«Черная книга» и еще 3 суровые русские фэнтези-игры. Иван-дурак – киборг, а кукла колдуна дает квесты на средство для потенции

Black Book теперь временно бесплатная.

Игры, основанные на славянских мифах, встречаются редко. Но это не значит, что их нет. Хорошие игры с древнерусским колоритом выходили до «Ведьмака» и выходят сейчас. Рассказываю про лучшие из них.

Кстати, первую игру подборки, «Черную книгу», можно будет бесплатно получить в Epic Games Store с 17 по 24 августа 2023 года.

Black Book: инди «Ведьмак» от пермских разработчиков

RPG и тактическая ККИ от пермских разработчиков из студии Morteshka вышла 10 августа 2021 года. В роли начинающей колдуньи-знатки Василисы игроку предстоит научиться заклинаниям, которые помогут вернуть к жизни возлюбленного героини. Заклинания, как в Cultist Simulator – это карты, которые игрок использует в диалогах и боях.

Black Book – это в первую очередь ролевая игра: в репертуаре ведуньи есть молитвы и черные заклятия, которые обращены к нечистым силам и забирают часть души Василисы, что влияет на развитие событий. Чтобы «счетчик грехов» героини не повышался слишком сильно, нужно искать баланс между атакующими проклятиями и вспомогательными белыми картами.

Вообще, «Черная книга» – это уникальный пример смеси славянских мифов и раннехристианской культуры. Здесь есть лешие и водяные, а есть монастыри и молитвы. В нестандартном сеттинге переплетаются и истории жителей, которые просят спасти их от сглаза или водяных, и обряды экзорцизма. Изгнание бесов – отдельная тема: если Василиса увлекается черной магией, демоны будут атаковать и преследовать ее, но если избегать проклятий, то внимание чертей перекинется на местных жителей. В какой-то момент задаешься вопросом: может быть правильнее притягивать зло к себе, чтобы от него не страдали другие?

Аналогии с «Ведьмаком» напрашиваются. Славянский сеттинг, борьба с нечистью, мрачная атмосфера. Тут даже есть гвинт! В качестве мини-игры выступает подкидной дурак. Причем игрой в подкидного можно уладить многие вопросы и избежать некоторых боев. Только стоит быть внимательными: другие ведуны умеют мухлевать в карты с помощью магии.

А благодаря записанным для игры пермским народным песням, атмосфера сказки и мифа становится еще более насыщенной. Неожиданно оказывается, что инди-игра с пошаговыми карточными боями, созданная командой из 5 человек – это увлекательное RPG с сюжетом на 30 часов и неповторимым игровым миром.

«Князь» – Baldur’s Gate в Киевской Руси

В 1999 году вышла первая часть серии отечественных RPG «Князь: Легенды лесной страны». Это была изометрическая ролевая игра, вдохновленная серией Baldur’s Gate от BioWare. Хотя окружение, предметы и монстры явно основаны на славянской культуре, место действия называется не Русью, а Лесной Страной.

Сюжет отсылает нас к Киевской Руси IX века: государство разделено между племенами и чужеземцами. В борьбе за власть над Лесной Страной сходятся три главных героя: викинг Сигурд, Михаил из Византии и Волк – последний из племени славянских охотников. Каждый владеет частью магического амулета и должен собрать дружину, чтобы отыскать две другие части артефакта.

Когда игрок решает, за кого проходить «Князя», два оставшихся главных героя становятся его антагонистами, и теперь куски амулета надо отобрать именно у них. Причем прохождение за каждого отличается диалогами, квестами и встречаемыми NPC, благодаря чему сюжет раскрывается с трех точек зрения. 

Путешествуя по поселениям и городам, герой пополняет запасы и вербует дружину. Чтобы жители встали на сторону игрока, можно выполнить их поручение или доказать силу расправой над горожанами. То есть куча возможностей отыгрывать злодея, который присоединяет себе силы в походе огнем и мечом.

