Девятый Инт – как супергеройское кино. Идеальный сиквел от сценаристов Valve
Девятый эпизод сериала о TI.
Кибер запустил серию текстов о The International. Один текст – один турнир! Мы уже рассказали про восемь Интов:
- Первый Инт – как античная трагедия. Каждый игрок здесь полубог
- Второй Инт – театральная драма. Каждое событие здесь – важный момент пьесы
- Третий Инт – важнеший турнир в истории. Ничто так не влияло на Доту ни до, ни после
- Четвертый Инт – как поход на вечеринку. Мало кто вспомнит
- Пятый Инт – как ЕГЭ. Отличники провалили экзамен, китайцы погорели на задании А1
- Шестой Инт – как Вудсток. Каждая команда здесь – рок-группа, а безумие зашкаливает
- Седьмой Инт – как «Властелин колец». Фродо-Миракл наконец донес кольцо и забрал Аегис!
- Восьмой Инт – коллекция мультфильмов Disney. И OG в ней – не Золушка
Cиквел почти всегда хуже оригинала. Сколько раз мы уже попадались в эту ловушку? Все довольно прозаично: студиям нужны деньги, а зрители требуют почти невозможного – одновременно и сохранить каноны оригинала, и привнести в историю что-то принципиально новое. И все же сиквелы порой получаются даже лучше оригинала – вспоминайте вторые части «Крестного Отца», «Терминатора» или «Шрека».
Этот пост – о девятом Инте – примере идеального сиквела. Сценаристы Valve очень скрупулезно подошли к продолжению истории, а потому она вышла прекрасной. В чем причина? Разбираемся на примере TI9.
Первое правило. Сохраните главных героев
Сиквел для зрителя – продолжение истории конкретных героев. Без привычных действующих лиц зрители чувствуют подвох. Ровно поэтому на этот раз за Аегисом ехали все те же команды. PSG.LGD, Liquid, Virtus.pro, Team Secret и EG.
А что насчет прошлогодних победителей из OG? Эти парни... снова стали андердогами. Ребята пропустили первые три мейджора, чтобы отдохнуть, а на оставшихся двух не показали ничего хорошего. Зато игроки немного выросли – особенно Топсон. После победы на TI8 над его внешностью шутил Павел Воля, но вы посмотрите, как он преобразился спустя год:
Ребята еще и наняли психолога в команду – Мия Стелберг, которая раньше работала с Astralis, пришла решать проблемы OG. Себ объяснял:
«Как только какая-то из команд подходила к TI в статусе фаворита, она неизменно уступала под этим давлением. [...] Я думаю, что это связано с отсутствием психологической подготовки в Доте и киберспорте в целом. Если изучить большой спорт, то можно заметить, что все великие атлеты говорят не столько об обычных тренировках, сколько о ментальной подготовке.
Мия сказала нам, что никогда не видела настолько сплоченной команды, и у нее довольно мало работы. Она здесь, чтобы укрепить или подтвердить наш выбор. Сказать, что хорошо, а что нет. До нее всей психологической работой занимались мы с Нотейлом, но с Мией мы можем сосредоточиться на себе и турнире. Это немного эгоистично, но что поделать.
После TI8 было трудно снова найти мотивацию, мы никогда с таким не сталкивались. А у нее огромный опыт с киберспортсменами, она может предвидеть вещи, о которых мы даже не догадываемся».
Разговоры о «случайном» чемпионстве звучали громче, чем когда-либо. В OG никто не верил – то, что нужно для новой части произведения.
Наверное, самая большая драма сезона произошла в Liquid. За 2 месяца до Инта Куроки неожиданно кикнул Матумбу. Главная проблема состояла в том, как это подавалось – «обоюдное решение отправить Мату в запас». Все прекрасно понимали, что на самом деле это кик, а Liquid просто сглаживает углы. Перед Интом Куро объяснял:
«Я был в депрессии недели 4 после этого. Звучит глупо, ведь я принимал решение... Но быть капитаном, лидером – на мне большая ответственность. Ребята доверяют мне. Замена Мату на w33 – это не просто замена на игрока получше – случилось не это. Мату был скорее жертвой в этой ситуации. Мне нужно было поменять что-то прямо сейчас».
