Лига Overwatch – лучшая афера года в киберспорте
Еще одно мнение про главный киберспортивный проект года.
12 команд. От 20 миллионов долларов за каждую. 90 миллионов долларов за права на трансляцию от Twitch. Серьезные инвесторы. Нет, это не самая крутая лига в киберспорте. Это самый большой мыльный пузырь в его истории.
Activision Blizzard с ловкостью фокусника достает деньги из воздуха. 20 миллионов за команду, которая собрана буквально вчера и еще не успела проявить себя? 90 миллионов за права на трансляцию по игре, которая по просмотрам на Twitch не входит даже в топ-5 за год? Это лучший маркетинговый ход Blizzard за всю их историю. Им можно уже ничего не делать, они только что продали воздух за 330 миллионов долларов.
Blizzard привлекла даже тех инвесторов, которые киберспортом до этого никогда не интересовались, но слышали, что это стильно, модно и молодежно. Подростки смотрят чемпионаты по видеоиграм вместо баскетбола и хоккея? Значит, мы идем за их душами – в киберспорт. Отличный план, только когда начинаешь заниматься каким-то бизнесом, стоит сперва в нем разобраться. OWL пока выглядит скорее как отличная наживка для инвесторов, чем как потенциально успешная лига.
Overwatch не так популярен, как принято считать
35 миллионов проданных копий Overwatch – вот та цифра, на которой инвесторы достали кошельки и выстроились в очередь на вступление в OWL. По факту, это торжество маркетинга над здравым смыслом. Сколько из этих людей не просто купили Overwatch, а действительно играют в него? Эти цифры в Blizzard не раскроют даже под пытками, но можно точно сказать, что за год после выхода число игроков упало в несколько раз. Я до сих пор иногда захожу в нее, онлайн сейчас очень слабый – порой с одними и теми же людьми проходят несколько матчей подряд. Может быть, в США (на которую ориентируется OWL) другая ситуация? Ничего подобного – заходим на американский форум battle.net – и там те же жалобы на пятиминутные очереди и низкий онлайн.
Overwatch не популярен и на Twitch. Смотрим рейтинг по общему времени просмотров за 2017 – Overwatch на 6-м месте с показателем в четыре раза меньше, чем у LoL и в два – чем у Dota 2.
Ситуация с пиковым числом просмотров еще хуже – по числу одновременных зрителей (без учета Китая) Overwatch World Cup 2017 в рейтинге киберспортивных турниров за 2017 год находится только на 14-м месте. И даже если мы немного смухлюем и пустим в этот рейтинг открытие OWL – оно сможет побороться только за 13-ю строчку.
Специально не буду комментировать снижение числа просмотров на второй день OWL – потому что спад хайпа был предсказуем, да и говорить всерьез о какой-то тенденции можно будет не раньше второго-третьего уик-энда.
Владельцы команд гордо говорят, что они ориентируются на перспективу, и что создание профессиональной лиги увеличит аудиторию игры. Чушь. Создание лиги само по себе не сделает популярнее игру, которая уже теряет игроков. Популярнее ее сделают расходы на маркетинг, которые Activision Blizzard и так может себе позволить. Если они не хотят делать этого самостоятельно и привлекают деньги от инвесторов – значит, и сами не слишком верят в успех.
Реклама может заставить людей купить игру, но не играть в нее. Так и здесь – расходы на маркетинг дадут только кратковременный эффект, который может поддержать только качество самой лиги. И вот тут у меня тоже много вопросов к тому, что я видел – потому что пока это все выглядит очень грубой калькой с традиционных американских спортивных лиг. Понятно и привлекательно для инвесторов типа Kroenke Sports – они это уже видели в НХЛ и НБА. Но абсолютно оторвано от реалий киберспорта.
OWL пытается натянуть варежку на глобус
Кто-нибудь знает, зачем в OWL нужна привязка команд к городам (кроме того, что так привычнее для Kroenke Sports)? Почему-то считается, что люди будут активнее болеть за команду из своего города. Чушь. В традиционных видах спорта ты болеешь за местную команду, потому что она живет и тренируется в твоем городе, она играет на вашем стадионе, и раз в неделю ты можешь сходить на их игру. Они все СВОИ, даже легионеры – они же переехали в твой условный Нижневартовск!
В OWL все команды живут, тренируются и играют в Лос-Анджелесе. Точка. Возьмем условный London Spitfire – какая может быть мотивация у лондонца болеть за 12 корейцев, которые в Лондоне, возможно, никогда в жизни не бывали? Да в Philadelphia Fusion больше британского (целый один игрок)!
Киберспортивные организации редко бывают привязаны к конкретному городу. Москвичи, многие из вас любят Virtus.рro больше, чем Na’Vi? У кого больше подписчиков из Москвы в твиттере – у Dendi или у Лила? А из Питера или Казани – соотношение изменится? Выйдем из СНГ. Может ли кто-то сходу вспомнить, какой город представляет Team Liquid? Team Secret? OG и EG? Или для лолеров – G2, TSM и Cloud9?
Привязка к городу не имеет смысла без наличия стадиона в этом городе, чтобы люди могли построить какую-то связь с командой. Какая мне разница, что это именно Vladivostok Goblins против Samara Gopniks, если я все матчи смотрю онлайн?
Допустим, OWL и правда планирует организовать по арене в каждом городе. Тогда следующая проблема – мировой характер лиги. Допустим, будут играть London Spitfire и New York Excelsior. Поставим сервер посередине Атлантического океана, чтобы у обеих команд был одинаково плохой пинг? Или парни из Нью-Йорка прыгнут на самолет и полетят в Лондон ради этого матча? Тогда лига точно поставит мировой рекорд – по расходам на перелеты. Правда, есть еще один вариант – сыграть этот матч в Сеуле, чтобы все игроки как раз могли навестить родителей.
Есть вопросы и к монетизации OWL. Традиционно доходы спортивного клуба приходят из трех источников: продажа билетов, продажа прав на трансляцию, спонсорские контракты. В случае OWL продажа билетов (обычно самый большой кусок пирога) исключается автоматически, пока у команд не будет своих арен (к слову, вместимость самой Blizzard Arena – всего 450 мест). Спонсорский контакт, насколько мне известно, сейчас есть только у Dallas Fuel – сеть фастфуда Jack in the Box.
$90 млн от Twitch выглядят отлично, пока мы не знаем, какую часть этой суммы забирает себе Blizzard. Но даже если все это 90 миллионов будут переданы командам (кто-нибудь всерьез считает, что Бобби Котик способен на такое?), получится не больше $7,5 млн на команду. Это на два года, это миллионных расходах на зарплаты (в среднем – 80-120 тысяч долларов). И еще вспомним, что $20 млн – это далеко не вся сумма инвестиций, а только цена за входной билет. Прибыльные клубы OWL на сегодня не более реалистичны, чем новый человек в кресле президента России – возможно, когда-нибудь мы даже доживем до этого дня, но это не точно.
Почему это не нужно киберспорту
Сама по себе идея создания нормально организованной киберспортивной лиги напрашивалась давно, и в League of Legends это уже сделали пять лет назад. Blizzard, как обычно, не изобретает ничего нового – просто повторяет старое с другим бюджетом и на другом уровне. В данном случае «другой уровень» – это скорее другой уровень хайпа, чем самого продукта.
Главная проблема – в том, как Blizzard привлекает инвесторов. Признайтесь, вы уже давно хотели, чтобы в киберспорт пришли серьезные дядьки в костюмах и все стало совсем как у больших? Ура, наконец-то мы это сделали! Вот только эти дядьки дальше презентации для инвесторов не заглядывали и понятия не имеют о том, в какой бизнес ввязались. Потому что им всем далеко за пятьдесят, и про компьютерные игры они знают только то, что ими увлекаются их сыновья в свободное от онанизма время. Я работаю в финансах и знаю, как такие решения принимаются.
А через два-три года эти инвесторы будут смотреть не на роскошные презентации, а на финансовые отчеты, и слушать не Бобби Котика, а своих бухгалтеров. И если результаты их разочаруют – мечту о том, чтобы все стало «как у больших», придется отложить еще лет на десять, потому что киберспорт получит репутацию «той идиотской затеи, на которой Сэм Кронке потерял двадцаточку».
У Лиги Overwatch есть все шансы взлететь
Автор текста – Петр Шестаков
Про количество зрителей OWL говорить рано, но я думал что их будет гораздо меньше, даже с учетом спада на второй день. По этому показателю можно будет говорить только после окончания первого этапа лиги.
Почему автор считает что лига не может сделать популярнее игру я так и не понял. Лига - это вариант маркетинга, про неё написали и рассказали везде от Kotaku до финских газет и канадских спортивных телепередач. Плюс не нужно забывать что вместе с лигой идет обширная реклама, которую как раз на те 20 миллионов стартовых взносов и организовывают.
Очень интересный пункт "OWL пытается натянуть варежку на глобус"
1. Привязка к городам нужна для привлечения новой казуальной аудитории, которая киберспортом никогда не интересовалась, а также для того чтобы закрепить за собой существующих киберспортивных фанатов в данных городах.
2. Легионеры в командах обычное дело. Много ли британцев играет в Ливерпуле? По моему от силы половина, да и если бы они не тянули их бы заменили легко на иностранцев.
3. В дальнейшем команды будут разделены на дивизионы (они уже разделены, но смысла на нынешний момент мало в этом разделении) и по идее Лондон будет играть в Европе, а Нью-Йорк в Северной Америке. Логистику будут стараться максимально упрощать чтобы по возможности не было слишком дальних перелетов.
4. По поводу монетизации. Основными источниками доходов будут продажи скинов в игре и продажи атрибутики. В дальнейшем сюда прибавиться продажа билетов + контракты с локальными спонсорами (кстати недавно Seoul Dynasty также заключила контракт со первым спонсором). Интересно как автор забыл про скины в тексте, очень выгодно для его позиции.
5. Среди спонсоров лиги уже числятся Intel, HP и Toyota. Места для рекламы в трансляции еще куча, можно заполнять паузы, брендировать сегменты аналитики или например титулы MVP каждого матча.
И хочу еще добавить важную вещь про продакшн. Много ли где вы видели настолько качественные и приятные трансляции как на OWL? Мне в голову приходит разве что ELEAGUE. Со временем, если OWL взлетит, то удерживать зрительский интерес ей позволит именно офигенное качество трансляции. Смотреть просто очень приятно.
Не хочу чтобы вы подумали что у меня по поводу OWL есть какие-то иллюзии, шансы провалиться у такой амбициозной затеи очень велики, но по-моему стоит отдать должное Blizzard - пока всё идет по плану и даже с его опережением в каком-то смысле.
Это как с нефтяными участками - в прессе пишут, что "Роснефть" приобрела у "Газпрома" Тьмутараканский участок, при этом участок как принадлежал, так и принадлежит государству - продана была лицензия на разработку (или разведку) участка.
3. В следующем сезоне обещают добавить несколько команд из Европы, надеюсь что будет целый дивизион там. Команд будет в 2-3 раза больше в течении двух лет.
4. C Netgear, конкретно с их игровым брендом Nighthawk.
30% это очень много, в случае с киберспортивными клубами атрибутика наверное вторая статья дохода после спонсоров.
Подписание контракта с Twitch кстати позволит командам легче получать спонсоров, некоторые владельцы команд заявляли что из-за непоняток с твичем до последнего не могли договориться с некоторыми спонсорами, так что стоит ждать в ближайшее время новых контрактов.
5. По поводу денег которые идут в лигу вам нужно понять простую вещь - доходы делятся между командами в определенных долях (какие там параметры тяжело сказать, нигде публично не анонсировали такие детали). Так что и деньги от Twitch и рекламные контракты от Intel и HP всё идет в общий карман и распределяется между командами лиги и Blizzard. Не просто же так место в лиге стоит 20 миллионов долларов. Это уже 240 миллионов, плюс я думаю Activision Blizzard вложили как минимум столько же.
Сейчас еще пойдет поток от скинов которые продают внутри игры + скоро запустятся различные кросс-промо, с Twitch например. А сколько разной атрибутики можно выпустить с интеллектуальной собственностью близзард и самих команд? Очень много идей витает буквально в воздухе.
Вы если что не обижайтесь, указал вам на пару ошибок фактических, а предвзятость это не что-то плохое на самом деле, вы может в силу культурных различий не можете некоторые моменты принять (как например корейская команда в Лондоне), просто призываю взглянуть на ситуацию с двух сторон, а не с одной. Безусловно проект супер-амбициозный, такого никто еще не делал и скепсис ваш понятен. Я и сам думаю перспективы 50/50, слишком многое должно совпасть. Но я хочу верить.
Не считая того, что они привлекли эти деньги под своё имя, а 330 миллионов для них не слишком большая сумма. Уж точно дешевле имени на порядок.
"В случае OWL продажа билетов (обычно самый большой кусок пирога)"- это ничтожные деньги для всех команд, какой там кусок пирога, 1/25? Если брать матчдей целиком - там кусок пирога *1/10.
Тот же Камп Ноу постоянно загружен туристами(автобусные очереди по 20-30 минут), а футболки месси будто горячие пирожки, прямо из ящиков выкидывают.
В спорте главный источник дохода - работяги, сидящие у ТВ, именно они платят по 40-50% доходов клуба, какие в пень билеты))) Барса с Реалом стали футбольными гегемонами благодаря 80% прав на ТВ, контракт на 10 лет...НБА удвоили свои доходы благодаря ТВ контракту...минута рекламы в ФНЛ стоит 100млн - какие в пень билеты?))) Или это о мембершип? Непонятно.
ОВЛ сделали первый шаг всех топ-лиг - заключили очень выгодный ТВ контракт. У них все карты на руках, лишь бы сделали толкового обсервера, а с этими всеми инвестициями переплюнул умирающую КС совсем не сложно
Какая у London Spitfire привязка к Лондону? Только имя. Истории нет. Владелец - американец (Джек, который Cloud9 основал). Игроки - все корейцы. Тренеры - все корейцы. Живут и играют в Лос-Анджелесе (возможно, это со временем изменится, но посмотрим). С таким же успехом можно было назвать команду Moscow Polar Bears - я бы не стал за нее болеть.
Скины. Чтобы этот прожект хотя бы начал окупаться, им нужно продать скинов в несколько раз больше, чем валве продает компендиумов на инт. Невозможно.
Спонсоры с инвесторами как пришли, так и уйдут, когда увидят конкретные цифры и поймут, что их нагрели.
Казуалы. Говорить что игра, в которой происходит какая-то непонятная интенсивная фигня с кучей разных способностей, ориентирована на казуалов, просто нелепо. Казуалы ни черта не поймут и переключат канал на ELEAGUE Major, где все понятно с первой минуты.
И вообще, у близзард есть одна популярная игра, Heartstone называется. И они там не устраивают никаких "профессиональных" лиг и не привлекают никаких инвесторов, по очевидной причине: с инвесторами хочется делиться убытками, а не прибылью
Насчет лиги как варианта маркетинга - не могу согласиться. Все-таки мухи отдельно, котлеты отдельно. Да, лигу обсуждают все, и мы в том числе - но это как раз заслуга маркетингового отдела, создание лиги здесь - только инфоповод. И да, если мы рассматриваем именно работу маркетологов (а заодно отдела по связям с инвесторами) - она выше всяких похвал. Но в отрыве от маркетингового бюджета сама по себе лига может поднять популярность игры только если она будет очень хорошо организована и интересна для зрителя.
1 и 2. Vitosi4ek хорошо ответил, повторно пережевывать эту тему неинтересно. Да, принцип "играют лучшие" имеет право на жизнь, но тогда не надо говорить о привязке к городу. Насчет близости идеи к НХЛ - в НХЛ эта привязка достигается в первую очередь за счет стадиона.
На сегодня по факту привязку к своему городу имеют только команды из Сеула и Шанхая. Возможно, еще из Лос-Анджелеса. 4 из 12. У остальных эта привязка на названии заканчивается.
3. Разделение на дивизионы будет иметь смысл, когда команд станет в два-три раза больше, то есть вряд ли в ближайшие 5 лет. И в той же НХЛ команды из разных дивизионов регулярно играют друг с другом.
4. Про спонсорский контракт Seoul Dynasty спасибо, сам я этот момент упустил. А кстати, с кем?
Что касается продажи мерчандайза - в той же НХЛ в 2011 эта статья (вместе со спонсорскими контрактами) составляла примерно 30% выручки клубов. Доля значительная, но вряд ли достаточная, чтобы строить на ней свою бизнес-модель. Соотношение с тех пор изменилось (выросла доля телетрансляций), но ориентир для расчетов эти цифры дают.
5. Спонсорские контракты заключены с лигой, а не с отдельными клубами. Смотри на примере контракта с Twitch: внушительный контракт в масштабах лиги на уровне клубов превращается в довольно скромный денежный поток. И это даже при том, что мы не учитываем долю, которую от этих контрактов забирает Blizzard.
У Blizzard пока все идет по плану? Полностью сгласен. Потому что лига запустилась только на прошлой неделе, и сейчас мы можем оценить только работу маркетологов (а она, повторюсь, великолепна). А вот сможет ли лига вызывать зрительский интерес без маркетинга - это вопрос на перспективу. Исходя из того, что я вижу на сегодня - это как минимум авантюра.
А если серьезно. Потому и играют в лол и пабГ, потому что они лучше и цепляют. Овервотч не цепляет. Я на самом деле не шутил насчет сериала по игре. Если сейчас выпустить клон овервотч по "нидзяго" он порвет стадионы, потому что каждый щегол до 15 лет знает что это, знает персонажей и т.д. Просто если в вашей игре нет ничего, то хотя бы вселенная должна цеплять. У меня племянник 12 лет играет в кс-го запоем. Мечтает о киберспорте(глупец). Спросил про овервотч - говорит анимешная, детская, пацаны не поймут. Так что аудитория она очень разная бывает.
Но это игры моего детства, ещё ВК3, медивал и Герои3/4- лучшие игры в нашем мире.
Что-то новое можно найти, сопоставимое с овервотч?
И может не взлететь не по финансовым причинам, а по куда более прозаичной - игра хреновая для просмотра.Это не КС, где большую часть раунда идет планомерная борьба за контроль карты и тактические решения видны в реальном времени - тут команды просто летят друг на друга, разбрасываются абилками, тимфайты могут идти по 2-3 минуты с бесконечными волнами респаунов... Не говоря уже о том, что большую часть времени экран заполонен визуальными эффектами и суть происходящего понять невозможно.
КС и Дота очень пригодны для показа по телевизору, потому что темп очень размеренный - дает зрителям и комментаторам время осознать произошедшее. После раунда в КСе можно спокойно показать и проанализировать замедленный повтор ключевого момента, не волнуясь, что пропустишь что-то важное. Овервотч - это дикий экшн без перерыва, такое очень тяжело смотреть.
Я немного помню игр с такой раскруткой(не одной не помню), а результаты сильно ниже среднего. Потому что нарушен главный принцип: Впечатления о продукте должны превышать ожидания(shift expectations), а не наоброт.
Так это я к чему. Если кратко резюмировать тот текст выше, то условная популярность КС на любительском уровне падает. По казуальным просмотрам можно предположить популярность игры вообще - ведь стримят то, во что играю и любят. Люди на Твиче все меньше смотрят обычные стримы по КС (киберспортивные часы совсем другое дело). А вот ПУБГ тогда бешено рос, а Овервотч так вообще обогнал КС.
Идет смена поколений и игр этих поколений. Valve не надо почивать на лаврах по просмотрам турниров по КС, иначе через 3-4 года неожиданно окажется, что киберспортивные турниры по ПУБГ (ну а вдруг) или ОВ (не а вдруг) будут смотреть больше, чем КС.
Про ненависть к корейцам. У азиатов иной менталитет, правда. У них в стране киберспорт воспринимается очень серьезно (намного серьезнее, чем в любой другой стране Запада). А от сюда и отношение к делу иное. ЛоЛ они не убьют, не переживайте. ЧМ или Mid-Season люди смотрят с большим интересом, но призовые на них не такие большие, как в Dota. Игроки там хорошо зарабатываю внутри своих наднациональных лиг, а поклонники этих лиг будут всегда и в большом числе. У нас же в стране смотрят футбол, хотя на ЧМ или ЧЕ мы обычно 0 без палочки? А если не нравится РФПЛ, то смотрим Примеру или Премьер-лигу. Так и в лоле - люди смотрят LCL, NA LCS, EUW LCS и т.п. У Riot Games спорная, но крепкая киберспортивная экосистема.
На мой взгляд (фанбой близз с 96 года), за последние лет 5-6 близз выпустили две более менее нормальные игры - Хартстоун (вин) и СК2 (для фанатов сойдет). Все остальное провал за провалом.
1) Так автор и обосновывает, почему эта привязка не будет работать в случае киберспорта, так как это не традиционный спорт. Да и если честно, может у меня не тот менталитет, но будь я лондонцем и представляй мою столицу 12 корейцев, мне было бы сложно за них болеть. Особенно, если я их не вижу в живую, а они играют в ЛА за Атлантикой.
2) Да, но не 12 из 12 весь состав команды как в случае с условными London Spitfire.
3) Вот до этого долго. Может лучше начинать рост поступательный с регионов в мир, а не с мира в регионы?
4) Кстати, это интересный довод. Было бы прекрасно, если бы Близзы потом показали что там и как и с покупками скинов. Мне кажется, что со скинами в ОВ есть одна проблема - они же меняют только цветовую схему? А этого достаточно? Вы посмотрите скины в ЛоЛе том же - там есть серии тематических скинов, так и командных, и они не ограничены просто перекрашиванием модельки + добавляют новые анимации. Я предположу, что ОВ на одной смене цветов далеко не уедет.
И про продакшен - да видел. Точь в точь, как в ЛоЛе. Посмотрите NA LCS, к примеру. Там будет студия поменьше, как и зрителей соответственно в зале, но сам продакшен такой же. В этом плане ОВ молодцы - они заимствуют лучшее.