В игре хватает и увлекательных квестов: можно отыскать пропавшую жену местного жителя и выяснить, что она изменяет мужу с колдуном-кентавром. Игрок может решить, привести ее к мужу силой или помочь наладить быт с любовником, которому нужно принести алхимическое средство для мужской силы. 

У «Князя» вышло два продолжения: первое расширило геймплейные возможности и добавило морские сражения, а второе вышло спустя 10 лет и стало перезапуском франшизы. Князь выгодно отличается от других игр в славянском сеттинге тех лет: это не просто клон популярной серии, как копирующая Fallout «Златогорье», а самостоятельный проект с нетривиальными механиками и колоритом.

Thea: the Awakening – смесь Don’t Starve и «Героев 3»

В 2015 году вышли сразу две отличные польские игры, связанные со славянскими мифами. Конечно, пошаговая стратегия Thea: The Awakening оказалась в тени «Дикой Охоты», но она тоже заслуживает внимания любителей восточноевропейского фэнтези.

Действие происходит в фэнтезийной стране, переживающей конец света. Игрок управляет маленькой деревушкой, в которую стекаются выжившие. Погружение в славянский миф происходит сразу: в начале игры нужно выбрать одного из языческих божеств, которые будут покровительствовать городу игрока. Сварог дает жителям прибавку к счастью и харизме, а богиня плодородия Мокошь – бонусы к собираемым ресурсам.

Под управление игрока попадают собиратели, воины, землепашцы и строители, но в отличие от 4Х-стратегий, они не безымянные рабы, а персонажи с именами и наборами навыков. Есть не только боевые умения, а и типично DnDшные скиллы, такие как «знание обычаев» и «ведовство». Персонажи формируют пати, в которых перемещаются по карте мира в целях отыскать ресурсы и путь к спасению. В походах соратники общаются и заводят отношения. В результате романов персонажей рождаются дети, которые рано или поздно вырастают в новых защитников города.

В ходе путешествий встречаются не только стандартные гномы и гоблины, но и волколаки, и болотное лихо. Но даже с ними можно найти общий язык. Монстры здесь  по-славянски человечны: взять хоть оборотня, который привязал себя к серебряной статуе, чтобы закаляться. Сражаться тоже придется. Бои проходят в пошаговом режиме в стиле гвинта из «Кровной вражды».

Следить приходится и за путешествиями на глобальной карте, и за сохранностью жителей города. Горожан надо кормить, одевать и охранять от недобрых соседей. В результате получается, что Thea: the awakening – это и 4Х стратегия, и RPG, и ККИ, и Survival в духе игр от Klei Entertainment. Одна из тех игр, в которых все удовольствие строится на том, что нельзя уследить за всем сразу. Неспешный геймплей пошаговой стратегии становится адреналиновым экшеном от панических попыток не дать поселению рассыпаться, как карточному домику.

Yaga: Роуглайт про Ивана кузнеца и древнерусского киборга.

Если предыдущие две игры были эпическими мифами, то рогалик Yaga 2019 года – это скорее сказка. На эти мысли наводит художественное оформление игры и сюжет. Завязка истории типично сказочная: решил царь избавиться от неугодного ему Ивана кузнеца и придумал ему невыполнимое задание: достать молодильные яблоки. А Баба Яга, враждующая с царем, решила герою помочь и квест айтем достать, и уйти от Лиха, которое ходит за ним по пятам.

Лихо ходит за Иваном, потому что он неудачник. В прямом смысле: удача с ним не случается, ему всегда не везет. Лихо – это чудовище, которое преследует протагониста и периодически нападает на него. Много лет назад оно лишило его руки и теперь хочет уничтожить окончательно. Иван дает отпор с помощью благословений, которые можно получать у алтаря Перуна и своих кузнецких навыков. С помощью последних и собранных минералов и руды, Иван кует себе новые молоты: основное оружие в игре. Молот он вставляет в руку в качестве протеза и использует в боях и кузнечном деле.

