы тратят свое собственное время и создают новый уникальный контент. Собственно, с хайлайтов и мувиков все и начиналось и никаких проблем здесь никогда не возникало.

Предлагаю всем высказать свое мнение в комментариях, а также подписаться на мои социальные сети:

Группа VK

Твиттер

Всем спасибо!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Уголок Тролля
+57

Опрос

Популярные комментарии
+7
Александр Лебедев
Энви вообще, по-моему, ни разу себя достойно не повёл, не зря ведь у него такая слава (в жизни/на стримах/на турнирах)! Ведёт себя будто бы он какой-то 23+ летний анимешник, играющий всю жизнь в доту и ничего не выигравший! Ах да... Ну а Зай может в плохом настроении из-за того, что девушка начала ему устраивать скандалы, что у него волосы лучше, чем у неё, а Артизи это просто наглый американец с СНГ-корнями, то есть у него вдвойне опухшее чувство собственного достоинства.

В данном случае я поддерживаю Ютьюберов в том моменте, что они всё равно создают контент. Они его должны найти/услышать/увидеть на чужом стриме, сохранить, смонтировать, залить, написать дескрипшион и так далее. Его смотрят люди, которые нигде и ни в каком виде его бы не увидели в другом месте, так что это как информационное просветление, сопротивляться этому - топтаться на месте.

Монетизировать это - другой вопрос, но, имхо, тут не такие бюджеты, чтобы стримеры (сами не чистые на руку в вопросах музыки и иногда даже фишек/приколов, особенно в русском комьюнити) вообще возмущались.

ТЕМ БОЛЕЕ, стримеры типа Зая. В чём ценность его стримов? Она стремится к минимуму, ведь это просто VOD профессионала под нелегальную музыку. Он не делает никаких интересных розыгрышей, викторин, энциклопедий, а просто играет и на него смотрят, ведь он про.

К примеру, в Харстоуне есть Амаз и Трамп, которые генерят огромные количества реально качественного полезного контента и его красть+использовать в корыстных целях это действительно противозаконно и аморально.

А вот эти вот хентайщики, узбеки и хоббиты нереально ленивы и решили просто "нажиться" на трудах других людей, которые делают ХОТЯ БЫ минимальные телодвижения, создавая какой-никакой, но контент, пусть и вторичный.
+6
nausee
сначала, то что здесь не поднималось - если они так ценят свою "интеллектуальную собственность", не должны ли они спрашивать у тех с кем играют в пабах - хотят ли те быть "застримленными"? серьёзно, играет какой-нибудь ЧСВ Артизи или ЧСВ Сумаил и им не нравится тиммейт, они начинают поливать его грязью, оскорблять, строить отношения с его родственниками. вам бы на его месте понравилось, что это видят тысячи людей? может знакомые узнают никнейм.

это самая важная проблема в данном вопросе и пока стримеры не начнут играть без музыки(без права трансляции) и в лобби, где все будут согласны быть на стриме - любые возмущения от них крайне лицемерны и эгоцентричны. остальное второстепенно.

безусловно, чей-то труд, чья-то идея должны быть либо оплачены, либо использованы с разрешения со ссылкой на первоисточник(к примеру).

но какое моральное право имеют эти стримеры возмущаться насчёт "копирайта", если они транслируют музыку(вряд ли спрашивая разрешения у исполнителей)?
+6
_human
Опять эта троица (Зай, Артур, Джеки) вбросила – и все бурлит. Какая глупость всерьез требовать от мувимейкеров не делать эти мувики. Не будет нубафромуа – будет следующий. Каналов с перепостами рофляночек дреда и ко – никак не меньше шести.

А все потому что ели это кому-то интересно, то оно непременно появится. Двадцать первый век на дворе. Никогда информация не была такой доступной. Как тут правильно заметили – очень напоминает нападки копирастов на торрентыи войны таксистов против такси-агрегаторов. А когда-то церковь запрещала метро, лошадники протестовали против автомобилей.

Вот и сейчас претензии "контентогенераторов" просто смешны.
Написать комментарий 56 комментариев
Реклама 18+