Реклама 18+

История «Как достать соседа». Десятки клонов и необъяснимая популярность у нас

Да, это была западная игра!

«Как достать соседа» (ориг. Neighbours from Hell) – культовая игра начала нулевых. Разработчик – австрийская студия JoWooD Entertainment, которая до этого занималась созданием стратегических игр (Industry Giant, Alien Nations) и изданием сторонних проектов (Arx Fatalis, Gothic 2-3).

В 2003 году JoWooD решила поэкспериментировать и отойти от привычного жанра. Результатом стала КДС – смесь головоломки и стратегической игры, ставшая легендарной для российских геймеров и получившая десяток неофициальных продолжений и спин-оффов.

Оригинальная дилогия

Больше всего геймплей «Как достать соседа» напоминает квесты, где мы ищем предметы на локации, комбинируем их и взаимодействуем с окружением. Жанр был очень популярен среди наших игроков – «Штырлиц» и «Петька и Василий Иванович» в свое время выходили чаще, чем Assassin’s Creed в лучшие годы. 

А ведь наши разработчики пытались делать аналоги в разных жанрах. После успеха Doom и Wolfenstein появились «Подземелья Кремля», после Baldur’s Gate – «Князь», но полюбились именно квесты, которые уже потеряли популярность на западе после золотой эпохи LucasArts (Monkey Island, Full Throttle, Grim Fandango).

Игрок управляет Вуди – пареньком, который решил устроить из жизни своего соседа шоу. В этом ему помогает режиссер по имени Джо (в русском переводе – Дядя Боря), который остается за кадром все время, кроме обучения.

Цель игры – довести соседа до истерики различными пакостями, используя подручные предметы. Попадаться на глаза во время установки ловушки нельзя – сосед изобьет Вуди и уровень придется начинать сначала. Различных козней куча: от раскидывания канцелярских кнопок на полу и закидывания унитаза туалетной бумагой до спрятанного в микроволновке яйца и обмазывания зубной щетки гуталином.

Геймплей с каждым уровнем становится глубже – открываются новые комнаты в квартире соседа, появляется попугай, предупреждающий соседа о действиях Вуди, а также новые точки для того, чтобы скрыться, пока сосед в ярости (в шкафу, под кроватью и т.д.).

 

Пресса умеренно приняла игру – средняя оценка на Metacritic – 69/100, но, видимо, продаж игры хватило для начала разработки сиквела (официальных данных по продажам найти не удалось).

«Как достать соседа 2: Адские каникулы» (ориг. Neighbours from Hell 2: On Vacation) вышла через год – 5 мая 2004 года. Сменилось место действия, но цель осталась прежней – мистер Ротвейлер (так, к слову, зовут соседа) уехал лечить нервы в морское путешествие по Китаю, Индии и Мексике. Но Вуди вместе с Джо отправился за ним – шоу должно продолжаться!

 

Локаций стало в разы больше – квартира сменилась тематическими пляжами и уровнями на яхте. Появились новые герои – Ольга, дама, путешествующая с сыном и ставшая объектом воздыхания соседа, и мама Ротвейлера, чья статуя стояла в квартире в первой части. Если попасться на глаза маме, она отмутузит Вуди не хуже самого Ротвейлера. Правда, в сиквеле на каждый уровень дается по 3 жизни, поэтому спалиться теперь не так страшно.

Разнообразие не помогло финансовому успеху – КДС2 стала последней игрой, разработанной JoWooD. После этого студия занималась исключительно издательством сторонних проектов, а в 2011 году объявила о банкротстве. Права на Neighbours from Hell купила THQ Nordic, но издатель не стал продолжать серию.

Neighbours from Hell закрыли, но «Как достать соседа» продолжила жить благодаря разработчикам из СНГ

Видимо, для западной аудитории тема издевательства над соседями оказалась не так благодатна, как для отечественных игроков. JoWood закончила серию на второй части,  игры вышла куча продолжений и спин-оффов.

Первой оказалась «Как достать соседа 3: В офисе» от VZlab, разработчиков квеста «Ядерный Титбит». Вместо продолжения пакостей Вуди над мистером Ротвейлером, игроков ждала пиратская подделка первой части, где дом соседа заменили на офис, добавили механику усиления ловушек и перерисовали все в духе дешевого шаржа.

На удивление, «третья» КДС окупилась, и разработчики за год склепали следующую часть «Как достать соседа: На отдыхе». 

Снова копирование, но теперь продолжения – пляж и яхту заменили на близкую русскому человеку базу отдыха в дачном поселке. Никаких улучшений в игре не было – наоборот, добавились баги (действия соседа в облаке мыслей не отображались) и зачем-то ввели ограничение по очкам для прохождения на следующий уровень. 

Видимо игрокам это не понравилось и продажи оказались неутешительными. «Как достать соседа» от VZlab закончился.

В 2008 году за серию взялась студия GFI Russia, авторы пошаговых стратегий «Код доступа: РАЙ» и «Альфа: Антитеррор». Их вариация называлась «Как достать соседа: Из России с любовью». Телешоу сменилось на тайные задания агента КГБ Виктора Пулина по деморализации психического состояния американского миллионера Арни.

Увы, тактического геймплея ожидать не стоит. «Из России с любовью» – очередная скудная копия оригинала без новых механик или хотя бы идей для ловушек. Все уже много раз использовалось как в Neighbours from Hell, так и в клонах – из уровня в уровень нужно что-то приклеить, отвинтить или разлить.

На удивление, игра получила продолжение в 2011 году. «Как достать соседа: Каникулы олигарха» рассказывает новую историю о комбайнере из села, который строит козни олигарху, отгрохавшему дворец в простой деревеньке.

«Каникулы олигарха» получились куда жестче всех остальных игр серии – комбайнер не просто издевается над богатеем, а желает выжить его из села всеми силами. Проказы в духе «подлить в напиток шампунь» сменились уничтожением имущества молотком и поджогом дворца. Зато в игру добавили отсылки на героев «Нашей Russia». 

К счастью, до смерти в финале дело не дошло.

И снова после второй части разработку прекратили. «Каникулы олигарха» стала последней игрой с «Как достать соседа» в названии, но не последней копией оригинальной игры.

Куча подделок и переосмысление в виде Hello Neighbor

Разномастные студии выпускали «Как достать соседку», «Как достать студента», «Как достать босса», «Как достать: Принц Персии и жадный Халиф» и даже «Как достать: О.С.П. студия». 

Последняя, пожалуй, лучше всего копирует КДС. Семья Звездуновых в игре становится участником реалити-шоу «Война с соседями», суть которого в том, чтобы довести других участников шоу до нервного срыва и выиграть таким образом квартиру в центре Москвы.

Игра поделена на уровни, которые отличаются местом действия и играбельным персонажем – поиграть можно и за Сергея Белоголовцева, и за Андрея Бочарова. Естественно, в образе персонажа из шоу «33 квадратных метра».

Игру даже выпустили на западе под названием Prank TV, но это не помогло ей подобраться к успеху оригинала.

Нечто похожее на Neighbours from Hell реализовали в 2017 году в игре Hello Neighbor. Неудивительно, что ее разработала российская инди-студия Dynamic Pixels. 

Hello Neighbor – смесь КДС с симулятором ходьбы, только с видом от первого лица. Главный герой – не звезда телешоу, а обычный паренек, которому очень интересно, чем постоянно занимается вечно хмурый сосед. Ловушки мы создаем не радияростной реакции соседа на камеру, а чтобы задержать мужчину и продолжить исследование дома.

В 2017 Hello Neighbor стала инди-хитом – к 2020 продано свыше 2 миллионов копий. Сотни и тысячи летсплеев на ютубе и трансляций на «Твиче» этому поспособствовали. Американская компания tinyBuild Games обратила внимание на это и приобрела российских разработчиков. tinyBuild Games создала новую студию в Нидерландах, чтобы и дальше развивать франшизу. Сейчас в Steam доступны мультиплеерная игра по вселенной, а также сиквел и приквел к Hello Neighbor.

Конец эпохи

В 2020 году Вуди и мистер Ротвейлер вернулись в ремастере Neighbours back From Hell. Переиздание создано неизвестной до этого студией Farbworks под издательством HandyGames – дочерней компании THQ Nordic.

Хотя большинство оценок переиздания в Steam положительные, не все любители оригинала приняли ремастер радостно. Некоторые игроки отмечают, что в новой версии глючат анимации, урезали механику стресса соседа, из-за чего пропал интерес делать цепь из подколов, глючат элементы управления и интерфейс.

За два десятилетия никто не переплюнул «Как достать соседа», даже переиздание. Десятки раз под разными визуальными оболочками игрокам предлагали обмазать клеем ручки холодильников, подпилить ножки стульев, засорить унитаз туалетной бумагой и подлить шампунь или мыло в напитки наших соседей. Зато внести какую-то новую механику или хотя бы без багов скопировать старые ни у кого не получилось – все оригинальные идеи ушли на придумывание слова после «Как достать» для очередного названия клона.

Интересно, знают ли бывшие разработчики из JoWood о том наследии, которое оставила их игра не только для игроков, но и для разработчиков из России и стран СНГ?

Легендарная «Косынка» из Windows – стажер сделал пасьянс бесплатно, а теперь игра в зале славы

Игры раньше были сложнее? Это миф – они просто были неудобными

+25
Реклама 18+
Популярные комментарии
Григорий Кабачок
+2
Ничто не заменит чувство адреналина когда сосед входит в твою комнату и ты в это время уходишь в дверь/шкаф/под кровать. 2 часть вообще шедевр, хотя вроде как не была так популярна как 1, однако именно 2 я проходил на 100% несколько раз, локации очень интересно были сделаны.
Строитель_
0
Даже не слышал о такой --- О, Б-ги, я в параллельной Вселенной, верните взад!😱😱
juki_puki
0
(ушёл на торренты)
Написать комментарий 5 комментариев

Новости

Реклама 18+