Но главная фишка игры в RPG составляющей. Прокачка навыков героя зависит от его реплик в диалогах и решений в квестах, которые присваивают ему «тег». Например, «жадный,» «злобный» и, конечно, «дурак». Каждое такое прозвище зависит от того, какого персонажа отыгрывает игрок и открывает особые перки. Добрый Ваня получает скидки у торговцев, а жадный Иван восстанавливает немного здоровья от найденного золота. Такое решение разработчиков не разнообразит привычную в роуглайтах и RPG прокачкуи дает «Яге» огромный потенциал для реиграбельности.

Колоритными вышли и боссы. Кроме упомянутого Лиха, есть Кощей Бессмертный, другие персонажи русского фольклора и огромный медведь с балалайкой, куда без него.

* * *

В 90-е и начале 2000-х славянская тема была в ходу. Кроме «Князя» и «Златогорья» выходили и такие игры, как «Талисман» и «Сварог». Но в большинстве своем, они были клонами, примечательными только нестандартным сеттингом. После выхода «Ведьмака 3» интерес к восточноевропейской культуре возвращается, и хорошо, что современные разработчики могут предложить игрокам уникальные механики и интересный геймплей, а не только неймдроппинг славянских чудовищ и духов.

Оригинальный косплей Йеннифэр в образе славянской княжны с кокошником

Композитор Oblivion, Skyrim и KotoR: как он создавал великие саундтреки

Знаете легендарную фразу из игр «EA Sports – it’s in the game»? Вот как выглядит актер, который ее озвучил

+5
9 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Князь 2 - одна из любимейших игр детства. До дыр затёр диск
+1
0
+1
Ответ John Erterter
У вас заголовок неверный ;) Я бы назвал эту статью "Упрощение геймплея на примере 4 суровых русских фэнтези" Отлично прослеживается то самое упрощение. Сейчас найти хорошую игру можно, но их очень и очень мало. Поясню - если всё начиналось с циферок, математики DnD, промежуточным сильным звеном было Hack’n’Slash/подрезанная RPG в лице ведьмака, то в итоге всё скатилось к картам ;)
В чем-то с вами согласен! Но все-таки, формула "углубление механик ценой усложнения геймплея" подходит не всем играм и не всем игрокам. Я, например, нежно люблю первые части Fallout, но сколько не давал друзьям попробовать - всегда видел их разочарование. Кому и Bethesda - Fallout(с.), короче говоря.
Но вот в оригинальности подхода геймдизайнеров и сценаристов в играх с русским фэнтези я вижу отнюдь не деградацию! И меня это радует)
+1
0
+1
Докопаюсь: "Черная книга" не совсем славянский сеттинг, а в большей степени восточно-финский, коми-пермяцкий.
+1
0
+1
Ответ satanov
Докопаюсь: "Черная книга" не совсем славянский сеттинг, а в большей степени восточно-финский, коми-пермяцкий.
Согласен с вами, финскую мифологию точно стоило упомянуть. Тем более, что у МОртешки есть отличная игра Mooseman как раз по финно угорской тематике
+1
0
+1
Ответ John Erterter
Я тоже пробовал друзьям когда-то гонять мои любимые игрушки. Типа балдургейсгейт, фола первого и второго, серии майтэндмейджик и так далее. Но, я предполагал их разочарование, т.к. мои друзья - это друзья, а я айтишник. Им прекрасно заходил сериусэм, частично халфа, частично квейк, частично анрил. В итоге, с тех лет прошло лет 15. Я со своим бекграундом балдура и днд в целом стал состоявшимся айтишником, у меня сейчас куча клиентов ит, и веб-студия на юрлице. А те мои друзья (которые до сих пор мои друзья) - кто в лес, кто по дрова. Кто-то торгует запчастями (а я им помогаю в ит), кто-то торгует шмотками, кто-то продуктами. А кто-то ничего и никак, тупо работает на дядю. >>Но все-таки, формула "углубление механик ценой усложнения геймплея" подходит не всем играм и не всем игрокам. Тупым не подходит, а умным - самое то.
И все равно, Ведьмак, Dragon age origins и Divinity - проще своих предшественников, но все равно изумительные игры :)
+1
0
+1
У вас заголовок неверный ;) Я бы назвал эту статью "Упрощение геймплея на примере 4 суровых русских фэнтези"

Отлично прослеживается то самое упрощение. Сейчас найти хорошую игру можно, но их очень и очень мало.
Поясню - если всё начиналось с циферок, математики DnD, промежуточным сильным звеном было Hack’n’Slash/подрезанная RPG в лице ведьмака, то в итоге всё скатилось к картам ;)
0
0
0
В чем-то с вами согласен! Но все-таки, формула "углубление механик ценой усложнения геймплея" подходит не всем играм и не всем игрокам. Я, например, нежно люблю первые части Fallout, но сколько не давал друзьям попробовать - всегда видел их разочарование. Кому и Bethesda - Fallout(с.), короче говоря. Но вот в оригинальности подхода геймдизайнеров и сценаристов в играх с русским фэнтези я вижу отнюдь не деградацию! И меня это радует)
Я тоже пробовал друзьям когда-то гонять мои любимые игрушки. Типа балдургейсгейт, фола первого и второго, серии майтэндмейджик и так далее.
Но, я предполагал их разочарование, т.к. мои друзья - это друзья, а я айтишник.
Им прекрасно заходил сериусэм, частично халфа, частично квейк, частично анрил.

В итоге, с тех лет прошло лет 15. Я со своим бекграундом балдура и днд в целом стал состоявшимся айтишником, у меня сейчас куча клиентов ит, и веб-студия на юрлице.
А те мои друзья (которые до сих пор мои друзья) - кто в лес, кто по дрова. Кто-то торгует запчастями (а я им помогаю в ит), кто-то торгует шмотками, кто-то продуктами. А кто-то ничего и никак, тупо работает на дядю.

>>Но все-таки, формула "углубление механик ценой усложнения геймплея" подходит не всем играм и не всем игрокам.
Тупым не подходит, а умным - самое то.
0
0
0
Ответ John Erterter
Я тоже пробовал друзьям когда-то гонять мои любимые игрушки. Типа балдургейсгейт, фола первого и второго, серии майтэндмейджик и так далее. Но, я предполагал их разочарование, т.к. мои друзья - это друзья, а я айтишник. Им прекрасно заходил сериусэм, частично халфа, частично квейк, частично анрил. В итоге, с тех лет прошло лет 15. Я со своим бекграундом балдура и днд в целом стал состоявшимся айтишником, у меня сейчас куча клиентов ит, и веб-студия на юрлице. А те мои друзья (которые до сих пор мои друзья) - кто в лес, кто по дрова. Кто-то торгует запчастями (а я им помогаю в ит), кто-то торгует шмотками, кто-то продуктами. А кто-то ничего и никак, тупо работает на дядю. >>Но все-таки, формула "углубление механик ценой усложнения геймплея" подходит не всем играм и не всем игрокам. Тупым не подходит, а умным - самое то.
вот вы так делите игроков на тупых и умных. а логичнее было бы разделить на тех, кто играет для отдыха, и на профессионалов. зачем человеку, который после работы сел порубиться в игру, три часа разбираться в интерфейсе.
0
0
0
Ответ satanov
вот вы так делите игроков на тупых и умных. а логичнее было бы разделить на тех, кто играет для отдыха, и на профессионалов. зачем человеку, который после работы сел порубиться в игру, три часа разбираться в интерфейсе.
Ну так человек и делит людей на тех, для кого отдых это заниматься любимым хобби и самосовершенствоваться, и на тех, кому отдых это ничегонеделанье. Как говорится: "Хочешь, чтоб мозги отдохнули, займись зарядкой или спортом".
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости