CS:Source – провальный шутер. Его погубили системные требования и любовь геймеров к 1.6
Разбираемся в причинах.
Counter-Strike вышел в конце 2000 года и сразу стал популярным хитом. Многие играли в более старые версии игры еще в 1999 году, но основную фан-базу игра получила после выхода этой версии. Но переход на CS:Source в 2004 году фан-база в Европе не приняла из-за разных факторов – графики, механики, изменений хитбоксов, а также отсутствия киберспортивной составляющей.
Почему фанаты влюбились в CS 1.6?
Версия CS 1.6 считалась чуть ли не идеальной, так как именно в ней были хорошо проработанная механика и неплохо сделанные гранаты. А еще были фишки с прострелами через стены, которые сделали игру более вариативной и интересной.
Также именно в этой версии КС началось быстрое развитие киберспорта. Помимо маленьких LAN-турниров, где команды играли за мизерные призы и хоть какое-то признание, появился турнир, ставший мечтой для каждого – ESWC. Именно ESWC 2003 принято считать первым чемпионатом мира по CS 1.6: в нем участвовали более 35 команд, а призовой фонд составлял целых 100000 долларов.
Помимо ESWC появилось большое количество турниров вроде CPL Europe, где начиная с 2001 года призовой фонд варьировался от 15 до 200 тысяч долларов.
Более того, у CS 1.6 были простые системные требования, особенно по меркам 2003-2005 годов. Именно эта версия была наиболее оптимизированной. Всего за пару лет до этого на многих турнирах, по воспоминаниям Арсения «ceh9» Триноженко, нельзя было пользоваться некоторыми гранатами:
«Тогда на турнирах нельзя было кидать смоки, потому что зависали компы у обеих команд – просто не позволяло железо».
CS 1.6 была настоящим хитом не только в киберспорте – продажи шутера превысили 32 млн копий на сегодняшний день. Для сравнения, GTA V была продана в количестве 24 миллионов копий на 2021 год. А ведь мы даже представить не можем, сколько пиратских копий 1.6 было скачано за все время.
Провал CS:Source по техническими причинам. Не помогли даже высокие отзывы критиков
CS:Source вышел в 2004 году – он должен был стать улучшенной версией CS 1.6. Были изменены хитбоксы, улучшены графика и сетевой код. Игра получила очень высокие оценки от самых известных и узнаваемых сайтах об играх: 88/100 – общий рейтинг на Metacritics, 90/100 от Eurogamer и 91/100 от GameRadar.
Казалось бы, вторая версия уже успешной игры получает отличные оценки от критиков и позиционирует себя как перспективный и качественный продукт, что же может пойти не так? Ответ простой: системные требования, киберспорт и консервативность игроков.
У Counter-Strike Source были довольно высокие системные требования, которым соответствовали далеко не все компьютеры. Некоторые турниры, как рассказывал ceh9, проводились в формате, когда групповая стадия походила в 1.6, а плей-офф – в Source. Все из-за того, что не хватало достаточно мощных компьютеров.
Другой причиной провала стала механика игры. Игра казалась медленнее, как будто из FIFA 18 переходишь в FIFA 20. А обновленные хитбоксы не позволяли игрокам привычно попадать, поэтому многие сразу отказывались от игры.
Раскол киберспортивного сообщества и популярность в США
Настоящий раскол сообщества произошел в киберспортивной сфере. В Европе и Бразилии почти все профессиональные команды остались в CS 1.6, так как считали, что в Source нужно «меньше скилла». К тому же в игре не видели серьезных отличий, ради которых можно было бы бросить первую версию. В то же время в США игроки с большей охотой переходили на новую версию.
На одном из стримов Ceh9 рассказал, что CS:Source был популярен в США потому, что геймеры стараются следить за новыми тенденциями:
«Source был гораздо популярнее в Америке, чем 1.6. Турниры по CS:Source проводились поначалу в США, и только потом уже пришли в Европу. Американцы играют только в новые игры – это можно увидеть и на примере Valorant, в который первыми перешли именно американцы».
Арсений прав. Первый крупный турнир (CPL) по Source провели лишь спустя три года после выхода игры – он прошел в Далласе, США. Призовые турниров по Source тоже сильно отставали от 1.6 – призовой фонд на первых ESL Major Series в 2007 году не превышал $5000. А призовые на самых крупных турнирах от CPL были меньше, чем приз за второе место на ESWC по 1.6 в 2003 году.
CS:Source проиграл CS 1.6 в киберспорте и популярности, но главное подтверждение – количество проданных копий. Продажи Source составили чуть больше 4 миллионов копий – почти в 8 раз меньше, чем 1.6.
В итоге Source стал жалкой копией того, чем его видела Valve. И хоть Source не стал легендарной частью игры, как 1.6 или Global Offensive, он все же навязал конкуренцию, а также предоставил комьюнити выбор, которого у него ранее не было.
Лучшие посты по CS:GO – у нас
- Топ-10 лучших каэсеров 2020 года по версии Sports.ru
- Нож в Counter-Strike – один из главных символов игры. Раньше с него унижали соперников, а теперь это модный аксессуар
- Камбэки в CS:GO – особое искусство. На про-сцене есть несколько рецептов эпичного возвращения в игру
- Главный читер в профессиональном CS:GO: он играл в полуфинале мейджора и уничтожал Пашу Бицепса, а потом потерял все
- nomHume, как писали Bot tak в компьютерных клубах? Эта романтика до сих пор с нами
- Оказывается, в CS:GO есть сюжет! В нем революционеры сражаются со спецназом и хотят взорвать Nuke
- Карты с заложниками – классика CS. Это был первый режим в игре, но сейчас играть в него очень сложно
- Самый необычный турнир в истории CS:GO: у команд было по 4 жизни, зрители выбирали карты, победители сами назначали матчапы
2000 год - выход патча 1.0.
Так что предыдущий оратор насчет версии абсолютно прав.
Ка киберспорт начинался в КС явно не с 1и6, а гораздо раньше.
да и вышла она вроде в конце 2002-навале 2003 годов, никак не в 2000.
Точно помню, что вцг 2002 М19 взяли на версии 1и5.