«Мужчина сказал: «Кто у нас выиграет, отсюда не уедет». Как менялся киберспорт – в интервью Хуча

Даниил Савкин узнал.

В 2001 году киберспорт официально признали спортом в России (через 5 лет решение отменили), а в 2002-м карьеру начал Дмитрий «Hooch» Богданов. Он видел все: зарождение киберспорта в уютных компьютерных клубах и его путь на большие стадионы. Именно об этом, в обратном хронологическом порядке, мы и поговорили на BetBoom LanDaLan. Обсудили:

● как дела у киберспорта сейчас и каким он был 10 лет назад;

● как Hooch приостанавливал карьеру ради «нормальной работы» и как с командой бегал от гопников;

● как получил в лицо за резкие слова и понял все.

– Как в целом можешь описать киберспорт сейчас?

– Киберспорт – это мейнстрим. Нравится, что все развивается семимильными шагами. Все больше и больше стадионов собирается. 

Единственное, я немного переживаю, что часто игроки в очень молодом возрасте получают большой успех и много денег. Не все с этим справляются. Понятно, что это не моя забота, но футбол показал, что такие люди потом попадают в реальность, в которой они уже больше не крутые игроки, и им тяжело. Мне кажется, нужно помогать молодым игрокам, чтобы у них всегда были рядом люди, которые могут подсказать. 

Не хватает организаций, которые регулируют правила. Те тенденции, что сейчас есть в CS – изменения РМР и подсчета очков – все-таки плохо влияют на сцену. Некоторые команды абузят правила и избегают матчей. Много шероховатостей, которые стоит пофиксить, но я считаю, что все решаемо.

Главное, Valve должна больше прислушиваться к комьюнити и игрокам, как делает Riot.

А так, я доволен, как развивается киберспорт.

– А он точно развивается, как, допустим, пять лет назад, а не просто вышел на какой-то уровень и дальше не двигается?

– Сложно оценивать. С моей точки зрения – турниров и людей на стадионах становится все больше и больше.

Наверное, просто сложно ждать такого же скачка, как пять лет назад. Это все равно, что сказать, что наука не развивается. Люди в 1961 году полетели в космос, и с этого момента ничего особо сильно не поменялось. Но движение идет. В какой-то момент киберспорт очень жестко скакнул, и, наверное, мы все ждем такого же следующего мува. Допустим, Олимпийские игры. Но всему свое время.

Киберспорт развивается, просто более планомерно, чем раньше.

– В чем главная проблема киберспорта в CS?

– Из-за новых правил сложно развиваться молодым организациям.

Ментальное здоровье. Куча примеров людей, которые потом с трудом себя находят в жизни. В какой-то момент они просто сталкиваются с таким ошеломляющим успехом, что не знают, как с ним справляться. 

– Что ждет киберспортивный CS в ближайшие лет 5-7? 

– CS навсегда. Игра очень понятная для всех.

Я надеюсь, что его ждет развитие. Мне кажется, больше нужно регулировать правила, чтобы все развивалось и появлялись новые организации. Чем больше организаций хороших будет, тем лучше будет для CS. А если игра станет франшизной лигой, будет не очень.

Я не против новых правил. Но надо, чтобы люди делали правильные выводы и исправляли ошибки. 

– Если бы тебя позвали в организацию типа ESIC, тебе было такое интересно?

– Я самого начала состоял в CSPPA, мне так и ни разу никто не написал.

Про ESIC сложно что-то хорошее сказать.

Чисто как альтруист – помочь комьюнити, конечно, готов. Но на практике все гораздо сложнее. Придется в это окунаться полностью и гнуть свою линию. Это все очень сложно, потому что я уверен, что каждый преследует свои интересы. И я не могу сказать, что ESIC создает впечатление организации, которая борется за права и честность. Какая-то очередная организация, которая что-то там считает. 

– Киберспорт 10 лет назад. Каким он был?

– Он уже был достаточно большим, проводили крупные турниры. Были меньше зарплаты и призовые.

В принципе, ничего особенного за 10 лет не поменялось. Просто сейчас больше денег и больше людей.

– Отношение за это время к киберспорту не поменялось? 

– Да, конечно, поменялось. Но уже и к тому моменту оно поменялось, на самом деле. Если брать отношение к киберспорту в 2005-м и 2015-м – вот реальная разница. Когда мы начинали и играли в профессиональных командах, это все было неизвестным и не очень правильным.

Сейчас все просто и прозрачно. Люди знают, что киберспорт позволяет достигать успеха, зарабатывать хорошие деньги и что это мейнстрим: это модно и показывают по телевизору, в игры играют футболисты и звезды.

– Когда ты приостанавливал карьеру, ты совсем не верил, что из киберспорта что-то получится?

– Скорее, по другим причинам. Мне очень сильно не понравилась CS:GO в первой ее версии. Плюс в семье мне сказали, что, может быть, пора заняться нормальной работой. Девушка, с которой я встречался, тоже так считала. Решение было принято не то что под давлением, но я просто поплыл по течению. Спустя полгода или чуть больше, поработав на обычной работе, я понял, что я занимаюсь не тем. И хоть многие мне говорили, что не стоит возвращаться, я принял обратное решение и ни капли о нем не жалею.

– Было страшно возвращаться?

– Да нет, было естественно. Было неестественно, когда я уходил из киберспорта. Я жил не свою жизнь, ту жизнь, которую хотели от меня окружающие. Это самое неприятное чувство, потому что я был абсолютно несчастлив. 

– Отношение близких ты быстро поменял? 

– А я просто сказал, что это мое решение, можете его принимать, можете не принимать. Каждый человек несет ответственность за свои поступки. Мы можем ошибаться и послушать кого-то, и близкие всегда желают лучшего, но очень важно делать то, что хочешь. Если бы я так не считал и не рассуждал, я бы вообще никогда не попал в киберспорт. 

– Было ли тогда в киберспорте что-то, чего сейчас уже нет?

– Я не думаю, что есть заметная разница. Хотелось сказать, что меньше ярких личностей, но наоборот, сейчас они тоже есть. Сейчас просто эра хороших парней. 

– Киберспорт, когда ты только пришел в CS. Ты вообще помнишь примерный период, когда в обиход вошли слова киберспорт и киберспортсмен?

– Я вот сейчас приехал домой и увидел диплом 2004 года, за чемпионат России по киберспорту. Уже это слово было.

– А Россия была первая страной, которая признала киберспорт спортом.

– Да, к сожалению, потом это решение отменили.

Так что понятию «киберспорт» уже много лет, около 30, мне кажется.

– Как это тогда воспринималось: прямо как спорт или как субкультура?

– Скорее, как субкультура, да. Сейчас это уже ответвление спорта.

Я на эту тему спорил со Шмурновым на телевидении. Мол, спорт – это тяжелая и легкая атлетика, футбол и так далее, а киберспорт – не спорт. Но спорт разный бывает. Многие думали, что нужно просто кнопки нажимать, но это же сложная вещь. Я не хочу вдаваться в подробности, думаю, читатели все прекрасно понимают.

Сейчас киберспорт – полноценный спорт. Ежемесячно проходят чемпионаты мира. Вопрос времени, когда состоится соответствующая олимпиада.

– Шмурнова удалось переубедить?

– Да, но не мне судить. Я понимаю людей старшего поколения. Футбол для меня тоже, безусловно, одна из важнейших игр в жизни. Я искренне люблю футбол. Я понимаю, почему он приводил такие доводы.

– Ты рассказывал, что твоя первая зарплата была 200 баксов. Что это были за деньги?

– 20 тысяч рублей как-никак. В любом случае, это были небольшие деньги, но все равно казалось чем-то невероятным получать их за любимое хобби, принести их домой и сказать: «Вот, я заработал». То есть это было таким заявлением для семьи: я к чему-то стремился, и наконец-то мой труд оплачивают.

– Ловил косые взгляды от друзей, которые не в теме?

– Конечно, постоянно. Я шел по району, и там все смеялись, что Митя играет в Counter-Strike. В лучшем случае это было с юмором. В лучшем случае. Чаще всего это были осуждения. 

Прошло время, нас показали по телевизору, отношение очень сильно изменилось. Спустя годы многие написали и признались, что им не стоило так себя вести.

– Что тебя заставляло продолжать этим заниматься? 

– Во-первых, мне очень нравилась игра. Во-вторых, так складывалось, что все время хотелось что-то доказывать.

На первом лане меня обманул чувак на вето. Я приехал и говорю, что мы знаем только одну карту. Он ее сразу и убрал.

Второй раз мы проиграли и кто-то сказал, что я плохой игрок. Мне снова захотелось доказать.

Мы стали подниматься, тиммейта позвали в команду получше, я за него порадовался. Он, когда пришел с крутыми парнями, стал меня подкалывать. Мне и ему хотелось доказать. Вот такая постоянная мотивация. 

Потом просто начало получаться. Хорошо получаться.

– Начало нулевых – кладезь забавных и трешовых историй из компьютерных клубов. Что первое приходит в голову?

– Турнир в Жуковском. Мы заняли второе место, первое – Virtus.prо. Перед награждением выхожу на улицу покурить, а там стоит большая фура. За ней люди, спрашивают: «А что, там турнир какой-то проходит?» Я кошу под дурачка: «Да, вроде турнир какой-то». Но понимаю, для чего они тут.

Мы получили деньги и побежали к маршрутке, эти даже не успели понять.

Такого много было.

Был турнир на Ленинском проспекте. Есть команда Forze – она до сих пор существует, а тогда еще была команда Borze. В начале турнира болельщик или друг этой команды, мужчина с рыжей бородой и в пальто, сел и сказал: «Кто выиграет у нашей команды, тот отсюда не уедет». Некоторые команды сразу уехали, другие решили проверить, правду он говорит или нет. Оказалось, правду. 

Было немножко страшно, но как-то все это мы переживали. Время такое было, как говорят сейчас, время такое было. 

– То есть гопники целенаправленно приходили к клубам, откуда такая ненависть?

– Мне кажется, дело не в том, что они не любили киберспортсменов, а в том, что просто для них это было возможностью наживиться на халяву.

– По чему ты ностальгируешь с тех времен?

– Любой человек ностальгирует по хорошим временам, когда он был помоложе. Мы были дружны, у нас не было много денег, были поездки классные. Со 100 рублей в кармане мы делили одну бутылку колы и батон хлеба на всех. Новых друзей я повстречал благодаря киберспорту. Была какая-то романтика. 

Но ностальгировать пока еще рановато, все впереди.

– Чем отличаются поколение киберспортсменов? 

– Ты знаешь, здесь можно вечную тему прогонять, что мы были не такими. 

Я уже сказал, что сейчас эра хороших парней. А тогда была эра плохих парней.

У нас была хорошая школа жизни. Если ты что-то говоришь, ты должен за это отвечать. Мне кажется, вот этого сильно не хватает молодому поколению. Но, повторюсь, что сейчас у нас ребята хорошие появились, воспитанные, благодарные и так далее. 

Детям важно в лагеря ездить, заниматься в кружках, чтобы понимать ценность слов, ценность денег.

– Воспитание улицы, получается?

– В том числе. Ну, нельзя говорить: «Мы росли на улице». Не так. Просто мы понимали, что за словами идут последствия.

– Ты сразу понял, что за словами идут последствия, или был какой-то поворотный момент? 

– Мне очень четко и ясно объяснили это несколько раз. Я благодарен всем этим ситуациям.

Был показательный момент, когда я почувствовал, что я очень крутой игрок. Мне написали на сайте, что я один из самых талантливых. Я приехал в клуб, вел себя максимально эгоистично и некрасиво по отношению к своей команде и к капитану. Оскорбил его. Он мне прописал в бровь. Пока меня везли в травмпункт, я все осознал. Когда спросили, что случилось, я сказал, что я упал.

– Не хотел сдавать его? 

– Нет, потому что я сам был виноват. Я не говорю, что насилие должно присутствовать в воспитании. Я к тому, что все мы учимся на своих ошибках. Тогда нужно было отвечать за слова и поступки. И это хорошая вещь.

А так, любое поколение будет говорить, что вот, мы были не такими. Я этим заниматься не буду.

– Мне кажется, люди, которые в киберспорте давно, легко находят общий язык с молодежью. Взять твоего ровесника из любой другой сферы, ему будет гораздо сложнее общаться с 15-20 летними.

– Мне вчера племянница сказала, что я дядя тинейджер. С одной стороны, это комплимент, с другой – наверное, может кого-то задеть. Я считаю, что нужно развиваться и поддерживать связь с молодежью. Это абсолютно естественно. Как мы заряжаемся более молодыми, так они набираются опыта от нас. 

Соглашусь с твоим тезисом. У нас есть вещи, которые мы можем обсудить. Я читал, что сейчас многие родители находят связь со своими детьми как раз через компьютерные игры. Хобби наши меняются, и надо находить новые точки соприкосновения. 

– Можешь выделить ключевое событие, которое изменило киберспорт? 

– В российском киберспорте определенно – помощь и участие в процессах Мурада Жумашевича Арбалета. 

Второе – мейджоры в CS. Когда появился Инт, каэсеры чувствовали себя обделенными, а первые мейджоры дали сильный толчок. 

– Какой Арбалет в общении? 

– Нельзя говорить – простой. Абсолютно естественный успешный человек, который не ставит себя выше других. Он делился с нами житейскими советами. Я ему безразмерно благодарен.

* * *

– Мы на BetBoom LanDaLan. В названии – отсылка к аниме. Как у тебя дела с этим жанром?

– Да. я слышал, что это аниме. 

Я люблю и смотрю, но не так часто. Люблю старое. У Хаяо Миядзаки почти все пересмотрел. Из последнего – «Атака титанов», «Блич», «Охотник х Охотник». «Наруто» начинал смотреть.

Что сейчас с Perfecto? Вернулся спустя 10 месяцев и все еще хорош

Телеграм-канал Дани Савкина

Телеграм-канал Хуча

+11
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости