«Компы» – любовь детства. Подвалы, мышки с шариками и ночные скидки
Дай жизьку сгонять!
В конце 90-х мало кто мог позволить себе компьютер. Счастливчик, у которого он появлялся, сразу же становился локальным стримером – у него дома собирался весь двор, чтобы посмотреть, как он играет, и дождаться своей очереди. А те, у кого таких друзей не было, ходили в компьютерные клубы – место силы для геймеров разных возрастов.
Первые «компы» появились в начале нулевых. Чаще всего это было подвальное помещение, в которое набивалось больше людей, чем самих компьютеров.
Компьютеры стояли на столиках из ДСП, которые можно сломать, неосторожно прикоснувшись. Иногда между мониторами стояли перегородки, чтобы игроки не подсматривали за позициями друг друга, если играли на одном сервере – а если кто-то замечал, что другой подглядывает, то ему могли и вломить. Хотя обычно наказание за «кемперство» или «крысу» было словесным.
Туалетов не было, зато были курилки – еще одно место силы. От духоты и клубов в непроветриваемом помещении слезились глаза, а запах навсегда въедался в одежду. Этот запах наверняка уже всплыл в вашей памяти – катки были потными во всех смыслах.
На фото нет ни одной клавиатуры с подсветкой – игроки катали на обычных офисных, с самой дешевой мышкой. Их дешевле всего заменить – некоторые таскали домой все, что не приколочено.
В самих клубах и около них обитали гопники – да, самые настоящие. Они отжимали у школьников мелочь на входе, а в самом клубе нудили над ухом: «Дай жизьку скатать».
Полиция тоже посещала клубы – но не для того, чтобы разогнать гопников, а чтобы найти малолетних прогульщиков. Админам приходилось самим разгонять тех, кто не играет, и следить за происходящим.
Админ – самый уважаемый человек клуба, все пытались подружиться с ним, чтобы получить дополнительные бесплатные полчаса – или сохранил сейв в игре к себе на комп.
Впрочем, для тех, у кого не было возможности тратить около 20 рублей за час, существовала ночная скидка – примерно с 11 вечера до 7-8 утра клуб набивался еще плотнее, чем днем. Поскольку админы опасались проверки полиции, клуб закрывали до самого утра вместе со всеми несовершеннолетними внутри.
Ночи хватало, чтобы наиграться в CS, Warcraft, Quake или Diablo. В синглплеерные игры было невозможно играть – во-первых, твой сейв удаляли после твоего ухода, а во-вторых, вокруг монитора собирались советчики, тычущие пальцами.
А если мозг отказывался думать по ночам, всегда можно было глянуть нарезку профи.
Почти все приходили в клубы с друзьями – так образовывались «кланы». Из этих кланов формировались непрофессиональные стаки и первые турниры для любителей. Самым популярным призом были бесплатные часы в этом же клубе – по словам легендарного игрока CS Хуча, это считалось хорошей наградой.
На турнирах собиралось так много желающих посмотреть, что все попросту не вмещались.
Историю киберспорта в России отсчитывают с момента основания первого в стране компьютерного клуба «Орки» – август 1996-го. Основатель клуба Михаил Ломидзе вспоминает, что именно там собирались игроки, хорошо игравшие в StarCraft – Asmo, Elisey, Ghost и Flash. На фото ниже – Ghost и Asmo.
Мышка с шариком, обычные наушники и офисная клавиатура – так тренировался лучший на тот момент старкрафтер из России.
Михаил считает закатом «Орков» 2001 год, когда интернет стал чуточку лучше, а компьютеры – дешевле и доступнее.
Спустя 20 лет бизнес переизобрели – сейчас владельцы делают упор на тренировки киберспортсменов самого разного уровня. Клубы стали чище и тише, но утратили шарм и атмосферу детства.
Когда вы в последний раз были в компьютерном клубе? Рассказывайте в комментариях.
глаза вываливались, но душа то радовалась;)
Эх, крутые времена были, рубали в основном в cs еще 1.5
Блин, на шариковых мышках, причем дешевских, на этих старых мониторах, от которых глаза через пару часов игры охреневали, но все было нипочем, ностальжи ;)
Вообще, я сейчас думаю и понимаю - выгодная тема! Родители например едут в отпуск, хотят и покувыркаться вдвоем, а клуб отличное место, где ребенок точно час-другой не будет вылазить)
Так вот, было там всегда людно, а цены - ну вы знаете как на море. Один час игры стоил как три часа в городском клубе. И что интересно, это как раз уже была эпоха новых технологий. Админы уже были монархами клуба, потому что у них на компе был софт, который автоматически блочил игру после истечения времени. Но и тут были свои "читы". Допустим, админ захотел в туалет/покурить/купить пива пойти. И вот он выходил, и особо хулиганистые игроки могли себе дорисовать лишний часок и играть. А админ особо не помнит у кого сколько, вот и не замечал. Тут главное было не наглеть))) Но конечно у админа всегда были какие-то шестерки, которые могли караулить в его отсутствие, чтобы никто такого не делал)
У меня кстати была неприятная история связанная с этим. Я только приехал на базу отдыха, бабушка дала денег на мороженое. Ну я решил их вложить в другое дело - поиграть в компы))) Не знакомый с ценовой политикой, я заплатил ему 2 гривны, в ожидании часа игры. А оказалось, что это будет всего 20 минут))) Я запустил PES 5, пока выбирал команды и состав, мое время попросту вышло)) Эпик фэйл. Такие дела вот)
Все намешано в кучу...
90-е и 2000-е в плане развития клубов - это просто две разные эпохи.
---
"Михаил считает закатом «Орков» 2001 год, когда интернет стал чуточку лучше, а компьютеры – дешевле и доступнее." - в это время клубы только раскрутились, а во многих городах и вовсе только начали появляться. Это в Москве может быть интернет "стал чуточку лучше". В других городах в эти годы нормально поиграть можно было исключительно в комп. клубах.
Hooch, который упоминается в статье, собственно играть начал только года с 2004 наверное.
---
Собственно весь нынешний киберспорт пошел именно с клубов.
Но в статье ни слова про легендарный питерский М19, клубная команда которого выиграла WCG 2002.
Забыты Karma, Cooler, Deadman и многие другие, хотя свой скилл они поднимали именно в клубах.
Про первые "крутые" клубы Flashback, VikaWeb, 4Game ни слова. В которых не просто были туалеты. Там специальные зоны уже были для командных игр и зрительские залы.
ASUS Open который проводился 4 раза в год - это все компьютерные клубы, хоть на региональном уровне, хоть на столичном.
Так, один из клубов сначала арендовал офисное помещение, но затем по каким-то причинам съехал...домой к хозяину. Да, ты приходишь к нему домой и у него там была большая комната с компами.
Кстати говоря, компы там были мощные по меркам того времени. Допустим, у меня и моих одноклассников были компы, но они могли не тянуть например ГТА Вайс Сити, тогда как в клубе игра шла без проблем, а объем жесткого диска позволял установить 8-10 игр на один комп, что выглядело поразительно на те времена.
Еще у нас в клубах была интересная и выгодная опция - диск на прокат. Ты платишь 1 гривну (хз сколько это в рублях), и даешь 10 гривен в залог. Берешь этот диск, идешь домой - устанавливаешь игру, возвращаешь и тебе дают обратно 10-ку. Профит! Правда, никто тебя не предупреждал, что игра может требовать диск в приводе всегда)))
А еще да, клубы были настоящим рассадником антисанитарии - заплеванные мониторы, грязнючие клавиатуры и помещение без каких-либо претензий на уют. Разве что пару-тройку постеров с видеоиграми могли наклеить. И запах, да....воняло сочетанием пота, курева и пива.
И конечно же всегда была толпа шакалов, которые вымаливали "дать сыграть один фраг".
Про админов помню тоже забавную историю. Они работали посменно, и бывали строгие админы, а бывали помягче. Так вот, с мягкими админами часто была история, когда она говорит время, а ты такой в ответ "сейчас уровень закончу, чтобы сохраниться или/сейчас фраг доиграем" и сидишь играешь, пока она за тебя не вспомнит. Но я так не делал, не правильно это было.
А еще помню был достаточно выгодный формат. Ты приходишь с другом, вы сбрасываетесь и садитесь вдвоем за один комп, и у вас тогда в два раза больше времени будет. Лайфхак)
Вроде бы все это звучит в какой-то мере убого сейчас, но для того времени это было классно, и мне приятно вспоминать те времена. ПК тогда были не так доступны, и нам школьникам был такой фан выпросить у родителей денег на 2 часа игры). В компьютерных клубах всегда было много эмоций - радость, слёзы, скандалы. Можно сказать, что в каждом клубе было свое коммьюнити и камерная атмосфера. Это своего рода был небольшой город, где ты узнавал о новых играх, новых песнях и бог его знает что еще)) А потом появился интернет, и по сути убил всё. Так оно и должно было случиться.