Интервью с Никсом – внезапно не про Доту. Обожает Valorant, хейтит CS 2, любимый каэсер – F0rest
Интервью Игоря Ларионова.
Александра «Nix» Левина знают все дотеры – раньше он играл на про-сцене, а теперь разрывает Twitch и собирает бешеные цифры просмотров во время комьюнити-каста крупных турниров. Но Никс не ограничивается одной лишь Дотой. На стримах он часто играет в Valorant, а в конце 2023 года посетил BetBoom Dacha по CS 2.
Из-за болезни мы не пересеклись с Никсом во время турнира в Дубае, но созвонились уже после его окончания. Наш разговор – только о шутерах, любви к Valorant и серьезных недостатках CS 2.
– Мы собирались поговорить с тобой еще на BetBoom Dacha в Дубае, но ты заболел. Что случилось?
– Я слег от кондиционера с 40-градусной температурой. Я даже летел обратно с ней. Мне кажется, в Дубае просто нет места, где нет кондея. Тогда такой день был, я находился в пустыне несколько часов под палящим солнцем. Разогрелся очень сильно. И потом ты садишься в машину, а там у них 16 градусов по стандартам. Я уже в машине промерз. Потом я приехал на место проведения в шортах и футболке, там еще часа 4 провел. Когда приехал домой, у меня уже болело горло. И я еще заснул под кондеем на часов десять. А когда проснулся, меня убило окончательно.
– Расскажи, как вообще так получилось, что ты попал на BetBoom Dacha – турнир по CS. Дисциплине, с которой ты особо не связан.
– Сначала у меня появилось предложение появиться на турнире в роли амбассадора и, может быть, что-то покомментировать. Потому что я с CS знаком не понаслышке и на самом деле всю жизнь в него чуть-чуть поигрываю. Еще и слежу много: какие-то крупные турниры, мейджоры. В подписках на Twitch у меня есть все основные каналы по CS. Плюс я очень много смотрю Райза, а он, по сути, обозревает все самые основные турниры. Поэтому я в курсе всего происходящего на CS-сцене – хоть и по верхам только.
Плюс Дубай – это место, в котором я ни разу не был в жизни. И мне в целом интересно было посмотреть, как выглядит площадка, как выглядит турнир изнутри, потому что я раньше был только на турнирах по Доте, и на довольно крупных. А тут мне нравится, что меньше людей, и весь турнир более закрытый. Это был мой первый турнир по CS и мне было интересно посмотреть на игроков, как они готовятся, волнуются... Кстати, так и не получилось этого сделать. Но получилось пообщаться с несколькими игроками.
– Какие-то значительные отличия от BetBoom Dacha по Доте заметил?
– Я считаю, что очень сильный прогресс был. Ребята много чего поменяли. Практически все минусы, которые были, ушли. И получился реально крутой закрытый турнир. Мне не хватило только тир-1 команд. Хотел бы посмотреть за какими-нибудь Vitality, Faze Clan. Но и тут получился очень крутой СНГ-финал.
– Ты не раз высказывал мнение, что Valorant в разы лучше КС. Назови три главные причины почему.
– Сразу говорю, за такое закидывают камнями, но мне вообще наплевать. Я человек, который всю жизнь играл в CS, и я объективен, как я считаю. Главная причина – потому что Valorant просто лучше сделан. Это игра, которая намного лучше продумана разработчиками, к ней не отнеслись по-наплевательски. Кто бы что ни говорил, но CS 2 сделана просто на коленке. Отвратительный цветокор, звуки, вообще ничего не доработано. Все доделывают прямо сейчас, потому что просто кто-то ноет на Reddit. То есть если бы никто не ныл, то разработчики вообще бы ничего не трогали. Игра абсолютно сырая, никакущая, для 2023 года это очень слабо.
А Valorant – это очень грамотный движок и лучший античит, что вообще, мне кажется, основа любого шутера. Я понимаю, что такое играть в шутеры, когда у тебя постоянно читеры, или же даже просто присутствует банальное ощущение того, что этот человек читерит. В Valorant вообще нет такого, потому что все прекрасно понимают, что даже если там будет читер, то это какой-то там 0,1% условный. О чем мы говорим, если я даже общался с ребятами и много раз слышал, что в открытых квалификациях куча радархакеров. Это же вообще ненормально.
Я также считаю, что тут стрельба больше продуманная. Она проще, да, я на 100% уверен, что сложнее стрелять в CS. Но в то же время в CS у тебя просто может пуля куда-то исчезать, потому что код прописан криво или еще что-то. В Valorant у игроков все регистрирует – вопрос именно твоих рук и того, как ты наводишься. Но Valorant сложнее в плане тимплея и абилок, потому что с ними появляется намного больше вариаций и розыгрышей. Поэтому я думаю, что механически CS сложнее, но тактически лучше Valorant. Ну и контроль вертикали – тоже важная вещь. В CS, по моему опыту, ты просто должен хорошо горизонтально водить прицел и иметь нормальный кроссхэйр-плейсмент. А в Valorant очень много вертикальных движений: прыжки, полеты и так далее.
Даже когда я слышу звуки в CS 2, вижу этот ужасный цветокор, камеру после смерти… Все это настолько отвратительно, что мне вообще не хочется в нее играть. Мне прямо неприятно. CS:GO мне нравится намного больше CS 2, плюс ей многие проблемы прощались, потому что игра старая. А для игры 2023 года CS 2 – это стыд. Особенно когда у нее есть конкурент, которого долгое время не было. Кто бы что ни говорил, я супер сильно знаком с нашим регионом и знаю, что люди здесь ненавидят менять привычки. Почему, например, те же Dota 2 и CS супер популярны в СНГ, но во всем мире люди уходят из этих игр, если выходит продукт лучше? Потому что там люди просто привыкли забирать самое качественное. Если они видят, что в этой игре разработчики объективно перестали работать и ничего не делают, а в это же время вышла другая крутая игра, то они пойдут и попробуют ее. В СНГ никто не готов менять свои привычки.
К примеру, мое детство – это CS 1.6, Warcraft 3 и Dota. Я раньше думал, что эти игры уже давно умерли. Ни фига! И по Доте первой есть стримеры, которых по 2-3 тысячи смотрят. Это просто вообще какой-то абсурд. Тысячи людей по-прежнему играет в первую Доту. Ты заходишь в CS 1.6 – там куча пабликов 18+, где просто по 40 слотов забиты. Ты туда не попадешь, пока премиум не купишь. У людей в 40-50 лет менталитет, что я играл в 1.6 и мне плевать, что там вышли какие-то CS: Source, CS:GO, CS 2. Я буду играть в 1.6, пока не умру. Я не замечал, чтобы такое же где-то еще происходило, кроме СНГ.
– Ты думаешь, игрокам у нас в регионе просто сложно менять привычки? Есть мнение, что у нас просто не сильно любят мультяшный стиль LoL и Valorant, поэтому все играют в CS, Dota 2 и танки.
– Слушай, я думаю в целом существует пропаганда, которая очень сильно работает в ту сторону, про которую ты написал. Я не знаю, как это работает, но почему-то просто издревле в СНГ считается, что игры Riot – для конченых. Я точно помню момент, когда Valorant выходила в бету. Тысячи людей писали, что эта игра говно, даже не заходя в нее. Автоматически ставится клеймо, из-за которого ты, грубо говоря, не будешь играть. Я, например, считаю, что LoL – реально как игра говно, которая выезжает чисто на маркетинге и гениальности разработчика. Но вот Valorant сделан очень качественно.
Ну и сложно заявлять, что дело в мультяшках. Если, например, взять СНГ-рынок молодежи, то тут все смотрят аниме. Это же тоже мультяшки. Получается, ты одновременно смотришь полдня аниме, а полдня играешь в хардкорные игры типа Escape from Tarkov. Это очень странно звучит. Просто как будто бы сильно решает мнение большинства и отсутствие хоть какого-либо маркетинга от Riot в СНГ. Я уверен, что если бы они свои ресурсы нормально вложили, то их игры были бы популярны. Но они просто этот регион ненавидят издревле и не хотят сюда вообще хоть как-то инвестировать. Грустно, потому что если Riot не хочет в эту сторону развиваться, то это не значит, что игра плохая.
Даже если просто непредвзято посмотреть хоть один чемпионат мира, то там настолько все охренительно сделано, что просто сложно это считать плохим продуктом. Взять, например, тот же Worlds. Я вообще не могу этот LoL смотреть, но могу глянуть, как они сделали сцену, церемонию открытия и так далее. И реально им респектнуть за это. Я понимаю, что Доте еще долго развиваться до такого уровня.
– В последнее время ты часто стримишь Valorant. Как ты оцениваешь свой опыт от игры? Например, многим приятнее играть в Вало, потому что CS это бесконечный гринд и пот, а тут все немного более проще и кайфово.
– Я бы не сказал, что тут проще. В Valorant иногда такое ставят... Вот я все-таки дотер в основном, и меня пипец как подкупает, что тут у героев есть абилки. Потому что я в детстве с ума сходил от Warcraft 3 мода в CS. Кто не знает, это такой мод, где ты выбираешь персонажа, можешь на орке играть, на эльфе. И вот у орка там с гранаты урон больше, у кого-то скорость выше. Я часами мог играть, качаться и всех этих персонажей изучать. И это круто! В CS все довольно однообразно в моем понимании, а в Valorant ты можешь наиграть героев, какие-то паттерны, еще что-то.
А приятнее играть, потому что матчмейкинг лучше. Я могу просто не париться, зайти и нажать на поиск. Тут хорошая ранговая система, качественный античит, здесь я понимаю, во что вкладываюсь. Вот мне, например, неприятно играть на FACEIT в CS. У меня был момент, когда я хотел апнуть 10-й уровень на стриме. И меня ненадолго хватило, потому что количество токсичности на этой площадке не регулируется никаким образом. Понятно, что в Valorant тоже есть свои неадекваты, но FACEIT это все равно какая-то сторонняя площадка. То есть ты хочешь зайти в игру, просто на чилле нажать «поиск», просто поиграть, апнуть себе ранг и так далее. А на FACEIT тебе разрешение нужно поставить, чтобы видеть свой ELO, одно, другое.
– Да, в Valorant тебе действительно нужно просто зайти и нажать кнопку «поиск», даже карту выбирать не надо. Как тебе, кстати, эта система, когда карта в матчмейкинге выпадает рандомно?
– Я считаю это плюсом. Это мы опять возвращаемся к предыдущему вопросу. Меня безумно тошнило играть только на Mirage. У меня был момент, когда я как будто 10 дней подряд играл на Mirage, без шуток. И вот ты вдруг пикнул какой-нибудь Inferno, а чел в команде хочет ливнуть с нулевой. Говорит: «Ты конченый идиот, зачем ты пикнул Inferno, почему мы играем не Mirage?». А если ты пикаешь Mirage, то у тебя 4 человека сразу же в окне хотят играть каждый раунд. Это просто невыносимо. Не знаю, как у других, но у меня было где-то 1800 эло, и каждая игра была подобная. В итоге ты всегда играешь опорника, потому что не хочешь руинить, не хочешь вчетвером в окне с AWP стоять, потому что всем хочется быть Монеси и Симплом.
А в Valorant у меня вообще нет проблем с этим, я как будто всегда играю на своей роли. А дай возможность людям играть одну карту, они и будут играть одну карту. Дай людям возможность играть на одном герое, они и будут играть на одном герое. В Valorant же у тебя вариативность. Тебе могут даже какие-то карты изначально не нравиться, но со временем ты будешь получать удовольствие от самого опыта, потому что постоянно пробуешь что-то новое.
– CS 2 сейчас очень сильно хейтят. И мы постоянно слышим, что не нравится про-игрокам. А что не нравится более простому игроку, как тебе? Что Valve должна сделать, чтобы ты заходил в CS 2 чаще?
– Думаю, нужно полностью вернуть стрельбу из CS:GO, это надо было целиком переносить. Цветокор, по-моему, фиксанули, но все равно когда я захожу на какие-то стримы от Монеси или Симпла, то игра так отвратительно выглядит. Я понимаю, что они играют в 4:3. Но все равно как будто бы с цветокором что-то не то. Мне не нравятся Death Cam, движения моделек, звуки выстрелов. Они какие-то вот вообще неприятные для меня. Как будто бы играю в игру для телефона.
И я зашел бы в CS2, если бы не было альтернативы. Мне же не нужно ничего гриндить и куда-то попадать. Может быть, если молодой игрок будет выбирать, то он и выберет CS, потому что понимает, что в Valorant нет сцены никакой. И даже если ему, может быть, игра больше нравится, он все равно понимает, что ему выгоднее играть в Counter-Strike. Если у меня будет какой-то шоу-матч, то, конечно, я зайду в CS 2 поиграю. Просто в соло я бы в нее точно не зашел, только если бы позвали друзьям. Но пока вообще нет никакого желания.
– Хочу задать тебе вопрос как человеку, который часто кастит матчи на стримах. Ты говорил, что в плане зрелищности CS лучше Доты, потому что тут каждый раунд что-то происходит. А ты смог бы комментировать CS с таким темпом, или тебе нужна размеренность Доты?
– Я думаю, мне кастить Доту удобнее, просто потому что я ее понимаю. Если бы я хорошо понимал CS, мне бы наоборот было удобнее его комментировать. Там можно и эмоции дать на какие-то моменты и объяснить, что люди делают. Я вообще заметил, что мне дико не хватает человека, который будет на трансляциях за тактику пояснять. Типа вот они делают сплит B, потому что у них один человек здесь остался, он там люркает, они будут разыгрывать… То есть такой банальной вещи вообще нет. Что такое комментирование в CS на русском языке? Прокопенко дал пас Месси, Месси отдал обратно. То есть люди комментирует то, что видят на экране. Так может любой человек.
Не хватает именно какой-то компетенции, чтобы человек объяснял, почему это происходит и из-за чего. Условно, когда ты общаешься с про-игроками, они могут тебе рассказать, какие крутые вещи делает Faze Clan, почему эта команда играет в финалах всех турниров. Могут рассказать про стратегически важные вещи. На высоком уровне все умеют наводить прицел на голову, а послушать хочется про другое.
– Вот недавно Sh1ro пришел на стрим к Овердрайву и прокомментировал с ним матч Cloud9. И это был глоток свежего воздуха, когда профессионал рассказывает про всякие фишки.
– Сто процентов, конечно. Если какой-то игрок сядет комментировать, то это будет по-другому звучать. Просто сложно найти игрока, который и объяснит, и эмоции даст.
– Каэсеры часто завидуют дотерам, потому что у вас есть крупный турнир-праздник – The International. Как ты считаешь, подобный чемпионат нужен CS?
– Я считаю, что у CS все намного лучше в плане турниров, чем у Доты. Как человек, который в этой системе боролся, я понимаю, что вот эти сливки с The International заберут 5–10 человек. Только со стороны зрителя это типа вау, круто. С учетом конкуренции, это вообще фигня. В CS выше средние зарплаты, в CS есть стикеры, которые одному конкретному человеку в среднем дают пипец какие большие ресурсы. В Доте этого вообще нет. Мне система в CS нравится куда больше, но я бы сделал все-таки какой-то один чемпионат в году, который был бы выше остальных. То есть Чемпионат мира, который подытоживает сезон, должен быть, как мне кажется, в каждой дисциплине. Чтобы говорили, что ты не просто два мейджора выиграл, а стал чемпионом мира.
– А как тебе в целом система, когда в Доте большими турнирами занимается сама Valve, а в CS компания не делает вообще ничего, кроме формирования призового фонда, отдавая организацию на аутсорс?
– Организация от Valve была в плюс, но этого уже нет давно. Как только Гейб отошел от дел, Дота как будто перестала существовать. В целом я примерно понимаю, как работает их офис. Есть небольшое количество людей из команды, и, если Гейб рядом с ними, то они такие: «О, Гейб любит Доту, надо делать Доту!» И они ей занимаются. А когда Гейб где-то там у себя, что-то у него не так со здоровьем, все меняется. Он же даже не приехал в суд, когда его вызывали – сказал, что только по видеозвонку сможет. Тут не нужно быть каким-то гипердетективом, чтобы понять, что у него не все хорошо со здоровьем. Потому что и ролики с фразой “Welcome to The International” он делает из одних и тех же локаций. С его фантастической любовью к Доте он бы приехал, если бы мог.
Естественно, это влияет на сотрудников, которые просто перестали заниматься игрой. А у Valve свободные отношения в компании, относительно тех же Riot Games, где у тебя есть по контракту определенные условия, что ты обязан играть в игру столько-то часов, чтобы ее понимать. Вот это вообще пипец какой важный пункт, который дает большой профит. А у Valve, если ты хочешь заниматься какой-то игрой, ты идешь и занимаешься ей. Ты хочешь заниматься VR – ты занимаешься VR. Никто не хочет Дотой заниматься, так никто и не будет ей заниматься. А если мы говорим про золотое время Доты, когда Гейб ей занимался, когда они реально сами делали Инты, мейджоры... Было офигенно. Но на данный момент Дота, как и CS, тоже уходит подрядчикам. А до этого она просто умирала медленно и все. Все держалось на Гейбе и на его любви к игре. Но, как говорится, ничто не вечно.
– Как ты оцениваешь свой уровень игры в CS? До какого звания/уровня максимально доходил?
– Я апал Глобала, у меня был 9-й уровень на FACEIT. Сейчас у меня 7-й уровень.
– А почему до максимального 10-го не дошел?
– Тогда я играл параллельно и в Доту, и в CS. И в какой-то момент мне в Доте предложили зарплату, и я полностью перестал играть в CS. Я даже в семи-про лигах играл на StarLadder, пытался на квалах играть какое-то время. У меня был невысокий уровень игры, но был какой-то фундамент, чтобы разгоняться, было желание. Но в Доте получилось выстрелить быстрее, а для меня обе эти игры были как инструмент, некий социальный лифт.
– Прочувствовал разницу между семи-про игроками и прямо профессионалами, когда играл на турнире 2х2 с Нафаней?
– Вот когда ты играешь с игроком уровня Нафани, тебе суперизи играть вообще. Вот вчера я играл шоу-матч в Valorant и понимал, что когда тебе все коллят, то играть в тысячу раз легче. Тебе просто говорят: «Так, сейчас сюда абилки прилетят, мы немного ждем, потом выходим, вот это нажимаем”. И ты просто бежишь, стреляешь. Как будто бы твой уровень нуба, который не играет в эту дисциплину, очень быстро стирается мастерством твоего капитана. Если бы я играл с каким-то молчаливым задротом, было бы в разы сложнее.
Я считаю, что люди из-за своей примитивности до сих пор хайпят тех, кто только забивает голы. Но они не понимают, что до человека, который забил гол, мяч через все поля каким-то образом дошел. И это не его заслуга. Те самые люди, которые мяч доводят до нападающего, безумно полезны что в CS, что в Valorant, что в Доте. Поэтому советую зрителям чаще обращать внимание на тех, кто колит, если это приводит к победе. Потому что это забирает огромное количество энергии. Не делая этого и концентрируясь только на своей игре, ты можешь намного лучше игровой перфоманс выдавать.
– Ты рассказывал, что в детстве у тебя была мечта – получить нож в CS, и ты его при первой возможности купил себе. Как выбирал его?
– О да, для меня CS с ножом и без ножа – это две разные игры. Так что при первой покупке у меня был сложный выбор. Не знаю почему, но я просто взял нож-бабочку. Но мне еще всегда керамбит очень нравился.
– А до этого как много кейсов открыл, чтобы выбить себе нож с кейса самому?
– Немного, если честно. У меня почему-то что в Доте, что в CS никогда не перло на скины. Короче, если ты играл в Доту, то наверняка помнишь, как там вышел сет Dark Artistry на Invoker. Он до сих пор один из самых дорогих. А я на миде тогда играл и просто с ума по нему сходил, насколько это крутой сет. И тогда у меня была зарплата в организации где-то 21-23 тысячи. Я не хотел ее тратить, но вошел в кураж. Просто думал: «Ну вот сейчас он упадет, сейчас он упадет». Я потратил всю свою зарплату, но так и не выбил этот сет. Тогда я был в гипертильте. И с CS у меня как-то раз то же самое получилось. Я пытался пару раз просто пооткрывать сундуки, а мне даже ничего фиолетового не выпало. Я просто крутил, крутил, а падали только всякие серые P90. И тогда я понял, что это действительно бесполезно. Ты можешь просто купить нужную пушку или сет – меньше денег потратишь. И в Доте я придерживаюсь такой же логики сейчас. Последнее что я выбивал в Доте – это личность на Антимага. И я точно где-то раза в три-четыре переплатил.
– У тебя нет ощущения, что система со скинами в Valorant скучная? Ты не открываешь кейсы, а просто покупаешь пушки из магазина.
– Я считаю, что в Valorant самая гениальная система скинов из всех существующих. Чтобы ты понимал: я не играл в Valorant примерно год, но все равно заходил туда чуть ли не каждый день и искал скин, который мне нужен. Потому что тут у тебя рандомно выпадает какое-то количество скинов, которые ты можешь купить. Со стороны кажется, что отсутствие каких-то бешеных опенкейсеров – это плохо. Но на самом деле процент таких игроков [которым нравится эта система] совсем небольшой. А вот на систему как в Valorant попадаются 100% игроков. Потому что цены доступны для каждого, но каждый игрок хочет из магазина что-то одно. И это казино очень затягивает.
Вот меня, например, сложно развести донатить на что то. Но единственная игра, которая смогла заскамить меня на кучу бабок – это Valorant. Я все покупал, покупал и покупал что-то новое, сам того не замечая. То есть в какой-то момент ты думаешь, что у тебя уже и нож, и пушки есть, но все равно заходишь, видишь крутой калаш и думаешь: “Нет, он мне не нужен, у меня и так куча калашей”. А потом: “Да он же еще года полтора мне не упадет. А вдруг я потом захочу с ним поиграть? Да по любому захочу”. И берешь его. Хотя даже в игру не заходишь, вот в чем прикол. Это очень грамотный трюк, который заставляет тебя купить пушку тогда, когда ты ее даже не хочешь. И у меня всегда есть какой-то скин, который я ищу в этой петле. Так что это очень крутая система.
– Я понимаю, про что ты говоришь. Для меня проблема Valorant в том, что как только я собрал себе полный инвентарь, мне сразу перехотелось покупать дополнительные скины. Потому что скины лочатся у тебя на аккаунте, и ты не можешь их продать или обменять. А вот если бы торговая площадка была…
– Да-да-да. Было бы круто, если бы так сделали. Это точно.
– А тебе вообще где ближе система скинов и кастомизации – в CS или в Доте?
– В Доте они убили трейд. Здесь же раньше был трейд на уровне CS, который мне безумно нравился. Такая же живая торговая площадка, такие же дорогие скины, система ключей, тут все было. Но вот почему-то они решили в CS это оставить, а в Доте полностью убить, запретив трейд, создание скинов сторонним дизайнерам. Ты имеешь в виду именно кастомизацию?
– Ну вот в Доте тебе хочется сделать красивым героя. В CS – сделать приятную пушку. Какая система тебе ближе?
– Блин, вообще и так и там круто. В CS просто ценность вещей больше, потому что скины в разы дороже. То есть получить себе какие-то красивые перчатки и ножи очень сложно. В Доте вот бывают ситуации, когда какие-то старые сеты обесцениваются после выхода новых Immortal. У тебя есть альтернативы, а вот в CS как будто скины не особо падают в стоимости.
– Какая у тебя вообще история взаимоотношений с шутерами помимо CS и Valorant? Играл в Battlefield, Call of Duty?
– У меня достаточно большой опыт в PUBG. Ну как, для меня 400 наигранных часов – это большой опыт. Кроме этого у меня в CS Source 280 часов и еще в CS 1.6 где-то 500 часов. И на этом, наверное, мой опыт в шутерах заканчивается.
– CS 1.6 – самая популярная игра в компьютерных клубах 2000-х. У тебя были какие-то веселые истории, связанные с 1.6 и компами?
– Да, конечно. CS 1.6 – это игра, с которой я начинал. Первое на ум пришло: я играл с программой, которая меняет голос, потому что иначе меня не брали играть. Тогда все играли на Mirc, это такой сторонний клиент, где ты искал себе пати. И если ты – школьник с писклявым голосом, то тебя никто не брал. Поэтому я устанавливал программу для изменения голоса, чтобы хоть как-то играть миксы в CS 1.6. Естественно, помню, когда мы приходили с братьями, с какими-то друзьями в компьютерный клуб. У нас были разные иллюзии о том, что 12-й компьютер читерный, потому что на нем лучше регает. Вот эти все зарубы на Mansion без анала, через все вот это проходили.
У меня остались только теплые воспоминания о CS 1.6. Игра офигенная. Ну и это была первая игра, в которой я начал следить за профессиональной сценой. У меня любимым игроком был F0rest. Это даже сейчас один из немногих людей, с которым я очень хотел бы фотографию сделать. Он для меня – легенда невероятного уровня. Папик вообще. Я, кстати, помню, Эдвард украл у него конфиг 1 в 1. Я тогда удивился. Хотя сейчас тот же W0nderful подчистую забирал настройки у Симпла. Так что это видимо у NAVI такая тема.
– Ой, F0rest – это вообще отдельная история. Он точно входит в топ-3 моих любимых игроков за всю историю. Плюс он, как мне кажется, даже лучше Зайву и Симпла подходит на роль GOAT. Ведь он играл на топ-уровне где-то 15 лет. Раздавал как в 18, так и уже за 30.
– Вот я про Фореста задавал вопрос Нафане. Меня сильно интересовало, считается ли Форест топ-игроком в каэсерской тусовке или нет. Нафаня говорит, что Форест индивидуально прям вообще раздает. Я помню, как все хайпили Neo как главного игрока десятилетия. Не знаю, у меня всегда Форест в сердечке. Такое большое количество тренировок у него, а сколько он на серфах зависает.
– Вот в этом, кстати, подвох. Он много играет на баннихоп-серверах и серфит, но стрельбу тренирует не так часто. Кто-то из его тиммейтов даже рассказывал, как Форест минут за 10 до матча заходил в тимспик и разваливал в игре даже без разминки.
– Слушай, у этой истории тоже две стороны. Я вот общался с Zorte на BetBoom Dacha, и он говорит, что не разминается специально, потому что так он намного более продуктивен. Думаю, тут все очень индивидуально. Кому-то хочется прямо забить себе руку, а кому-то это только мешает. Все равно все в основном зависит от менталки. Потому что самое основное в любой онлайн-игре, в моем понимании, это просто твоя уверенность. Ты можешь быть не самым сильным игроком на сервере, но побеждать всех за счет уверенности. Вот есть такой тип людей, в CS их по-моему онлайнерами называют, а в доте у этого другой термин. И вот такой человек будет всегда разваливать в онлайне, а потом приезжать на лан и обсираться там. Просто потому что у него слабая менталка, он привык только в тепличных условиях играть, когда мама пельмени подносит под руку. И таких, на самом деле, большинство.
– Ты на BetBoom Dacha наверняка пообщался со многими каэсерами из Восточной Европы. Не заметил какой-то разницы в менталитете? Часто говорят, что среди дотеров больше дед-инсайдов, а каэсеры по менталитету больше риллайферы.
– Я ничего не заметил, но про различия тоже слышал несколько раз. Я заметил, что в Доту играют как будто больше такие зажатые дети, у которых проблемы в семье. А CS это как будто более статусная игра. Будучи нормальным пацаном, который в социуме не гнобится и не имеет каких-то недостатков явных, ты можешь играть в Counter-Strike спокойно. Я думаю, очень сильно на такое восприятие повлияла польская пятерка Virtus.pro, в которой игроки тренировались в зале и выглядели прям очень грозно по меркам социума, не казались задротами. Потому что посмотришь на прошлый состав Heroic – там были Stavn, Jabbi. Ну чем они отличаются от каких-то дотеров? Да даже какие-то дотеры выглядят получше.
А вообще я думаю, что CS – это более социально приемлемая игра, и именно поэтому возникает ощущение, что там больше риллайферов. Но вообще я думаю, что эта теория отчасти правдива. Тут еще решает тот факт, что CS – более простая игра. Чтобы понять CS, тебе нужно гораздо меньше времени, чем чтобы понять Доту. Порог вхождения в разы меньше. Возможно, это тоже решает.
– Ты в начале интервью вспоминал Райза, как любимого контент-мейкера в CS. За кем-то еще следишь?
– Нет, это единственный, за кем я слежу. Поэтому он и любимый.
– Что тебе нравится в Райзе?
– Он офигенную энергетику дает, такое редко можно встретить. В целом он делает очень качественный и крутой контент. У него как будто и конкурентов-то особых нет. А если бы и были, то вряд ли бы они так же делали. Райз даже мне самого себя напоминает в каком-то отношении, потому что он поднимался с самых-самых низов, улучшался постепенно. Посмотришь его первый ролик и последний – огромная разница в подаче, декорациях, монтаже. Видно, что он горит своим делом, любит его и из-за этого дошел до такого высокого уровня, где он миллионник с топовым контентом.
– Ты говорил, что тебе приятно играть в Valorant в том числе из-за наличия абилок. Какие спеллы ты добавил бы в CS?
– Слушай, мне кажется, что CS это не нужно. Она потеряет свой шарм. Вся фишка CS – как раз в этой брутальности. И аудитория CS – это как аудитория футбола. Люди, которым нравится простота, реалистичность. Тот же PUBG был пипец как популярен у нас в регионе в свое время, потому что он такой же реалистичный. А Fortnite у нас не зашел.
Хотя, если посмотреть на киберспорт, то во всех дисциплинах русскоязычные игроки самые крутые. Взять тот же Valorant – там Something из Paper Rex есть. Из EG есть лучший игрок в мире сейчас – Demon1, на которого все молятся, который выигрывает все чемпионаты с нереальной индивидуальной статистикой. Его Макс Мазанов зовут. Есть Fnatic – одна из самых титулованных команд, там Derke. В Доте все русскоговорящие коры, даже в европейских командах. Тот же Дурачье в Gaimin Gladiators, Яторо и так далее. То есть именно индивидуальный скилл всегда высок у игроков из нашего региона. Не важно, что это за дисциплина, они даже в европейские составы просто за счет скилла попадают.
– Как ты думаешь, если бы в CS выпускали такие же масштабные патчи с изменениями меты, как в Доте, игра бы от этого выиграла?
– Блин, мне кажется, это вообще вопрос не для меня, потому что я не особо играю в CS. Но я считаю, что любые изменения – это круто. Вот эти все разговоры о том, что в шахматы играют на одном патче 500 лет, а игроки сами там меняют меты – я не считаю это плюсом. Я человек изменений. Как я и говорил раньше, я играл на нескольких ролях, и мне всегда надоедало делать что-то одно. Играть на одном герое это вообще не про меня, я не понимаю, как это возможно.
– Если бы у тебя была возможность забрать что-то из CS-сцены в Dota-сцену, то что бы это было?
– Больше индивидуальности. Я безумно люблю CS за то, что тут ты можешь тренировать индивидуальную игру, не заходя в MM. Стрельбу, движения, гранаты, префаеры, репики и так далее. Ты можешь увеличивать личный скилл, не соприкасаясь с другими людьми. И увеличил бы возможность повлиять на игру самостоятельно. В Доте последние патчи сделали так, что ты ничего не можешь сделать без команды. В соло ты не можешь никого убить, ты всегда зависим от других. И это я бы поменял. Также мне нравится, что в CS можно камбэкнуть с любого счета. И это круто, это тоже добавляет игре шарма. Вот эти финалы бразильцев из Luminosity, когда они переворачивали матчи…
Пока ты не проиграл – все реально. И очень круто, что в игре есть такая возможность.