Все победители мейджоров в CS общались на одном родном языке. Разве это не странно? И почему в Доте не так?
Коммуникация в CS важнее, чем вы думаете.
За 16 мейджоров в финалах сыграли 32 команды, и только в двух из них – G2, FaZe – игроки общались на иностранном языке. Многоязычные команды ни разу не выигрывали мейджор, и в целом завоевали меньше трофеев, чем команды, составленные из игроков одной страны или нескольких близлежащих стран с общим языком.
Проговорим очевидное: в NAVI или Virtus.pro играли и играют люди из России, Украины, Казахстана и Латвии. Но все они знали русский, причем с детства. В составе NAVI с Гардианом, который дважды играл в финалах мейджора, тоже общались на русском – словак выучил язык, а остальным не пришлось переходить на иностранный.
А теперь давайте разберемся, почему у команд, которые говорят на одном языке, есть преимущество.
В CS очень важна коммуникация, а на иностранном языке сложнее оперативно передавать информацию
Без хорошей стрельбы и тактик турниры, конечно, не выиграешь. Но на этих двух аспектах CS не заканчивается. В игре очень важна коммуникация, причем в некоторых моментах нужно сообщать информацию максимально оперативно и точно. На родном языке это сделать проще – даже если мы забудем название позиции, мы что-то да скажем. А на иностранном могут возникнуть проблемы, даже если есть базовое знание.
Посмотрите, как Симпл пытался объяснить Айкену местоположение соперника:
«Слева, Айкен, слева сверху, слева сверху, да, да, ты видел его, рампа, рампа, шадоу, не шадоу, но эта крыша… Рампа, рампа, да, Айкен, справа на рампе, рампа, рампа, рампа, здесь или шадоу. Ты слышишь? Можешь просто навести прицел на позицию и я скажу, там или не там. Как я еще объясню, где это? Я даже не помню, как мы это называем в NAVI».
Если закрыть глаза и только слушать информацию, которую доносил Симпл, можно ли понять, где находились соперники? А незнание языка лишь добавит хаоса в тимспике. Представьте, что вам дают инфу так же неуклюже, как Симпл, но еще и на иностранном языке. Возможно, вы начнете нервничать или даже паниковать в попытке понять тиммейта, и только из-за этого проиграете раунд.
Адрен, у которого был опыт игры в FaZe, рассказывал о трудностях коммуникации внутри игры. Поначалу ему было очень сложно постоянно общаться на английском:
«Ты должен по-английски думать быстро, ты должен принимать решения быстро. И у меня начинался такой брейнлаг, и из-за этого я часто терялся. В русскоязычной команде я бы быстро адаптировался и не терялся в каких-то ситуациях. В FaZe первые два-три месяца я терялся вообще в игре. Я выбегал как полный нуб, смотрел на все позиции».
Знания английского на базовом или разговорном уровне недостаточно, чтобы доносить мелкие детали, которые очень важны:
«У меня было много чего сказать команде. Я мог сделать команду намного лучше и сильнее, но мне не хватало словарного запаса. Я думал, что неплохо знаю английский. Разговорный какой-то есть, но вот именно что-то донести до команды...»
Адрен всегда играл в русскоязычных составах, попал в FaZe и был вынужден резко переключиться на английский. А как дела обстоят у тех, кто давно играет в многоязычных составах?
Рейн, который выступает за FaZe почти шесть лет, отметил, что с приходом Твистза в команде стало лучше с коммуникацией:
«Рассел – носитель английского языка, и это очень помогает. У команды стала более свободная коммуникация в целом».
И это не значит, что Рейн или другие члены FaZe знают английский плохо – и поэтому когда пришел Твист, все почувствовали разницу. Просто Рассел быстрее думает на этом языке, а значит тиммейты быстрее получат инфу, накинут гранату или придут на помощь.
В 2018-м году Стьюи пришел в SK Gaming, где играли одни бразильцы. В первую очередь он подметил проблемы с коммуникацией у некоторых игроков:
«Фоллен и Фер говорят на английском лучше всех, и они больше всего общаются со мной в игре. Колдзера думает на португальском, а только потом говорит на английском. Он немного боится говорить, потому что не знает, как сказать, что именно он имеет в виду. У Болтза с английским еще хуже, но он знает базу. Думаю, все нормально».
Если тот же Колдзера не мог ясно выражать свои мысли, то это не могло не сказаться на качестве игры. Неудивительно, что у того состава ничего не получилось.
А как вообще устроена коммуникация в CS? В чем сложность?
В шутерах, в отличие от тех же MOBA, за матч происходит больше критических ситуаций, в которых нужно передавать максимум информации. И делать это быстро. Раунд в CS длится меньше двух минут, и за это время случаются несколько моментов, когда нужно очень плотно коммуницировать с тиммейтами: обсуждение плана на раунд, информация о местоположении и перемещении соперника, общение в клатчах.
Посмотрите, как много информации проговаривают NAVI. Вся информация здесь по делу, дает понимание, что делает соперник и что делают игроки NAVI.
Отдельно мы выделили моменты, которые трудно было бы сходу передать на иностранном языке.
Первый момент:
Перфекто: «Я даю «молотов».
Электроник: «Под коврами тип».
Бумыч: «Аккуратно, Ропз, Саня, Ропз, аккуратно».
Флейми: «Смок дал ковры. На борту походу играет».
Симпл: «Дал флэшку, ждите».
Электроник: «Саня, Ропз, аккуратно, Ропз, аккуратно».
Симпл: «Я белый, он был сверху единицы».
Бумыч: «Не разбили окно, ребят, три А будут играть. Под коврами, убил!»
Флейми: «Под коврами, убил?»
Бумыч: «Да, под коврами убил. Еще аккуратно в упоре».
Электроник: «Я по стенке давлю».
Бумыч: «Дал молик. Между, аккуратно».
Симпл: «Элек, аккуратно».
Бумыч: «КТ, один перетягивается».
Электроник: «Не вижу между».
Флейми: «Между не было».
Симпл: «Даю флэш. Дал!»
Перфекто: «Я ставлю».
Второй момент:
Бумыч: «Возьмите врыв».
Электроник: «Да, он меня отстреливает».
Бумыч: «Ставлю дефолт».
Блейд: «На позицию!»
Перфекто: «Я на мейн зашел, ой, я на форесте».
Флейми: «Я иду мидл».
Перфекто: «Мейна не было».
Электроник: «Обо мне знают, что я на двойке».
Бумыч: «Я в дефолте живу».
Перфекто: «Я на форесте».
OG дважды выигрывала Инт – в Доте вообще не важна коммуникация?
Коммуникация важна во всех киберспортивных дисциплинах, особенно на самом высоком уровне.
OG, составленная из игроков из пяти разных стран, действительно дважды выигрывала Инт. Но дело в том, что в Доту в Европе играет не так много людей, и собрать хороший моноязычный состав попросту не получится. Чтобы добиваться высоких результатов, игроки вынужденно объединяются с представителями других стран. Победы OG – это не показатель того, что интернациональные составы в Доте – лучшее решение. Мы не знаем, как выступала бы датская команда, где собралось бы пять игроков со скиллами Нотейла.
В регионах, где Дота развита (Китай и СНГ), также выступают моноязычные составы.
В CS появляется все больше интернациональных составов. Деградация сцены или новые правила игры?
Все вместе.
Два года назад на про-сцене было две неплохих французских команды: G2 и Vitality. Если слухи о переходе игроков Astralis в Vitality подтвердятся – не останется ни одной. Fnatic, в которой почти всегда играл чисто шведский состав, в этом году тоже перешла на интернациональную модель ростера. Ence всегда знали как команду, где играют финны – сейчас там один представитель этой страны. Также появляются новые составы, при создании которых вообще не смотрят на гражданство игроков – например, MAD Lions. За них выступают два датчанина, украинец, испанец и литовец.
За последние годы европейская сцена стала слабее. Ситуация, конечно, не такая, как в Доте – сильные составы из отдельных стран есть. Но раньше их было больше. Решение собрать интернациональный состав (как в случае с той же Fnatic) – попытка пережить кризис локальной сцены, при котором не появляется достаточное количество игроков, способных заменить ветеранов. Например, кто из нынешнего состава NIP играет так же, как Форест с Гет Райтом на пике формы?
С другой стороны, интернациональные составы – это стирание границ. Теперь не нужно собирать команду только из игроков одной страны. Цель многих молодых киберспортсменов – пробиться в FPL, а без хотя бы базового знания английского делать там нечего. По сути, хороший интернациональный состав – прокаченная версия рандомной пятерки на FPL.
Играя FPL, игроки, может и неосознанно, но понимают, что не в моноязычном составе можно выигрывать. И в будущем они хотя бы рассмотрят предложения таких команд, просто потому что у них уже есть опыт.
* * *
Основная идея собрать интернациональный состав понятна. Зачем искать пять сильных игроков в одной стране, если можно набрать лучших независимо от языка, на котором будет происходить общение.
При создании таких составов часто не учитывается фактор коммуникации. И в результате получается, что пять крутых игроков внезапно начинают проваливаться на турнирах.
Конечно, это не значит, что интернациональные составы – априори провальная идея. FaZe в 2018-м по всем параметрам была сильнее Cloud9 и была обязана выигрывать финал мейджора. И наверняка FaZe, G2 или любая подобная команда еще выиграет мейджор, особенно учитывая последние тенденции.
Просто у составов, где все говорят на родном языке или языке, который знают с детства, уже есть преимущество – игрокам не нужно думать, как и что сказать, чтобы тиммейты точно поняли. Им не нужно тратить лишние секунды, чтобы точно донести свою мысль.
Лучшие посты о CS:GO – у нас
- Самый агрессивный игрок в CS:GO – бразилец Андрей. Он пушит в дым с AWP и за 15 секунд долетает до спавна противников
- Лучший игрок в CS выиграл главный турнир с 10-й попытки. Путь Симпла – боль и старание
- Академия NAVI – гениальное решение. B1t – первый успех, но система работает и дальше
- Отсылки к России и Украине в CS:GO: карты, агенты, скины
- Флэшка – самая умная деталь в CS:GO. Одним броском берутся целые раунды
- 3 лучших игрока в CS, которые так и не брали мейджор
- Симпл и Электроник – как Роналду и Бензема времен «Реала». Один – лучший в мире, другой – всегда в тени
- Гейб давно игнорирует CS:GO: не появляется на мейджорах (хотя обещал), а говорил о шутере лишь пару раз
- 7 дорогущих AK-47 с мейджора. Китаец наклеил стикеры по 40k на стоковый Калаш – теперь они ничего не стоят
- NiKo не стал лучшим игроком года и не выиграл мейджор. Он всегда остается в тени
Нет. Странно было б если бы они пытались общаться на разных Kappa
Почему это должно быть странно? Бредятина. Кто это пропускает вообще?