Выход новых фильмов – больше не праздник и даже не событие

Погорский о новом восприятии кино.

Несколько лет назад, до того, как пандемия коронавируса уничтожила наш мир в привычном понимании, я посещал кинотеатры с частотой, с которой прилежные католики ходят в церковь – каждую неделю, а иногда и чаще. Было нечто особенное в том, чтобы приходить в зал и на полтора-два часа погружаться в чужую историю в темноте, а затем возвращаться в реальный мир, на свет. Конечно, во многом это личный обряд, но отдельным опытом становился просмотр новых блокбастеров. Пойти на новых «Мстителей» или, например, «Интерстеллар» в первые дни проката – все равно что заглянуть на метафизическую поп-культурную вечеринку мирового масштаба. Ты не просто посмотрел фильм, но и влился в глобальное обсуждение культурного явления. Вне зависимости от того, оказался ли блокбастер хорошим или плохим, ты ощущал пьянящее чувство причастности к чему-то больше тебя, твоего города и даже твоего континента.

С тех пор для меня все глобально изменилось как минимум дважды. Сейчас у меня все еще есть возможность ходить в кино на новинки в день мировой премьеры – потому что я сам нахожусь в другом месте. Вот только опыт просмотра все равно другой – и дело совсем не в том, что в кинотеатре я теперь безальтернативно слышу англоязычную речь актеров без субтитров. Пропала та самая социальная составляющая киносмотров, которая раньше добавляла красок и контекста любой новинке. Теперь я смотрю фильмы для себя. Я ощущаю себя одиноким – это нелепо и странно, но иначе не сказать.

Когда пришел на «Индиану Джонс» в пустой IMAX-зал.

Такое состояние я в полной мере ощутил только этим летом. Главной причиной его возникновения – среди тех, о которых может писать автор российского издания – стали санкции крупнейших киностудий Голливуда. Как вы знаете, весной 2022-го в Россию перестали отправлять большинство новинок американского кинопроката. Однако к тому моменту, когда мы вообще были в состоянии думать о походе в кинотеатры, возникла странная схема параллельного импорта: окольными путями фильмы все-таки попадали на российские большие экраны. Да, с небольшой задержкой и меньшим охватом – но в целом будто бы «как раньше». Поэтому когда я смотрел, скажем, «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» вне России, то знал, что через неделю-две смогу поспорить о фильме с друзьями из России. Чувство причастности дало трещину, но сохранилось.

Так было до июня-июля. Волшебный параллельный импорт, позволявший россиянам смотреть голливудские блокбастеры практически одновременно с миром, превратился в тыкву. Я все еще смотрел «Флэша» и «Индиану Джонса» в первые дни проката, но лишился возможности обсуждать их в привычных кругах. Конечно, я все равно продолжил делиться мнениями о фильме – в рецензиях на Кибере и в чатах, – но теперь я ощущал себя бабушкой из моего любимого мема, которой улыбчиво кивают и отвечают: «Конечно-конечно, бабуля, пойдем уложим тебя спать». Потому что для этих людей я рассказываю о каких-то небылицах, которые появятся в их жизни в лучшем случае спустя пару месяцев.

Как я ощущаю себя, выпуская рецензии на новые фильмы.

Странный момент в том, что восприятие мной самих фильмов как художественных произведений не изменилось. У меня все еще на пару недель пропала воля к жизни после отвратительных новых «Трансформеров», я все еще пришел в полный восторг от умной и смешной «Барби». Но теперь мне не с кем разделить эти сантименты в осмысленной манере. Когда мои русскоязычные знакомые посмотрят «Барби», для меня этот фильм уже станет прекрасным, но далеким воспоминанием. И, судя по всему, в будущем положение дел сохранится.

Конечно, посвящать целую колонку чувству причастности от просмотра фильмов – это «проблемы первого мира», учитывая нашу реальность. Я это понимаю. Но поскольку моя профессия связана с обсуждением игровых и кино- индустрий, мне хотелось зафиксировать это неочевидное, но значимое изменение в культуре потребления медиа.

Кажется, и для россиян – тех, кто все еще живет в России – это явление тоже будет ощущаться все сильнее. Представьте себе: почти во всем мире выходит «Мстители: Война бесконечности», а вы получаете возможность посмотреть фильм только спустя 2-3 месяца. Когда интернет уже утонет в мемах про щелчок Таноса и откровенных спойлерах, возможно, одного из самых культурно значимых кино современности. Каково это? Вероятно, узнаем в ближайшем будущем.

+11
34 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Почему же?
Потому что очень тупо, Стас. Очень. Получается, в твоей парадигме приятнее посмотреть проходняк и обсудить его, нежели насладиться шедевром для себя. Для тебя два месяца - это уже старый фильм, лол, о чем тут ещё говорить.

Это вообще твоя главная проблема, судя по предыдущему тексту: ты слишком умён, чтобы быть счастливым, и слишком туп, чтобы быть счастливым. Ну то есть ты можешь насладиться фильмом, но наслаждаешься дерьмом уровня Барби, считая его умным фильмом. Лень развивать мысль.
+8
0
+8
Умная и смешная "Барби" это ирония? Или автор правда, считает этот набор феминистических идей, особенно во второй половине фильма смешным.
+5
0
+5
О каких фильмах он говорит? Барби какие-то... Сильно ты головой ударился. Пошли, скоро елки 9 выходят
+5
0
+5
О, это же кинокритик, который очень хвалил новый флеш и барби за свежие и актуальные мысли в фильме.

Я думаю россиянам тоже очень тяжело, что они не смогут обсудить с вами эти и новые фильмы. Но вы держитесь
+3
0
+3
Однажды утром в бассейне
Я тебе прочитал Есенина,
А ты, усмехнувшись немножко,
Быстро брассом к дальней дорожке.

А потом я подсел к тебе в плавках
Прям на мокрую длинную лавку.
И читал долго, нежно так Лорку,
Все вдыхая с воздухом хлорку.

Но и тут ты меня озадачила
И границы свои обозначила.
Как же сделать тебя мне податливой?
Может, текстом великого автора?

Предвкушаю забавы я плотские
И читаю на ушко Погорского.
Тебя рвет прямо в воду, из носа кровь.
Так от Стаса погибла моя любовь.
+3
0
+3
"Ты не просто посмотрел фильм, но и влился в глобальное обсуждение культурного явления"

Разбил лицо фейспалмом, поставил синяки на оба глаза, и дальше читать не смог. Хорошо, что умею печатать вслепую.
+3
0
+3
Всегда смотрел только цифровые релизы, не вижу большой проблемы. Блокбастеры в основном обсуждают подростки, у них невысокая ценность, а интересные темы в своей компании всегда найдутся, они ведь не обязаны следовать за трендами. А вообще кино обречено проиграть стримингу.
+3
0
+3
Ночью сел ты на крае матраса, Вспоминая Погорского Стаса. Осознание горячит кровь: Только Стас – твоя страсть и любовь.
За попытку лайк, но мое лучше объективно, и сюжетно, и ритмически.

И вообще, я вот уже три идеи вам на блюдечке принес, а редакции плевать:
- Погорский AI
- Конкурс стихов про тексты Стаса
- Тематические интеграции душевных излияний Стаса с сервисами психологической помощи

Когда работать начнем, товарищи?
+2
0
+2
Однажды утром в бассейне Я тебе прочитал Есенина, А ты, усмехнувшись немножко, Быстро брассом к дальней дорожке. А потом я подсел к тебе в плавках Прям на мокрую длинную лавку. И читал долго, нежно так Лорку, Все вдыхая с воздухом хлорку. Но и тут ты меня озадачила И границы свои обозначила. Как же сделать тебя мне податливой? Может, текстом великого автора? Предвкушаю забавы я плотские И читаю на ушко Погорского. Тебя рвет прямо в воду, из носа кровь. Так от Стаса погибла моя любовь.
Ночью сел ты на крае матраса,
Вспоминая Погорского Стаса.
Осознание горячит кровь:
Только Стас – твоя страсть и любовь.
+2
0
+2
Это вкусовщина и тот самый личный ритуал, о котором пишет автор. У других людей другие ритуалы.

Я и до санкций много лет назад стал всё реже и реже ходить в кино. И дело тут вот в чём:

1) Бескультурье посетителей.
В 9 походах из 10, было хоть что-то из следующего списка: разговоры по телефону и т.п., сёрбанье газировкой, что-то у кого-то постоянно падает на пол с грохотом, кто-то обязательно пару раз пройдёт перед экраном, кто-то вслух начнёт обсуждать происходящее на экране. Школьники в кино -- вообще отдельная тема, ведут себя как дикари. Это не только раздражает, но и убивает атмосферу погружения в кино.

Если в Москве есть 100500 кинотеатров, и можно найти те, где всё тихо и культурно, то в регионах, где на весь город несколько залов, и люди вообще не парятся над тем, как себя вести в общественных местах -- это реально проблема.

Поэтому серьёзные фильмы, требующие погружения, я смотрю исключительно дома.

2) Реклама.
Когда смотрел Джокера вообще попал на рекламу минут так 15 длинной. Потому что есть реклама от прокатчика и отдельно реклама от кинотеатра. И если прокатчик просто рекламирует трейлеры других своих фильмов, то вот от кинотеатра можно увидеть, что угодно, за что им заплатят третьи лица -- рекламу трусов, колгот и помады, смартфонов и т.п. Вот оно мне надо перед просмотром, этот телемагазин?

3) Хороших топовых релизов стало меньше, что-ли. Больше проходных и пустых фильмов. А немейнстримовые вещи прокатываются ограничено и только в крупнейших городах страны. Вот выбрал ты фильмы, на которые хочешь сходить, а их в твоё городе не прокатывают. А только в городах-миллионниках, и с ценой билета в 600-1000 рублей. Конец истории.

4) Драмы и триллеры -- вообще плохо подходят под формат кинотеатров. Такие картины должны прочувствоваться зрителем наедине в камерной обстановке. А такое возможно только дома.
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости