7 мин.

«Камбэк»: возвращение в нулевые, а Александра Петрова – к драмам

Бродяга ищет дом под песни Дельфина.  

4 октября на «Кинопоиске» вышли первые эпизоды сериала «Камбэк». В нем Александр Петров играет бездомного с амнезией по прозвищу Компот, оказавшегося на улицах Нижнего Новгорода. Найти путь домой и вспомнить прошлое ему помогут ребята из местной школы. 

Над сериалом работал целый кластер опытных авторов: писатель Алексей Иванов («Пищеблок»), шоураннер «Полицейского с Рублевки» Илья Куликов, сценарист «Перевала Дятлова» на Premier Василий Внуков, постановщик «Территории» Динар Гарипов и продюсеры «Мир! Дружба! Жвачка!». Новое шоу с таким составом – событие, которое на экране возглавляет депрессивный Петров в обстановке 2000-х. 

Рассказываем, каким получилось возвращение в нулевые, а ведущего актера – к драмам.

Главное о сериале «Камбэк»

  • Где смотреть: «Кинопоиск»

  • Дата выхода: 4 октября 2025 года

  • Жанр: драма, криминал

  • Режиссер: Динар Гарипов («Территория», «Прелесть»)

  • В ролях: Александр Петров («Звоните ДиКаприо!»), Василиса Коростышевская («Цветы жизни»), Илларион Маров («Поедем с тобой в Макао»), Хетаг Хинчагов («Дети перемен»), Григорий Столбов («Кибердеревня»), Алексей Чадов («Игра на выживание»), Нигатив («Хрустальный»)

  • О чем сериал: компания школьников пытается восстановить прошлое бездомного

Будет погибать молодым: о чем сериал

Нижний Новгород начала 2000-х. Юные миллениалы после уроков заслушивают пятый альбом Дельфина, копят на Nikon D70 и бесцельно шляются меж гаражей и заброшек, пиная пивные банки по дороге в кинотеатр на «Ван Хельсинга». Родители тем временем выходят на вторую смену или спускают зарплату в игровых автоматах – все это под архивный телерепортаж о рекордном росте доллара до 29 рублей. На других концах страны – траур по Беслану, циклоны на Сахалине и пожар в здании столичного Манежа в день президентских выборов. 

Где-то в этом историческом слепке раздетый мужчина приходит в сознание у подлеска в Нижегородской области – с простреленной головой и без памяти. Так завязывается «Камбэк» – не столько возвращение Александра Петрова к серьезной драматической роли после «Текста», сколько поклон фактурным нулевым. 

Атмосфера со знакомыми декорациями становится фоном для взросления школьной компании. За выручку в гопнической передряге та помогает вспомнить путь домой или хотя бы собственное имя Компоту – обездоленному герою Петрова, которого прозвали так за подкорм у столовой поварихи.

В разношерстный по социальным и школьным классам круг входят:

  • Компот (Александр Петров) – бездомный с затуманенным прошлым, боевыми рефлексами и смутными воспоминаниями о ребенке.

  • Даша (Василиса Коростышевская) – темпераментная старшеклассница-фотограф с дурной репутацией. Живет с пьющей матерью. 

  • Олег (Григорий Столбов) – тихий и воспитанный мальчик, жертва буллинга и гиперопеки мамы. Увлекается музыкой.

  • Птаха (Хетаг Хинчагов) – бойкий хулиган, живущий «по понятиям» из-за влияния отсидевшего отца. Лудоман, но готов всегда выручить.     

  • Юра (Илларион Маров) – крутыш из обеспеченной семьи милиционера и предпринимательницы. Конфликтует с друзьями из-за финансовой дистанции.

Распутает ли Компот за тоненькую ниточку обрывки своей утерянной жизни с взаимной подмоги новоприобретенных друзей – еще увидим. 

За первые два эпизода вместе с Дашей они гуляют по коллекторам, ночлежкам и трогательно зависают под мостом с початым батоном и философскими диалогами. Зрителя погружают в нетуристический Нижний Новгород нулевых и семейные драмы под узнаваемые саундтреки той эпохи: ремикс на «Буду погибать молодым» в заставке и щемящая душу «Весна» Дельфина на фоне. И с явными отсылками – от цитирования «Бригады» до обсуждения «Последнего героя» с Сергеем Бодровым. 

Но не все относятся к Компоту так же тепло, как Даша. Неспроста темный город дышит отголосками 90-х: по улицам снует приблатненная шпана с ножами в карманах олимпийки, а взрослые скатываются вниз по социальной лестнице – родители действующих лиц тоже. 

В таком мире спасение одного бомжа может послужить эффектом домино для нескольких судеб – главных героев так точно. 

📌 Все про кино, сериалы и поп-культуру – в нашей телеге. Подпишись!

Последний герой: плюсы сериала

Петров играет комплексного персонажа на стыке Гарри Дюбуа из Disco Elysium и Венички Ерофеева со страниц «Москва – Петушки», на которого сам же ссылается. Его Компот – и моральный камертон для подростков и символ неочернухи российского миллениума. Но, в отличие от схожих по судьбе героев нулевых у Быкова («Лихие») и Сигарева («Жить»), жизнь Компота не смогли оборвать ни пуля в череп, ни злоупотребление водкой. Бродяга хранит загадку: возможно, в забытом прошлом он был не только жертвой, но и зачинщиком. 

Есть у актера что-то такое едва уловимое и противоречивое под слоем грима – взгляд грустной собаки с обочины. И пока он не разгадан, невозможно оторваться от истории.

«Камбэк» – это любовное письмо нулевым внутри криминальной драмы об обездоленных и сбившихся с пути. А для Петрова еще и проверка на профпригодность: малейшая фальшь – и зритель мгновенно разглядел бы под бородой и обносками лощеного артиста с кипой однобоких образов в портфолио.

Но за первые серии этого не случилось – наоборот, Компот стал одной из самых убедительных ролей в карьере актера (о чем говорит сам).        

Петрову стоит и дальше обращаться к своему внутреннему Гарри Дюбуа: обнуленному, грустному и не рвущемуся захватить каждый кадр. Вместо этого он аккуратно играет на нюансах, отсиживаясь в тени – подобно его прототипам из реальности. Такой образ работает на глубину и, возможно, именно он откроет актеру новые драматические перспективы – продюсерам есть повод задуматься о звезде «Полицейского с Рублевки» в экранизации тех же «Москва – Петушки». Теперь это не звучит дико. 

После просмотра «Камбэка» вы вряд ли сможете пройти мимо какого-нибудь бродяжки на вокзале, не вспомнив того самого Компота – человека, нуждающегося в помощи. И будто не прошло этих двадцати лет: эпоха снова выталкивает на обочину обездоленных, лишенных крова и собственного «я» людей. 

Сериалу удается показать эту социальную сломленность и сделать ее зрителю близкой, убрав баррикады между ними – вот бездомная выхаживает собачек и грезит о работе в парикмахерской, а вот сам Компот катает омраченную Дашу на карусели.

Мы обязательно встретимся: стоит ли смотреть сериал?

В совокупности с проработанным аудиовизуальным рядом и цепляющими главными героями на фоне неоднозначного среза времени «Камбэк» становится сериалом-событием, за которым хочется следить. Как и узнать, что случилось той роковой ночью с Компотом. Да и куда вообще путь заведет этих детей?

Парадоксально, но наблюдать за залязганными нулевыми даже интереснее, чем за набившими оскомину 90-ми: первые еще не так затерты в сериальной культуре, поэтому «Камбэк» выглядит свежо и узнаваемо. И звучит так же – синтезаторные нотки в стиле Mujuice из «Мир! Дружба! Жвачка!» наводят ностальгическую тоску при взгляде на отрывающего от сигареты фильтр героя.

Эта хандра вплетена в наш культурный код, а «Камбэк» ее искусно ловит – каждой панорамой над замызганным районом или отблеском печальных глаз Компота. Но не были 2000-е так всецело унылы: были и пицца с блокбастерами – о чем сериал знает.     

И вряд ли любой уроженец того периода останется равнодушным к этой картине.

* * *