Комьюнити восприняло такую замену неоднозначно. Liquid нужно было доказывать на Инте, что Куро принял верное решение.
Virtus.pro весь сезон шла бок-о-бок с Secret и тоже ехала одной из сильнейших в мире. После прошлого Инта в команде появился новый тренер – Arszeqq, и он высоко оценивал свою роль в коллективе:
«В Virtus.pro я на своем месте. На тот момент, когда меня брали, в той роли, которую я выполняю, я был лучшим. Просто лучшим. До этого были тренеры, но они не выполняли тех задач, которые выполняю я. Они были морал-бустерами, хорошими друзьями, могли решить какие-то конфликты, но они не были той ячейкой, которая помогает выигрывать конкретно в Доту. У меня не было какого-то восхищения по этому поводу [назначение тренером в команду]. Я чувствую, что так и должно было произойти со мной в один момент. Либо я не должен был вообще этим заниматься – Дотой, аналитикой Доты».
И как всегда за команду было тревожно: прямо перед самим Интом внезапно случилось странное изменение – появился второй тренер, Boolk. По словам CEO организации Романа Дворянкина он должен был помогать игрокам с взаимодействием на карте:
«Самые внимательные уже заметили, так что нет смысла отрицать очевидного, на время Инта в наш тренерский штаб вошел Булк, он уже в Шанхае и будет помогать ребятам с взаимодействием на карте, за драфты продолжают отвечать Арзик и кэп. Это важное усиление. Удачи Толику, велкам бэк ту Випи!»
Зачем команде, которая выиграла 5 мейджоров, помощь с взаимодействиями на карте? В общем, VP как всегда – самомнений выше крыши, решения всю дорогу неочевидные. Для сиквела другого и не надо.
Второе правило. Повышайте ставки и меняйте сеттинг
Что значит повышать ставки? Ровно то, что вы подумали – очередной рекорд призового фонда ($34 330 068) и постоянно растущий масштаб турнира.
Сценаристы из Valve заменили и сеттинг – теперь Инт проводился в Шанхае на Mercedes Benz Arena, стадионе чуточку больше привычной Key Arena. Организация турнира была на высочайшем уровне. Наконец-то технические и логистические неполадки перестали мучить организаторов и зрителей. Почти перестали – первый день стартовал с опозданием на час из-за проблем с серверами. Но общую картину это не испортило.
Крупнейшему турниру – крупнейшая церемония открытия. Здесь Шанхайский филармонический оркестр исполнил музыкальные темы Доты, танцоры – традиционные китайские танцы с веерами, а затем игроки после 20-минутного (!) выступления вышли на сцену под барабанный бой.
Церемонии открытия лучше не было в Доте ни до, ни после:
Третье правило. Измените тональность
TI8 был историей преодоления и обретения себя заново – классической для спортивных (да и не только) драм. Все внезапно стало плохо, старые друзья разошлись, главный герой остался на дне, пока его друг удобно устраивался на местечке потеплее. А потом главный герой нашел новых друзей, вернулся сильнее и разнес всех, и старого друга-предателя заодно.
На TI9 история, очевидно, изменилась. OG вновь воспринималась андердогом, но теперь это была не безнадежная команда, а ребята, выстрелившие на одном турнире и уехавшие туда, где им и место – на тир-1,5-сцену. Задача главного героя в этот раз – доказать всем свое величие и удержаться на вершине. Теперь это не драма о преодолении, а супергеройское кино. Нам не интересно, победит ли главный герой, нам интересно, как он победит.
И хоть до турнира в OG уже не верилось, на Инте это снова была мощнейшая команда. Она стала такой буквально по щелчку пальцев – как только начался турнир. Чуть ли не с первой игры в группе было понятно, что она победит – и это было очень странное чувство. Мы уже смотрели немного другой жанр, хоть и сильно привязанный к оригиналу. Для полноты картины не хватало только, чтобы финальный босс из предыдущей части тоже рос и становился страшнее с каждой игрой. Сценаристы решили и этот вопрос – смотрите на первые места групп:
Четвертое правило. Добавьте новых интересных персонажей
Чтобы история заиграла по-новому, нужно расставить акценты при помощи дополнительных персонажей. На TI8 мы с интересом смотрели за Winstrike, Optic, и VGJ.Storm – все они были нужны и для общего шума, и для создания впечатления общей борьбы за прорыв к звездам. В сиквеле такие персонажи тоже нужны, но они точно должны быть новыми, чтобы они не приедались. Сценаристы Valve – умные и дотошные, и поэтому они прописали для всех персонажей историю очень аккуратно и разнообразно.
Vici Gaming – после второго места на TI4 команда долго не могла найти себя. Результаты поползли вниз, а новый топовый состав собрать не получалось – вплоть до 2019 года. Это был очень веселый, дружный и открытый коллектив. Во всех интервью ребята дурачились, в голос смеялись и создавали шоу одним своим присутствием. Среди вечных шуток – «мы слабые», «Ori нас протащил» и подобные разгоны. Посмотрите быстрое интервью ребят (в нем есть субтитры на русском), чтобы прочувствовать, насколько это весело:
Мощная VG доскакала аж до топ-6 Инта. После победы над TNC парни без шансов отлетели сначала от PSG.LGD, а потом так же без шансов и от Secret. Но всю дорогу смотреть за ребятами было очень приятно.
Infamous – первый серьезный заход перуанских дотеров. Уже там было все то, за что мы любим нынешние Beastcoast и EG – тащер на керри, безумные саппорты, вечное веселье. Молодой и бесшабашной команде не хватило одной карты до верхней сетки, а в нижней она проскочила сначала китайцев из Keen Gaming (там были Eleven и Old chicken), а потом Newbee – бывший состав Forward Gaming с Quinn (он все еще был ccnc), Sneyking и Aui_2000 на тренере. Внезапные перуанцы в топ-8 – приятное впечатление от турнира!
Alliance – персонаж с самой интересной и душераздирающей историей. Нынешнему костяку Liquid – Micke, Boxi, Insania – тоже не хватило всего одной карты для попадания в верхнюю. Плей-офф начался с Bo1 против опасной RNG.
У Alliance был последний бан, а сразу после нужно было забирать героя. Капитан Insania замешкался и не успел запретить героя, кнопка «Ban» превратилась в кнопку «Pick», и Айден... пикнул Гирокоптера. И, разумеется, вылетел с турнира – самым обидным способом. Спустя год Айден рассказывал в интервью:
– А что насчет того пика Gyrocopter? Я все еще помню, с каким лицом Loda говорил про «забавный момент во время драфта».
– Как ни странно, эта ошибка спасла нашу команду. То есть на TI играет множество команд, и ты, попадая туда, понимаешь, что все закончится на какой-нибудь эмоциональной игре, или же кто-то сильно ошибется и его кикнут, потому что не будет доверия. Но из-за того, что мы проиграли из-за этой неудачи… В общем, мы просто не забанили героя до конца таймера, и это стало нашим оправданием. Все началось с обвинения меня, а в итоге виноваты оказались мы все. Мы свалили вину за поражение не на кого-то, а на сам факт, что мы пикнули Gyrocopter.
Не допусти я эту ошибку, мы, быть может, выиграли бы карту или серию, но проиграли в следующем раунде. Это поражение даже сильнее могло ударить по нам.
Спустя год я понимаю, что это пошло нам на пользу. Хоть мы и не прошли дальше по сетке, но я стараюсь видеть во всем хорошее. Мы остались одной командой, я доверяю им, а они мне. Эта ошибка хорошо нас сплотила.
Valve сделала из этого целый выпуск «Архивов The International». За лицом и голосом Айдена в момент рокового нажатия кнопки больно наблюдать до сих пор. Тогда впервые на большой сцене сработало важнейшее качество той Alliance и нынешней Liquid – общность. Парни друг за друга горой – и этот курьез сплотил их еще сильнее.
Пятое правило. Цитируйте оригинал
Зритель должен понимать – он смотрит обновленную итерацию знакомого кино, а не что-то принципиально новое. Это важно с точки зрения психологии – человек переносит уже прожитые эмоции на новый объект. В этот раз сценаристы Габена пустились во все тяжкие – наш главный герой прошел до финала абсолютно тот же путь, что и год назад. И опять изменились только акценты.
Первый матч в верхней сетке – против Newbee. Здесь был костяк прошлогодней VGJ.Storm – Yawar, Sneyking, MSS. В 2018 команда вынесла группу и выбирала себе соперника на первый матч плей-офф. Выбор между PSG.LGD и OG (команды из опен-квал) был очевиден: играть с китайцами – плохая идея. Кто же знал, что OG ничуть не лучше? В этот раз первое место в группе – у OG. И теперь она выбрала ту же команду – история повторяется с первой же игры.
Если в прошлый раз матч выдался очень сложным, пришлось камбекать и искать пути для победы, то в этот раз все совсем иначе. OG без шансов стерла Newbee 2-0 – вот вам и новое прочтение известной истории. Но то, как именно OG стерла противников, стоит обсудить отдельно.
Главное событие всей серии – керри-Висп от Аны на первой. OG решила задавить жиром – Бристл с Виспом под Омником должны были навалиться и тараном пробить врагов. На 27-й минуте эта троица коров уже бесилась под вражеским фонтаном. Pieliedie от бессилия написал «ok gg» – этот фарм под фонтаном мог продолжаться бесконечно.
Следующий соперник такой же, как в прошлом году – опять EG. И опять очень близкая и эмоциональная серия для OG. Да, парни отомстили Fly и s4 еще год назад, но если проиграть сейчас, мстить придется еще дважды. Простая арифметика.
На первой EG без единого шанса стерли OG – вынесли все три линии, побежали драться и спушили за полчаса. А вот две следующие карты – целиком под диктовку команды Нотейла. Главное, что запоминается на второй – настоящее издевательство над Артизи. За первые 10 минут Бабаев умер трижды, а нафармить смог только два ВБ – даже на сапог не наскреб. Пришлось уходить в лес, но туда за ним выдвинулись Топсон и Джеракс на Тини и Шейкере – парни совсем не давали Артуру продохнуть.
Джеракс отчетливо понимал что и зачем он делает, поэтому, когда он не мог убить ТБ, он просто не пускал его к лесным крипам, перекрывал входы в лес фиссурой и просто бесил канадца.
Сработало! Пока Артур боролся с ветряными мельницами в попытках заработать хоть что-то, Анатан на Войде жил припеваючи, набрал критическую массу и снес базу. Веселая игра для OG.
Третья – еще проще. Артур в тильте взял Антимага и не успел за темпом OG с Джаггером. База упала на 27:54. Пересмотрите хотя бы хайлайты этого Bo3 – вам понравится, гарантирую! Кстати, в этот раз рукопожатие Флая и Нотейла было самым обычным. История о предательстве и мести закончилась без лишней драмы – OG просто была лучше.
Если вы помните путь OG на TI8, вы должны понимать, кто стал следующим соперником на TI9. Конечно же, это PSG.LGD! Весь зал вопил в поддержку родной команды – и на первой карте окрыленные фанатами китайцы полетели удивлять – керри-Эмбер от Аме и мид-Гиро от Мейби испепелили OG. Вторая карта стала настоящим кошмаром и унижением уже для LGD – Ана дорвался до своего шикарного Алхимика – лучшую команду Китая спушили за 22 минуты.
Здесь родился еще один важный мем про OG – рука у уха Себа. Сразу после такой сокрушительной победы OG зал замолк, а Себастьян поймал момент и показал жест «я вас не слышу».
Вот, что рассказывал об этом он сам:
«Это было перед полностью китайской толпой – нас буквально буллили. На нас ухали, кричали «цао ни ма» [Кибер: в переводе с китайского – «совокуплялся с вашей матерью»]. Некоторые из них просто стояли и показывали нам средний палец. Вот насколько это было жестко. И когда мы растоптали их в игре, стадион затих. И я такой: «Что-то я вас не слышу, ребята».
Третья карта – снова Алхимик, снова Чен от Нотейла, снова легкая игра. Теперь на миде Тайдхантер от Топсона – с Дезолятором и Соларом. Ребята из OG прошлись по всем тем же соперникам, что и в прошлом году, и снова доскакали до финала.
Шестое правило. Не бойтесь удивлять
Произведение все-таки должно быть новым, как ни крути. Для того, чтобы сделать новым произведением сиквел, нужно удивлять и старыми трюками, и обманывать устоявшиеся ожидания зрителей.
Старый, но идеально рабочий трюк – анонс новых героев прямо во время Инта. Первой стала бабушка Snapfire:
А на следующий день нам представили Void Spirit, и с использованием дополненной реальности он даже появился на сцене и поговорил с публикой:
Разумеется, это было не все. Удивляли в первую очередь фавориты.
Одно из главных событий турнира конкретно для нашего региона – распад «Золотого состава» Virtus.pro. Если на прошлом Инте команда перестала играть после падения в нижнюю сетку, то на этом команда играть и не начинала. Да, вышла в верхнюю сетку с четвертого места. Но даже тогда VP уже не выглядела как команда. Первый соперник – LGD – третий год подряд, и второй год подряд VP без шансов улетела вниз. Даже здесь сценаристы цитируют оригинал.
А дальше – конец. Парни проиграли RNG, которая только что выбила Alliance с их Гирокоптером. Игра VP – нервная, ненадежная, безыдейная. А вылет закономерный – коллектив развалился изнутри. Наверное, важнейшую причину провала неосознанно выделил Рамзес:
«Когда нет игры, и ты, условно, едешь отдыхать, мы друзья. В Доте мы не друзья. Мы всегда друг с другом спорим, бывают конфликты, как и у всех. Мы команда».
И довольно осознанно выделял тренер Арзик:
«Virtus.pro – это команда невероятного эго. Эго на потолке. Из-за этого она думает, что если она занимает не первое место, значит, что-то не так, и надо найти someone to blame [виноватого].
Когда я пришел в команду, был разговор, что есть два лидера в команде – есть Рома и есть Леха. С Лехой якобы ничего не получилось, когда он являлся самым главным. Нужно отдать Рамзесу [лидерство]. А Леха бы держал это в себе, отошел бы в сторонку, просто играл, помогал где-то. Вот это один из тех случаев, когда человек ушел от своих принципов, и все провалилось».
А Соло подводил грустный итог:
«Мы не понимали, что нам никто не нужен извне в плане тренера или кого-то еще, потому что лучше, чем мы вряд ли кто-то игру понимает.
Я всегда был капитаном, но иногда драфтил Рамзес. И когда драфтил Рамзес, я был его тренером. А когда драфтил я, он был моим тренером: он помогал мне, приносил свои мысли, свои мнение по поводу того, как построена игра. И в этом была наша сила, на мой взгляд. Нам никто был не нужен. Ваня [ArtStyle] сыграл огромную роль в нашей команде, как друг, как психолог, как человек, который нас сплотил. Но путь, которым мы шли этот год... так не должно было быть. Я думал, что малой не полностью откажется от моей помощи».
Team Liquid после второго места на EPICENTER, последнем мейджоре сезона, ужасно сыграла группу. Седьмое место из девяти команд – непозволительное для одного из фаворитов и вообще-то главных героев. Но у Куро, как всегда, свой путь к мечте. Уже в плей-офф победы пошли одна за другой:
- Закрыли Fnatic Некрофосом;
- Закрыли TNC поломанной связкой Тайд-ТА;
- 80 минут рубились с RNG и победили с Арк Варденом;
- Закрыли EG Тинкером;
- Закрыли попытку повторить керри-Виспа от Secret Мипарем.
Видите, как часто встречается слово «закрыли»? Liquid была ровно такой командой – с бесконечным арсеналом ужасающе грязных ластпиков. После групп в Liquid уже совсем не верилось, а они долетели до финала нижней сетки вообще без отданных карт. И единственная, где они были по-настоящему близки к поражению, – рубка с RNG на изнеможение. А дальше ждала PSG.LGD...
Седьмое правило. Отвечайте на вопросы оригинала
PSG.LGD неслась за местью за обидный финал прошлого года, но напоролась на Liquid в финале нижней сетки. Этот Инт – лебединая песня LGD с Мейби и Fy, но Куро обязательно нужно было ее прервать. После хорошей первой карты от китайской команды больше она не показала ничего хорошего и была уничтожена на следующих двух.
Liquid проскочила в финал к OG, а мы готовились впервые увидеть двукратного чемпиона TI. Вопрос состоял лишь в том, у кого получится.
Главный вопрос финала – случайна ли прошлогодняя победа OG? Оказалось, что совсем нет. В отличие от прошлогоднего финала, здесь почти не было эпохальных событий. Был мощный Мипо от w33 и не байбекнувшийся Анатан на первой, рампага от Топсона на второй и еще две игры по 25 минут на третьей и четвертой. Все, что нужно помнить об этом финале – здесь еще раз был керри-Висп и Диффуз на Гирокоптере от Топсона. Про последнее Valve даже сняла очередные «Архивы TI».
True Sight этого Инта не показал нам почти ничего критически важного. Единственное – надлом Liquid к последней карте, когда команда отказалась от своего стиля и решила сыграть «как OG».
Восьмое правило. Сделайте цельное и законченное произведение
Этот TI дал нам лучшую команду в истории Доты. За тем, как OG сметала всех на этом Инте, было интересно смотреть, даже не открывая матчи других команд. Эта OG дала нам все: Течис против китайцев из VG в группе, керри-Висп, неподражаемые Топсон и Джеракс – тут даже MVP не выбрать. OG была настолько сильнее всех вокруг, что шутки про сценарий не выходят из головы даже спустя 4 года. Вот же Нотейл несет пачку бумаг – там-то точно прописано все от начала до конца:
OG мало того, что выиграла Инт дважды подряд, она еще и показала нам пример правильной команды друзей. Здесь каждый доверял каждому, люди всегда готовы друг друга поддержать, спасти и помочь. Такую ментальность команде Нотейла с Себом начали прививать еще в 2016 году, и за ближайшие три года коллектив стал величайшим.
После этого Инта мы больше не увидим привычных OG. Себ закончил карьеру, чтобы сфокусироваться на пабликах, но периодически возвращался – француза задевало, что кто-то может позволить себе даже мысль о том, чтобы победить OG. Нотейл сыграет еще один Инт и уедет растить двух очаровательных собачек в огромном доме в Лиссабоне. Джеракс закончит карьеру Дотера и неудачно вернется на несколько месяцев, чтобы окончательно перегореть. А Топсон... вы и сами видели, как он вылетел с TI12.
Девятое правило. Забудьте о трилогии
Это неподвластно даже таким волшебникам, как Себ и Нотейл. Да и Гейб Ньюэлл не оценит идею с тремя Аегисами.
* * *
На Аегисе кончилось место – некуда вписать имена победителей. Что делать?