5 лучших ролей Хоакина Феникса: от Джонни Кэша до Коммода
Готовимся к новому «Джокеру».
Скоро Хоакин Феникс снова окажется в роли сумасшедшего преступника. Режиссер Тодд Филлипс подтвердил работу над сиквелом «Джокера» с рабочим названием Folie à deux («Безумие для двоих»). Интригующее название отсылает к психиатрическому синдрому, при котором бредовые идеи передаются от одного человека к другому. Уже известно, что Леди Гага ведет переговоры с Warner Bros. о роли Харли Квинн.
Самая яркая сторона оригинального «Джокера» – главный герой в исполнении Хоакина Феникса. Он один из последних гениальных актеров в американском кино. Хоакин берется за предельно разнообразные и странные роли, которые хочется назвать именно перевоплощениями. Рассказываем о пяти образах Феникса, которые вы точно не забудете.
«Переступить черту» (2005)
Впечатляющий факт: Хоакин Феникс сам исполняет песни Джонни Кэша в фильме. Для этого он долго занимался вокалом (понижал тембр голоса) и тренировался играть на гитаре. Все честно, без дублеров и переозвучки.
«Переступить черту» − классический байопик, погружающий зрителя в успешную и трагическую судьбу легендарного музыканта. Режиссер Джеймс Мэнголд понимает, что из жанра биографии особо оригинального фильма не выжмешь, а вот из харизмы Кэша и атмосферы 60-х годов – еще как. Вот режиссер и делает ставку на Хоакина Феникса, который внешне не так уж похож на Кэша, зато прекрасно чувствует сценический образ музыканта и дух исполняемых песен.
Феникс полностью перенимает манеру поведения Джонни Кэша на сцене и в быту: его эмоциональное жестикулирование, манеру держать гитару и даже интонацию. Как пишут западные критики, фанаты Кэша не всегда отличали оригинальное исполнение музыканта от вокала Феникса. За эту работу Хоакин Феникс получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».
«Гладиатор» (2000)
Грандиозный и эпический фильм Ридли Скотта, выбивший Хоакину Фениксу билет в крупные проекты. Именно за роль императора Феникса отобрали в «Переступить черту». Режиссера Мэнголда и Джонни Кэша впечатлил образ «злого, чувственного и измученного молодого человека».
Официальный слоган прекрасно передает суть сюжета: «Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи».
Фильм получил 5 золотых статуэток из 12 номинаций. Хоть Рассел Кроу и победил в номинации «Лучшая мужская роль», есть ощущение, что персонаж Хоакина Феникса оказался более влиятельным и запоминающимся. Без сомнений, доспехи сидят на Кроу лучше, чем на ком-либо еще. Его Максимус убедительно силен и безукоризненно честен, но в этом и проблема – слишком безупречный, даже прямолинейный персонаж.
Перед Фениксом стояла более сложная задача: сыграть омерзительного и трусливого властителя, который притворяется заботливым и мужественным. Иначе говоря, Феникс проделал двойную работу – сыграл лицедея. Благодаря чему его персонаж и стал одним из самых ненавистных в истории кино.
«Тебя никогда здесь не было» (2017)
Брутальный триллер от британской независимой режиссерки Линн Рэмси. В центре внимания этого медлительного, практически бессловесного произведения находится герой Хоакина Феникса – Джо. Он отставной военный, работающий то ли киллером, то ли спасателем. Ему поручают спасти девочку-подростка из борделя, которую похитили влиятельные члены педофильской сети Нью-Йорка.
Джо – суровый мужчина с мускулатурой, густой бородой и взлохмаченными волосами. В таком маскулинном образе Феникс удивляет больше всего, особенно на контрасте с прошлыми ролями худощавых и нескладных персонажей. Отставной и травмированный военный Феникса поражает безэмоциональностью и отрешенностью в кадре. Он умудряется одновременно проламывать кому-то голову и витать в облаках мрачного прошлого. Феникс говорил, что Линн Рэмси прислала ему аудиозапись звуков петард вперемешку с выстрелами: так она объясняла, что происходит в голове Джо.
Роль мрачного киллера важна еще и как самая немногословная работа Феникса. Обычно он играет болтливых персонажей. А тут актер работает с чистой пластикой и динамикой тела, словно если бы мы увидели молодого Шварценеггера в артхаусном фильме. За эту роль Феникс получил «Золотую пальмовую ветвь».
«Мастер» (2012)
В «Мастере» Феникс играет законченного алкоголика Фредди. Он бывший моряк, вернувшийся в Штаты с японского фронта Второй мировой. Сперва кажется, что его персонаж − это типичный представитель послевоенного поколения. Потерянные люди, не способные найти себе места в обычной жизни. Но в «Мастере» все значительно хитрее. После серии неудач с поиском работы герой Феникса встречает наставника (Филип Сеймур Хоффман) и вступает к нему в религиозную секту.
Режиссер Пол Томас Андерсон въедливо показывает превращение Фредди из искореженного монстра с первобытными повадками и животными инстинктами в цивилизационного человека. Роль, требующая огромной энергии в работе с телом и мимикой. Чтобы добиться эффекта Феникс сбросил 14 килограмм, а дантист поставил ему металлические пластины в зубы и связал их жгутами – так, одна сторона рта была всегда закрытой.
Феникс ярко проявил себя в импровизации: в одной из сцен герой ломает настоящий унитаз. Как выяснилось, туалет считался «историческим», поскольку съемки проходили в старинном здании.
За «Мастера» Феникс получил номинацию на «Оскар» в категории лучшего актера, но статуэтку ему не вручили.
«Джокер» (2019)
Роль Джокера – новый триумф Хоакина Феникса. Для этой работы актер сбросил 25 килограмм! В отличие от других экранизаций комикса о суперзлодеях, нам показывают не столько самого Джокера, сколько превращение комика-аниматора Артура Флэка в него. Из худощавого и надломленного парня в обезумевшего «улыбчивого» преступника.
Для Феникса было важно на физическом уровне почувствовать этого персонажа: «Я ожидал, что с потерей веса начну чувствовать неудовлетворенность, уязвимость и слабость. Но я совсем не ожидал ощущения гибкости. Я чувствовал, что двигаюсь, как не мог раньше».
Смех Джокера в исполнении Феникса – все равно что злодейский бэт-сигнал, уникальный способ заявить о себе и напугать. Сам Феникс назвал работу над смехом самой сложной частью игры. Актер отсматривал видеозаписи людей, страдающих реальным расстройством – патологическим смехом.
На этот раз американская академия посчитала, что Хоакин Феникс заслужил «Оскар».
* * *
Обзор пятой серии «Оби-Вана»: шоураннеры − лучшие океанологи. У них талант находить новое дно