Обзор Marvel’s Guardians of the Galaxy. Игра года
Погорский в полном восторге.
После провальных и попросту разочаровывающих The Avengers в сторону Guardians of the Galaxy – второй игры по лицензии Marvel от Square Enix – мне, как и многим другим, даже не хотелось смотреть. Не помогала и скудная рекламная кампания: в отличие от явно флагманских «Мстителей», издатель так лениво рекламировал «Стражей», будто просто планировал выбросить проходной проект на верную финансовую смерть. Случился пранк: Marvel’s Guardians of the Galaxy оказалась безоговорочно замечательной игрой. Ровной такой, какими должны были быть «Мстители».
Вместо игры-сервиса студия Eidos Montreal (известна по последним Deus Ex) сделала классическое одиночное приключение с законченным сюжетом и без каких-либо DLC. Вы можете разве что получить пару декоративных костюмов для Звездного лорда за покупку лимитированного издания, но их можно разблокировать и просто во время прохождения.
Игровые «Стражи Галактики» полностью независимы от экранизаций Джеймса Ганна и скорее опираются на комиксы-первоисточники, что заметно по несколько иным характерам и совершенно другому дизайну персонажей – хотя при желании, например, Дракса можно переодеть в киношный скин. По сюжету недавно собравшиеся Стражи Галактики – наполовину землянин Звездный лорд, приемная дочь Таноса и убийца Гамора, воин Дракс Разрушитель, не-енот Ракета и разумное дерево Грут – пытаются заработать репутацию вполне легальных наемников с официальной регистрацией и без космической полиции на хвосте. Впрочем, героев все равно тянет на авантюры: в начале им выписывают крупный штраф за незаконное проникновение на запретную территорию с целью мародерства.
Тем временем на галактику – тоже по косвенной вине Стражей – надвигается угроза, по масштабам сопоставимая с Коллекционерами из Mass Effect 2: некогда малоизвестный космический культ каким-то образом обращает в свою веру все больше разумных существ, расползаясь по космосу как чума. Справиться с приближающимся апокалипсисом могут только Стражи Галактики, причем для команды – особенно одного из них – это будет во многом очень личный квест.
За поверхностным, типично комиксовым конфликтом в Guardians of the Galaxy скрывается ладно скроенный сюжет о семье (сразу в нескольких смыслах), борьбе с чувством утраты и скорби после разрушительной Галактической войны. Конфликт с расой захватчиков читаури, в котором участвовал каждый из Стражей несколько лет назад – одна из многочисленных отсылок к комиксам Marvel, которых здесь полно. Причем весь фан-сервис здесь вплетен очень органично: можно запросто представить, что всех этих персонажей и события придумала для игры сама Eidos, а не позаимствовала фрагменты готовых и известных историй. Признак хорошей адаптации.
Во многом поэтому «Стражи» не ощущаются вторичным произведением – это «вещь в себе» в лучшем смысле. Здесь есть несколько неожиданных – даже относительно комиксов, – но логичных сюжетных поворотов, меняющих восприятие истории. Хватает и других авторских находок студии: нелепое прозвище «Звездный лорд», которое Питер Квилл придумал сам себе, в игре объясняется его подростковой любовью к одноименной вымышленной рок-группе на Земле. Для Star-Lord даже записали несколько полноценных треков – они составляют примерно половину совершенно космического саундтрека, который в остальном собран из культовых лицензированных треков 80-х от I Need A Hero Бонни Тайлер до Tears for Fears – Everybody Wants to Rule the World. Они играют в сражениях, на фоне отдельных сцен и на борту корабля Стражей «Милано» – там треки можно свободно переключать в проигрывателе.
Я сразу полюбил спокойные секции на «Милано» за особенную атмосферу, напоминающую Mass Effect. В перерыве между миссиями Стражи производят впечатление настоящей команды или шумной семьи. Питер и Гамора переодеваются в удобную и несколько неряшливую гражданскую («домашнюю») одежду. Персонажи переговаривается между собой о недавних событиях или на отвлеченные темы. Кто-то постоянно оставляет открытым дверцу холодильника, хотя все утверждают, что именно они постоянно ее закрывают за другими. С каждым Стражем можно либо поговорить по душам, либо, например, неожиданно спеть любимую песню.
Даже если просто встать на месте и положить геймпад, то жизнь на «Милано» продолжит идти своим чередом без участия игрока: кто-нибудь обязательно поссорится, над кем-то подшутят, другие просто начнут произносить мысли вслух и заниматься своими делами. Хотя такие моменты в «Стражах Галактики», разумеется, довольно легко разобрать на набор скриптов, игре удается создать и поддерживать едва уловимое ощущение «дома» – чувство для больших видеоигр совершенно удивительное и редкое.
Впрочем, большую часть времени предстоит провести за пределами корабля, где «Стражи» превращаются в дикий аттракцион, всегда непредсказуемый и захватывающий. Eidos срежиссировала приключение, в котором нет четкой структуры, из-за которой игры обычно кажутся искусственными. В одну минуту герои просто бродят по поверхности очередной планеты и общаются, отпуская практически всегда смешные колкости. Затем все идет не по плану и мирная секция сменяется битвой, либо поиском пути к спасению в экстремальных условиях, либо сражением с боссом, либо даже какой-нибудь новой механикой.
Я играл на PS5, где в «Стражах» вообще нет загрузок (разве что небольшая в самом начале и короткие после смертей) и у меня почти не возникало желания отвлечься от прохождения – на сон, например. Продолжительность Marvel’s Guardians of the Galaxy составляет примерно 15 часов, а удерживать внимание игрока все это время – мастерство, которым обладают считанные студии. Оказывается, Eidos Montreal – из их числа.
После первых трейлеров были опасения насчет боевой системы: напрямую управлять можно только Звездным лордом, лишь отдавая приказы остальным Стражам. Система получилась довольно аркадной, но это и хорошо: любые стычки проходятся зрелищно, быстро и без особого труда, но с чувством, что победа все же достигнута твоими стараниями. Достаточно позиционировать Питера подальше от врагов и регулярно использовать подходящие способности Стражей: у каждого члена команды их по 4 штуки. Дракс специализируется на оглушении врагов, Гамора эффективно добивает отдельные цели, Грут может парализовать или подбросить целую толпу, Ракета наносит огромный урон по площади взрывчаткой. У самого Звездного Лорда, помимо обычной стрельбы, есть несколько стихийных модификаторов, каждый из которых полезен против сильных врагов с соответствующей иконкой рядом со шкалой здоровья. Разобраться в арсенале способностей, модификаторов и улучшений просто – их не так много и они открываются постепенно.
Самая знаковая механика боевой системы называется «Летучка». При накоплении специальной шкалы Питер может прервать бой, чтобы подозвать к себе Стражей и выслушать их переживания, после чего нужно выбрать одну из двух мотивирующих речей в зависимости от ситуации. Верный вариант дает сильный бафф всей команде, неправильный – только Звездному лорду. На фоне при этом начинает играть случайный взрывной ретро-хит. Все это безумно весело и не надоедает – разве что бывает неловко, когда тратишь 20-30 секунд на активацию «Летучки», только чтобы сразу после этого сражение сразу закончилось.
Вне боя геймплей тоже увлекает сразу несколькими активностями. Во-первых, здесь поощряется внимательность и желание облазить каждый угол: в укромных местах спрятаны ресурсы для крафта улучшений и, что важнее, десятки уникальных костюмов для каждого из Стражей, по уровню проработки не уступающих стандартным обликам. Во-вторых, время от времени нужно решать несложные головоломки, использующие уникальные навыки персонажей: Грут делает мосты из веток через пропасть, Ракета пробирается в узкие проходы и взламывает технику и так далее. Это лишний раз подчеркивает, что Стражи Галактики – не просто кучка случайных персонажей Marvel, а все-таки (относительно) слаженная команда.
Есть в игре и частичная нелинейность. Регулярно Питеру нужно выбрать одну из двух реплик или вариантов действий в сюжетных сценках и разговорах – это либо задает направление конкретному диалогу, либо немного меняет развитие событий в дальнейшем. В начале, например, Ракета навязывает Питеру пари: кто расстреляет больше паразитов до конца миссии – через несколько глав персонажи вспомнят о результате. В другом месте стражам нужно отвлечь антагониста, пока товарищ ищет пути для отступления – если провалить поручение, то миссия слегка затянется, и персонаж несколько раз пожалуется, что команда его подвела.
Подобные развилки не подаются как ключевая механика, ради которой кампанию стоит пройти несколько раз. Она нужна, чтобы «Стражи Галактики» казались еще живее и искреннее – при том, что этих качеств игре и так не занимать.
* * *
Игру «Стражи Галактики» можно описать одним словом: «удивительная». Именно этот эпитет приходит в голову каждый раз, когда восхищаешься очередным инопланетным пейзажем: это не некстген в техническом плане, но на PS5 в связке с хорошим телевизором игра выглядит фантастически красиво за счет арт-дизайна. Или когда прогуливаешься по огромной космической станции «Забвение» – мирному хабу, где хочется останавливаться рядом с каждым прохожим, чтобы подслушать экспозиционные диалоги о мире игры, либо, например, купить лотерейный билет. Или когда в кадре появляется очередной культовый персонаж из комиксов, проработке которого уделили не меньше внимания, чем Стражам. Или когда от многочисленных шуток персонажей правда хочется смеяться – много ли вы можете вспомнить по-честному смешных больших игр? И, наконец, когда испытываешь такие сильные эмоции, будто проходишь не среднебюджетный проект по лицензии, а блокбастер калибра топовых эксклюзивов PlayStation. «Стражи Галактики» даже проходит «проверку зрителем»: если кто-то взглянет на экран, пока вы играете, то не уже не сможет переключить внимание на что-то другое – проверено. Все это удивительно – и никак иначе.
Единственный недостаток Marvel’s Guardians of the Galaxy можно исправить патчами: игре местами недостает полировки. Персонажи часто перебивают друг друга, если игрок движется по локации быстрее задуманного, редкие анимации воспроизводятся недостаточно плавно, а один раз мне пришлось вернуться к последнему чекпоинту из-за сломавшегося триггера окончания боя. Это мелочи, но они – пока что – присутствуют.
В остальном это отличная, прекрасная игра. В ней нет ничего прорывного или инновационного, но все знакомые идеи и механики собраны вместе так, что к этому не хочется придираться. К тому же у «Стражей», в отличие от какого-нибудь Человека-Паука или Бэтмена, раньше не было крутых и больших игр, чтобы использовать их опыт для создания шедевра, но Eidos Montreal попала в яблочко с первой попытки, проделав весь путь самостоятельно.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Обзор Metroid Dread. Харкдорная игра, благодаря которой я заново полюбил Nintendo Switch
Бабушка-геймер с ютуба разбирается в играх лучше молодежи. Хочу стать ей, когда постарею